Цель: дать понятие о правах, обязанностях и ответственности детей
Задачи:
Начинаем классный час,
Речь пойдёт здесь всё о нас.
Постарайтесь всё понять,
Что – то новое узнать.
Сегодня мы с вами поговорим о правах, обязанностях и ответственности, попробуем разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и несем ответственность.
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы:
Что люди могут делать и чего не могут?
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
На что они имеют право и на что не имеют?
И так далее.
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.
В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека. Со временем люди поняли, что ребенок нуждается в специальной охране и заботе.
В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка. В ней утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особых заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Декларация сыграла большую роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей.
20 ноября 1989 г. была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН Конвенция о правах ребенка. Эта Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Она призвана создать благополучные условия для развития детей.
Чтобы сориентироваться в большом количестве ее норм, объединим их в отдельные группы по общности содержания:
I группа прав –права базисные, основные: на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении прав и др.;
II группа прав обеспечивает семейное благополучие ребенка (обязывает родителей заботиться о детях, государство ,- помогать детям, оставшимся без родителей, и т. д.);
III группа прав обеспечивает свободное развитие личности ребенка (права свободно выражать свое мнение, объединяться в ассоциации, иметь свободу мысли, совести и религии);
IV группа прав обеспечивает здоровье детей (право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и т. д.);
V группа прав способствует образованию детей и их культурному развитию (право на бесплатное образование, на пользование культурой и т. п.);
VI группа прав призвана защитить ребенка от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения в местах лишения свободы и др.
В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы?
В Конституции.
Законы, которые регулируют отношения государства и общества, записаны в Конституции – основном законе государства.
Кроме Конституции права ребенка прописаны в: «Семейном кодексе», «Гражданском кодексе», «Трудовом кодексе», «Уголовном кодексе», «Законе об образовании».
В нашей школе, как и в любом учреждении, что существует? Устав.
В Устав школы также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов).
Права и обязанности учащихся, их родителей и педагогов
Согласно Федеральному закону «Об образовании», права и обязанности обучающихся, их родителей и педагогов в образовательных учреждениях определяются Уставами и иными локальными актами, предусмотренными Уставом образовательного учреждения. Поэтому, прежде всего всегда нужно внимательно ознакомиться с Уставом образовательного учреждения, Правилами внутреннего распорядка, Правилами для обучающихся и другими документами.
Права и обязанности учащихся
Федеральный Закон «Об образовании» закрепляет основные конституционные права и свободы учащихся, реализующиеся в сфере образования:
F право на уважение человеческого достоинства;
F свободу совести;
F свободу информации;
F свободу выражения собственных мнений и убеждений;
F право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом;
F право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов;
F право на охрану здоровья;
F право на выбор образовательного учреждения и на выбор формы получения образования (данным правом обладают только совершеннолетние граждане);
F право на обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами;
F право на обучение по индивидуальным учебным планам в пределах государственных образовательных стандартов;
F право на ускоренный курс обучения;
F право на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек;
F право на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
F право на участие в управлении образовательным учреждением;
F право на перевод (с согласия родителей) в другие образовательные учреждения такого же типа, в случае прекращения деятельности общеобразовательного учреждения;
Право на образование и его реализация учащимися связано с выполнением ими следующих обязанностей:
Ø получить основное общее образование (9 классов);
Ø соблюдать Устав общеобразовательного учреждения;
Ø уважать честь и достоинство других обучающихся и работников образовательного учреждения;
Ø добросовестно учиться;
Ø бережно относиться к имуществу школы;
Ø выполнять требования работников школы по соблюдению правил внутреннего распорядка.
Права и обязанности родителей
Родители имеют право:
Ø на защиту прав и законных интересов детей;
Ø на обеспечение со стороны государства общедоступности и бесплатности получения их детьми основного общего образования;
Ø на выбор для своих детей (до получения ими основного общего образования) форм образования и видов образовательных учреждений, в том числе семейного образования или в негосударственных учебных заведениях;
Ø на прием детей для обучения в образовательные учреждения, расположенные по месту жительства;
Ø на ознакомление с Уставом образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса;
Ø на участие в управлении образовательным учреждением, в котором обучаются их дети;
Ø на ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости своих детей;
Ø на перевод ребенка, получающего образование в семье, для продолжения образования в общеобразовательном учреждении при положительной аттестации;
Ø на обеспечение религиозного и нравственного воспитания детей в соответствии со своими собственными убеждениями;
Ø на помощь со стороны государства в выполнении своих обязанностей по обучению и воспитанию детей;
Родители обязаны:
Ø обеспечивать и защищать права интересы своих детей, не причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию; воспитывать детей, исключая пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или их эксплуатацию;
Ø обеспечить детям до 15 лет получение основного общего образования;
Ø выполнять Устав общеобразовательного учреждении в части, касающейся их прав и обязанностей;
Организация работы школы
Ø Общеобразовательное учреждение может реализовать свою программу, а также осуществлять дополнительные образовательные услуги только при наличии лицензии - государственного документа (разрешения), удостоверяющего наличие всех условий для качественной образовательной деятельности. Школа проходит аттестацию и аккредитацию, подтверждающие качество образования, процедура которых также регламентирована правом.
Ø В школах не допускается создание общественно-политических и религиозных движений, организаций. Однако по инициативе детей могут создаваться детские объединения.
Ø В общеобразовательном учреждении должно быть организовано питание, а также помещение для хранения и приготовления пищи. Законом предусмотрено медицинское обслуживание обучающихся.
Ø Образовательный процесс выстраивается в школе на основе учебного плана, который разрабатывается самостоятельно на базе примерного, создаваемого Министерством образования и науки РФ и регламентируется расписанием занятий.
Ø Существуют специальные санитарно-гигиенические требования, в которых прописана предельная учебная нагрузка и режим занятий.
Ø Школы сами подбирают кадры, проводят работу по оборудованию помещений, ведут прием учащихся.
Ø Школа разрабатывает свой Устав. В нем определяется порядок осуществления учебного процесса, права и обязанности администрации, педагогов, обслуживающего персонала, учащихся, их родителей.
Ø Руководство общеобразовательным учреждением осуществляет прошедший аттестацию руководитель - директор. Основными формами самоуправления являются совет общеобразовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет.
Кроме прав и обязанностей, существует еще и ответственность за совершенные поступки.
Существует ответственность – административная и уголовная, за то, что нам часто кажется совсем безобидной шалостью. Это все прописано в гражданском и уголовном кодексе нашей страны.
На территории РФ уголовная ответственность за многие правонарушения наступает с 14лет (ст. 20 УК), законом предусмотрены различные наказания, в том числе и штрафы.
Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. И во многих случаях можно было найти какое-то другое решение проблемы.
Наше государство провозглашает равными всех людей перед законом. Человек может реализовать свои права только в том случае, если не будет ущемлять права других людей. И у детей, и у взрослых есть человеческие права и обязанности, разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют и несут больше ответственности. Пользуясь этим, взрослые часто нарушают законные права детей, Но и дети в силу собственного незнания и неумения зачастую требуют предоставить себе такие права, которые могут принести вред им самим и окружающим.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.