Практикум по теме "Познание"

  • doc
  • 25.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Практикум по теме «Познание».doc

Практикум  по теме «Познание».

 

Че­ло­век не может су­ще­ство­вать в мире, не на­учив­шись в нем ори­ен­ти­ро­вать­ся. Ори­ен­та­ция за­ви­сит от спо­соб­но­сти людей адек­ват­но по­сти­гать мир, со­от­но­ся зна­ния о мире и зна­ния о себе. По­это­му во­прос по­зна­ния яв­ля­ет­ся одним из самых фи­ло­соф­ских. По­зна­ние в пер­вом при­бли­же­нии можно опре­де­лить как со­во­куп­ность про­цес­сов, обес­пе­чи­ва­ю­щих че­ло­ве­ку воз­мож­ность по­лу­чать, пе­ре­ра­ба­ты­вать и ис­поль­зо­вать ин­фор­ма­цию о мире и о себе. Те яв­ле­ния или про­цес­сы, на ко­то­рые на­прав­ле­на по­зна­ва­тель­ная ак­тив­ность людей, при­ня­то на­зы­вать объ­ек­том по­зна­ния. Тот, кто осу­ществ­ля­ет по­зна­ва­тель­ную де­я­тель­ность, об­ре­та­ет ста­тус субъ­ек­та по­зна­ния. Субъ­ек­том по­зна­ния может быть ин­ди­вид, груп­па, об­ще­ство в целом. Таким об­ра­зом, по­зна­ние — это спе­ци­фи­че­ская форма вза­и­мо­дей­ствия субъ­ек­та и объ­ек­та по­зна­ния, ко­неч­ной целью ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся по­лу­че­ние ис­ти­ны, обес­пе­чи­ва­ю­щей осво­е­ние объ­ек­та с уче­том по­треб­но­стей субъ­ек­та...

 От­сю­да не­об­хо­ди­мость ис­сле­до­вать ме­ха­низм вза­и­мо­свя­зи, ко­то­рый воз­ни­ка­ет между по­лу­ча­ю­щим зна­ние субъ­ек­том и объ­ек­том как ис­точ­ни­ком зна­ния, между субъ­ек­том и зна­ни­ем, между зна­ни­ем и объ­ек­том...

 При рас­смот­ре­нии про­бле­мы вза­и­мо­свя­зи между субъ­ек­том и зна­ни­ем воз­ни­ка­ет ком­плекс во­про­сов. От­ча­сти они воз­ни­ка­ют в связи с осво­е­ни­ем субъ­ек­том уже на­ра­бо­тан­но­го зна­ния (мо­но­гра­фии, схемы, фор­му­лы, таб­ли­цы и т.п.). Осво­е­ние го­то­во­го зна­ния имеет свою спе­ци­фи­ку, и по­след­няя за­да­ет субъ­ек­ту по­зна­ния свои «пра­ви­ла игры».

 Кроме того, в от­но­ше­нии между субъ­ек­том и зна­ни­ем воз­ни­ка­ет про­бле­ма оцен­ки зна­ний со сто­ро­ны субъ­ек­та, опре­де­ле­ния их адек­ват­но­сти, пол­но­ты, до­ста­точ­но­сти для ре­ше­ния кон­крет­ной про­блем­ной си­ту­а­ции.

И на­ко­нец, есть свои про­бле­мы и в от­но­ше­нии между зна­ни­ем и объ­ек­том как ис­точ­ни­ком этого зна­ния. Это во­про­сы ис­ти­ны зна­ния, ее кри­те­рия. Вся­кое зна­ние все­гда есть зна­ние о кон­крет­ном объ­ек­те. В связи с этим воз­ни­ка­ет во­прос о до­ста­точ­но­сти ос­но­ва­ний для осу­ществ­ле­ния пе­ре­хо­да от «смут­но­го» вос­при­я­тия объ­ек­та к ра­ци­о­наль­ным вы­во­дам от­но­си­тель­но объ­ек­та, пе­ре­ход от субъ­ек­тив­но­го к объ­ек­тив­но­му. (И,И, Каль­кой, Ю.А. Сан­ду­лов)

 Вопрос 1

Какие два опре­де­ле­ния по­зна­ния дают ав­то­ры?

Вопрос 2.  Как ав­то­ры опре­де­ля­ют субъ­ект по­зна­ния? Какие три субъ­ек­та по­зна­ния они на­зы­ва­ют?
Вопрос 3.  Какие два ас­пек­та связи субъ­ек­та и зна­ния вы­де­ля­ют ав­то­ры? Про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром каж­дый из них.

Вопрос 4.  В тек­сте го­во­рит­ся о во­про­сах ис­ти­ны зна­ния, ее кри­те­рия как про­бле­мы в от­но­ше­нии между зна­ни­ем и объ­ек­том. С опо­рой на зна­ния курса, на­зо­ви­те любые из­вест­ные вам три кри­те­рия ис­ти­ны.

 

Возможные критерии ответов:

1. Какие два опре­де­ле­ния по­зна­ния дают ав­то­ры?

Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие опре­де­ле­ния:

 

1) со­во­куп­ность про­цес­сов, обес­пе­чи­ва­ю­щих че­ло­ве­ку воз­мож­ность по­лу­чать, пе­ре­ра­ба­ты­вать и ис­поль­зо­вать ин­фор­ма­цию о мире и о себе;

2) спе­ци­фи­че­ская форма вза­и­мо­дей­ствия субъ­ек­та и объ­ек­та по­зна­ния, ко­неч­ной целью ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся по­лу­че­ние ис­ти­ны, обес­пе­чи­ва­ю­щей осво­е­ние объ­ек­та с уче­том по­треб­но­стей субъ­ек­та.

 

Вопрос 2.  Как ав­то­ры опре­де­ля­ют субъ­ект по­зна­ния? Какие три субъ­ек­та по­зна­ния они на­зы­ва­ют?

В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны быть при­ве­де­ны сле­ду­ю­щие эле­мен­ты:

 

1) опре­де­ле­ние: тот, кто осу­ществ­ля­ет по­зна­ва­тель­ную де­я­тель­ность, об­ре­та­ет ста­тус субъ­ек­та по­зна­ния;

2) на­зван­ные субъ­ек­ты по­зна­ния: ин­ди­вид, груп­па, об­ще­ство в целом.

 

Вопрос 3.  Какие два ас­пек­та связи субъ­ек­та и зна­ния вы­де­ля­ют ав­то­ры? Про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром каж­дый из них

 

Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты:

 

1) два ас­пек­та связи: осво­е­ние субъ­ек­том уже на­ра­бо­тан­но­го (го­то­во­го) зна­ния и оцен­ка зна­ний со сто­ро­ны субъ­ек­та, опре­де­ле­ние их до­ста­точ­но­сти для ре­ше­ния кон­крет­ной про­бле­мы;

2) при­ме­ры, до­пу­стим:

— школь­ник изу­ча­ет от­кры­тые Нью­то­ном за­ко­ны;

— уча­щи­е­ся про­во­дят опыты по вы­ра­щи­ва­нию рас­те­ний, для чего на каж­дом этапе они опре­де­ля­ют, какие зна­ния им не­об­хо­ди­мы и до­ста­точ­ны.

 

Вопрос 4.  В тек­сте го­во­рит­ся о во­про­сах ис­ти­ны зна­ния, ее кри­те­рия как про­бле­мы в от­но­ше­нии между зна­ни­ем и объ­ек­том. С опо­рой на зна­ния курса, на­зо­ви­те любые из­вест­ные вам три кри­те­рия ис­ти­ны.

По­яс­не­ние.

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть при­ве­де­ны кри­те­рии:

 

1) об­ще­ствен­ная прак­ти­ка (тот или иной вид по­зна­ния имеет в ка­че­стве кри­те­рия ис­ти­ны со­от­вет­ству­ю­щую имен­но ему форму прак­ти­ки: обы­ден­ная прак­ти­ка, на­блю­де­ние, экс­пе­ри­мент и т. д.);

2) фор­маль­но-ло­ги­че­ский кри­те­рий (при­ме­ня­ет­ся в тех усло­ви­ях, когда нет воз­мож­но­сти опе­реть­ся на прак­ти­ку; на­при­мер, вы­яв­ле­ние ло­ги­че­ских про­ти­во­ре­чий в ма­те­ма­ти­че­ских рас­суж­де­ни­ях);

3) не­про­ти­во­ре­чи­вость тем зна­ни­ям, чья ис­тин­ность уста­нов­ле­на.

Могут быть при­ве­де­ны кри­те­рии ис­ти­ны в дру­гих фор­му­ли­ров­ках.

 

 

 

 


Посмотрите также