Практикум по русской литературе ХIХ века. Творчество А.С. Пушкина.
Оценка 4.7

Практикум по русской литературе ХIХ века. Творчество А.С. Пушкина.

Оценка 4.7
Рабочие тетради
docx
русская литература
9 кл
15.06.2018
Практикум по русской литературе ХIХ века. Творчество А.С. Пушкина.
Предлагаемая методическая разработка – практикум позволит учителю организовать на уроках литературы в 9 классе по творчеству А.С. Пушкина индивидуальную и групповую деятельность учащихся, создать речевые ситуации. Задания практикума, безусловно, оживят урок литературы для девятиклассников, дополнят его интересными сведениями из творческой биографии поэта, истории создания его произведений, оценками критиков. Задания практикума помогут учащимся внимательно прочитать и осмыслить произведения А.С. Пушкина: лирику поэта, поэму «Цыганы», маленькие трагедии и другие.
Практикум Пушкин Документ Microsoft Office Word.docx
Практикум по литературе  9 класс Изучение творчества А.С. Пушкина Содержание  1. Тема №1 А.С. Пушкин – родоначальник русской национальной литературы…… (1час). 2. Тема № 2  А.С. Пушкин в жизни……………….….………………………………….. (1час). 3. Тема № 3 Лирика А.С. Пушкина ………………...…………………………………..(3часа). 4. Тема № 4 Поэма А.С. Пушкина «Цыган» ………………………………..…………(1час).  5. Тема №5 А.С. Пушкин. Маленькие трагедии. «Моцарт и Сальери» ………..……(1час). Итого: 7 часов Пояснительная записка В современной педагогике большое значение придается использованию в учебном процессе технологий активного обучения. Это позволяет вовлечь учащихся  9­ых классов в процесс вдумчивого   постижения   учебного   материала,   закрепить   и   обобщить   историко   – литературные и теоретические знания, умения и навыки за курс основной школы. Важной   задачей   уроков   литературы   является   выработка   у   школьников   сознательного отношения к искусству слова. Чтение, как известно, ­ это диалог с писателем. В этом диалоге вместе с учащимися участвуют критики и ученые литературоведы, современники писателя и наши современники. Предлагаемая методическая разработка – практикум позволит учителю организовать на уроках литературы в 9 классе по творчеству А.С. Пушкина индивидуальную и групповую деятельность учащихся, создать речевые ситуации. Задания   практикума,   безусловно,   оживят   урок   литературы   для   девятиклассников, дополнят его интересными сведениями из творческой биографии поэта, истории создания его произведений, оценками критиков. Задания практикума помогут учащимся внимательно прочитать и осмыслить произведения А.С. Пушкина: лирику поэта, поэму «Цыганы», маленькие трагедии и другие. Девятиклассника   порой   бывает   еще   трудно   найти   слова,   чтобы   выразить   собственные чувства и мысли, отстоять свою точку зрения. Материалы практикума помогут им в этом.  Задание   «Творческая   мастерская»   способствует   развитию   индивидуальной   творческой деятельности учащихся, приобщает их к искусству слова и чтения. Тема 1. Александр Сергеевич Пушкин – родоначальник русской национальной литературы. I. Вопросы 1. Какую оценку творчеству А.С. Пушкина дал А.А. Григорьев в 1859г.? 2. Какие литературные жанры представлены в творчестве А.С. Пушкина? 3. В какую эпоху начался жизненный и творческий путь поэта? 4. Каковы главные темы пушкинской лирики? Почему поэта называют универсальным? 5. Какие чувства несет в себе лирическое пушкинское слово? 6. Что является отличительной чертой лирики в последние годы жизни поэта? 7. Как А.С. Пушкин создавал единый национальный литературный язык? 8. В   чем   проявляется   оптимистическое   ощущение   истории   в   творчестве   А.С. Пушкина? II. Задания Задание 1. «Восприняв самые передовые общественные идеи своего времени, он (Пушкин) сумел   наиболее   прогрессивно   решить   и   проблему   народности.   Создавая   русский литературный язык на широкой основе, великий поэт в то же время вводил в литературу народную тематику и использовал самые различные жанры народного творчества в своих произведениях.   Бережно   сохраняя   при   этом   художественные   черты   народных произведений,   Пушкин,   однако,   никогда   не   стремился   к   внешнему   подражанию, стилизаторству.   Он   старался   прежде   всего   постигнуть   «образ   мыслей   и   чувствование» народа, т.е. глубина его национального миросозерцания и психологии». (Д.Д. Благой) 1. Как А.С. Пушкиным решена проблема народности? 2. Приведите   примеры   произведений   А.С.   Пушкина,   где   он   «использовал   самые различные жанры народного творчества». Можно ли назвать это стилизаторством? Аргументируйте свой ответ. 3. Какое художественное произведение, по­вашему, можно назвать истинно народным? Задание 2. «Пушкин откликнулся на все, в чем проявилась русская жизнь… он обозрел все ее стороны, проследил ее во всех степенях». (Н.А. Добролюбов) В.Г.   Белинский   выделял   умение   А.С.   Пушкина   «свободно   переноситься   во   все   сферы жизни, во все века и страны». 1. Сравните высказывания об А.С. Пушкине Н.А. Добролюбова и Белинского. Какая мысль их объединяет? 2. Что было предметом поэзии А.С. Пушкина? 3. Как   вы   понимаете   выражение   В.Г.   Белинского   о   том,   что   А.С.   Пушкин   мог «свободно переноситься во все сферы жизни, во все века и страны»? Приведите примеры таких произведений. Задание3.  В.Г. Белинский считал, что «каждое чувство Пушкина прекрасно не только вследствие его человечности, но и благодаря присущему ему изяществу и артистизму». Пафос поэзии А.С. Пушкина, по мнению В.Г. Белинского, ­ «лелеющая душу гуманность». 1. Подберите синонимы к слову «гуманность». Чтобы раскрыть его значение. 2. Почему, по мнению В.Г. Белинского, «каждое чувство Пушкина прекрасно»? Задание 4.  «Пушкин  есть   явление   чрезвычайное  и,  может  быть,  единственное   явление русского духа». (Н.В. Гоголь) «Самая сущность, все свойства его поэзии совпадают со свойствами, сущностью нашего народа». (И.С.Тургенев) «Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни». (А.А. Блок) «И да будет жив этот светлый дух любви к поэзии Пушкина, ее благоговейного почитания среди нас как символ национальной гордости, как знак высокого достоинства народа». (А.Т.Твардовский) 1. Какая мысль объединяет высказывания русских писателей об А.С.Пушкине? 2. Какой смысл они вкладывают в понятие «национальный поэт»? III. Творческая мастерская. Задание.  Опираясь на изученные ранее произведения А.С.Пушкина, напишите сочинение на тему: «Лелеющая душу гуманность». Тема 2.  А.С. Пушкин в жизни. I. Задания Задание 1. Воссоздать живой облик А.С.Пушкина помогают сохранившиеся воспоминания современников поэта. «Физиогномия   Пушкина…так   изменчива,   зыбка,   что   трудно   предположить,  чтобы   один портрет   Пушкина   мог   дать   о   ней   истинное   понятие»,   ­   вспоминал   современник   поэта Н.А.Полевой. «…особенно   обратил   мое   внимание,   вошедший   молодой   человек   небольшого   роста,   но довольно   плечистый   и   сильный,   с   быстрым   и   наблюдательным   взором,   необыкновенно живой…часто   смеющийся   в   избытке   непринужденной   веселости   и   вдруг   неожиданно переходящий   к   думе,   возбуждающей   участие.   Очерки   лица   его   были   неправильны   и некрасивы…» (В.П. Горчаков) «Как теперь вижу его, живого, простого в обращении, хохотуна, очень подвижного, даже вертлявого,   с   великолепными   большими,   чистыми   и   ясными   глазами…с   белыми блестящими зубами, о которых он очень заботился, как Байрон. Он вовсе не был смугл, ни черноволос… а был вполне белокож и с вьющимися волосами каштанового цвета… В его облике было что­то родное африканскому типу…черты лица его были приятные, и общее выражение очень симпатичное». (М.В. Юзефович) «Александр   Сергеевич   Пушкин,   среднего   роста,   худощавый,   имел   в   младенчестве белокурые   курчавые   волосы,   сделавшиеся   потом   темно­русыми;   глаза   светло­голубые; улыбку насмешливую и вместе приятную; носил на умном лице отпечаток африканского происхождения,   которому   соответствовали   живость   и   пылкость   характера, раздражительного, но доброго, услужливого, чувствительного. Он в особенности отличался большими   своими  бакенбардами   и  длинными  ногтями,  которыми   щеголял.  Любезность, острый ум, необыкновенная память и заманчивый веселый рассказ делали его украшением и душою общества». (Д.Н. Бантыш ­Каменский) 1.   Почему,   по   мнению   Н.А.Полевого,   А.С.Пушкин   на   портретах   и   в   воспоминаниях современников выглядит по­разному? Как вы думаете, легко ли художникам было рисовать поэта? 2. Какую черту в облике А.С.Пушкина единодушно отмечают все современники? Задание   2.  «Множество   раз   Пушкин   изображал   себя   сам.   Сохранилось   около   90   его автопортретов.   Он   был   блестящим   портретистом­графиком,   рисовал   точно,   верно, несколькими штрихами передавая самое характерное, самое главное, хорошо зная свое лицо, подчеркивал в нем ганнибаловские черты, унаследованные через мать от прадеда – Ибрагима Ганнибала. Поэт гордился ими и говорил о себе «потомок негров безобразный». Но   автопортреты   поэта   позволяют   думать,   что   он   не   был   так   уж   недоволен   своей внешностью. Она его занимала, интересовала своей оригинальностью, своеобразием.  Пушкин любил изображать себя в различных видах. Он фантазировал: то изображал себя морщинистым, то плешивым старцем, то юношей с длинными рассыпавшимися кудрями, то надевал себе парик по моде XVIII века, то представлял себя монахом в черном высоком клобуке на голове, то воином в бурке, то воображал себя слугой­арапом в чалме и ливрее». (И.К.Эткин) 1. Как относился к своей внешности А.С.Пушкин? О какой черте характера это говорит? 2. Как  вы  думаете,  на  каких  автопортретах лежит  отпечаток блестящего  пушкинского остроумия? 3. О каких новых талантах А.С.Пушкина вы узнали? Задание 3. «…Я не встречал людей, которые были бы вообще так любимы, как Пушкин; все приятели его делались скоро его друзьями. Он знакомился скоро, дружил искренно. В большом   кругу   он   был   довольно   молчалив,   серьезен,   и   толстые   губы   давали   ему   вид человека надувшегося, сердитого; он стоял в углу, у окна, как будто не принимая участия в общем   веселье.   Но   в   кругу   приятелей   он   был   совершенно   другой   человек;   лицо   его прояснялось, он был удивительной живости, разговорчив, рассказывал много, всегда ясно, сильно,   с   резкими   выражениями,   но   как   будто   запинаясь   и   часто   с   нервическими движениями, как будто ему неловко сидеть на стуле. Он любил также слушать, принимал участие в рассказах и громко увлекательно смеялся, показывая свои прекрасные белые зубы. Когда он был грустен, что часто случалось в последние годы его жизни, ему не сиделось на месте: он отрывисто ходил по комнате, опустив руки в карманы широких панталон, и протяжно напевал: «грустно! Тоска!» Но веселый анекдот, остроумное слово развеселяли его мгновенно; он вскрикивал с удовольствием «славно!» и громко хохотал». (Н.М.Смирнов) 1. Как вы думаете, почему у А.С.Пушкина было так много друзей и приятелей? 2. Случайно ли из­под пера А.С.Пушкина выходили светлые, солнечные стихи? 3. Что можно сказать о характере А.С.Пушкина по его манере общения? Задание 4.  «На другой день отец повез меня к Пушкину – он жил в довольно скромной квартире на…улице. Самого хозяина не было дома, и нас приняла его красавица­жена. Много видел я на своем веку красивых женщин, много встречал женщин еще обаятельнее Пушкиной,   но   никогда   не   видывал   я   женщины,   которая   соединяла   бы   в   себе   такую законченность   классически   правильных   черт   и   стана.   Ростом   высокая,   с   баснословно тонкой талией, при роскошно развитых плечах и груди, ее маленькая головка, как линия на стебле,   колыхалась   и   грациозно   поворачивалась   на   тонкой   шее;   такого   красивого   и правильного профиля не видел никогда более; а кожа, глаза, зубы, уши! Да, это была настоящая красавица, и недаром все остальные даже из самых прелестных женщин меркли как­то при ее появлении. На вид она всегда была сдержанна до холодности и всегда мало говорила. В Петербурге, где она блистала, во­первых, своей красотой и в особенности тем видным положением, которое занимал ее муж, плюс она бывала постоянно и в большом свете, и при дворе, но ее женщины находили несколько странной. Я с первого же раза без памяти в нее влюбился; надо сказать, что тогда не было почти ни одного юноши в Петербурге, который бы тайно не вздыхал по Пушкиной; ее лучезарная красота рядом с этим магическим именем всем кружила головы; я знал очень молодых людей, которые серьезно были уверены, что влюблены в Пушкину, не только вовсе с нею не знакомых, но чуть ли никогда, собственно, ее даже не видавших!» (В.А. Соллогуб) 1. Какое впечатление производила Н.Н.Гончарова? 2. Прочитайте стихотворение «Мадонна». За что А.С.Пушкин боготворит жену и называет ее «чистейшей прелести чистейший образец»? Задание 5.  «…Дуэль была решена накануне (во вторник 26 января); утром 27­го числа Пушкин,   еще   не   имея   секунданта,   вышел   рано   со   двора.   Встретясь   на   улице   с   своим лицейским   товарищем   полковником   Данзасом,   он   посадил   его   с   собою   в   сани   и,   не рассказывая ничего, повез к Д Аршиаку, секунданту своего противника. Его спокойствие было удивительное; он занимался своим «Современником» и за час перед тем, как ему ехать стреляться, написал письмо к Ишимовой. В этом письме, довольно длинном, он говорил ей о назначенных им для перевода пьесах. Это письмо есть памятник удивительной силы духа; нельзя читать его без умиления, какой­то благоговейной грусти: ясный,   простосердечный   слог   его   глубоко   трогает,   когда   вспомнишь   при   чтении,   что писавший это письмо с такою беззаботностью через час уже лежал умирающий от раны.  …С утра 28­го числа, в которое разнеслась по городу весть, что Пушкин умирает, передняя была полна приходящих. Одни осведомлялись о нем через посланных спрашивать об нем, другие – и люди всех состояний, знакомые и незнакомые, ­ приходили сами. Трогательное чувство национальной, общей скорби выражалось в этом движении. Число приходящих сделалось наконец так велико, что дверь прихожей (которая была подле кабинета, где лежал умирающий) беспрестанно отворялись и затворялись…» (В.А.Жуковский) «Все наслаждение моей жизни, все мое высшее наслаждение исчезло вместе с ним. Что скажет он, что заметит он, чему посмеется, чему изречет нерушимое и вечное одобрение – вот что меня только занимало и одушевляло мои силы». (Н.В.Гоголь) 1. В чем перед дуэлью проявилась удивительная сила духа А.С.Пушкина? 2.   Как   выразили   Н.В.Гоголь   и   В.А.Жуковский   общее   чувство   национальной   скорби, охватившее всю Россию после гибели А.С. Пушкина? 3. Прочитайте стихотворение М.Ю.Лермонтова «На смерть поэта». Каким пафосом оно проникнуто? II. Творческая мастерская Задание 1.  Рассмотрите портреты А.С. Пушкина разных художников (В.А. Тропинина, В.А. Серова, Н.Н. Ге, И.Е. Репина, О.А. Кипренского, П.И. Геллера, И.Л. Линева и т.д.). Напишите сочинение на тему» Мой любимый портрет А.С. Пушкина». Расскажите, почему вы выбрали именно этот портрет, каким на нем изображен поэт.  Задание 2. «Пушкинская эпоха, пушкинские современники, пушкинский Петербург…Эти выражения стали для нас привычными и естественными. Ибо гений поэта оказался превыше всего, что было рядом с ним, а бессмертные творения пережили время. Хорошо сказала известная поэтесса Анна Ахматова: «В дворцовых залах, где танцевали члены высочайшего двора,   министры,   аншефы   и   не   аншефы,   фрейлины   и   кавалерственные   дамы,   где сплетничали о поэте, висят его портреты и хранятся его книги, а их бедные тени изгнаны оттуда навсегда. Про их великолепные дворцы и особняки говорят: здесь бывал Пушкин или здесь не бывал Пушкин. Все остальное никому не интересно». (По К.С. Горбачевичу) Напишите сочинение­экскурсию об одном из пушкинских мест, где вы бывали или хотели бы побывать. Тема 3. Лирика А.С. Пушкина I. Вопросы 1. Какая поэма А.С.Пушкина начинается восторженным гимном Петербургу? 2.   На   какое   произведение   вдохновила   А.С.   Пушкина   древнерусская   летопись   о   князе Олеге? 3. Вспомните название стихотворения А.С.Пушкина, в котором есть такие строки:  Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя,  То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя… 4. Как зовут лицейского друга А.С.Пушкина, которому посвящены следующие строки: Мой первый друг, мой друг бесценный!.. 5.   Какая   поэма   А.С.Пушкина   принесла   ему   первый   литературный   успех   и   начинается «сказочным» вступлением? Вспомните строки из этого вступления. 6. Продолжите стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро»:  Под голубыми небесами Великолепными коврами,  Блестя на солнце… 7.   В   какой   поэме   А.С.Пушкина   дан   такой   портрет   Петра   I:   «И   он   промчался   пред полками, /Могущ и радостен, как бой»? II. Задания Задание 1.  «Поэзия Пушкина – неисчерпаемый источник, который, как в сказке, поит «живой водою» всех, кто прикасается к нему. Помимо радости общения с человеком глубокого ума и пылкого, благородного сердца, она дарит нам, по его же собственному слову, «неизъяснимы наслажденья», воспитывает в нас «чувства добрые» … Чудесный русский язык раскрыл поэту все свои богатейшие возможности. Стихи Пушкина – это и живопись, и музыка. Они сопровождают нас с самого раннего детства через всю жизнь; и каждый раз, возвращаясь к ним, мы находим в них нечто новое. Пушкин   дает   нам   возможность   понимать,   что   такое   истинная   Поэзия.   Входя   в   мир пушкинских   идей   и   образов,   проникая   в   великолепное   мастерство   пушкинского поэтического слова, мы учимся многому, что нам пригодится в жизни. Читайте Пушкина!» (Вс.А.Рождественский «Читая Пушкина») 1. Что, по мнению Вс.А.Рождественского, дарит нам поэзия А.С.Пушкина? 2. Как вы понимаете выражение «Стихи Пушкина – это и живопись, и музыка»? Приведите примеры из изученных произведений А.С.Пушкина, подтверждающие это высказывание.  3. Чему вы научились, читая А.С.Пушкина?  Задание   2.  «Пушкин   преимущественно   изображает   природу   в   ее   спокойные   моменты. Поэзия бури была понятна Пушкину, как и поэзия человеческих страстей, но едва ли не дороже была его душе ясная красота покоя. Поэтому, приветствуя «ликующий день», он обращается к последней туче рассеянной бури с призывом:  Довольно, сокройся! Пора миновалась,  Земля освежилась, и буря промчалась, И ветер, лаская листочки древес,  Тебя с упокоенных гонит небес. Неоднократно приходилось указывать на замечательную простоту и безыскусственность изображения, столь характерных для творчества Пушкина вообще. Простота художественных приемов Пушкина сказывается также в самом выборе эпитетов и   поэтических   метафор,   при   помощи   которых   поэт   придает   картине   яркость   и изобразительность.  Пушкин тяготеет к простому, скромному русскому пейзажу, с его широким и плоским простором,   от   которого   веет   каким­то   эпическим   спокойствием   и   сладкой   грустью». (В.Ф.Садовник) 1. В чем особенность пейзажной лирики А.С.Пушкина? 2.   Проиллюстрируйте   «замечательную   простоту   и   безыскусственность   изображения» природы у А.С.Пушкина известными вам стихотворениями поэта. 3. С помощью каких художественных приемов поэт придает картинам природы яркость и изобразительность? Приведите примеры.  Задание 3. Стихотворение «К Чаадаеву». «Одним   из   наиболее  популярных  политических   стихотворений  Пушкина  периода  1817­ 1820гг. является послание «К Чаадаеву» … Отсутствие дидактического (наставительного, поучительного)   элемента   придавало   содержанию   стихотворения   большую   емкость.   В послании не говорилось ни о конституционной монархии, ни о республике, то есть о тех вопросах, которые могли разделить людей. Но ярко проявилась ненависть к угнетению, желание видеть Родину свободной и счастливой, что объединяло всех передовых людей». (Б.В.Томашевский) 1.   Как   вы   думаете,   почему   послание   «К   Чаадаеву»   стало   одним   из   популярных политических стихотворений периода 1820г.?  2.   Кто   такой   Чаадаев?   Почему   он   был   для   Пушкина   образцом   приверженности освободительным идеям? 3. Б.В.Томашевский говорит о «большой емкости» стихотворения «К Чаадаеву». Как вы понимаете это выражение? Почему послание актуально и сегодня, когда самодержавия давно нет?  Задание 4.  «Живость, пылкость, впечатлительность, способность увлекаться и увлекать; сердце, жаждущее любви, жаждущее дружбы, способное  привязаться к человеку  всеми силами   души;   горячий,   пылкий   темперамент,   влекущий   к   жизни,   к   удовольствиям,   к тревогам… Эти черты в лице Пушкина ясны для всякого, кто читал его произведения…» (Н.Г.Чернышевский) 1. Почему в стихотворении «К Чаадаеву» употребляется только местоимение мы? О чем это говорит? 2.   Вспомните   стихотворения   А.С.Пушкина   «19   октября»,   «Пущину»,   «Во   глубине сибирских   руд…».   Какое   лирическое   чувство   объединяет   их   со   стихотворением   «К Чаадаеву»? 3.   Как   вы   думаете,   верную   ли   характеристику   дал   Н.Г.Чернышевский   А.С.Пушкину? Подтвердите свой ответ примерами из стихотворений А.С.Пушкина. Задание 5. Стихотворение «К морю». «В   стихотворении   «К   морю»   Пушкин   прежде   всего   выступает   как   певец   свободы человека… Поэтому и самый образ моря принимает в его представлении в известной мере символический характер, сохраняя при этом всю свою изобразительную конкретность…» (Н.Степанов) 1.   Докажите   примерами   из   текста   стихотворения,   что   образ   моря   сохраняет   «свою изобразительную конкретность».  2. Какие эпитеты и сравнения говорят о том, что море – это поэтический образ, в котором для А.С.Пушкина заключен ряд ассоциаций со свободой, независимостью, неукротимостью, величием? 3. Учитывая внутренний смысловой параллелизм образа моря, объясните, почему после лирического описания моря следует размышление о судьбе Наполеона, Байрона и самого поэта. Задание   6.  «В   стихийном   водовороте   мировых   событий,   в   обстановке   исторических катаклизмов   –   крушения   наполеоновской   империи   и   подавления   национально­ освободительных   революций   –   особенно   трагически   и   остро   вставал   вопрос   о   судьбе самого поэта. Пушкин прощается не только с морем, но и со своими мечтами о свободе, со своими   надеждами   на   скорое   осуществление   свободолюбивых   чаяний   декабристов.   Но наперекор   безотрадным   настроениям…   Пушкин   завершает   свое   стихотворение оптимистической нотой – клятвой верности идеалам юности и свободы». (Д.Д.Благой) 1. Что в стихотворении «К морю» вы узнали о судьбе поэта и его личности? Какие идеалы А.С.Пушкина? 2.   Найдите   в   стихотворении   «К   морю»   и   безотрадные   настроения,   и   оптимистические строки. Как вы думаете, чем вызван оптимизм А.С.Пушкина? Задание 7.  «Стихотворение «К морю» ­ лирический монолог, разговор поэта с морем, позволяющий с особенной полнотой выразить круг мыслей и переживаний, волновавших поэта.   Начатое   в   манере   лирического   признания,   интимного   монолога,   стихотворение постепенно переходит в ораторский пафос, в торжественную декламацию». (Н.Степанов) 1. Как вы понимаете выражение «лирический монолог»? Как поэт обращается к морю, подчеркивая речевую структуру беседы? 2. Какие проблемы, мысли и переживания волнуют поэта? 3. Почему к концу стихотворения «К морю» меняются его звучание и пафос?  Задание 8. «Стихотворение Пушкина («К морю») привлекает не только богатством своего содержания, но и тончайшей гармонией своего словесного, в том числе и фонетического, мастерства». (Н.Степанов) «Основной   принцип   композиции   пушкинской   элегии   можно   было   бы   определить,   как музыкальный   и   ассоциативный   –   с   морем   ассоциируется   стремление   к   свободе».   (Е.А. Маймин) 1. В каких повторяющихся звуках стихотворения «К морю» слышен шум и рокот моря, его «заунывный глас»? 2. Какую роль играют ассонанс «у», «а», «о» и аллитерация звонких и шипящих «з», «ч» в строфе о Байроне? Твой образ был на нем означен,  Он духом создан был твоим: Как ты, могущ, глубок и мрачен, Как ты, ничем не укротим. 3.   Приведите   примеры   многочисленных   рефренов   (повторов   слов   и   союзов),   которые придают речи стихотворения плавный характер. 4.   Как   вы   думаете,   можно   ли   сравнить   стихотворение   А.С.Пушкина   «К   морю»   с музыкальным произведением? Обоснуйте свой ответ. Задание 9. Стихотворение «Пророк». «У   Пушкина   пророк   несет   людям   мудрость,   знание   природы   и   законов,   управляющих вселенной   и   человеческими   судьбами.   Пушкин   выражает   не   только   свое   понимание призвания   поэта   как   обличителя   пороков   общества,   как   учителя   жизни.   Он   показал   в «Пророке» роль вдохновения, определяющего творчество подлинного поэта…и отстаивал общественную роль искусства». (Н.Степанов) 1.   Какова,   по   мнению   А.С.Пушкина,   общественная   роль   искусства?   Как   он   понимает призвание поэта? 2. Чем отличается пушкинский поэт­пророк от библейского?  3. Как вы думаете, почему А.С.Пушкин использует библейские мотивы, чтобы показать роль поэта в жизни общества? Задание 10.  «Мотив путника в пустыне был непосредственно связан с глубоко личными переживаниями Пушкина. В условиях наступившей гнетущей реакции он с огромной силой утверждал верность идеалам декабристов». (Б.П.Городецкий) 1.   «Пророк»   был   написан   в   Михайловской   ссылке   после   известия   о   поражении декабристов. Учитывая это, подумайте, как образ путника в пустыне связан с личностью поэта и событиями его жизни. 2. В каких строках стихотворения поэт утверждает «верность идеалам декабристов»? Задание 11. «Образ пророка связан с использованием библейского стиля в его церковно­ славянском   языковом   эквиваленте.   В   «Пророке»   передана   не   только   библейская образность и лексика, но и суровая, торжественная  интонация  речей пророков, скупой библейский синтаксис кратких предложений». (Н.Степанов) 1. Приведите примеры церковно­славянской лексики в «Пророке» А.С.Пушкина. 2.   Обратите   внимание   на   повторяющийся   союз   и   при   описании   свойств   ясновидения пророка. Как вы думаете, с какой целью он (союз) использован?  3. Какие синтаксические и лексические средства языка придают стихотворению «Пророк» торжественность? Задание 12. Стихотворение «Анчар». «Стихотворение   «Анчар»   явственно   членится   на   две   части:   описание   «древа   яда»   и повествование о гибели посланного к нему за ядом «бедного раба» …  В ореоле  мрачного и  грозного величия  предстает нам «древо яда»  с первых  же строк стихотворения. Самый зловещий и страшный из всех обитателей пустыни – этого мира безводных степей, раскаленных из песков, черных вихрей – анчар как бы царит над всем окружающим… Пушкин, замечательный мастер звукописи, уже в самом слове анчар создает звукообраз чего­то зловещего и устрашающего по звуковой ассоциации (ча, нчр) со словами «чары», «черный», «мрачный». Вся первая строфа «Анчара» инструментирована именно на этих звуках  («в   пустыне   чахлой»,   «грозный   часовой»   и   т.д.)   В   результате   возникает   особая музыкальная атмосфера, связанная со звукообразом анчар, особый, так сказать «анчарный –   мрачный»,   черный   колорит,   создаваемый   сочетанием   самих   звуков,   их   сгущениями, повторениями, как создается колорит в картине». (Д.Д.Благой) 1. Эстетическую  задачу, которую А.С.Пушкин неизменно ставил перед собой, создавая величайшие   образцы   поэзии   как   искусства   слова,   сам   он   определял   так:   «Ищу   союза волшебных звуков, чувств и дум». Как вы думаете, удалось ли поэту в стихотворении «Анчар» найти такой союз? Аргументируйте свой ответ. 2.   Почему,   по­вашему,   описательную   и   повествовательную   части   стихотворения   поэт соединяет противительным союзом но? Задание   13.  «Строка   «Но   человека   человек»   насыщена   огромным   смыслом,   является подлинным ключом ко всему идейному содержанию стихотворения, как бы своего рода вторым, внутренним его заглавием. В своей сжатости и исключительной простоте строка эта сильнее, чем самые громкие и патетические восклицания, раскрывает всю глубочайшую бесчеловечность,   аморальность   тех   отношений   –   отношений   безграничной   власти   и абсолютного порабощения, ­ которые существуют между рабом и владыкой. Ведь оба они по своему естеству, по природе своей люди, и в тоже время из­за противоестественных социальных отношений они перестают быть людьми». (Д.Д.Благой) 1. Расскажите о смысловой емкости одной пушкинской строки в стихотворении «Анчар». Почему   эту   строку   Д.Д.Благой   предлагает   считать   вторым,   внутренним   заглавием стихотворения? 2.   В   чем,   по   мнению   А.С.Пушкина,   причина   того,   что   люди   перестают   быть   людьми? Согласны ли вы с поэтом? Задание 14. Стихотворение «Я помню чудное мгновенье…». 1. Познакомьтесь с историей создания стихотворения «Я помню чудное мгновенье…». «Пушкин и Керн познакомились в Петербурге в 1819 году. Тогда, после окончания Лицея, юный Пушкин постоянно бывал в гостеприимном доме президента Академии художеств и директора   публичной   библиотеки   Алексея   Николаевича   Оленина.   Там   сходились художники, ученые, писатели. Как­то вечером, придя к Олениным, Пушкин заметил среди гостей молодую незнакомку. Ее нельзя было не заметить: прелестное лицо, ясные голубые глаза, мелодичный голос. Она оказалось племянницей хозяйки дома и приехала из далекой Полтавской губернии, где служил ее муж. Звали ее Анна Петровна Керн. Прошло шесть лет. И вот однажды, в июне 1825 года, придя в Тригорское, Пушкин вновь увидел   свою   мимолетную   знакомку.   Она   приехала   ненадолго   к   другой   своей   тетке   – Прасковье Александровне Осиповой… Поэта вновь очаровали ее красота и ум. Они познакомились ближе. Пушкину нравилось слушать пение Анны Петровны. Как­то   вечером,   вскоре   после   приезда   Анны   Петровны,   Прасковья   Александровна предложила всем отправиться на прогулку из Тригорского в Михайловское. Пушкин очень обрадовался.  Заложили экипаж и поехали.  В эту ночь поэт и его гостья долго гуляли по липовой аллее. На   другой   день   Анна   Петровна   уезжала.   Утром   Пушкин   пришел   в   Тригорское   и   на прощанье   подарил   ей   отпечатанную   главу   «Онегина».   В   неразрезанной   странице   лежал вчетверо сложенный листок почтовой бумаги со стихами, посвященными Анне Петровне Керн. В них было все: и воспоминание о первой мимолетной встрече у Олениных, и та светлая радость, то обновление, те мечты и надежды, которые пробудило в душе поэта их новое свидание в деревне. Я помню чудное мгновенье...»  (По К. Басиной) 2.   Как   вы   думаете,   чем   вызван   прилив   жизненных   сил   поэта,   что   вдохновляет   его творчество?  Задание  15.  «Пять   дважды   повторяющихся   в   анализируемом   тексте   слов   –   божество, вдохновенье,   слезы,   жизнь,   любовь   –   образуют   целостный   смысловой   комплекс, относящийся к области художественного творчества». (А.И.Белецкий) 1. Какие слагаемые художественного творчества неразделимы для А.С.Пушкина? 2. Как вы думаете, во всех ли строфах стихотворения «Я помню чудное мгновенье…» повторяющиеся слова звучат одинаково? Обоснуйте свой ответ. 3.   Какова,   на   ваш   взгляд,   главная   тема   стихотворения   –   любовь   или   творчество? Доказательства своей точки зрения найдите в тексте стихотворения.  Задание 16. «Стихотворение «На холмах Грузии …» ­ абсолютно целостный, замкнутый в себе художественный мир». (В.В.Виноградов) 1. Как вы понимаете выражение «художественный мир»? 2.   Как   вы   думаете,   что   является   смыслом   жизни   поэта,   центром   его   мироощущения? Найдите строки стихотворения «На холмах Грузии…», подтверждающие ваш ответ. Задание 17. Стихотворения «На холмах Грузии…», «Я вас любил…». Д.Д.Благой считает, что «существует несомненная внутренняя преемственная связь между стихотворениями «На холмах Грузии…» и «Я вас любил…». «Оба стихотворения даже внешне подобны друг другу: тот же объем, простота рифм, и вообще единый структурный принцип   –   предельная   простота   выражения   при   насыщенности   словесными   повторами, сообщающими   обоим   стихотворениям   их   проникающий   в   душу   лиризм,   их   чарующую музыкальность.   Эта   близость   формы   определена   общностью   содержания   –   единой развивающейся лирической темой».  1. Согласны ли вы с мнением Д.Д.Благого в том, что между стихотворениями «На холмах Грузии…»   и   «Я   вас   любил…»   существует   внутренняя   связь?   Какие   доказательства приводит литературовед?  2.   Как   вы   думаете,   какая   тема   и   какое   лирическое   настроение   объединяют   эти стихотворения? Задание 18.  «В буквально напоенных любовью восьми строчках стихотворения «Я вас любил…»  заключена целая история высокого  и пламенного, исключительного  по своей самоотверженности и благородству любовного чувства». (Д.Д.Благой) 1.   Докажите,   что   любовное   чувство   в   стихотворении   «Я   вас   любил…»   можно   назвать высоким, самоотверженным, благородным.  2. Какие нравственные уроки получаем мы, читая это стихотворение?  Задание   19.  «Чудо   искусности   обнаруживается   в   том,   что   при   всей   стихотворной упорядоченности и организации речь поэта совершенно естественна. В одном из  писем Пушкин рассказывает: «…Тут посетили меня рифмы, я думал стихами». Думать и говорить стихами   –   это   и   есть   высшая   искусность   поэта.   Рождается   впечатление   настоящего волшебства: русская речь как бы сама, естественно, непроизвольно, без усилий вылилась в строгую и музыкальную ритмическую форму!» (В.В.Кожинов) В чем состоит «чудо искусности», настоящее волшебство стихотворений А.С.Пушкина о любви? Задание 20. Стихотворение «Бесы». «Метель у Пушкина символична, это образ с двойным дном, он скрывает в себе некий глубинный   смысл.   Метель   –   не   только   природное   явление;   она   олицетворяет   собой внутреннее состояние героя, чувство душевного разлада. Ощущение мрака, тоски, какой­то безысходности,   тупика   владеет   героем.   Потому­то   и   страшат   бесы…   Лихорадочная попытка выбраться из этой жизненной круговерти оказывается безнадежной, по крайней мере в рамках стихотворения». (С.Волков) 1. В чем символичность метели в «Бесах» у А.С.Пушкина? Как через картину природы поэт рисует чувства и ощущения человека, которого захватил «рок событий»? 2. Как вы думаете, почему А.С.Пушкин страшит метель? 3адание 21. «Оледеневший, разрушенный, разорванный в клочья «Божий мир» ­ поистине апокалипсический образ всеобщего конца разворачивается в пушкинских «Бесах». Перед нами само воплощение общемировой катастрофы. Жить перед лицом этого неотвратимого конца, видя надвигающуюся тьму, безмерно жутко. И оказавшийся в чистом поле, среди несущегося   неведомо   куда   снега   человек   хочет   искать   дорогу   к   теплу   и   свету». (Т.А.Алпатова) 1. Докажите примерами из текста стихотворения, что метель – враждебная человеку сила. 2. Как вы думаете, почему А.С.Пушкин назвал свое стихотворение «Бесы»? Задание 22. Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». «По свидетельству Карамзиных, до конца лета 1836 года Пушкин находился в угнетенном состоянии духа. И литературные, и домашние дела поэта находились в полном беспорядке. Отзывы   современных   ему   литераторов   о   его   новейших   трудах   свидетельствовали,   что былая слава поэта находится на ущербе, завистники­журналисты не только не понимали его творений, но и распространяли о нем клевету, пуская в оборот литературных салонов и светских гостиных сравнение поэта с «угасшим светилом». Тревоги и подозрения пришли в его собственную семью. Поэтому предполагается, что стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» мыслилось поэтом как предсмертное. Гордое самоутверждение лежит в его основе». (М.Н.Алексеев) «Какая­то   особенная   бодрость   духа   не   покадила   Пушкина   в   минуты   самых   тяжелых ударов», ­ пишет его первый биограф П.В.Анненков.  1. Как вы понимаете выражение «нерукотворный памятник»? 2. Почувствовали ли вы особенную бодрость духа в «Памятнике»? 3.   Чем   объяснить   спокойную,   торжественную   интонацию   стихотворения?   Почему   при сложившихся обстоятельствах поэт не теряет чувства собственного достоинства? Задание   23.  Т.Г.   Цявловская   справедливо   отмечает   в   связи   с   историей   создания «Памятника» обычный ход работы А.С.Пушкина: частный факт в процессе обдумывания обобщается и приобретает широкое значение. Сравните черновую редакцию стихотворения с окончательным вариантом. Сделайте вывод о том, как шел процесс обобщения в ходе работы над стихотворением.  И   долго   буду   тем   любезен   я   народу,   Что   звуки   новые   для   песен   с   обрел,   Что   вслед Радищеву восставил я свободу  И милосердие воспел… И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал,  Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал… Задание   24.  «С   какой   волнующей   новизной   приходят   на   память   с   первоначальной полнотой   смысла   звучат   ныне   эти   со   школьной   скамьи   затверженные   и   тысячекратно повторенные строки:  И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал. «Жестокий век» еще не покинул нашей планеты, он, может быть, еще более изощрен в своей бесчеловечности, чем в пору Пушкина. Во всяком случае, он оснащен куда более мощными,   чудовищными   средствами   проявления   своей   жестокости.   И,   может   быть, никогда   еще   это   простое   словосочетание   «чувства   добрые»   не   имело   такой   полноты выражения,   не   могло   быть   осмыслено   людьми   в   такой   мере,   как   в   наши   дни   борьбы» добрых чувств» с чувствами недобрыми, бесчеловечными». (А.Т.Твардовский) 1.   Почему,   по   мнению   А.Т.   Твардовского,   стихотворение   «Я   памятник   себе   воздвиг нерукотворный…» волнует новизной? 2.   Согласны   ли   вы   с   А.Т.Твардовским,   что   идеи   гуманизма,   провозглашенные А.С.Пушкиным, будут современны всегда? Приведите свои аргументы. Задание 25. «…Стих Пушкина…был представителем новой, дотоле небывалой поэзии. И что же это за стих! Античная пластика и строгая простота сочетались в нем с обаятельною игрою   романтической   рифмы;   все   акустическое   богатство,   вся   сила   русского   языка явились в нем в удивительной полноте; он нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря. В нем и обольстительная, невыразимая прелесть и грация, в нем ослепительный блеск и кроткая влажность, в нем все богатство мелодии и гармонии языка и ритма, в нем вся нега, все упоение творческой мечты, поэтического выражения». (В.Г.Белинский) 1. В чем, по мнению В.Г.Белинского, новизна и необычность поэзии А.С.Пушкина? 2. Какие метафоры и сравнения использует В.Г.Белинский, чтобы показать все богатство стихов А.С.Пушкина? III. Творческая мастерская Задание   1.  Составьте   подборку   стихотворений   А.С.Пушкина   о   природе   с   вашими иллюстрациями и комментариями. Задание 2. Напишите свои размышления в эссе по мотивам стихотворения «К Чаадаеву» на тему «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!». Задание 3.  Подготовьте выразительное чтение стихотворения  «К морю», учитывая его звуковую тональность. Задание 4. Нарисуйте иллюстрацию к первой части стихотворения «Анчар». Какие краски вам понадобятся? Подумайте, какова роль описательной части стихотворения в идейном замысле поэта. Задание 5. Прослушайте романсы на стихотворения Пушкина «На холмах Грузии…», «Я вас   любил…».   Назовите   композиторов,   обращавшихся   к   этим   пушкинским   шедеврам. Напишите   сочинение­эссе   на   тему   «Чарующая   музыкальность   пушкинских   строк»   или «Какую   музыку   я   слышу,   читая   стихи   Пушкина   «Я   вас   любил…»   и   «На   холмах Грузии…»?». Задание 6. Попробуйте восстановить развитие взаимоотношений лирического героя и его возлюбленной  в  стихотворении   «Я  вас   любил…»   в  устном  рассказе   на  тему  «История любви».  Задание 7. Умеете ли вы думать стихами? Попробуйте написать стихотворение о любви. Задание  8.  Сравните  изображение   метели   в   стихотворении   «Бесы»   и   во   второй   главе повести «Капитанская дочка». Задание 9.  Н.Г. Чернышевский писал о поэзии Державина и его «Памятнике»: «В своей поэзии что оценил он? Служение на пользу общую. То же думал и Пушкин. Любопытно в этом отношении сравнить, как они видоизменяют существенную мысль Горациевой оды, выставляя свои права на бессмертие. Гораций говорит: «я считаю себя достойным славы за то, что хорошо писал стихи»; Державин заменяет это другим: «я считаю себя достойным славы за то, что говорил правду и народу, и царям»; Пушкин – «за то, что я благодетельно действовал на общество и защищал страдальцев».  Сравните   стихотворения   А.С.Пушкина   «Я   памятник   себе   воздвиг   нерукотворный…»   и «Памятник» Державина. Что нового внес А.С.Пушкин в перевод оды Горация? Задание 10. Опишите свои впечатления от поэзии А.С.Пушкина.  Тема 4. Поэма А.С.Пушкина «Цыганы» I. Задания. Задание 1. «В «Цыганах» выясняется, что, получив заветную свободу, человек не может ею   должным   образом   распорядиться,   вернее,   способен   ее   использовать   только   для удовлетворения собственных прихотей и произвола». (Т.А.Алпатова) 1. Какое значение вкладывает в слово «воля» герой поэмы «Цыганы» Алеко? 2. Как А.С.Пушкин относится к подобным «вольным» личностям? 3адание   2.  С.М.   Бонди   отмечает,   что   содержанием   поэмы   «Цыганы»   является «критическое   разоблачение   романтического   героя   и   романтического   идеала   свободы… Поэт развенчивает романтического героя, показывая его подлинную сущность – эгоиста и насильника».  1. Какого героя в литературе называют романтическим? 2. Каким образом поэт развенчивает романтического героя в «Цыганах»?  3.   Как   вы   думаете,   дает   ли   полная   свобода   в   поступках   счастье   вольным   цыганам? Аргументируйте свой ответ. 4.   Согласны   ли   вы   с   А.С.Пушкиным,   который   показал,   что   отсутствие   ограничений   и обязательств в общественной жизни возможно только для общества людей с примитивными потребностями, ленивых, праздных, робких и слабых? Задание 3. «Свободная и в тоже время четкая и ясная композиция поэмы, яркие картины жизни   и   быта   цыган,   насыщенные   лиризмом   описания   чувств   и   переживаний   героя, драматические   диалоги,   в   которых   раскрываются   конфликты   и   противоречия, составляющие   содержание   поэмы,   включенные   в   нее   посторонние   эпизоды   –   стихи   о беззаботной птичке и рассказ об Овидии – все это делает поэму «Цыгане» одним из самых лучших произведений молодого Пушкина». (С.М. Бонди) 1. Вспомните, что такое композиция литературного произведения. 2. Какова особенность композиции поэмы «Цыганы»?  3. Как вы думаете, для чего А.С.Пушкин включил в поэму стихи о беззаботной птичке и рассказ об Овидии? 4. Подготовьте выразительное чтение по ролям драматических диалогов в поэме. Тема 5. Маленькие трагедии. «Моцарт и Сальери» I. Вопросы 1. На что ропщет Сальери в своем первом монологе?  2. Каков его путь на музыкальном поприще? 3. Что управляет поступками Сальери и толкает его на убийство? Почему некогда гордый Сальери стал «завистником» презренным»? 4. С какой целью пришел к Сальери Моцарт? 5. Какой «нежданной шуткой» хотел угостить его? 6. Что вывело из себя умеющего владеть собой Сальери? 7. Как относится Сальери к Моцарту? Считает ли он Моцарта великим композитором? 8.   О   чем   плачет   отравивший   Моцарта   Сальери?   Почему   он   испытывает   облегчение   и удовлетворение? 9. Прав ли Моцарт, утверждавший, что «гений и злодейство – две вещи несовместные»? Какова суть этих слов? 10.   В   чем   заключается   возмездие   за   убийство   Моцарта?   Каким   вопросом   мучается Сальери?  II. Задания. Задание 1.  «О «вечных» темах он (Пушкин) говорил через драматическое действие так, будто сам был непосредственным свидетелем этих давних событий». (Б.Н.Тарасов) 1. Какая вечная тема освещается в трагедии «Моцарт и Сальери»? 2.   Создалось   ли   у   вас   впечатление   при   чтении   трагедии,   будто   поэт   «сам   был непосредственным свидетелем этих давних событий»? Обоснуйте свою точку зрения. Задание   2.  «Моцарт   предчувствует   приближение   собственной   смерти,   и   Пушкин зафиксировал   это   предчувствие   так   сказать,   материализовал   его   в   призрак   «черного человека», который, как тень отца Гамлета, оказывается способным нарушить привычное жизненное равновесие героя трагедии». (Г.Г.Красухин) 1. Для чего автор вводит в трагедию образ «черного человека»? 2. Как этот образ нарушает привычное жизненное равновесие Моцарта? Задание   3.  «В   Моцарте   сосредотачивается   враждебное   Сальери   творческое   начало, свойственное   самой   жизни,   самому   бытию.   Устами   Моцарта   говорит   сама   природа,   ее справедливые   и   благие   законы,   сама   гармония,   сыном   которой   он   выступает.   Моцарт ошибается только в том, что Сальери такой же сын гармонии. Но ошибка Моцарта так понятна: он жизнерадостен, щедр от безмерности таланта, от человечности. Его кажущаяся «праздность» ­ не пустое безделье, а напряженный внутренний труд. Пушкин   передал   Моцарту   часть   своей   души.   Поэтому   образ   Моцарта   лиричен.   В   нем запечатлелось величие гения, жизнерадостность и праздничность таланта, артистизм его духовного облика». (В.А.Коровин) 1. Почему Сальери завидует Моцарту и ненавидит его? 2. Как вы понимаете выражение «Моцарт – сын гармонии»? 3. В чем причина ошибки Моцарта – его доверия к Сальери?  4. Почему образ Моцарта лиричен? Список использованной литературы 1. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. М., 2000 2. Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина. М.,1969 3. Макогоненко Г.П. от Фонвизина до Пушкина. Л.,2000 4. Степанов Н. Лирика Пушкина. М., 2001 5. Рождественский Вс.А. Читая Пушкина. М., 1998

Практикум по русской литературе ХIХ века. Творчество А.С. Пушкина.

Практикум по русской литературе ХIХ века. Творчество А.С. Пушкина.

Практикум по русской литературе ХIХ века. Творчество А.С. Пушкина.

Практикум по русской литературе ХIХ века. Творчество А.С. Пушкина.

Практикум по русской литературе ХIХ века. Творчество А.С. Пушкина.

Практикум по русской литературе ХIХ века. Творчество А.С. Пушкина.

Практикум по русской литературе ХIХ века. Творчество А.С. Пушкина.

Практикум по русской литературе ХIХ века. Творчество А.С. Пушкина.

Практикум по русской литературе ХIХ века. Творчество А.С. Пушкина.

Практикум по русской литературе ХIХ века. Творчество А.С. Пушкина.

Практикум по русской литературе ХIХ века. Творчество А.С. Пушкина.

Практикум по русской литературе ХIХ века. Творчество А.С. Пушкина.

Практикум по русской литературе ХIХ века. Творчество А.С. Пушкина.

Практикум по русской литературе ХIХ века. Творчество А.С. Пушкина.

Практикум по русской литературе ХIХ века. Творчество А.С. Пушкина.

Практикум по русской литературе ХIХ века. Творчество А.С. Пушкина.

Практикум по русской литературе ХIХ века. Творчество А.С. Пушкина.

Практикум по русской литературе ХIХ века. Творчество А.С. Пушкина.

Практикум по русской литературе ХIХ века. Творчество А.С. Пушкина.

Практикум по русской литературе ХIХ века. Творчество А.С. Пушкина.

Практикум по русской литературе ХIХ века. Творчество А.С. Пушкина.

Практикум по русской литературе ХIХ века. Творчество А.С. Пушкина.

Практикум по русской литературе ХIХ века. Творчество А.С. Пушкина.

Практикум по русской литературе ХIХ века. Творчество А.С. Пушкина.

Практикум по русской литературе ХIХ века. Творчество А.С. Пушкина.

Практикум по русской литературе ХIХ века. Творчество А.С. Пушкина.

Практикум по русской литературе ХIХ века. Творчество А.С. Пушкина.

Практикум по русской литературе ХIХ века. Творчество А.С. Пушкина.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.06.2018