«Права и обязанности подростка. Подросток и закон»
5-8 классы
Пояснительная записка
Вредные последствия зависимостей для здоровья, социального благополучия и взаимоотношений индивида с законом известны всем. Однако не смотря на это, множество подростков каждый год приобщаются к употреблению психоактивных веществ. Некоторые из них после короткого периода экспериментирования останавливаются. Но, к сожалению, для большого количества подростков начало курения сигарет, употребления алкоголя или наркотиков ведет к таким моделям поведения, результатом которых становится психологическая и физиологическая зависимость. Программы, направленные на то, чтобы человек бросил курить, пить, употреблять наркотики, не очень эффективны. Это связано с тем, что однажды приобретенный навык трудно изменить. Поэтому с позиций современного научного подхода считается, что величайшим потенциальным источником решения проблем зависимостей в обществе является создание эффективных профилактических программ.
Цель программы:
Формирование правовой культуры у учащихся, посредством ознакомления учащихся с их основными правами на основе нормативно-правовых документов международного, федерального, регионального, муниципального и школьного уровней. Профилактика правонарушений несовершеннолетних.
Исходя из данной цели, основными задачами программы являются:
Информирование учащихся об основных нормативных документах, законопроектах, регулирующих и защищающих их жизнедеятельность. Содействие в предупреждении антиобщественного, антисоциального поведения учащихся.
Воспитание желания жить и трудиться, соблюдая нормы гражданского права.
Воспитание чувства ответственности за совершенные дела и поступки.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: старшие подростки (5-8 классы).
Реализация программы: один год -34 часа, 1 занятие по 40 минут в неделю.
Формы и виды контроля: беседа, сообщение, диалог, дискуссия, игра – тренинг, практикум, конференция, круглый стол, правовая игра, деловая игра, ролевая игра, викторина, тестирование,
анкетирование.
Уровни воспитательных результатов
В результате изучения ученик научится / получит возможность научиться/ следующим умениям и навыкам: - знать содержание наиболее законодательных актов (или фрагментов из них), общие правила применения права, содержание прав и свобод человека, порядок приобретения и утраты гражданства РФ; правила, соблюдение которых способствует охране личной безопасности человека от преступных посягательств;
- иметь представление о действиях и поступках, составляющих угрозу безопасности личности; о месте гражданина России в осуществляющей системе экономических и политических отношений, регулируемых правом, об условиях и порядке участия в качестве субъектов правоотношений в экономической и политической жизни страны; о видах юридической ответственности граждан;
- усвоить совокупность конкретных правил поведения в школе, на улице, в учреждениях культуры, на зрелищных мероприятиях, в местах отдыха, основанных на уважении к правам и свободам других граждан;
- различать правомерное и неправомерное поведение, основание и порядок назначения наказаний; полномочия судов, органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса.
- применять приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: выбирать конструктивные формы поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, регулируемых правом: определять способы реализации и защиты собственных прав; обращаться в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.
Ожидаемый результат
Выполнение задач стоящих перед программой позволит получить:
положительная оценка себя и своих способностей;
понимание важности продолжения образования;
умение распознавать попытки отрицательного влияния со стороны сверстников и умение противостоять ему;
знание того, к кому. кроме сверстников, можно обратиться за помощью.
Методы и средства обучения
· словесные – рассказы, беседы, круглые столы и т. д.;
· наглядные - показ иллюстрационного материала (плакатов, схем, мультимедийных пособий и т.д.);
· практические - выполнение практических заданий, участие в тренинговых и игровых формах проверки знаний, решение задач, кроссвордов, тестов;
· исследовательские - работа с книгой и иными источниками информации по тематике программы.
Методы достижения цели
Уровень освоения программы – общекультурный. Ребята не только обучаются сами, они передают свои знания другим: участвуют в общешкольных мероприятиях по профилактики, выступают с агитационной программой. Внеурочная деятельность направлена на формирование у обучающихся основных знаний, умений и навыков по профилактики. Таким образом, дети овладевают знаниями, непосредственно относящимися к охране жизни и здоровья; привлекаются к участию в пропаганде ЗОЖ среди детей и подростков. У учащихся формируется интерес к регулярным занятиям спортом, улучшается физическая и психологическая подготовка. Полученные результаты позволяют оценивать состояние работы по формированию правил безопасного поведения, развитие воспитательного процесса, прогнозировать новые достижения. Программа способствует решению проблемы обеспечения безопасности детей и подростков, а также воспитанию здорового поколения. Она оказывает огромное влияние на формирование нравственных качеств детей, обогащение их положительного опыта.
Требования к результатам обучения
Важно, чтобы работающие с детьми в 5-8 классах взрослые:
* Помогали детям развить умение вести здоровый, продуктивный образ жизни;
* Помогали детям обрести ориентиры на будущее, включая продолжение образования и ответственное отношение к себе и другим;
* Помогали детям научиться общаться со сверстниками и противостоять дурному влиянию с их стороны;
* Помогали детям развивать дружеские отношения, которые оказывают благотворное влияние и способствуют их собственному развитию;
* Помогали детям выработать правильное поведение, помогающее справляться с возможными неудачами, и разочарованиями;
* Информировали детей об алкоголе и каждом из видов наркотиков в отдельности и помогали им подыскать конкретные причины для отказа от них.
Личностные результаты
У воспитанника будут сформированы:
· учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
· ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
· способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
· осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание собственной ответственности;
Воспитанник получит возможность для формирования:
· внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
· выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
· устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
· адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
· осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на культуру как значимую сферу человеческой жизни;
· эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
УУД
Регулятивные универсальные учебные действия
Воспитанник научится:
· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
· учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
· осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
· оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
· адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
· различать способ и результат действия.
Воспитанник получит возможность научиться:
· в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
· проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
· самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Воспитанник научится:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы;
· осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
· строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
· проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
· устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
· строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Воспитанник получит возможность научиться:
· осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
· осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
· осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
· осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
· строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Воспитанник научится:
· адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
· задавать вопросы;
· использовать речь для регуляции своего действия;
· адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Воспитанник получит возможность научиться:
· учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
· учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
· понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
· аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
· задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
· осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
· адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
· адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Содержание программы
Программа «Права и обязанности подростка. Подросток и закон» является примером нового подхода к профилактике, фокусирующемся на главных психологических и социальных факторах, ответственных за приобщение и ранние стадии потребления психоактивных веществ. Эта программа включает материалы относящиеся к табаку, алкоголю и марихуане, поскольку приобщение ко всем трем веществам связано с одними и теми же причинами и происходит приблизительно в одно время, если иметь в виду последовательность развития поведения, связанного с потреблением психоактивных веществ.
Программа «Права и обязанности подростка. Подросток и закон» создана для подростков средней школы. Идеальным контингентом для него являются учащиеся 5 - 8 классов. Программа состоит:
Тема |
Кол-во часов |
Вводная часть |
2 часа. |
Правовой статус подростка. Главные документы. |
6 часов |
Правопорядок. Юридическая ответственность |
10 часов. |
Профилактика вредных привычек. ЗОЖ. |
14 часов. |
Подведение итогов курса |
3 часа |
.
Тематический план 5 класс
№ п/п |
Название темы |
Планируемая дата проведения |
Фактическая дата проведения |
Вводная часть 2 часа. |
|||
1. |
Вводное занятие. Знакомство с программой. |
||
2. |
Зачем нам необходимо знать законы? |
||
Правовой статус подростка. Главные документы. 6 часов. |
|||
3 |
Права и обязанности школьников |
||
4 |
Знакомство с Уставом школы |
||
5 |
Конвенция ООН о правах ребенка |
||
6 |
Викторина «Человек. Личность. Гражданин» |
||
7 |
Знакомство с Конституцией РФ. |
||
8 |
Круглый стол «Я – гражданин России» |
||
Правопорядок. Юридическая ответственность. 10 часов. |
|||
9 |
О правопорядке. Правонарушения и преступления. |
||
10 |
Что такое вина? Что такое ответственность? |
||
11 |
Виды юридической ответственности. |
||
12 |
Диагностика «Склонности к отклоняющемуся поведению» |
||
13 |
Взыскания и наказания |
||
14 |
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. |
||
15 |
Встреча с сотрудниками инспекции по делам несовершеннолетних |
||
16 |
Диагностика (интересы, проблемы, конфликтные ситуации) |
||
17 |
Тренинг «Выход из конфликтных ситуаций» |
||
18 |
Преступления, совершаемые подростками. |
||
Профилактика вредных привычек. ЗОЖ. 14 часов. |
|||
19 |
Игра «Кто кого, или подросток в мире вредных привычек» |
||
20 |
Просмотр презентаций «Влияние вредных привычек на организм человека» |
||
21 |
Просмотр презентаций «Курить – здоровью вредить» |
||
22 |
Просмотр презентаций «К чему приводит алкоголь?» |
||
22 |
Природа наркотизма. Механизм воздействия наркотических веществ. |
||
23 |
Характеристика основных групп наркотических веществ, используемых в молодежной среде. |
||
24 |
Просмотр презентации: «Формирование зависимости от наркотиков». |
||
25 |
Анкетирование (отношение к наркотикам). |
||
26 |
Выпуск газеты «Есть выбор – жизнь без наркотиков» |
||
27 |
Здоровый образ жизни. «Вредным привычкам скажем нет» |
||
28 |
Влияние молодежных групп. |
||
29 |
Неформалы. |
||
30 - 31 |
Игра – тренинг «Как не стать жертвой преступления?» |
||
Подведение итогов курса. 3 часа. |
|||
32 |
Кроссворд: «В мире юридических терминов». |
||
33 |
Правовая игра «Большой круг» |
||
34 |
Итоговое занятие – практикум «Защити свои права» |
Итого: 34 часа.
Тематический план 6 класс
№ п/п |
Название темы |
Планируемая дата проведения |
Фактическая дата проведения |
Вводная часть 2 часа. |
|||
1. |
Вводное занятие. Знакомство с программой. |
||
2. |
Зачем нам необходимо знать законы? |
||
Правовой статус подростка. Главные документы. 6 часов. |
|||
3 |
Права и обязанности школьников |
||
4 |
Знакомство с Уставом школы |
||
5 |
Конвенция ООН о правах ребенка |
||
6 |
Викторина «Человек. Личность. Гражданин» |
||
7 |
Знакомство с Конституцией РФ. |
||
8 |
Круглый стол «Я – гражданин России» |
||
Правопорядок. Юридическая ответственность. 10 часов. |
|||
9 |
О правопорядке. Правонарушения и преступления. |
||
10 |
Что такое вина? Что такое ответственность? |
||
11 |
Виды юридической ответственности. |
||
12 |
Диагностика «Склонности к отклоняющемуся поведению» |
||
13 |
Взыскания и наказания |
||
14 |
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. |
||
15 |
Встреча с сотрудниками инспекции по делам несовершеннолетних |
||
16 |
Диагностика (интересы, проблемы, конфликтные ситуации) |
||
17 |
Тренинг «Выход из конфликтных ситуаций» |
||
18 |
Преступления, совершаемые подростками. |
||
Профилактика вредных привычек. ЗОЖ. 14 часов. |
|||
19 |
Игра «Кто кого, или подросток в мире вредных привычек» |
||
20 |
Просмотр презентаций «Влияние вредных привычек на организм человека» |
||
21 |
Просмотр презентаций «Курить – здоровью вредить» |
||
22 |
Просмотр презентаций «К чему приводит алкоголь?» |
||
22 |
Природа наркотизма. Механизм воздействия наркотических веществ. |
||
23 |
Характеристика основных групп наркотических веществ, используемых в молодежной среде. |
||
24 |
Просмотр презентации: «Формирование зависимости от наркотиков». |
||
25 |
Анкетирование (отношение к наркотикам). |
||
26 |
Выпуск газеты «Есть выбор – жизнь без наркотиков» |
||
27 |
Здоровый образ жизни. «Вредным привычкам скажем нет» |
||
28 |
Влияние молодежных групп. |
||
29 |
Неформалы. |
||
30 - 31 |
Игра – тренинг «Как не стать жертвой преступления?» |
||
Подведение итогов курса. 3 часа. |
|||
32 |
Кроссворд: «В мире юридических терминов». |
||
33 |
Правовая игра «Большой круг» |
||
34 |
Итоговое занятие – практикум «Защити свои права» |
Итого: 34 часа.
Тематический план 7 класс
№ п/п |
Название темы |
Планируемая дата проведения |
Фактическая дата проведения |
Вводная часть 2 часа. |
|||
1. |
Вводное занятие. Знакомство с программой. |
||
2. |
Зачем нам необходимо знать законы? |
||
Правовой статус подростка. Главные документы. 6 часов. |
|||
3 |
Права и обязанности школьников |
||
4 |
Знакомство с Уставом школы |
||
5 |
Конвенция ООН о правах ребенка |
||
6 |
Викторина «Человек. Личность. Гражданин» |
||
7 |
Знакомство с Конституцией РФ. |
||
8 |
Круглый стол «Я – гражданин России» |
||
Правопорядок. Юридическая ответственность. 10 часов. |
|||
9 |
О правопорядке. Правонарушения и преступления. |
||
10 |
Что такое вина? Что такое ответственность? |
||
11 |
Виды юридической ответственности. |
||
12 |
Диагностика «Склонности к отклоняющемуся поведению» |
||
13 |
Взыскания и наказания |
||
14 |
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. |
||
15 |
Встреча с сотрудниками инспекции по делам несовершеннолетних |
||
16 |
Диагностика (интересы, проблемы, конфликтные ситуации) |
||
17 |
Тренинг «Выход из конфликтных ситуаций» |
||
18 |
Преступления, совершаемые подростками. |
||
Профилактика вредных привычек. ЗОЖ. 14 часов. |
|||
19 |
Игра «Кто кого, или подросток в мире вредных привычек» |
||
20 |
Просмотр презентаций «Влияние вредных привычек на организм человека» |
||
21 |
Просмотр презентаций «Курить – здоровью вредить» |
||
22 |
Просмотр презентаций «К чему приводит алкоголь?» |
||
22 |
Природа наркотизма. Механизм воздействия наркотических веществ. |
||
23 |
Характеристика основных групп наркотических веществ, используемых в молодежной среде. |
||
24 |
Просмотр презентации: «Формирование зависимости от наркотиков». |
||
25 |
Анкетирование (отношение к наркотикам). |
||
26 |
Выпуск газеты «Есть выбор – жизнь без наркотиков» |
||
27 |
Здоровый образ жизни. «Вредным привычкам скажем нет» |
||
28 |
Влияние молодежных групп. |
||
29 |
Неформалы. |
||
30 - 31 |
Игра – тренинг «Как не стать жертвой преступления?» |
||
Подведение итогов курса. 3 часа. |
|||
32 |
Кроссворд: «В мире юридических терминов». |
||
33 |
Правовая игра «Большой круг» |
||
34 |
Итоговое занятие – практикум «Защити свои права» |
Итого: 34 часа.
Тематический план 8 класс
№ п/п |
Название темы |
Планируемая дата проведения |
Фактическая дата проведения |
Вводная часть 2 часа. |
|||
1. |
Вводное занятие. Знакомство с программой. |
||
2. |
Зачем нам необходимо знать законы? |
||
Правовой статус подростка. Главные документы. 6 часов. |
|||
3 |
Права и обязанности школьников |
||
4 |
Знакомство с Уставом школы |
||
5 |
Конвенция ООН о правах ребенка |
||
6 |
Викторина «Человек. Личность. Гражданин» |
||
7 |
Знакомство с Конституцией РФ. |
||
8 |
Круглый стол «Я – гражданин России» |
||
Правопорядок. Юридическая ответственность. 10 часов. |
|||
9 |
О правопорядке. Правонарушения и преступления. |
||
10 |
Что такое вина? Что такое ответственность? |
||
11 |
Виды юридической ответственности. |
||
12 |
Диагностика «Склонности к отклоняющемуся поведению» |
||
13 |
Взыскания и наказания |
||
14 |
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. |
||
15 |
Встреча с сотрудниками инспекции по делам несовершеннолетних |
||
16 |
Диагностика (интересы, проблемы, конфликтные ситуации) |
||
17 |
Тренинг «Выход из конфликтных ситуаций» |
||
18 |
Преступления, совершаемые подростками. |
||
Профилактика вредных привычек. ЗОЖ. 14 часов. |
|||
19 |
Игра «Кто кого, или подросток в мире вредных привычек» |
||
20 |
Просмотр презентаций «Влияние вредных привычек на организм человека» |
||
21 |
Просмотр презентаций «Курить – здоровью вредить» |
||
22 |
Просмотр презентаций «К чему приводит алкоголь?» |
||
22 |
Природа наркотизма. Механизм воздействия наркотических веществ. |
||
23 |
Характеристика основных групп наркотических веществ, используемых в молодежной среде. |
||
24 |
Просмотр презентации: «Формирование зависимости от наркотиков». |
||
25 |
Анкетирование (отношение к наркотикам). |
||
26 |
Выпуск газеты «Есть выбор – жизнь без наркотиков» |
||
27 |
Здоровый образ жизни. «Вредным привычкам скажем нет» |
||
28 |
Влияние молодежных групп. |
||
29 |
Неформалы. |
||
30 - 31 |
Игра – тренинг «Как не стать жертвой преступления?» |
||
Подведение итогов курса. 3 часа. |
|||
32 |
Кроссворд: «В мире юридических терминов». |
||
33 |
Правовая игра «Большой круг» |
||
34 |
Итоговое занятие – практикум «Защити свои права» |
Итого: 34 часа.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.