Урок
обществознания в 5 классе.
Тема: Практикум по теме «Семейное хозяйство»
Тип урока: практикум по теме «Семейное хозяйство», урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Цели и задачи:
1.Систематизировать и обобщить знания учащихся по
теме «Семейное хозяйство»
2.Способствовать развитию умения анализировать
простейшие ситуации, связанные с семейным хозяйством, мерами государственной
поддержки семейного хозяйства.
3. Расширять опыт решения познавательных и практических задач по
изучаемой теме.
4.Содействовать развитию умения выполнять и
защищать проектные работы.
5. Развивать следующие при выработке общего
решения в совместной деятельности; умение адекватно использовать речь для
планирования и регуляции своей деятельности; умение работать в группе; умение
оценивать групповую работу.
Предполагаемые универсальные учебные
действия:
Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений, анализируют ситуации, выполняют проектные работы, высказывают аргументированную точку зрения, грамотно используют изученные понятия.
Коммуникативные: умение учитывать различные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве, взаимодействуют в ходе совместной работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу.
Основные понятия: семья, виды семей, рачительный хозяин, хобби, потребности, семейные ресурсы.
План:
I. Вводная часть урока (мотивация, проблема)
II. Основная часть
Информационный блок:
1. Тестирование
2. Защита мини – проектов
3. Работа в группах
III.
Аналитический блок.
Материалы: раздаточный материал для индивидуальной и групповой работы.
I Вводная часть.
1. Мотивация
2. Проблема: Самый спорный вопрос в семье – что
должен делать каждый ее член? Как
распределить домашние обязанности: поровну, по желанию, по силам или
способностям? Можно ли облегчить домашний труд? Что ты можешь сделать своими
руками для удобства и уюта в доме?
II Основная часть.
1. Информационный блок.
А) тестирование (индивидуальное задание)
Тестирование по теме «Семейное хозяйство» 5
класс
1. Семья отличается от любого другого коллектива тем, что её
члены:
А) обмениваются результатами деятельности Б) ведут общее
хозяйство
В) выполняют работу по специальности
Г) преобразуют окружающий мир в интересах
человека
2. К правам ребенка в семье относится право:
А) свободно распоряжаться имуществом родителей Б)
выбора способа воспитания
В) на заботу родителей о себе Г)
собственности на доходы, полученные родителями
3. Термин экономика пришел к нам из:
А) Греции Б) Древнего Рима В) Древнего Египта Г)
это русское слово
4. Физиологические потребности будут
удовлетворены в ходе:
А) совместного труда Б)
совместного занятия спортом
В) совместного проведения досуга Г)
совместного проживания
5. Верны ли следующие суждения о хозяине дома?
А) Хозяин заботится о порядке в доме, распределяет ресурсы
семьи и обязанности домочадцев.
Б) Главная забота хозяина дома – воспитание
ответственности у детей.
1) верно только А 2)
верно только Б 3) верно только А и Б 4)
нет верного ответа
6. Старательный, усердный в исполнении дел человек, разумно бережливый –
А) расточительный хозяин
Б) жадный хозяин
В) рачительный хозяин
Г) экономный хозяин
7. Продолжите предложение:
Запасы средств, используемых для ведения домашнего хозяйства,
называются….
8. Деятельность, направленная на достижение практически полезного результата
–
А) игра Б) труд
В) творчество Г) учеба
9. Установите соответствие:
А) материальные ресурсы
Б) трудовые ресурсы
В) финансовые ресурсы
1) пенсия бабушки
2) мелкий ремонт мебели
3) письменный стол
4) стипендия брата
5) холодильник
Б) Защита мини – проектов: «В каких пословицах и поговорках народ выразил свое отношение к труду, трудолюбию, хозяину дома? Какие пословицы учат разумно вести домашнее хозяйство? (записать пословицы и поговорки, проиллюстрировать рисунками – домашнее задание).
В) Работа в группах.
Задание: прочитайте задания, подготовьте устный
ответ. Работу в группе распределите самостоятельно.
1 группа
Выполните задания:
1) У дяди Федора есть дом в деревне Простоквашино и квартира в городе. В чем разница между этими жилищами? В чем преимущества и недостатки проживания в каждом из этих домов? Сравни домашнее хозяйство городского и сельского жителя?
2) Сформулируй свои правила ведения домашнего хозяйства.
2 группа
Выполните задания:
1) Костя
пригласил на свой день рождения восемь одноклассников. Помоги ему составить
меню и рассчитать стоимость праздничного обеда.
Праздничный обед
Закуски |
Основное блюдо |
Десерт |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Стоимость - ? |
Стоимость - ? |
Стоимость - ? |
Итого - ?
2) если из крана течет вода даже по
каплям, то за месяц уходит зря 400 литров воды. 60 кг макулатуры сохраняют от
вырубки одно дерево.
Предложите способы бережного, хозяйского
отношения к использованию воды, электроэнергии, продуктов питания, одежды в
быту.
3 группа
Выполните задания:
1) В предложенном перечне выдели предметы первой необходимости и
предметы роскоши: телевизор, джинсы, настенные часы, холодильник,
видеомагнитофон, книги, посудомоечная машина, хрустальная люстра, компьютер,
комнатные цветы.
2) В семье вашего одноклассника кроме родителей,
есть трехлетний брат и бабушка. Какую помощь в обслуживании себя младшим и
пожилым он может оказать? Помогите ему составить возможный перечень дел.
III.
Аналитический блок
- выступление групп, общее обсуждение
IV. Заключительная часть
1.Подведение итогов.
2. Оценивание
- оцените работу группы в целом
- оцените свою работу в группе
3. Домашнее задание
- Выполни проект: «Экономия семейных ресурсов»:
определи, на чем можно сэкономить».4. Рефлексия Продолжите
фразу: Я научился…
Мне было трудно… Мне
понравилось…
Тест по теме «Семейное хозяйство»
1. Семья отличается от любого другого коллектива тем, что её
члены:
А) обмениваются результатами деятельности
Б) ведут общее хозяйство
В) выполняют работу по специальности
Г) преобразуют окружающий мир в интересах
человека
2. К правам ребенка в семье относится право:
А) свободно распоряжаться имуществом
родителей
Б) выбора способа воспитания
В) на заботу родителей о себе
Г) собственности на доходы, полученные
родителями
3. Термин экономика пришел к нам из:
А) Греции
Б) Древнего Рима
В) Древнего Египта
Г) это русское слово
4. Физиологические потребности будут
удовлетворены в ходе:
А) совместного труда
Б) совместного занятия спортом
В) совместного проведения досуга
Г) совместного проживания
5. Верны ли следующие суждения о хозяине дома?
А) Хозяин заботится о порядке в доме, распределяет ресурсы
семьи и обязанности домочадцев.
Б) Главная забота хозяина дома – воспитание
ответственности у детей.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верно только А и Б
4) нет верного ответа
6. Старательный, усердный в исполнении дел человек, разумно бережливый –
А) расточительный хозяин
Б) жадный хозяин
В) рачительный хозяин
Г) экономный хозяин
7. Продолжите предложение:
Запасы средств, используемых для ведения
домашнего хозяйства, называются….
8. Деятельность, направленная на достижение практически полезного результата
–
А) игра
Б) труд
В) творчество
Г)
учеба
9. Установите соответствие:
А) материальные ресурсы
Б) трудовые ресурсы
В) финансовые ресурсы
1) пенсия бабушки
2) мелкий ремонт мебели
3) письменный стол
4) стипендия брата
5) холодильник
1 группа
Выполните задания:
1) У дяди Федора есть дом в деревне Простоквашино и квартира в городе. В чем разница между этими жилищами? В чем преимущества и недостатки проживания в каждом из этих домов? Сравни домашнее хозяйство городского и сельского жителя?
2) Сформулируй свои правила ведения домашнего хозяйства.
2 группа
Выполните задания:
1) Костя
пригласил на свой день рождения восемь одноклассников. Помоги ему составить
меню и рассчитать стоимость праздничного обеда.
Праздничный обед
Закуски |
Основное блюдо |
Десерт |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Стоимость - ? |
Стоимость - ? |
Стоимость - ? |
Итого - ?
2) если из крана течет вода даже по
каплям, то за месяц уходит зря 400 литров воды. 60 кг макулатуры сохраняют от
вырубки одно дерево.
Предложите способы бережного, хозяйского
отношения к использованию воды, электроэнергии, продуктов питания, одежды в
быту.
3 группа
Выполните задания:
1) В предложенном перечне выдели предметы первой необходимости и
предметы роскоши: телевизор, джинсы, настенные часы, холодильник,
видеомагнитофон, книги, посудомоечная машина, хрустальная люстра, компьютер,
комнатные цветы.
2) В семье вашего одноклассника кроме родителей,
есть трехлетний брат и бабушка. Какую помощь в обслуживании себя младшим и
пожилым он может оказать? Помогите ему составить возможный перечень дел.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.