Практикум по теме «Познание».
Человек не может существовать в мире, не научившись в нем ориентироваться. Ориентация зависит от способности людей адекватно постигать мир, соотнося знания о мире и знания о себе. Поэтому вопрос познания является одним из самых философских. Познание в первом приближении можно определить как совокупность процессов, обеспечивающих человеку возможность получать, перерабатывать и использовать информацию о мире и о себе. Те явления или процессы, на которые направлена познавательная активность людей, принято называть объектом познания. Тот, кто осуществляет познавательную деятельность, обретает статус субъекта познания. Субъектом познания может быть индивид, группа, общество в целом. Таким образом, познание — это специфическая форма взаимодействия субъекта и объекта познания, конечной целью которого является получение истины, обеспечивающей освоение объекта с учетом потребностей субъекта...
Отсюда необходимость исследовать механизм взаимосвязи, который возникает между получающим знание субъектом и объектом как источником знания, между субъектом и знанием, между знанием и объектом...
При рассмотрении проблемы взаимосвязи между субъектом и знанием возникает комплекс вопросов. Отчасти они возникают в связи с освоением субъектом уже наработанного знания (монографии, схемы, формулы, таблицы и т.п.). Освоение готового знания имеет свою специфику, и последняя задает субъекту познания свои «правила игры».
Кроме того, в отношении между субъектом и знанием возникает проблема оценки знаний со стороны субъекта, определения их адекватности, полноты, достаточности для решения конкретной проблемной ситуации.
И наконец, есть свои проблемы и в отношении между знанием и объектом как источником этого знания. Это вопросы истины знания, ее критерия. Всякое знание всегда есть знание о конкретном объекте. В связи с этим возникает вопрос о достаточности оснований для осуществления перехода от «смутного» восприятия объекта к рациональным выводам относительно объекта, переход от субъективного к объективному. (И,И, Калькой, Ю.А. Сандулов)
Вопрос 1
Какие два определения познания дают авторы?
Вопрос
2. Как авторы
определяют субъект познания? Какие три субъекта познания они называют?
Вопрос 3. Какие два аспекта связи субъекта и знания выделяют
авторы? Проиллюстрируйте примером каждый из них.
Вопрос 4. В тексте говорится о вопросах истины знания, ее критерия как проблемы в отношении между знанием и объектом. С опорой на знания курса, назовите любые известные вам три критерия истины.
Возможные критерии ответов:
1. Какие два определения познания дают авторы?
Правильный ответ должен содержать следующие определения:
1) совокупность процессов, обеспечивающих человеку возможность получать, перерабатывать и использовать информацию о мире и о себе;
2) специфическая форма взаимодействия субъекта и объекта познания, конечной целью которого является получение истины, обеспечивающей освоение объекта с учетом потребностей субъекта.
Вопрос 2. Как авторы определяют субъект познания?
Какие три субъекта познания они называют?
В правильном ответе должны быть приведены следующие элементы:
1) определение: тот, кто осуществляет познавательную деятельность, обретает статус субъекта познания;
2) названные субъекты познания: индивид, группа, общество в целом.
Вопрос 3. Какие два аспекта связи субъекта и знания выделяют авторы? Проиллюстрируйте примером каждый из них
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) два аспекта связи: освоение субъектом уже наработанного (готового) знания и оценка знаний со стороны субъекта, определение их достаточности для решения конкретной проблемы;
2) примеры, допустим:
— школьник изучает открытые Ньютоном законы;
— учащиеся проводят опыты по выращиванию растений, для чего на каждом этапе они определяют, какие знания им необходимы и достаточны.
Вопрос 4. В тексте говорится о вопросах истины знания, ее критерия как проблемы в отношении между знанием и объектом. С опорой на знания курса, назовите любые известные вам три критерия истины.
Пояснение.
В правильном ответе могут быть приведены критерии:
1) общественная практика (тот или иной вид познания имеет в качестве критерия истины соответствующую именно ему форму практики: обыденная практика, наблюдение, эксперимент и т. д.);
2) формально-логический критерий (применяется в тех условиях, когда нет возможности опереться на практику; например, выявление логических противоречий в математических рассуждениях);
3) непротиворечивость тем знаниям, чья истинность установлена.
Могут быть приведены критерии истины в других формулировках.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.