ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ

  • docx
  • 27.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Курсовая.docx

 

 

       Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

         «Южно-Уральский многопрофильный колледж»

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по ПМ 02 «ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

 

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ

 

 

         Код курсовой работы

ЮУМК. 40.02.02.093.ПЗ

 

 

       Нормоконтролер                                                                                                Руководитель

________________________                                                                       _______________________

Дерягина Мария Александровна                                                            Дерягина Мария Александровна

                   (ФИО)                                                                                                                                                   (ФИО)

« ____»__________20 _  г.                                                                            « ____»__________20 _  г.

 

                                                         Автор работы

                                                                                                                               студент группы ПД-305

                                                                                                                          ______________________

                                                                                                                          Олейник Илья

                                                                                                                                                                                (ФИО)

                                         « ____»__________20 _  г.

 

                                                   Оценка

                                          ___       ________________

                                        « ____»__________20 _  г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Челябинск, 2025 год

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение. 4

1 Правовая основа приминения специальных средств сотрудниками полции  6

1.1 Понятие и классификация специальных средств органов внутренних дел  6

1.2 Виды специальных средств и их значение. 10

2. Основания приминения специальных средств  сотрудниками полиции. 13

2.1 Основания и порядок применения специальных средств сотрудниками органов внутренних дел. 13

2.2 Виды ответственности сотрудников полиции за неправомерное применение специальных средств. 21

Заключение. 30

Список используемых источников. 33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования. В системе государственного управления Российской Федерации в целях обеспечения законности и правопорядка применяются различные правовые и организационные средства и способы, по-разному воздействующие на участников соответствующих отношений. На выбор средств и способов регулирования деятельности участников публично-правовых отношений влияет место и роль в организации управления, поставленные цели и задачи, а так же правомерность либо противоправность их поведения. Обычно в управленческих отношениях применяют способы принуждения и убеждения. Каждые из этих способов используют в зависимости от складывающейся обстановки и тех целей, которые ставит перед собой правоприменитель.

Полиция в своей деятельности использует способы управления в целях обеспечения правопорядка. Полиция является самым универсальным правоохранительным органом. В своей деятельности она реализует целый комплекс стимулирующих способов и методов принуждения, которые заставляют юридических и физических лиц соблюдать ограничения и запреты, установленные законом. Государственное принуждение занимает центральную позицию в деятельности полиции. Именно с помощью принуждения осуществляется противодействие административным преступлениям и правонарушениям. Административное принуждение реализуется множеством подразделений и служб полиции. Реализуемые в деятельности полиции меры административного пресечения имеют разнообразный характер. Посредствам таких мер подкрепляется правоохранительный потенциал различных мер административного принуждения, дается возможность выявления административных преступлений и правонарушений, а так же обеспечивается использование административных наказаний. На сегодняшний день существует огромное число организационных проблем, которые связаны с осуществлением полицией административных задержаний, использования специальных средств и огнестрельного оружия.

Целью курсовой работы является рассмотрение прав и обязанностей сотрудников полиции при применении специальных средств.

Задачи исследования:

1 Рассмотреть понятие и классификацию специальных средств органов внутренних дел.

2 Рассмотреть виды специальных средств и их значение.

3 Изучить основания и порядок применения специальных средств сотрудниками органов внутренних дел.

4 Рассмотреть виды ответственности сотрудников полиции за неправомерное применение специальных средств.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в случаях необходимости применения специальных средств.

Предметом исследования является действующее законодательство, регламентирующее порядок применения полицией специальных средств.

Материалы и методы исследования: нормативную основу исследования образуют законодательные акты, регламентирующие вопросы применения специальных средств сотрудниками полиции.

Методологической основой исследования послужил общий диалектический метод научного познания, носящий универсальный характер, а также познавательные методы обобщения и описания, приемы наблюдения, сравнения и анализа.

Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка используемых источников.

 

 

 

1 Правовая основа применения специальных средств сотрудниками полиции

 

1.1 Понятие и классификация специальных средств органов внутренних дел

 

Для выполнения своей деятельности сотрудникам правоохранительных органов необходимы специальные средства. Специальные средства – это такие средства, которые состоят на вооружении полиции и которые используются ей в соответствии с законодательством. Главное их назначение – оказание прямого принудительного физического воздействия на человека или материальные объекты. Список состоящих на вооружении полиции специальных средств и огнестрельного оружия определяется и устанавливается Правительством РФ. К специальным средствам относятся: палки специальные, бронемашины, газовые средства, водометы, наручники, средства принудительной остановки транспорта, электрошоковые устройства, служебные животные, светошоковые устройства, средства разрушения преград и другие. Невозможно использование таких специальных средств и огнестрельного оружия, которые влекут за собой тяжелые ранения и служат источником неоправданного риска. В Федеральном законе от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» статья 21 говорится о том, что сотрудник может использовать специальные средства в случаях, когда применение огнестрельного оружия разрешается Федеральным законом. [4]

Правовыми основами применения специальных средств в правоохранительных органах являются прежде всего федеральные законы, регламентирующие виды специальных средств, основания и порядок их применения, а также запреты и ограничения, связанные с их применением.

Так, применение специальных средств в органах внутренних дел регламентировано Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», в гл. 5 которого говорится о применении специальных средств. Статьи 18, 19, 21 и 22 данной главы определяют правовые основы и порядок применения специальных средств, а также фиксируют запреты и ограничения, связанные с их применением. При этом в п. 1 ст.21 Федерального закона «О полиции» перечислены 12 оснований применения специальных средств, а в п. 2 данной статьи перечислены 15 видов специальных средств, которые имеют право применять сотрудники полиции14; ст. 22 Федерального закона «О полиции» определяет запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств.

Также при применении специальных средств сотрудникам правоохранительных органов следует помнить про ст. 37 Уголовного кодекса РФ, которая дает право на необходимую оборону при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, а также про ст. 39 этого же кодекса, которая говорит о том, что не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в состоянии крайней необходимости. [2]

Статья 38 Уголовного кодекса РФ говорит о том, что не является преступлением причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер.

Итак, под специальными средствами понимаются определенные по назначению и конструкции устройства и материалы, которые могут использоваться полицией и иными структурами МВД для временного обезвреживания, задержания или ограничения свободы передвижения правонарушителя, а также для защиты от противоправных действий. Эти средства служат промежуточным уровнем воздействия между устным предупреждением и применением огнестрельного оружия. Они призваны минимизировать ущерб как для правонарушителя, так и для сотрудников правоохранительных органов, обеспечивая эффективное реагирование на угрозы общественной безопасности при соблюдении принципа соразмерности и необходимости. [14, с. 153]

Классификация специальных средств органов внутренних дел может производиться по различным критериям: по назначению, способу действия, правовым основаниям применения и объекту воздействия.

1) По назначению специальные средства подразделяются на:

а)      средства активного воздействия – предназначены для непосредственного воздействия на правонарушителя с целью прекращения его противоправных действий (резиновые палки, газовые баллончики, электрошокеры);

б)     средства ограничения подвижности – используются для временного обездвиживания и контроля над действиями лица (наручники, пластиковые стяжки, средства связывания);

в)     средства сигнализации и отвлечения – включают в себя светошумовые гранаты, окрашивающие смеси и аналогичные устройства, предназначенные для дезориентации и обозначения подозреваемого;

г)      средства защиты – применяются для обеспечения безопасности сотрудников (бронежилеты, шлемы, защитные костюмы);

д)     средства разгона и принудительного воздействия на массу лиц – такие как водометы, спецтранспорт, устройства для создания звуковых или газовых барьеров;

2) По способу действия можно выделить:

а)    физические средства – непосредственно воздействуют на тело человека или объект (палки, наручники);

б)   химические средства – воздействуют через раздражающие вещества (газовые баллончики, гранаты с CS-газом);

в)   психофизиологические средства – воздействуют на органы чувств и сознание (светозвуковые устройства);

г)    электрические средства – поражают электрическим импульсом (электрошоковые устройства);

д)  комбинированные средства – совмещают несколько типов воздействия;

3) По правовым основаниям применения специальные средства делятся на:

а)      общие – допускаемые к применению в большинстве стандартных ситуаций (например, при задержании);

б)     особые – применяются только при наличии чрезвычайных обстоятельств, например, при массовых беспорядках или террористических угрозах (водометы, служебные животные в условиях митингов);

           4) По объекту воздействия:

а)    на человека – средства, используемые при непосредственном контакте с нарушителями;

б)    на толпу – устройства и техника для воздействия на множество лиц (акустические установки, водометы);

в)   на предметы и транспорт – например, средства остановки транспорта, блокираторы колес и заградительные барьеры;

Важнейшим условием применения специальных средств является соблюдение принципов законности, гуманизма, соразмерности и необходимости. Превышение полномочий и использование специальных средств без достаточных оснований влечет юридическую ответственность, включая дисциплинарную, административную и даже уголовную [15, с. 108].

Таким образом, специальные средства органов внутренних дел являются важнейшим элементом в системе обеспечения правопорядка. Их наличие и грамотное применение позволяет сотрудникам правоохранительных органов эффективно выполнять свои функции, снижая вероятность эскалации насилия и обеспечивая защиту прав и свобод граждан.

 

1.2 Виды специальных средств и их значение

 

Согласно ст. 18 Федерального закона «О полиции», сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Федеральным законом «О полиции» определено 14 основных видов специальных средств, а также запреты и ограничения, связанные с применением сотрудниками полиции специальных средств. Так согласно п. 2 ст. 21 Федерального закона «О полиции» сотрудник полиции имеет право применять следующие специальные средства:

1) Палки специальные:

Предназначены для пресечения противоправных действий и самообороны. На вооружении состоят следующие модели:

-                   ПР-73М, ПР-89, ПР-90 – резиновые палки,

-                   ПУ, ПУС-1, ПУС-2, ПУС-3 – универсальные палки.

2) Специальные газовые средства:

Используются для временного нейтрализующего воздействия на правонарушителей. Включают в себя аэрозольные устройства, содержащие слезоточивые или раздражающие вещества.

3) Средства ограничения подвижности:

Применяются для временного ограничения свободы передвижения задержанных лиц. К ним относятся наручники моделей БР-С, БКС-1, БОС.

4) Средства принудительной остановки транспорта:

Предназначены для остановки транспортных средств, не выполнивших требования сотрудника полиции. Включают устройства «Диана», автозаградители.

5) Служебные животные:

Служебные собаки используются для задержания правонарушителей, охраны объектов, поиска наркотических и взрывчатых веществ.

6) Электрошоковые устройства:

Применяются для временного обездвиживания правонарушителей посредством электрического разряда. На вооружении состоят устройства:

-                   АИР-107У,

-                   ЭШУ-100, ЭШУ-200, ЭШУ-300,

-                   Дистанционный электрический картридж «ДЭК».

7) Средства защиты охраняемых объектов

Используются для ограничения доступа к охраняемым территориям. Включают спирали из АКЛ, АСКЛ, АМКЛ и модернизированные колючие ленты МКЛ-1, МКЛ-2, МКЛ-3.

8) Средства сковывания движения биологических объектов

Применяются для ограничения передвижения животных. Например, средство «Невод».

Следует отметить и специальные средства защиты, которые также входят в перечень полицейских инструментов. Шлемы, бронежилеты, защитные щиты, комплексы радиосвязи и видеонаблюдения — всё это не только элементы обороны, но и средства, обеспечивающие координацию, фиксацию происходящего и документирование правомерности действий сотрудников. В условиях современного правового государства прозрачность и подконтрольность действий полиции становятся важным аспектом доверия общества, поэтому технические средства фиксации приобретают всё большее значение в правоприменительной практике.  [13, с. 35]

Особое значение имеют транспортные средства специального назначения – автозаки, бронированные автомобили, водомёты. Эти средства, хотя и не входят в традиционное представление о «специальных средствах» в узком смысле, в реальной практике используются с теми же целями – локализация угроз, безопасное перемещение задержанных, оперативное реагирование на нестандартные ситуации. Важно подчеркнуть, что применение таких средств также регламентировано и требует соблюдения как технических норм, так и правовых условий.

В современной полицейской практике также внедряются инновационные технические решения: лазерные средства временного ослепления, системы акустического подавления, дистанционно управляемые средства наблюдения и обезвреживания угроз. Это отражает общемировую тенденцию перехода к высокотехнологичным, более гуманным способам воздействия, минимизирующим физический контакт и риски травматизации. Вместе с тем, такие средства требуют пересмотра нормативной базы, обеспечения прозрачности процедур их использования и строгого соблюдения правовых стандартов. [15, с. 131]

Таким образом, значение специальных средств, применяемых сотрудниками полиции, заключается не только в их тактической эффективности, но и в том, что они выступают как элемент баланса между обеспечением общественного порядка и соблюдением прав человека. Их правовое регулирование, прозрачность применения, постоянное совершенствование технической базы и уровня подготовки личного состава – всё это определяет уровень доверия общества к органам внутренних дел. В условиях усиливающихся требований к соблюдению правовых процедур и гуманности методов воздействия, именно рациональное, строго регламентированное использование специальных средств может стать гарантом законности в условиях необходимости быстрого и эффективного реагирования на угрозы.

 

 

 

 

 

 

2. Основание применения специальных средств сотрудниками полиции

 

2.1 Основания и порядок применения специальных средств сотрудниками органов внутренних дел

 

Сотрудник полиции должен проходить специальную подготовку для совершения действий, связанных с применением спецсредств, а также впоследствии периодически проходить проверку на профессиональную пригодность. Разрешение на применение наручников, резиновых палок, бронезащитных индивидуальных средств и т.д. выдается оперативным дежурным. Выдача патрон, специальных палок, ручных гранат со слезоточивым газом, пистолетов и генераторов происходит с разрешения начальника МВД или его заместителя. [16, с. 124]

Основания применения специальных средств органами внутренних дел вытекают из необходимости немедленного и правомерного пресечения общественно опасных деяний, при которых иные меры воздействия оказываются недостаточными. Законодательство Российской Федерации, в частности ст. 14 Федерального закона «О полиции», определяет, что применение специальных средств допустимо исключительно в случаях, когда создаётся реальная угроза жизни, здоровью граждан или самого сотрудника, либо если необходимо предотвратить совершение преступления, задержать правонарушителя, прекратить сопротивление законному распоряжению или обеспечить общественный порядок. Юридическим основанием всегда выступает непосредственное наличие обстоятельств, при которых применение менее жёстких мер неэффективно либо технически невозможно. При этом требуется соблюдение принципов законности, соразмерности и минимизации вреда. Обязательным условием также является наличие прямой связи между угрозой и необходимостью использования спецсредств: сотрудник вправе их применить только тогда, когда реальная обстановка не оставляет времени на предупреждение или иные формы сдерживания. Таким образом, каждое применение специальных средств требует обоснованности, документальной фиксации и последующей правовой оценки с точки зрения допустимости, соразмерности и правомерности[19, с. 71]

В 19 статье Федерального закона «О полиции» устанавливается порядок применения специальных средств и огнестрельного оружия:

– первоначально сотрудник полиции должен сообщить лицам, против которых будут использованы специальные средства или огнестрельное оружие, о своих намерениях и дать возможность и время этим лицам выполнить все требования сотрудника полиции,

– сотрудник может не сообщать о своих намерениях, если промедление чревато тяжелыми последствиями,

– сотрудник должен действовать с учетом создавшихся условий, однако ему необходимо стремиться в минимизации любого ущерба,

– в случае получения лицом телесных повреждений из-за применения специальных средств или огнестрельного оружия, сотруднику необходимо срочно оказать ему первую помощь,

– необходимо сообщить близким родственникам лица о том, что он получил телесные повреждения, но не позднее 24 часов,

– обо всех случаях причинения ранения лицу или наступления его смерти сообщается прокурору в течение 24 часов,

– обо всех случаях применения специальных средств и огнестрельного оружия сотрудник полиции должен уведомить непосредственному начальнику или руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции и предоставить рапорт в течение суток,

– в составе подразделения сотрудник полиции должен использовать специальные средства и огнестрельное оружие на основании федерального закона, руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения. [20, с. 260]

Порядок применения специальных средств – это специальные требования к действиям сотрудника полиции перед, во время и после окончания применения специальных средств, изложенные в Федеральном законе «О полиции», а также некоторых иных законах и нормативных актах, соблюдение которых является обязательным[22, с. 71]

Данные требования можно разделить на:

1)  требования, касающиеся порядка начала применения специальных средств (ч. 1 и 2 ст. 19 Федерального закона «О полиции»),

2)  требования, касающиеся необходимости стремления сотрудника полиции к минимизации любого ущерба от своих действий (ч. 3 ст. 19 Федерального закона «О полиции»),

3)  требования, устанавливающие порядок действий полицейского по окончании применения специальных средств (ч. 4 – 8 ст. 19 Федерального закона «О полиции»). 

Также сотруднику полиции необходимо помнить и соблюдать запреты и ограничения по их применению, указанные в ч. 1, 2 ст. 22 Федерального закона «О полиции», а также в ведомственных нормативных актах, но в то же время четко осознавать основания, когда сотрудник может от них отступать (ч. 5 ст. 22 Федерального закона «О полиции»), например, в целях защиты жизни или здоровья своего или другого лица. 

Рассмотрим правовые и тактические основы применения специальных средств сотрудниками полиции: ограничения подвижности, электрошоковых устройств, а также специальных газовых средств.

Согласно Федеральному закону «О полиции» ограничения подвижности применяются сотрудником полиции в случаях, предусмотренных п. 3, 4, 6 ч. 1 ст. 21 данного закона. В органах внутренних дел в их качестве используются различные типы наручников (БРС-3, БР-С, БКС-1 и др.).

Местонахождения наручников (далее – БР) у сотрудника ОВД, как правило, – на поясе либо в специальном чехле. С тактической точки зрения перед надеванием наручников и после оценки обстановки сотруднику полиции следует подать команды задержанному лицу (или применить боевые приемы борьбы) для перевода его в подконтрольное положение. В целях недопущения оказания физического сопротивления и нанесения травм сотруднику полиции БР следует надевать на руки, заведенные за спину, кисти повернуты друг к другу тыльными сторонами. При этом замковая скважина располагается в сторону локтя, замок каждого браслета должен быть заблокирован. Не реже одного раза в 2 часа следует проверять состояние надежности фиксации рук задержанного. [24, с. 325]

Электрошоковые устройства (далее – ЭУ) предназначены для краткосрочного нелетального воздействия на правонарушителя за счет парализующего и болевого эффекта коротких электрических разрядов высокого напряжения. На вооружении ОВД приняты: автономные искровые разрядники (АИР-107, АИР-107У), электрошоковые устройства (ЭШУ-100, ЭШУ-200, ЭШУ «Шторм»). 

Электрошоковые устройства применяются сотрудником полиции в случаях, предусмотренных п. 1-5, 7, 8 ч. 1 ст. 21 Федеральным законом «О полиции».

Процедура применения специальных средств требует от сотрудника полиции принятия решений в условиях высокой напряженности и риска, однако даже в таких обстоятельствах обязательным является соблюдение определённой последовательности действий. В первую очередь, до применения специальных средств, сотрудник обязан по возможности предупредить о намерении их использования. Предупреждение может быть как устным, так и визуальным (например, поднятие резиновой дубинки), однако оно должно быть четко выражено и направлено на то, чтобы дать лицу возможность прекратить противоправные действия и избежать применения силы. Исключение из данного правила допускается лишь в ситуациях внезапного нападения, сопротивления, угрожающего жизни и здоровью, или в условиях, когда промедление связано с риском наступления тяжких последствий. Таким образом, предупреждение не является формальностью, а представляет собой механизм недопущения эскалации насилия, обеспечивая возможность для лица добровольно подчиниться законным требованиям полиции. [26, с. 10]

После предупреждения сотрудник оценивает характер и степень угрозы, определяя, допустимо ли применение конкретного вида специальных средств в соответствии с обстоятельствами. Ключевое значение в этом процессе имеет принцип соразмерности: применяемые меры должны соответствовать характеру правонарушения и уровню угрозы. Это означает, что нельзя использовать, к примеру, светошумовые гранаты при задержании правонарушителя, не оказывающего активного сопротивления. Выбор средства зависит от множества факторов – поведения нарушителя, его физического состояния, наличия у него оружия, обстановки вокруг и вероятных последствий. Обоснованность и оправданность применения спецсредств обязательно подлежит последующей проверке. Закон требует, чтобы сотрудник применял минимально необходимую силу для достижения законной цели – задержания, пресечения нарушения порядка, защиты граждан и т.д.

Следующий важный этап – непосредственное применение средства. Этот момент требует от сотрудника точности, слаженности действий и понимания последствий каждого движения. Все действия должны соответствовать инструкциям по применению конкретного средства, а также учитывать состояние окружающих лиц, особенно если применение осуществляется в публичном месте. При этом запрещается применение спецсредств к лицам с видимыми признаками инвалидности, беременным женщинам, несовершеннолетним и пожилым гражданам, за исключением ситуаций, когда они оказывают вооружённое сопротивление или совершают нападение, создающее угрозу жизни и здоровью. Такое ограничение свидетельствует о том, что даже в критических обстоятельствах сотрудник полиции обязан соблюдать определённые правовые и этические границы.

После применения специальных средств сотрудник обязан зафиксировать факт применения в установленном порядке. Это включает в себя составление рапорта, оформление соответствующих документов, занесение сведений в журнал учёта и уведомление непосредственного руководства. Документация должна содержать обстоятельства инцидента, описание обстановки, обоснование применения, указание применённого средства, сведения о лицах, в отношении которых оно было применено, а также возможные последствия для них. При нанесении травм или причинении иного вреда здоровью, сотрудник обязан обеспечить вызов скорой помощи и принять меры для медицинского сопровождения пострадавшего. Данные действия направлены не только на соблюдение процедуры, но и на обеспечение открытости и возможности последующего правового анализа произошедшего. [18, с. 206]

В соответствии со статьи 21 Федерального закона «О полиции» применение таких средств разрешается только в случаях, если на гражданина или сотрудника полиции было совершено нападение, если необходимо предотвратить преступление или административное правонарушение. Также полицейский может прибегнуть к использованию специальных средств и огнестрельного оружия, если необходимо предотвратить оказанное ему сопротивление, если при задержании преступник пытается скрыться или же может оказать вооруженное сопротивление. Сотрудник может применять специальные средства и огнестрельное оружие при транспортировке и охране задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, для того, чтобы предотвратить побег этих лиц. Могут быть использованы спецсредства в случаях пресечения массовых беспорядков, которые могут, каким-либо образом, помешать движению транспорта или работе различных организаций. Сотрудник полиции может использовать спецсредства и огнестрельное оружие для того, чтобы остановить транспортное средство, водитель которого не остановился по его требованию. Также для совершения предупредительного выстрела или подачи сигнала тревоги и для того, чтобы разрушить замки, запирающие элементы.

В законе проведено разграничение запретов и ограничений, связанных с применением специальных средств. Такое законодательное решение следует признать оправданным, так как они имеют различную правовую природу. Запреты направлены на недопущение определенного варианта поведения. В свою очередь ограничения носят не столь категорический характер и могут при определенных обстоятельствах быть преодолены. [17, с. 108]

Частью 1 статьи 22 Федерального закона «О полиции» введены два запрета. Первый связан с особенностями субъектной характеристики лиц, в отношении которых потенциально могут быть применены указанные меры:

– женщины с видимыми признаками беременности,

– лица с явными признаками инвалидности,

– малолетние лица.

Существуют следующие ограничения применяются специальных средств:

– не допускается нанесение человеку ударов палкой специальной по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца,

– не допускается применение водометов при температуре воздуха ниже нуля градусов Цельсия,

– не допускается применение средств принудительной остановки транспорта в отношении транспортных средств, в которых находятся насильственно удерживаемые лица,

– не допускается применение электрошоковых устройств в область головы, шеи, солнечного сплетения, половых органов, проекции сердца.

Необходимо признать оправданным, что перечень ограничений, которые реализуются в ходе применения специальных средств, является открытым, и они могут быть дополнительно установлены МВД России, который является федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В данном случае можно утверждать, что заложены потенциальные возможности для усиления защиты принуждаемых от необоснованного применения специальных средств и минимизации наступаемых правоограничений.

Наряду с возможностью потенциального установления дополнительных ограничений в ходе применения специальных средств, законодатель допускает отступление от указанных запретов и ограничений, если специальные средства применяются по основаниям, которые допускают применение огнестрельного оружия на поражение.

Так, не нельзя наносить удары человеку с использованием палки специальной по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца. Такое положение обусловлено тем, что отступление от данного ограничения может повлечь тяжкий вред здоровью, а в некоторых случаях и смерть субъекта, в отношении которого применяется палка специальная. [14, с. 155]

Таким образом, порядок применения специальных средств сотрудниками органов внутренних дел – это система взаимосвязанных правовых и организационных процедур, направленных на обеспечение безопасности граждан при одновременном соблюдении их прав. Сотрудник полиции, действуя в рамках установленного порядка, выступает не только как представитель государственной власти, но и как гарант прав и свобод человека, поскольку именно от его действий зависит, будет ли обеспечен необходимый баланс между принуждением и защитой. Строгое соблюдение порядка исключает самоуправство, минимизирует риск эскалации насилия и способствует укреплению доверия общества к институту правоохранительных органов.

 


 

2.2 Виды ответственности сотрудников полиции за неправомерное применение специальных средств

 

Вопрос ответственности сотрудников полиции за неправомерное применение специальных средств является важным элементом правовой регламентации деятельности органов внутренних дел. Законодательство Российской Федерации, в частности Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», строго определяет основания, условия и пределы применения специальных средств сотрудниками полиции. Согласно статье 18 указанного закона, специальные средства могут использоваться исключительно в случаях, прямо предусмотренных законом, и только при наличии реальной угрозы жизни, здоровью граждан или сотрудников полиции, а также при необходимости пресечения преступлений и административных правонарушений. Неправомерное использование спецсредств, будь то газовые баллончики, резиновые дубинки, наручники или иные устройства, нарушает фундаментальные права граждан, в том числе право на неприкосновенность личности, гарантированное Конституцией РФ. [1]

Ответственность за такие действия носит многоуровневый характер, охватывая как дисциплинарную, так и уголовную и гражданско-правовую сферы. Особую значимость имеет правовая позиция, согласно которой каждое применение спецсредств должно соответствовать принципам законности, необходимости и соразмерности. Сотрудник полиции обязан не только оценивать правомерность применения того или иного средства в конкретной ситуации, но и осознавать последствия превышения своих полномочий. Конституционный Суд Российской Федерации в своих постановлениях подчеркивал, что ограничение прав и свобод граждан может быть допустимо только на основе закона и в строго определенных случаях, когда иные меры оказались неэффективными. Превышение полномочий, особенно с использованием спецсредств, рассматривается как грубое нарушение служебной дисциплины и может повлечь не только внутренние взыскания, но и возбуждение уголовного дела по статье 286 УК РФ – превышение должностных полномочий.

Особый интерес в этом контексте представляет судебная практика, позволяющая выявить тенденции в оценке правомерности действий сотрудников полиции. Так, в деле № 1-47/2022, рассмотренном Центральным районным судом г. Хабаровска, сотрудник патрульно-постовой службы применил резиновую дубинку к гражданину, находившемуся в состоянии алкогольного опьянения, но не оказывавшему активного сопротивления. Суд, исследовав видеозапись с камеры наблюдения, признал действия полицейского несоразмерными и незаконными, поскольку применение спецсредств было произведено без предварительного предупреждения, предусмотренного ч. 4 ст. 18 закона «О полиции», и в отсутствии объективной угрозы. В результате сотрудник был признан виновным в превышении должностных полномочий с применением насилия и приговорён к условному сроку наказания, а также лишён права занимать должности в системе МВД в течение двух лет. [7]

Помимо уголовной ответственности, неправомерное применение спецсредств может повлечь и гражданско-правовые последствия, в том числе обязанность возместить причинённый вред. Гражданин, пострадавший от неправомерных действий полиции, вправе обратиться с иском о компенсации морального вреда. Например, в деле № 2-541/2023, рассмотренном в Свердловском районном суде г. Белгорода, суд удовлетворил иск гражданки, которая получила травму в результате использования электрошокера сотрудником ППС при задержании. Суд установил, что у полицейского не имелось достаточных оснований для применения спецсредства, поскольку гражданка не проявляла агрессии и лишь пыталась уйти с места происшествия. Действия сотрудника были признаны неправомерными, а МВД было обязано выплатить пострадавшей компенсацию морального вреда в размере 100 тысяч рублей. [8]

Следует отметить, что дисциплинарная ответственность наступает даже в случае, если действия сотрудника не повлекли серьёзных последствий. При этом к числу дисциплинарных взысканий могут относиться выговор, строгий выговор, понижение в должности, увольнение. При этом регламент служебной деятельности, утверждённый приказами МВД России, предусматривает, что каждый случай применения спецсредств подлежит документальному оформлению с указанием обстоятельств, оснований и результатов их использования. Несоблюдение этой процедуры само по себе может служить основанием для привлечения к ответственности. Таким образом, полицейский не только должен действовать в рамках закона, но и доказать правомерность своих действий при последующей проверке.

Необходимость контроля за применением специальных средств усиливается в условиях массовых мероприятий, протестных акций, задержаний большого числа граждан. В таких ситуациях велика вероятность злоупотреблений, особенно при наличии недостаточной подготовки или эмоциональной неустойчивости сотрудников. Европейский суд по правам человека неоднократно указывал на то, что государство обязано обеспечивать эффективные механизмы расследования случаев чрезмерного применения силы сотрудниками правоохранительных органов. Нарушения в этой сфере подрывают доверие граждан к государственным институтам и могут способствовать росту социальной напряженности. В связи с этим российская судебная практика постепенно ужесточает подход к оценке правомерности применения спецсредств, уделяя особое внимание вопросу соразмерности и необходимости. [27, с. 155]

Следует обратить внимание на то, что за 2023 г. и 2024 г. в целях пресечения противоправных действий сотрудниками полиции допущены 13 фактов неправомерного применения специальных средств, из которых электрошоковые устройства применялись 5 раз, средства ограничения подвижности – 5, палки специальные – 3. Зачастую основными причинами чрезвычайных происшествий, связанных с применением специальных средств, являются слабые знания и пренебрежение требованиями действующего законодательства, низкий уровень профессиональной подготовленности сотрудников полиции и др. Так, 12 мая 2021 г. старший лейтенант полиции К., оперуполномоченный OУP отдела полиции «Ленинский» УМВД России по г. Челябинску, находясь при исполнении служебных обязанностей, в составе оперативной группы при задержании гражданина А., подозреваемого в совершении серии краж зеркальных элементов автомобилей, несмотря на его добровольное согласие проследовать в отдел полиции для дачи объяснений, неправомерно применил к нему средство ограничения подвижности – наручники. Неправомерность действий заключалась в том, что сотрудник полиции применил наручники к правонарушителю без учета порядка применения специальных средств, указанных в ст. 19 Федерального закона «О полиции», т.е. сотрудник полиции действовал без учета создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий задерживаемого, а также характера и силы оказываемого им сопротивления. Фактически это является основанием для проведения служебной проверки и возбуждения уголовного дела по ч. 3 ст. 286 УК РФ. [26].

Следует отметить, что сотрудник полиции, заступая на охрану общественного порядка, имеет при себе специальные средства, которые оказывают ударное, раздражающее, ослепляющее, оглушающее, электрошоковое, сковывающее воздействие на человека. При их применении следует придерживаться определенного порядка. [22, с. 580]

Многочисленные сложности, возникающие при оценке правомерности действий сотрудников полиции в условиях обстоятельств, исключающих преступность деяния в своей служебной деятельности, приводят к ситуации, что значительная часть полицейских (64 %) предпочтут воздержаться от применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. А каждый шестой сотрудник органов внутренних дел (15 %), применив физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, постарается укрыть данный факт. Подобный подход нарушает важность положения Федерального закона о полиции, согласно которого «о причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия полиция в возможно короткий срок, но не более 24 часов уведомляет близкого родственника (родственника) или близкого лица гражданина», а «о каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 часов» (ч. 6 ст. 19 Федерального закона о полиции).

Так, согласно материалам уголовного дела по факту превышения должностных полномочий сотрудниками полиции Ч., Т., М (инспектора дорожно-патрульной службы роты ГИБДД УМВД России по г. Хабаровску), выполняя свои служебные обязанности они применили физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в отношении двух граждан, которые повлекли причинение телесных повреждений. О данном факте стало известно только после того, как потерпевшие обратились в органы прокуратуры и Следственного комитета Хабаровского края. [7]

На наш взгляд, основная причина отказа сотрудника полиции от использования обстоятельств, исключающих преступность деяния, в своей служебной деятельности связана с опасениями наступления негативных правовых последствий. В тоже время следует отметить, что, исходя из содержания перечня обязанностей сотрудника полиции, предусмотренных в ст. 12 Федерального закона о полиции, отказ применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в определенных случаях может являться основанием для привлечения сотрудника органов внутренних дел к юридической ответственности, в том числе уголовной (например, по ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями» УК РФ).

В связи с этим, актуальной задачей отечественного права является выработка и установление правовых границ, в рамках которых действия сотрудников полиции при применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия будут соответствовать целям и задачам деятельности полиции. Однако достижение указанной цели при простом соблюдении положений нормативных актов в деятельности полиции затруднительно. В частности, согласно ч. 3 ст. 19 Федерального закона «О полиции», применяя физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие сотрудник полиции действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции должен стремиться к причинению минимального ущерба. В тоже время в нормах уголовного права не содержится указания на необходимость «минимизации» причиняемого вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны. Более того, при условиях неожиданности посягательства либо отражения насилия, опасного для жизни, границ причиняемого ущерба вообще не обозначено, т.е. допустимо причинение смерти нападающему лицу. Кроме этого, сотрудник полиции обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником органов внутренних дел; предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований (ч. 1 ст. 19 Закона о полиции); а также руководствоваться запретами и ограничениями, связанными с применением специальных средств и огнестрельного оружия. [28, с. 101]

Так, в дежурную часть отдела полиции г. Новокузнецка поступило сообщение о том, что на одной из городских улиц нетрезвый мужчина управляет автомобилем. «На место был направлен экипаж ГИБДД. Когда полицейские остановили машину, из неё вышли четверо мужчин с признаками опьянения, которые вели себя агрессивно, с криками, нецензурной бранью и угрозами начали движение в направлении одного из полицейских. На неоднократные требования прекратить противоправные действия и предупредительный выстрел один из мужчин не реагировал. Злоумышленник продолжил сокращать дистанцию, в связи с чем полицейский применил оружие, ранив его в ногу».

Данные примеры наглядно показывают, что сотруднику полиции в отличие от гражданина для защиты себя или других лиц, интересов общества и государства от преступного посягательства требуется осуществить дополнительные предупредительные действия, направленные на обнаружения своего намерения применить обстоятельства, исключающие преступность деяния (необходимую оборону, крайнею необходимость и т.п.). Таким образом, основания, условия и пределы применения оружия или специальных средств, которые установлены в соответствующих нормативных правовых актах РФ противоречат правилам правомерности применения необходимой обороны, уголовно-правового задержания лица, совершившего преступлений, которые определены в ст. 37 и ст. 38 УК РФ. «Причем сотрудник полиции в отличие от гражданина, применяя физическую силу, огнестрельное оружие и специальные средства, должен действовать строго в рамках закона о полиции, а потому придерживаться более жестких требований порядка и размера причиняемого вреда посягающему лицу при необходимой обороне или преступнику при его задержании».

Следует отметить, что определенные трудности в применении специальных средств сотрудниками полиции, возникает при применении их к несовершеннолетним. [9, с. 439]

Например, реальный случай, который произошел на территории г. Волгограда, в сентябре 2019 года двое несовершеннолетних осознавая противоправность своих действий, предварительно сговорившись, решили совершить кражу двух бутылок виски из магазина «Покупочка». После осуществления, задуманного, пройдя кассу, они были остановлены охранником данного магазина, но оказали ему сопротивление, в результате чего завязалась драка охранник получил телесные повреждения, а двое несовершеннолетних лиц пытались скрыться с товарно-материальными ценностями магазина «Покупочка», но выбежав из магазина были задержаны сотрудниками ППСП и в отношении них была применения физическая сила и специальные средства. В отношении несовершеннолетних лиц возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 161 УК РФ, после чего они были переданы законным представителям, но родители данных несовершеннолетних увидели следы от наручников и обратились с жалобой в Прокуратуру по поводу действий сотрудников, но так как несовершеннолетним было по 16 лет обоим и был рапорт о применении сотрудниками физической силы и специальных средств в отношении несовершеннолетних, то действия сотрудников полиции Прокуратурой были признаны законными и обоснованными.

Бывают ситуации, когда возраст несовершеннолетнего неочевиден или неизвестен сотруднику полиции, так как не все несовершеннолетние лица соответствуют в физическом плане своему календарному возрасту. Поэтому необходимо сотруднику полиции адекватно и взвешенно применять физическую силу и специальные средства, если в этом возникает необходимость. При этом при применении физической силы и боевых приемов борьбы в отношении несовершеннолетних граждан сотрудникам полиции необходимо отказаться от применения расслабляющего удара, так как в свою очередь это может вызвать негативную реакцию окружающих граждан, а также нанести как телесные повреждения самому несовершеннолетнему, так и психологическую травму ему. Применения боевые приемы борьбы в отношении несовершеннолетних необходимо заменить сам расслабляющий удар простым выведением из равновесия (толчок, рывок и т.д.) какими пользуются в дзюдо или самбо. [10, с. 589]. 

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы отметить следующие моменты: во-первых, применять физическую силу и специальные средства в отношении несовершеннолетних необходимо в последнюю очередь, при этом действовать согласно п. 1 ст. 19 «Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия» ФЗ «О полиции»; во-вторых, при применении физической силы необходимо отказаться от нанесения расслабляющего удара, а воспользоваться выведением из равновесия (толчок, рывок и так далее); в-третьих, применяя специальные средства в отношении несовершеннолетних необходимо минимизировать вред наносимый им, а также учитывать все обстоятельства, при которых можно использовать то или иное спецсредство. [12 с. 60]

Таким образом, ответственность сотрудников полиции за неправомерное применение специальных средств представляет собой комплексную правовую категорию, охватывающую различные сферы ответственности – от дисциплинарной до уголовной и гражданской. Основой правомерности применения спецсредств является не только наличие формального повода, но и соответствие принципам соразмерности, законности, необходимости. Судебная практика подтверждает, что нарушение этих принципов влечет серьезные правовые последствия, включая уголовное наказание, возмещение морального вреда и увольнение из органов внутренних дел. Обеспечение законности в действиях сотрудников полиции требует постоянного контроля, повышения профессиональной подготовки, а также развития механизмов общественного и судебного надзора.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Специальные средства – это такие средства, которые состоят на вооружении полиции и которые используются ей в соответствии с законодательством. Главное их назначение – оказание прямого принудительного физического воздействия на человека или материальные объекты.

Применение специальных средств в органах внутренних дел регламентировано Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», в гл. 5 которого говорится о применении специальных средств. Статьи 18, 19, 21 и 22 данной главы определяют правовые основы и порядок применения специальных средств, а также фиксируют запреты и ограничения, связанные с их применением. При этом в п. 1 ст. 21 Федерального закона «О полиции» перечислены 12 оснований применения специальных средств, а в п. 2 данной статьи перечислены 15 видов специальных средств, которые имеют право применять сотрудники полиции; ст. 22 Федерального закона «О полиции» определяет запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств.

Применение специальных средств сотрудниками полиции в практической деятельности неизбежно сопряжено с рядом сложностей, которые влекут за собой как юридические, так и социальные последствия. Несмотря на наличие четкой нормативной базы, регулирующей условия, основания и порядок использования спецсредств, в реальных условиях уличной службы часто возникают ситуации, в которых сотрудники сталкиваются с проблемами, затрудняющими принятие правомерного и обоснованного решения. Эти проблемы не только снижают эффективность правопорядка, но и могут привести к нарушениям прав граждан, росту общественного недовольства, а также к персональной ответственности самих сотрудников.

Одной из наиболее острых проблем является недостаточная правовая и тактическая подготовка сотрудников к грамотному применению специальных средств. В теории каждый полицейский обязан досконально знать положения статьи 18 Федерального закона «О полиции», а также ведомственные инструкции, устанавливающие порядок применения дубинок, наручников, слезоточивых веществ и иных средств. Однако в действительности значительная часть личного состава ограничивается поверхностным знанием положений закона, что усугубляется отсутствием регулярной практики, имитирующей реальные критические ситуации. Это ведет к ошибочным решениям в условиях стресса, когда сотрудник либо применяет спецсредства излишне жёстко, либо, напротив, теряет контроль над ситуацией из-за страха нарушить регламент. Кроме того, в случаях, когда применение спецсредств не соответствует критерию необходимости и соразмерности, нарушаются права граждан, что может стать основанием для судебных исков и служебных проверок.

Путём решения этой проблемы должно стать внедрение систематического практико-ориентированного обучения, основанного на смоделированных сценариях, приближенных к реальным. Подготовка сотрудников должна включать не только теоретические тесты, но и комплексные тренировки с анализом правовых последствий каждого действия. Важно обеспечить участие в обучении профессиональных юристов, инструкторов по тактике и психологов, способных объяснить поведение человека в экстремальных ситуациях. Кроме того, следует разработать единые стандарты аттестации по навыкам обращения с каждым видом специальных средств, с обязательной ежегодной переаттестацией. Это позволит сократить количество ошибочных решений и одновременно снизит вероятность возникновения конфликтов с гражданами.

Вторая проблема заключается в отсутствии эффективной системы контроля и объективной фиксации применения специальных средств. Даже при формальном соблюдении всех процедур на практике часто отсутствует достоверная информация о деталях применения спецсредств, что делает невозможным объективную оценку действий сотрудника. Отсутствие видеофиксации, неоформленные протоколы, разночтения в показаниях — всё это создает благоприятную почву как для злоупотреблений, так и для несправедливых обвинений в адрес сотрудников полиции. Кроме того, в условиях уличных конфликтов часто бывает невозможно быстро доказать, что применение силы было действительно необходимо, если отсутствует объективная запись происходящего.

Решением здесь может стать повсеместное оснащение сотрудников полиции средствами видеозаписи с автоматическим включением в случае применения спецсредств, а также введение цифровой отчетности в режиме реального времени. Использование нагрудных видеокамер, подключенных к единой базе хранения данных, позволит не только объективно фиксировать факт и обоснованность применения спецсредств, но и защитит самих сотрудников от ложных обвинений. В дополнение к техническим мерам следует создать независимые наблюдательные комиссии с участием представителей гражданского общества, которые смогут осуществлять выборочный контроль за правомерностью применения спецсредств и рассматривать жалобы граждан в оперативном порядке.

Таким образом, преодоление проблем, связанных с применением специальных средств сотрудниками полиции, требует комплексного подхода, включающего как реформу системы профессиональной подготовки, так и техническое переоснащение и повышение прозрачности работы правоохранительных органов. Только при сочетании юридической грамотности, тактической уверенности и объективного контроля можно обеспечить применение спецсредств строго в рамках закона и в интересах общественной безопасности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.                 Конституция Российской Федерации - принята на всенародном референдуме 12.12.1993 // Российская газета,1993, № 237.

2.                 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 1996, № 25, ст. 2954.

3.                 Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства РФ, 2011 г, № 7, ст. 900.

4.                 Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2011 г, № 49 (часть I), ст. 7020.

5.                 Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» // Собрание законодательства РФ, 1996 г, № 51, ст. 5681.

6.                 Обзор о практики применения сотрудниками органов внутренних дел физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия при выполнении задач по охране общественного порядка. – М.: ДГСК МВД России, 2024.  // https://www.consultant.ru/document/

7.                 Решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 17 мая 2022 г. по делу № 1-47/2022 – Режим доступа: https://sudact.ru/ (дата обращения: 10.04.2025)

8.                 Решение Свердловского районного суда г. Белгорода от 22 июля 2023 г. по делу № 2-541/2023– Режим доступа: https://sudact.ru/ (дата обращения: 10.04.2025)

9.                  Безгачев, Ф.В. Проблемы применения специальных средств в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации // E-Scio. 2022. № 12 (75). С. 434-439.

10.            Безлепкина О.В. Проблемы, связанные с применением сотрудниками полиции специальных средств и действиями в условиях необходимой обороны // В сборнике: Актуальные проблемы науки и практики. Сборник научных трудов по итогам научно-представительских мероприятий. Хабаровск, 2022. С. 583-589.

11.            Батыщева Е.В. Запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств сотрудниками полиции // В сборнике:  Приоритетные направления развития науки и образования. сборник статей V Международной научно-практической конференции. 2019. С. 162-164.

12.            Волков К.А. Вопросы уголовно-правовой оценки применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками полиции // Мир Закона. 2023. № 3-4 (251-252). С. 50-60.

13.            Гусев А.С., Маутина С.С. О целесообразности введения дополнительных ограничений в применении специальных средство и оружия сотрудниками уголовно-исполнительной системы Российской Федерации // Аграрное и земельное право. 2024. № 2 (230). С. 305-307.

14.            Горелов С.А., Григорьева О.В. Технологии подготовки сотрудников органов внутренних дел к применению специальных средств в профессиональном обучении // Правоохранительные органы: теория и практика. 2022. № 1 (42). С. 153-155.

15.            Ильин Ю.И., Силантьев В.В. Особенности применения сотрудниками полиции физической силы и специальных средств при задержании правонарушителей с агрессивным поведением // E-Scio. 2020. № 8 (47). С. 131-139.

16.            Кормаков А.Э., Казанцев Е.А. Применение сотрудниками полиции специальных средств и огнестрельного оружия: основания, условия, запреты и ограничения, проблемы // В сборнике: Актуальные вопросы деятельности ОВД на современном этапе. Материалы внутриведомственной научно-практической конференции. Москва, 2021. С. 124-127.

17.            Крупин В.А. О некоторых аспектах применения отдельны видов специальных средств сотрудниками полиции // В сборнике: Оптимизация учебно-воспитательного и тренировочного процесса в учебных организациях высшего образования. Здоровый образ жизни как фактор профилактики наркомании. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти мастера спорта СССР по самбо и дзюдо, заслуженного тренера РСФСР полковника милиции Э.В. Агафонова. Красноярск, 2024. С. 108-112.

18.            Клименко Е.П., Галушка Ю.В. Законодательные новеллы правового регулирования применения сотрудниками полиции специальных средств и огнестрельного оружия: пресечение функционирования беспилотных аппаратов // В сборнике: Управление в условиях глобальных мировых трансформаций: экономика, политика, право. Сборник научных трудов. Симферополь, 2024. С. 206-211.

19.            Леонов А.В. Обеспечение правомерного применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и оружия // Тенденции развития науки и образования. 2022. № 87-7. С. 71-74.

20.            Малыгин, А.В. Меры по обеспечению личной профессиональной безопасности сотрудников ОВД РФ / А.В. Малыгин. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2023. – № 26 (473). – С. 258-260.

21.            Никишин Е.С., Пахомов В.И. Правовые основы и проблемные вопросы применения огнестрельного оружия, специальных средств и боевых приемов борьбы сотрудниками полиции // Наука-2020. 2022. № 4 (58). С. 52-57.

22.            Пантелеев В.А., Кузина С.Е. Запреты и ограничения при применении физической силы, специальных средств и оружия сотрудниками уголовно-исполнительной системы // Modern Science. 2021. № 9-1. С. 67-71.

23.            Павлов И.М. Преследование вооруженных правонарушителей на служебном автомобиле // В сборнике: Экономика и право - 2023. сборник статей III Международной научно-практической конференции. Петрозаводск, 2023. С. 236-240.

24.            Саринова Ж.С. Проблема применения специальных газовых средств сотрудниками полиции при самообороне // В сборнике: Современные проблемы юридической науки. Материалы XVII Международной научно-практической конференции молодых исследователей. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Южно-Уральский государственный университет. 2021. С. 323-325.

25.            Суворов, С.Н., Варфоломеев, С.С. Применение специальных средств сотрудниками при выполнении оперативно-служебных задач // Образование и право. 2024. № 5. С. 577-580.

26.            Славгородский А.С. Проблемы, связанные с применением сотрудниками полиции специальных средств // Студенческий вестник. 2022. № 14-6 (206). С. 10-13.

27.            Урумов А.В. Понятие «специальные средства» и основания их применения сотрудниками полиции // Пробелы в российском законодательстве. 2021. Т. 14. № 5. С. 153-155.

28.            Якимов С.С., Тихомиров Р.П., Ураков И.В. Вопросы реализации права применения огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел // Глобальный научный потенциал. 2021. № 7 (124). С. 101-103.


 

Скачано с www.znanio.ru