Практикум по химии, 9 класс
Оценка 4.8

Практикум по химии, 9 класс

Оценка 4.8
Документация +2
doc
химия
9 кл
28.02.2018
Практикум по химии, 9 класс
Преподавание основ химии в школе не может совершенствоваться без соответствующей организации школьного химического эксперимента. Данное методическое пособие по ХИМИИ «Практикум для 9 класса» составлено в соответствии с действующей рабочей программой и разработан на основе обязательного минимума содержания химии для основной общеобразовательной школы и требований к уровню подготовки учащихся, что явилось главным принципом его структурирования.
Практикум, химия, 9кл..doc
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа №23  Практикум  по химии ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА г.Новочеркасск ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Преподавание   основ   химии   в   школе   не   может   совершенствоваться   без соответствующей организации школьного химического эксперимента. Химический эксперимент – источник знаний о веществе и химической реакции – важное   условие   активизации   познавательной   деятельности   учащихся,   воспитания устойчивого интереса к предмету, а также представлений о практическом применении химических знаний. Данное методическое пособие по ХИМИИ «Практикум для 9 класса» составлено в соответствии с действующей рабочей программой и разработан на основе обязательного минимума содержания химии для основной общеобразовательной школы и требований к уровню подготовки учащихся, что явилось главным принципом его структурирования.  Инструктивные карточки составлены в соответствии с образовательной линией О. С. Габриеляна. Многие практические работы составлены с учётом замены химического оборудования и реактивов на более простые и доступные. Представленные инструктивные карточки содержат каткое описание выполняемых опытов, иллюстрации, показывающие как должен быть собран прибор для проведения опыта,   что   даёт   возможность   учащимся   ясно   видеть   цель   работы,   не   отвлекаться   на чтение   опытов,   которые   не   будут   выполняться   в   данной   работе,   а   также   даёт представление о том, какие записи необходимо сделать в тетради для составления отчёта о работе. В   ходе   выполнения   практических   работ   инструктивные   карточки   должны находиться на столах у учащихся и способствовать чёткой и слаженной работе во время проведения опытов. Во   введении   изложены   правила   техники   безопасности   при   работе   в   химической лаборатории, сведения о посуде, оборудовании и приборах, используемых при проведении лабораторных работ.   На  практических   занятиях  устанавливается   связь   между   теоретическими   и практическими знаниями и умениями, облегчается понимание фактического материала. ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ  ПРИ РАБОТЕ В КАБИНЕТЕ ХИМИИ ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ 1. Соблюдение   требований   настоящей   инструкции   обязательно   для   учащихся, работающих в кабинете. 2. Запишите на обложке тетради номер своего рабочего места в кабинете химии. 3. Пребывание учащихся в помещении кабинета разрешается только а присутствии учителя химии; пребывание учащихся в лаборантской запрещается. 4. Портфели, сумки и другие вещи следует убирать в ящики стола. Во время работы на   столе   должны   находиться   только:   необходимое   оборудование,   тетрадь   и письменные принадлежности. 5. В ходе выполнения работы по одному варианту координируйте свои действия с действиями соседа по парте, разговаривая при этом шепотом. 6. Перед началом ЛО, ПР учащиеся должны изучить правила пользования устройством для смыва капель жидкости с кожи и промывалки глаз (УПГ). 7. Прежде чем приступить к выполнению ПР, следует подготовиться к ней, уяснить цели и задачи, прочитав инструкцию по ее выполнению и внимательно выслушав объяснение учителя. 8. Уборку рабочих мест по окончании работы следует проводить в соответствии с инструкцией к работе и указаниями учителя. 9. После окончания работы сдать рабочее место дежурному по классу. По окончании ПР учащиеся должны тщательно вымыть руки с мылом. 10.  При получении травмы, а также при плохом самочувствии учащиеся должны немедленно сообщить об этом учителю. 11.  При необходимости ученик должен уметь пользоваться содержимым аптечки и согласно инструкции уметь оказать первую помощь при порезах и ожогах. 12.  При возникновении в кабинете во время занятий аварийных ситуаций (пожар, появление   сильных   посторонних   запахов)   не   допускать   паники   и   подчиняться только указаниям учителя. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ В КАБИНЕТЕ ХИМИИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ!? 1. Есть, пить в химическом кабинете, пробовать вещества на вкус; 2. Брать вещества руками; 3. Оставлять неубранными рассыпанные или разлитые реактивы; 4. Выливать или высыпать отработанные реактивы в раковину; 5. Выливать или высыпать остатки реактивов в склянки и банки, из которых они были взяты; 6. Набирать ртом при помощи пипетки ядовитые и едкие жидкости; 7. Набирать одной и той же ложечкой или пипеткой различные вещества; 8. Менять пробки и пипетки от различных банок или склянок; 9. Оставлять открытыми склянки с жидкостями и банки с сухими веществами; 10. 11. 12. 13. Работать с легковоспламеняющимися веществами вблизи огня; Переходить на другие рабочие места без разрешения учителя; Перебрасывать друг другу какие­либо предметы; Бесцельно  смешивать  растворы  или испытывать  вещества  по  собственному усмотрению, проводить самостоятельно любые опыты, не предусмотренные данной работой; 14. Уносить с собой что бы то ни было из предметов и веществ, предназначенных для проведения опытов; 15. 16. Зажигать спиртовку без надобности; Оставлять пробирки и другую химическую посуду грязной. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ  При   разливе   водного   раствора   кислоты   или   щелочи,   а   также   при   рассыпании твердых   реактивов   немедленно   сообщить   об   этом   учителю  (преподавателю)   или лаборанту. Не убирать самостоятельно любые вещества.  При   разливе   легковоспламеняющихся   жидкостей   или   органических   веществ немедленно   погасить   открытый   огонь   спиртовки   и   сообщить   об   этом   учителю (преподавателю) или лаборанту.  При   разливе   легковоспламеняющейся   жидкости   и   ее   воспламенении   немедленно сообщить об этом учителю (преподавателю) и по его указанию покинуть помещение.  В   случае,   если   разбилась   лабораторная   посуда,   не   собирать   ее   осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.  При   получении   травмы   сообщить   об   этом   учителю   (преподавателю),   которому немедленно   оказать   первую   помощь   пострадавшему   и   сообщить   администрации учреждения. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ  Погасить спиртовку специальным колпачком, не задувать пламя спиртовки ртом, а также не гасить его пальцами.  Привести в порядок рабочее место, сдать все оборудование, приборы, реактивы учителю (преподавателю) или лаборанту, отработанные водные растворы слить в стеклянный сосуд вместимостью не менее 3 л. Проветрить помещение и тщательно вымыть руки с мылом. КРАТКАЯ ИНСТРУКЦИИ ПО ОКАЗАНИЮ МЕР ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПРИ     РАЗЛИЧНОГО РОДА ОТРАВЛЕНИЯХ ИЛИ ПОРАЖЕНИЯХ ОРГАНИЗМА Поражения При порезах стеклом Первая помощь Обработать рану 3%­ным водным раствором пероксида водорода для  остановки кровотечения. Затем продезинфицировать водным раствором KMnO4 или спиртом, смазать йодом и наложить повязку. После  оказания первой помощи направить к врачу. При ожогах: 1. термическом (огнем, паром, горячим  предметом) А) первой степени(краснота) Б) второй степени (пузыри) В) третьей степени  (разрушение тканей) 2. кислотном (серной, азотной, фосфорной),  хлором или бромом Для снятия болевых ощущений смазать место ожога глицерином.  Наложить повязку с ватой, смоченной этиловым спиртом. Обработать аналогично ожогу первой степени, а затем 3 – 5%­ным  водным раствором KMnO4 или 5%­ным водным раствором танина.  Наложить стерильную повязку. Пострадавшего направить к врачу. Покрыть рану стерильной повязкой и направить пострадавшего к врачу. Промыть пораженный участок кожи большим количеством воды (УПГ), затем 5%­ным водным раствором NaHCO3 (соды). Наложить повязку с  ватой, смоченной риванолом или фурацилином. Для обработки глаз  после промывания струей воды (УПГ) использовать 3%­ный водный 3. щелочном А) кислотами Б) щелочами В) газами При поражениях  электрическим током раствор NaHCO3 (соды). Участок кожи обильно промыть водой (УПГ). Глаза промыть струей  воды (УПГ). Затем глаза и кожу обработать 2%­ным водным раствором  борной кислоты Н3ВО3. При отравлениях: Вызвать рвоту (например, выпив 1%­ный водный раствор CuSO4),  сделать промывание желудка. Принять внутрь 4 – 6 таблеток или одну  столовую ложку активированного угля или 250 гр крахмального  клейстера. Пить кашицу из оксида магния. Первая помощь как при отравлении кислотами. Затем пить 1%­ный  водный раствор лимонной или уксусной кислоты. Обеспечить доступ чистого воздуха и покой. В тяжелых случаях ­  кислород. Обеспечить доступ свежего воздуха. Дать понюхать вату, смоченную  10%­ным водным раствором аммиака. При наличии электрического  удара (отсутствие дыхания, не бьется сердце) – искусственное дыхание, резиновая грелка а) ­ запрещается пробовать вещества на вкус  б) ­ брать вещества руками в) ­ оставлять неубранными рассыпанные или разлитые реактивы  г) ­ оставлять открытыми склянки с жидкостями и банки с сухими веществами  д) ­ работу проводить только над столом ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ  РАБОТ Тема: Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения» Практические работы №1 Практическая работа №2 Тема: «Качественные реакции на ионы в растворе» Тема: «Получение водорода и изучение его свойств» Практическая работа №3 Практическая работа №4 Тема: «Получение аммиака и изучение его свойств» Тема: «Получение углекислого газа и изучение его свойств» Практическая работа №5 Практическая работа №6 Тема: «Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы IV – VII групп и их              соединений» 9 класс Практическая работа №1  Тема: Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения» Цель работы: повторите правила техники безопасности; на практике провести реакции                           подтверждающие наличие в растворе данных ионов; получить заданные вещества.                             Совершенствовать умение объяснять наблюдения и результаты.                          Оборудование: штатив с пробирками, химическая ложечка. Реактивы: хлорид алюминия, гидроксид натрия, железная стружка, оксид железа (ll), гидроксид                            железа (ll), раствор серной кислоты, хлорид железа (lll), роданид калия, нитрат серебра. Инструктаж по технике безопасности?! Примечание: Внимательно слушай указания учителя?! Осторожно обращайтесь с химическим                              оборудованием! Пользуйтесь чистой и пригодной для работы посудой. Т/Б для учащихся в кабинете химии п.1­5 Знаки безопасности. Инструкция о мерах первой помощи. ИНСТ­6 «Инструкция по уничтожению отработанных веществ» ИНСТ­1 «Инструкция по безопасной работе со стеклянной посудой» ИНСТ­8 «Техника безопасности при работе с кислотами»  ИНСТ­9 «Техника безопасности при работе со щелочами» ИНСТ­16 «Техника безопасности при работе с роданидами» ИНСТ­28 «Техника безопасности при работе с хлоридами» Алгоритм проведения работы 1 этап: В  тетради записать название темы, цели, оборудование, реактивы. 2 этап: Задание №1 стр.125 учебника.  Проверим, справедливо ли для химии математическое выражение «от перемены мест  слагаемых сумма не изменяется». Получим гидроксид алюминия по реакции обмена согласно уравнению: Для этого проведём данную реакцию двумя способами:  в пробирку №1 прилейте 1­2 мл раствора хлорида алюминия; к раствору хлорида алюминия  AlCl3 + 3NaОН = Al(OH)3 + 3NaCl добавляйте по каплям раствор гидроксида натрия. Что наблюдаете?  в пробирку №2 прилейте 1­2 мл раствора гидроксида натрия; к раствору гидроксида натрия  прилейте 1­2 мл раствора хлорида алюминия.   Составьте отчет о проделанной работе, используя таблицу (уравнения реакций запишите в  молекулярном и ионном виде) Что делили? Уравнения реакций? (рисунки с обозначениями) (в молекулярном и ионном видах) Вывод №1..... №2..... Рис. ? Рис. ? Что наблюдаете? …. Вывод ­  …. Что наблюдаете? …. Вывод ­  …. 3 этап: Задание №4 стр. 126 учебника.  Получите сульфат железа (ll) тремя способами, исходя из предложенных реактивов:   в пробирке №1 проведите реакцию замещения;   в пробирках №2 и №3 получите сульфат железа (ll) по реакциям обмена.  Составьте отчет о проделанной работе, используя таблицу:  для реакций замещения составьте электронный баланс,  для реакций обмена – ионные уравнения.  Что делили? (рисунки с обозначениями) Уравнения реакций? Вывод №1..... №2..... №3..... Рис. ? Рис. ? Рис. ? Что наблюдаете? …. Вывод ­  …. Что наблюдаете? …. Вывод ­  …. Что наблюдаете? …. Вывод ­  …. 4 этап: Задание №5 стр. 127 учебника (изменённое).  Проведите реакции, подтверждающие качественный состав хлорида железа (lll):   в две пробирки прилейте по 1­2 мл раствора хлорида железа (lll);   в первую пробирку добавьте несколько капель раствора реактива на катион железа (lll);   во вторую добавьте несколько капель раствора реактива на хлорид­ион.  Составьте отчет о проделанной работе, используя таблицу (уравнения реакций запишите в  молекулярном и ионном виде) Что делили? Уравнения реакций? (рисунки с обозначениями) (в молекулярном и ионном видах) Вывод №1..... Рис. ? Что наблюдаете? …. Вывод ­  …. №2..... Рис. ? Что наблюдаете? …. Вывод ­  …. 5 этап: Сделайте вывод по работе              Вывод: …... 6 этап: Приведите в порядок свое рабочее место. Сдайте тетради на проверку.                                                9 класс Практическая работа №2  Тема: «Качественные реакции на ионы в растворе» Цель работы: провести реакции, подтверждающие наличие в растворе данных ионов; решить задачи,                            на распознавание веществ, используя минимальное число реактивов. Совершенствовать                            умение объяснять наблюдения и результаты.                          Оборудование: штатив с пробирками, химическая ложечка, спиртовка, спички. Реактивы: гидроксид натрия, хлорид алюминия, хлорид железа (lll), сульфат железа (ll), гидроксид                       аммония, роданид калия, красная кровяная соль, желтая кровяная соль, сульфат никеля (ll),                      сульфат меди(ll), хлорат калия, сульфат бария. Инструктаж по технике безопасности?! Примечание: Внимательно слушай указания учителя?! Осторожно обращайтесь с химическим                              оборудованием! Пользуйтесь чистой и пригодной для работы посудой. Т/Б для учащихся в кабинете химии п.1­5 Знаки безопасности. Инструкция о мерах первой помощи. ИНСТ­6 «Инструкция по уничтожению отработанных веществ» ИНСТ­1 «Инструкция по безопасной работе со стеклянной посудой» ИНСТ­7 «Техника безопасности при работе со спиртовкой и сухим горючим» ИНСТ­8 «Техника безопасности при работе с кислотами»  ИНСТ­9 «Техника безопасности при работе со щелочами» ИНСТ­16 «Техника безопасности при работе с роданидами» ИНСТ­28 «Техника безопасности при работе с хлоридами» Алгоритм проведения работы Вариант — 1 Реактивы: гидроксид натрия, карбонат калия, хлорид бария, вода, раствор серной кислоты, хлорид                       алюминия 1 этап: В тетради записать вариант, название темы, цель, оборудование, реактивы. 2 этап: Задание №1 стр.127 учебника. Определите в какой пробирке находится каждое из веществ с помощью одного реактива.  пробирка №1 ­ гидроксид натрия  пробирка №2 ­  карбонат калия  пробирка №3 ­ хлорид бария   Примечание: растворите каждое из исследуемых веществ в 3­4 мл воды.  прилейте в каждую пробирку выбранный реактив  составьте отчет о проделанной работе, используя таблицу (уравнения реакций запишите в  молекулярном и ионном видах) Что делили? Уравнения реакций? (рисунки с обозначениями) (в молекулярном и ионном видах) Вывод №1..... №2..... №3..... Рис. ? Рис. ? Рис. ? Что наблюдаете? …. Вывод ­  …. Что наблюдаете? …. Вывод ­  …. Что наблюдаете? …. Вывод ­  …. 3 этап: Задание №3 стр.128 учебника. Получите раствор алюмината натрия исходя из хлорида алюминия.  в пробирку налейте 1­2 мл раствора хлорида алюминия.   добавьте 2­3 капли выбранного вами реактива для проведения реакции обмена.  к полученному осадку (опишите его внешний вид, характер) добавляйте реактив до получения  алюмината натрия.  заполните таблицу; запишите уравнения проделанных реакций в молекулярном и ионном видах.  Что делили? Уравнения реакций? (рисунки с обозначениями) (в молекулярном и ионном видах) Вывод 1... 2... Рис. ? Рис. ? 4 этап: Сделайте вывод по работе              Вывод: …... Что наблюдаете? …. Вывод ­  …. 5 этап: Приведите в порядок свое рабочее место. Сдайте тетради на проверку. Вариант — 2 Реактивы: гидроксид натрия, хлорид натрия, хлорид алюминия и хлорид железа (lll), вода, железный                             купорос, хлорид бария, роданид калия. 1 этап: В тетради записать вариант, название темы, цель, оборудование, реактивы. 2 этап: Задание №4 стр.127 учебника. Определите в какой пробирке находится каждое из веществ с помощью одного реактива.  пробирка №1 ­ хлорид натрия  пробирка №2 ­ хлорид алюминия  пробирка №3 ­ хлорид железа (lll)  Примечание: растворите каждое из исследуемых веществ в 3­4 мл воды.  прилейте в каждую пробирку выбранный реактив  составьте отчет о проделанной работе, используя таблицу (уравнения реакций запишите в  молекулярном и ионном видах) Что делили? Уравнения реакций? (рисунки с обозначениями) (в молекулярном и ионном видах) Вывод №1..... №2..... №3..... Рис. ? Рис. ? Рис. ? 3 этап: Задание №1 стр.128 учебника. Что наблюдаете? …. Вывод ­  …. Что наблюдаете? …. Вывод ­  …. Что наблюдаете? …. Вывод ­  …. Определите содержит ли образец железного купороса примесь сульфата железа (lll)   растворите образец в 3­4 мл дистиллированной воды;  добавьте 1­2мл раствора выбранного вами реактива.   заполните таблицу; запишите уравнения проделанных реакций в молекулярном и ионном видах.  Что делили? Уравнения реакций? (рисунки с обозначениями) (в молекулярном и ионном видах) Вывод 1... 2... Рис. ? Рис. ? 4 этап: Сделайте вывод по работе              Вывод: …... Что наблюдаете? …. Вывод ­  …. 5 этап: Приведите в порядок свое рабочее место. Сдайте тетради на проверку. 1 этап: В тетради записать вариант, название темы, цель, оборудование, реактивы. Алгоритм проведения работы                      2 этап: В пробирку налейте 1­2 мл хлорида алюминия прилейте  гидроксид аммония составьте отчет о проделанной работе, используя таблицу  Что делили? Уравнения реакций? (рисунки с обозначениями) (в молекулярном и ионном видах) Вывод №1.....                       Рис. ? Что наблюдаете? …. 3 этап:  В две пробирки налейте сульфат железа (ll) Прилейте в каждую пробирку выбранный реактив  пробирка №1 ­ гидроксид натрия  пробирка №2 ­ красную кровяную соль составьте отчет о проделанной работе, используя таблицу  Что делили? Уравнения реакций? (рисунки с обозначениями) (в молекулярном и ионном видах) Вывод №1.....     Рис. ? №2....       Рис. ? Что наблюдаете? …. Что наблюдаете? …. 4 этап:  В три пробирки налейте сульфат железа (lll) Прилейте в каждую пробирку выбранный реактив  пробирка №1 ­ гидроксид натрия  пробирка №2 ­ желтую кровяную соль  пробирка №3 — роданид калия составьте отчет о проделанной работе, используя таблицу Что делили? Уравнения реакций? (рисунки с обозначениями) (в молекулярном и ионном видах) Вывод №1.....  Рис. ? №2..... Рис. ? №3..... Рис. ? 5 этап:  Что наблюдаете? …. Что наблюдаете? …. Что наблюдаете? …. В пробирку №1­ налейте сульфат железа (lll) прилейте раданид калия В пробирку №2­ налейте хромат калия прилейте сульфат бария В пробирку №3­ налейте сульфат никеля (ll) прилейте гидроксид натрия В пробирку №4­ налейте сульфат меди (ll) прилейте гидроксид аммония В пробирку №5 ­ налейте сульфат меди (ll) прилейте гидроксид натрия составьте отчет о проделанной работе, используя таблицу  Что делили? Уравнения реакций? (рисунки с обозначениями) (в молекулярном и ионном видах) Вывод №1.....  Рис. ? №2..... Рис. ? №3..... Рис. ? №4..... Рис. ? №5..... Рис. ? Что наблюдаете? …. Что наблюдаете? …. Что наблюдаете? …. Что наблюдаете? …. Что наблюдаете? …. 6 этап: Сделайте вывод по работе         Вывод: …... 7 этап: Приведите в порядок свое рабочее место. Сдайте тетради на проверку. 9 класс Практическая работа №3 Тема: «Получение водорода и изучение его свойств» Цель работы: изучить лабораторный способ получения, собирания и распознавания водорода.                                  Совершенствовать умение объяснять наблюдения и результаты.                          Оборудование: штатив с пробирками, химическая ложечка, спиртовка, спички. Реактивы: цинк, раствор соляной  кислоты. Инструктаж по технике безопасности?! Примечание: Внимательно слушай указания учителя?! Осторожно обращайтесь с химическим                              оборудованием! Пользуйтесь чистой и пригодной для работы посудой. Т/Б для учащихся в кабинете химии п.1­5 Знаки безопасности Инструкция о мерах первой помощи. ИНСТ­6 «Инструкция по уничтожению отработанных веществ» ИНСТ­1 «Инструкция по безопасной работе со стеклянной посудой» ИНСТ­7 «Техника безопасности при работе со спиртовкой и сухим горючим» ИНСТ­8 «Техника безопасности при работе с кислотами»  Алгоритм проведения работы            1 этап: В тетради записать название темы, цель, оборудование, реактивы.           2 этап: Наденьте на пробирку пробку с газоотводной трубкой, проверьте прибор на                          герметичность. 3 этап: В пробирку положите 1­2 гранулы цинка, прилейте 1­2 мл соляной кислоты. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой и наденьте на кончик трубки ещё одну  пробирку. Подождите пока пробирка не заполнится газом. 4 этап: Снимите пробирку с газоотводной трубки, и не переворачивая её, немного наклонив поднесите отверстием  к пламени спиртовки.  Вы должны услышать либо глухой хлопок п­пах, либо «лающий» звук. 5 этап: Составьте отчет о проделанной работе, используя таблицу. Что делили? Уравнения реакций? (рисунки с обозначениями) (составьте электронный баланс) Вывод 1... 2... Что наблюдаете?  (опишите физические свойства  водорода, наблюдаемые при  проведения опыта)…. Как можно распознать водород?.. Вывод ­  ….                          6 этап: Сделайте вывод по работе             Вывод: …...                         7 этап: Приведите в порядок свое рабочее место. Сдайте тетради на проверку.                                                Тема: «Получение аммиака и изучение его свойств» 9 класс Практическая работа №4  Цель работы: получить лабораторным способ аммиак, собирать и распознать его. Совершенствовать                            умение объяснять наблюдения и результаты.                          Оборудование: штатив с пробирками, химическая ложечка, спиртовка, спички, фарфоровая чашечка,  стеклянная палочка. Реактивы: хлорид аммония, гидроксид кальция, хлорида алюминия, фенолфталеин. Инструктаж по технике безопасности?! Примечание: Внимательно слушай указания учителя?! Осторожно обращайтесь с химическим                              оборудованием! Пользуйтесь чистой и пригодной для работы посудой. Т/Б для учащихся в кабинете химии п.1­5 Знаки безопасности. → Инструкция о мерах первой помощи. ИНСТ­6 «Инструкция по уничтожению отработанных веществ» ИНСТ­1 «Инструкция по безопасной работе со стеклянной посудой» ИНСТ­2 «Основные правила для снижения загрязнения воздуха при демонстрационных опытах» ИНСТ­9 «Техника безопасности при работе со щелочами» Алгоритм проведения работы 1 этап: В тетради записать название темы, цель, оборудование, реактивы. 2 этап:   Соберите прибор для получения аммиака и проверьте его на герметичность  В фарфоровой чашечке смешайте по 1­ой чайной ложечке (ложечки возьмите разные) хлорида  аммония и гидроксида кальция, поместите смесь в сухую пробирку, закройте пробкой с  газоотводной трубкой согнутой под прямым углом и повёрнутой вверх ( как на рисунке); дно  пробирки со смесью немного приподнимите, на стеклянную трубку наденьте сухую пробирку.  Прогрейте сначала всю пробирку, а затем то место, где находится смесь. Не прекращая  нагревания, определите наличие аммиака по изменению цвета влажной фенолфталеиновой  бумажки, поднесённой к отверстию пробирки­приёмника.  прекратите нагревание: ­ снимите пробирку с аммиаком с трубочки,  ­ сразу же отверстие трубочки закройте кусочком влажной ваты ­ пробирку с аммиаком закройте большим пальцем.   Опустите пробирку с аммиаком в кристаллизатор с водой, впустите капельку воды, закройте  снова пробирку под водой, палец будет втягиваться в пробирку, так как в ней образовался вакуум . Снова под водой отнимите палец.    Закройте пробирку пальцем под водой и выньте её из сосуда.  Разделите содержимое пробирки на две части ­ в одну добавьте 2­3 капли фенолфталеина,  ­ в другую 2­3 капли хлорида алюминия.  3 этап: Составьте отчет о проделанной работе, используя таблицу. Что делили? (рисунки с обозначениями) Уравнения реакций? (в молекулярном и ионном видах) Вывод Что происходит при  взаимодействии хлорида аммония с гидроксидом кальция?....... Опишите физические свойста  аммиака полученного в ходе  реакции? …... Вывод ­  …. 7 этап: Сделайте вывод по работе               Вывод: …... 8 этап: Приведите в порядок свое рабочее место. Сдайте тетради на проверку.                                                9 класс Практическая работа №5  Тема: «Получение углекислого газа и изучение его свойств» Т/Б для учащихся в кабинете химии п.1­5 Знаки безопасности. Инструкция о мерах первой помощи. ИНСТ­6 «Инструкция по уничтожению отработанных веществ» ИНСТ­1 «Инструкция по безопасной работе со стеклянной посудой» ИНСТ­8 «Техника безопасности при работе с кислотами»  ИНСТ­9 «Техника безопасности при работе со щелочами» ИНСТ­28 «Техника безопасности при работе с хлоридами» Цель: применить лабораторные способы получения, собирания и распознавания газов. Вариант №I I Опыт1: получение, собирание и распознавание оксида углерода (IV). Повторите правила техники  безопасности: 1)Соберите прибор Кирюшкина для получения газа, проверьте его на герметичность. 2)В пробирку на резиновое кольцо поместите несколько кусочков мрамора. 3)Откройте зажим и прилейте в воронку соляной кислоты так, чтобы она покрыла поверхность мрамора. 4)Опускайте газоотводную трубку поочерёдно в пробирки №1, №2:  ­в пр.№1 – известковая вода; ­в пр.№2 – дистиллированная вода, подкрашенная лакмусом. Что наблюдаете? По окончании опыта закройте зажим. Заполните таблицу (см. ниже).  9 класс Практическая работа №6                                                 Тема: «Решение экспериментальных задач по теме              «Неметаллы IV – VII групп и их соединений» Т/Б для учащихся в кабинете химии п.1­5 Знаки безопасности. Инструкция о мерах первой помощи. ИНСТ­6 «Инструкция по уничтожению отработанных веществ» ИНСТ­1 «Инструкция по безопасной работе со стеклянной посудой» ИНСТ­8 «Техника безопасности при работе с кислотами»  ИНСТ­9 «Техника безопасности при работе со щелочами» ИНСТ­28 «Техника безопасности при работе с хлоридами» ИНСТ­11 «Техника безопасности при работе с нитратами» ИНСТ­12 «Техника безопасности при работе с соединениями меди» ИНСТ­2 «Основные правила для снижения загрязнения воздуха при демонстрационных опытах» Цель: провести реакции, подтверждающие наличие в растворе данных ионов; решить задачи, на распознавание веществ, используя минимальное число реактивов. Вариант №I    ). Повторите правила техники безопасности: Выполняем задания из учебника № 1, 4, 6. 1) В пробирки №1 и №2 прилить по 2­3 мл раствора серной кислоты. В пр. № 1 добавить реактив на  катион водорода (1­2 мл); в пр.№2 добавить реактив на сульфат­ион (1­2 мл). 4) В пробирках №3, №4 и№5 находятся растворы веществ. Необходимо определить  в какой из трёх  пробирок находится раствор соляной  кислота, в какой – серной кислоты, в какой  ­ гидроксида натрия.  Для этого разделите содержимое каждой пробирки на две части (пустые пробирки стоят в параллельном ряду).     В первый ряд во все три пробирки добавьте по 2­3 капли индикатора: определите щёлочь.     В две пробирки с пока неопознанными веществами (в те, в которые вы не приливали индикатор, в  параллельном ряду) добавьте несколько капель реактива, который вы выбрали для определения кислот. 6) В пробирку № 6 насыпана соль (крист.). Прилейте 3­4 мл дистиллированной воды, растворите соль,  разделите раствор соли на две пробирки (часть отлейте в пр. №7);    В пр.№6 добавьте несколько капель раствора реактива на хлорид и иодид­ион, в пр. №7 ­  несколько  капель раствора реактива на сульфат­ион. Составьте молекулярные и ионные уравнения реакций. Для отчёта оформите таблицу Наблюдение, Рисунок     ………………….     ………………………          Уравнения реакций 1) 2) ……………………………….. 1) 2)   ……………………………….. 1)    Выводы     …………     ………….. Ход работы №1   ……… №4     ………………….. №6       Практическая работа №4 Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кослорода» Цель: провести реакции, подтверждающие наличие в растворе данных ионов; решить задачи, на распознавание веществ, используя минимальное число реактивов. Вариант №II    ). Повторите правила техники безопасности: Выполняем задания из учебника № 2,4,5. 2) В пробирку № 1 положите 2­3 гранулы цинка. Прилейте в неё 2­3 мл серной кислоты. Что наблюдаете? Составьте уравнение методом электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель. 4)  В пробирках №2, №3 и№4 находятся растворы электролитов.  Необходимо определить  в какой из  трёх пробирок находится  раствор соляной  кислоты, в какой ­ серной кислоты, в какой – гидроксида  натрия.  Для этого разделите содержимое каждой пробирки на две части (пустые пробирки стоят в  параллельном ряду).     В первый ряд во все три пробирки добавьте по 2­3 капли индикатора: определите щёлочь.    В две пробирки с неопределёнными пока растворами веществ (в те, в которые вы не приливали  индикатор, в параллельном ряду) добавьте несколько капель реактива, который вы выбрали для  определения кислот. Составьте молекулярные и ионные уравнения реакций. 5) В пробирку №5 прилейте 2­3 мл дистиллированной воды, растворите кристаллическое вещество,  добавьте несколько капель реактива, выбранного вами для обнаружения сульфат­ионов.  Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа азота и углерода». Цель: провести реакции, подтверждающие наличие в растворе данных ионов; решить задачи, на  распознавание веществ, используя минимальное число реактивов.   безопасности:   ). Повторите правила техники  1)      Проведите реакции, подтверждающие, что данное вещество является сульфатом аммония. Прилейте в пробирки №1 и №2 по 1­2 мл раствора сульфата аммония; Вариант №I а) в пробирку №1 добавьте несколько капель раствора реактива на катион аммония;  б) в пробирку №2 прилейте несколько капель раствора реактива, выбранного вами для определения  сульфат­ионов.  Составьте молекулярные и ионные уравнения проделанных реакций; сделайте вывод о  качественных реакциях на ионы; отчёт занесите в таблицу.        2)  В пробирках №1, №2 и №3 находятся растворы веществ: силиката натрия, карбоната натрия и  хлорида бария. Определите, в какой пробирке находится каждое из веществ с помощью одного реактива: а) определите теоретически реактив; б) прилейте по несколько капель раствора выбранного вами реактива в каждую пробирку. Что  наблюдаете? Составьте молекулярные и ионные уравнения проделанных реакций. Отчёт оформите в  таблицу.         3) Проведите реакции, которые соответствуют следующим сокращённым ионным уравнениям: Н +  +ОН­ = Н2О;    2 Н + + СО3 а) Составьте молекулярные уравнения соответствующих реакций (учитывайте наличие реактивов). 2­ = СО2 + Н2О. б) Проведите реакции, соответствующие составленным вами уравнениям (растворов веществ берите по1­ 2мл). Составьте отчёт, заполнив таблицу.  Ход работы Наблюдение, Рисунок     ……………………..     ……………………............   Опыт 1   …………… Опыт 2     …………….. Опыт 3          Уравнения реакций 1) 2) …………………………… 1) 2) 3) ……………………………….. 1) 2)    Выводы     ………..     ……………

Практикум по химии, 9 класс

Практикум по химии, 9 класс

Практикум по химии, 9 класс

Практикум по химии, 9 класс

Практикум по химии, 9 класс

Практикум по химии, 9 класс

Практикум по химии, 9 класс

Практикум по химии, 9 класс

Практикум по химии, 9 класс

Практикум по химии, 9 класс

Практикум по химии, 9 класс

Практикум по химии, 9 класс

Практикум по химии, 9 класс

Практикум по химии, 9 класс

Практикум по химии, 9 класс

Практикум по химии, 9 класс

Практикум по химии, 9 класс

Практикум по химии, 9 класс

Практикум по химии, 9 класс

Практикум по химии, 9 класс

Практикум по химии, 9 класс

Практикум по химии, 9 класс

Практикум по химии, 9 класс

Практикум по химии, 9 класс

Практикум по химии, 9 класс

Практикум по химии, 9 класс

Практикум по химии, 9 класс

Практикум по химии, 9 класс

Практикум по химии, 9 класс

Практикум по химии, 9 класс

Практикум по химии, 9 класс

Практикум по химии, 9 класс

Практикум по химии, 9 класс

Практикум по химии, 9 класс

Практикум по химии, 9 класс

Практикум по химии, 9 класс

Практикум по химии, 9 класс

Практикум по химии, 9 класс

Практикум по химии, 9 класс

Практикум по химии, 9 класс

Практикум по химии, 9 класс

Практикум по химии, 9 класс

Практикум по химии, 9 класс

Практикум по химии, 9 класс

Практикум по химии, 9 класс

Практикум по химии, 9 класс

Практикум по химии, 9 класс

Практикум по химии, 9 класс

Практикум по химии, 9 класс

Практикум по химии, 9 класс

Практикум по химии, 9 класс

Практикум по химии, 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2018