1. Учитель, классный руководитель имеет право на:
· Защиту профессиональной чести и достоинства. (Закон РФ «Об образовании, ст.55 п.1, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.64)
· на свободу совести и вероисповедания;
· Защиту человеческого достоинства, если оно нарушено со стороны администрации, ученика или его родителей (законных представителей).(Конституция РФ, ст.23 п.1)
· Участие в самоуправлении школы (Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта2001 г. N 196) п.64)
Права и обязанности учителя.docx
Права и обязанности учителя и классного руководителя
1. Учитель, классный руководитель имеет право на:
∙ Защиту профессиональной чести и достоинства. (Закон РФ «Об
образовании, ст.55 п.1, Типовое положение об общеобразовательном
учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19
марта 2001 г. N 196) п.64)
∙ на свободу совести и вероисповедания;
∙ Защиту человеческого достоинства, если оно нарушено со стороны
администрации, ученика или его родителей (законных представителей).
(Конституция РФ, ст.23 п.1)
∙ Участие в самоуправлении школы (Типовое положение об
общеобразовательном учреждении (утв.
Постановлением Правительства РФ от 19 марта2001 г. N 196) п.64)
∙ .повышать квалификацию, самостоятельно определять формы и методы
своей образовательной деятельности
∙ получать денежное пособие на приобретение методической литературы
(100р);
∙ выдвигать свою кандидатуру на замещение вакансий, на руководство
МО, на участие в профессиональных конкурсах;
∙ аттестовываться на добровольной основе на соответствующую
квалификационную категорию и получить ее в случае успешного
прохождения аттестации;
∙ на сокращенную рабочую неделю, удлиненный оплачиваемый отпуск,
пенсию за выслугу лет, социальные гарантии и льготы, установленные
законодательством РФ;
∙ обращаться индивидуально или в составе группы лиц к
уполномоченному по правам участников образовательного процесса, в
любые вышестоящие инстанции с заявлениями, предложениями, жалобами; ∙ Высказывание в корректной форме (устно или письменно) критических
замечаний о деятельности любого работника школы или системы
образования. Высказывание претензии к ребенку в деликатной форме.
∙ .дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником
образовательного учреждения норм профессионального поведения и (или)
устава данного образовательного учреждения может быть проведено
только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме.
Копия жалобы должна быть передана данному педагогическому
работнику;
∙ .ход дисциплинарного расследования и принятые по его результатам
решения могут быть преданы гласности только с согласия
заинтересованного педагогического работника образовательного
учреждения, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься
педагогической деятельностью, или при необходимости защиты интересов
обучающихся, воспитанников;
∙ .Условия для осуществления учебновоспитательного процесса,
получение рабочего места, оборудованного в соответствии с санитарно
гигиеническими
труда,
снабженного необходимыми пособиями.(Трудовой кодекс РФ, ст.22)
охраны
нормами
нормами
и
∙ Выдвижение своей кандидатуры на любую выборную должность в
об
(утв.
педагогическом
общеобразовательном
Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.64)
коллективе.(Типовое
учреждении
положение
∙ Свободу выбора и использования методик обучения и
воспитания, учебных пособий и материалов, учебников. (Рекомендация
ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», пп.35,65; Закон РФ
«Об образовании, ст.55 п.4, Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. N 25 "О
развитии образования в городе Москве", ст.14, Типовое положение об
общеобразовательном
учреждении
(утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196)
п.65)
∙ Свободу выбора методов оценки знаний учащихся. (Рекомендация
ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.65; Закон РФ
«Об образовании, ст.55 п.4, Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. N 25 "О
развитии образования в городе Москве", ст.14, Типовое положение об общеобразовательном
учреждении
(утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196)
п.65)
∙ Установление требований к поведению учащихся на занятиях. Эти
правила не должны ущемлять достоинство ученика и противоречить
Уставу школы и настоящим Правилам.
∙ (Конвенция о правах ребенка, ст.ст.3,19)
∙ Отказ от административных поручений, не связанных с выполнением
своих должностных обязанностей и конкретных обязательств.
∙ Конфиденциальность дисциплинарного расследования, за исключением
случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью,
или при необходимости защиты интересов обучающихся; знакомится с
жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы,
давать по ним объяснения.
∙ (Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей»,
п.п.39,46,47,50,68; Закон РФ «Об образовании, ст.55 п.3)
∙ Творчество, инициативу в освоении образовательных и развивающих
программ.
∙ (Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей»,
п.61; Закон РФ «Об образовании, ст.55 п.4, Закон г. Москвы от 20
июня 2001 г. N 25 "О развитии образования в городе Москве", ст.14,
Типовое положение об общеобразовательном учреждении
(утв. постановлениемПравительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196)
п.65)
∙ Обращение индивидуально или в составе группы лиц к
Уполномоченному по правам участников образовательного процесса, в
любые вышестоящие инстанции с заявлениями, предложениями, жалобами.
(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей»,
п.50; Конституция РФ ст.33, Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59
ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской
Федерации" ст.2 п.1)
∙ требовать у администрации школы создания условий для осуществления
учебновоспитательного процесса, получение рабочего места,
оборудованного в соответствии с санитарногигиеническими нормами и нормами охраны труда, снабженного необходимыми пособиями, иными
материалами;
∙ отказаться от административных поручений, не связанных с
выполнением своих должностных обязанностей и конкретных
обязательств;
∙ воспитатель группы продленного дня, работающий в соответствии с
установленным графиком, имеет право поставить в известность
администрацию о нарушении родителями договора, если родители не
приходят за ребенком в положенное время (18.00);
∙ в деликатной форме высказывать претензии к ребенку, родителям;
∙ требовать от учащегося соблюдения Правил школьной жизни, уважения
к традициям ГБОУ СОШ №496;
∙ приобщать учащихся к ведению здорового образа жизни, не нарушая его
прав и свобод;
∙ Предупреждение о замене уроков заранее.
∙ Отгулы за работу в выходные (количество отгулов определяют
директор школы и профсоюзный комитет) и праздничные дни, оплату
труда в нерабочие дни в двойном размере в соответствии с
законодательством РФ.
∙ . на дополнительные дни отдыха в каникулярное время за работу в
течение учебного года без больничных листов, за дополнительную работу
сверх учебной нагрузки;(Трудовой кодекс РФ, ст.153)
∙ Защиту от неоправданного вмешательства родителей (законных
представителей) учащегося в круг профессиональных обязанностей
учителя.(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении
учителей», п.67)
∙ Требовать
:от родителей (законных представителей) посещение родительских собраний,
создания нормальных условий для учебы ребенка (рабочее место, режим дня);
(Семейный кодекс РФ, ст.63 п.2, Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. N 14
"Об общем образовании в городе Москве", ст.17 п.4, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства
РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.60)
от учащихся соблюдения Правил школьной жизни.
∙ Не допускать учащегося к процессу производственного труда по
причине отсутствия специальной формы (учащийся в таком случае
находится в кабинете труда под присмотром учителя).(Закон г. Москвы
от 10 марта 2004 г. N 14 "Об общем образовании в городе Москве",
ст.17 п.2 пп.4)
∙ Не допускать учеников к занятиям физической культурой без
спортивной формы (учащийся в таком случае находится в спортивном зале
под присмотром учителя).(Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. N 14 "Об
общем образовании в городе Москве", ст.17 п.2 пп.4)
∙ посещать уроки своих коллег, вести внеклассную работу по своему
предмету,
∙ оказывать платные дополнительные услуги в соответствии с Уставом
школы;
∙ педагогические работники образовательного учреждения не реже чем
через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право
на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия
предоставления которого, определяются учредителем и (или) уставом
данного образовательного учреждения.
2. Учитель обязан:
∙ Работать честно и добросовестно, выполнять обязанности,
определенные должностными инструкциями, трудовым договором,
коллективным договором, уставом школы, правилами внутреннего
трудового распорядка, соблюдать требования техники безопасности и
охраны труда, производственной санитарии и гигиены,
противопожарной безопасности. (Рекомендация ЮНЕСКО от
05.10.1966г. «О положении учителей», п.70; Типовое положение об
общеобразовательном учреждении
(утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196)
п.67). ∙ Вести себя достойно, соблюдать этические нормы поведения, быть
внимательным и вежливым с учениками, родителями и членами коллектива
школы. Быть нравственным примером учеников.
∙ (Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей»,
п.п.1,6)
∙ Уважать личность ребенка, его человеческое достоинство.(Конвенция о
правах ребенка, ст.ст.2,1217,19)
∙ осуществлять обучение и воспитание учащихся с учетом специфики
преподаваемого предмета;
∙ участвовать в деятельности методических объединений и других
формах методической работы;
∙ осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими), оказывать
помощь и содействие родителям (законным представителям)по вопросам
воспитания и обучения их детей, представлять им любую информацию,
касающуюся воспитания и обучения их ребенка;
∙ выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и
противопожарной защиты;
∙ обеспечивать охрану жизни и здоровье учащихся в период
образовательного процесса;
∙ не отождествляет личность обучающихся с личностью и поведением его
родителей;
∙ воспитывать учащихся и родителей на положительных примерах;
∙ являться для учащихся примером пунктуальности и четкости (не
опаздывать на урок);
∙ помнить, что по поведению отдельного учителя учащиеся, родители и
общество судят о всей школе;
∙ не задавать домашнее задание на выходные дни для учащихся начальной
школы, на каникулярное время для учащихся с 1го по 11 класс, кроме
чтения художественной литературы; ∙ не удалять ученика с урока, даже если он нарушает дисциплину.
∙ Уважать права учащихся на
убеждений. (Конвенция о правах ребенка, ст.ст.12,13)
выражение
мнений
и
∙ Поддерживать дисциплину на основе уважения человеческого
достоинства учащихся методами, исключающими
и
психическое насилие по отношению к ученикам. (Конвенция о правах
ребенка,
Типовое положение об общеобразовательном
учреждении (утв.Постановлением Правительства РФ от 19
марта 2001 г. N 196) п.57, Закон РФ «Об образовании», ст.15. п.6)
физическое
ст.19,
∙ Систематически повышать свой профессиональный уровень,
использовать современные методики обучения. (Типовое положение об
общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением
Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.67)
∙ Вести в установленном порядке учетнопедагогическую документацию,
своевременно представлять администрации школы отчетные данные.
∙ Своевременно выставлять оценки в классный журнал и дневник
учащегося.
∙ Оценивать ответ учащегося, а не его личность. (Рекомендация
ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.65)
∙ Стараться найти положительные моменты в работе каждого учащегося.
∙ Дежурить по школе в соответствии с графиком, утвержденным
директором школы.
∙ Содержать в порядке свое рабочее место, бережно относиться к
имуществу школы, своевременно сообщать о поломках в хозяйственную
службу.
∙ Принимать меры предосторожности для предупреждения несчастных
случаев с учащимися. Нести ответственность за жизнь и
здоровье учащихся во время урока. (Рекомендация ЮНЕСКО от
05.10.1966г. «О положении учителей», п.69, Положение о
расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками в системе Гособразования СССР, утв. Приказом
Государственного комитета СССР по народному образованию от 1
октября 1990 г. N 639, п.1.12)
∙ Отпускать ребенка из школы во время занятий только при наличии
записки от родителей или справки медицинской сестры (врача). В
непредвиденных случаях необходимо согласовать данный шаг с
родителями (законными представителями) учащегося.
∙ (Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей»,
п.69, Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. N 14 "Об общем образовании в
городе Москве", ст.17 п.2 пп.4)
∙ Регулярно проходить бесплатные медицинские обследования.
∙ (Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. N 25 "О развитии образования в
городе Москве", ст.8 п.5)
3. Обязанности классного руководителя:
Приказ Министерства образования и науки РФ от 3 февраля 2006 г.
N 21"Об утверждении Методических рекомендаций об осуществлении
функций классного руководителя педагогическими работниками
государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской
Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений"
∙ Соблюдать права и свободы учащихся.
∙ Поддерживать тесный контакт с родителями
(законными
представителями) учащегося.
∙ анализировать результаты воспитательной работы в классе и на основе
анализа
∙ планирует воспитательную работу на следующий период;
∙ осуществлять изучение воспитательного потенциала семей учащихся, их
микросоциума и на основе изучения выстраивает работу с родителями
(лицами, их заменяющими) и общественностью по решению
воспитательных
проблем; ∙ Оповещать их своевременно о родительских собраниях.
∙ Выставлять оценки учащихся в дневник не реже 1 раза в неделю.
∙ Проводить классные часы 1 час в неделю, из них 1 час в месяц
проведение анализа динамики успеваемости и поведения учащихся класса.
∙ Содействовать созданию благоприятных условий для индивидуального
развития и нравственного формирования личности ребенка.
∙ Содействовать становлению и развитию классного коллектива.
∙ Вносить необходимые коррективы в систему воспитания учащихся.
∙ Содействовать
благоприятного
созданию
морально
психологического климата для каждого учащегося.
∙ Помогать учащимся решать проблемы, возникающие в общении с
одноклассниками, учителями, родителями (законными представителями).
∙ Содействовать получению дополнительного образования учащимися.
∙ Организовывать с учащимися внеклассные мероприятия, экскурсии
образовательного и воспитательного характера.
∙ Вносить предложения по улучшению и оздоровлению условий
образовательного процесса.
∙ Организовывать изучение обучающимися и воспитанниками правил по
охране труда, правил дорожного движения, поведения в быту и т.д.
∙ Оперативно извещать администрацию школы о каждом несчастном
случае, принимать меры по оказанию первой медицинской доврачебной
помощи.
∙ Во время школьных мероприятий находиться со своим классом. ∙ выявлять семьи, находящиеся в социально опасном
положении, вести персональную работу с «трудными» (педагогически
запущенными)учащимися;
∙ составлять план на каникулы и проводить каникулярные
мероприятия;
∙ контролировать дисциплину учащихся (явка в школу, прогулы,
опоздания, внешний вид);
∙ .взаимодействовать со школьным психологом при работе с «группой
риска».
4. Учителю запрещено:
∙ Применять к учащемуся меры физического и психического насилия.
(Закон РФ «Об образовании», ст.15.п.6, Типовое положение об
общеобразовательном
учреждении
(утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196)
п.57)
∙ Опаздывать на урок.(Трудовой кодекс РФ, ст.21)
∙ Выгонять ученика с урока.(Конституция РФ, ст.43)
∙ Выставлять в журнал оценку не за ответ, а за поведение учащегося.
(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей»,
п.65)
∙ Задавать домашнее задание на каникулярное время в 111 классах и в
выходные дни в 14 классах, кроме чтения художественной литературы.
(Конвенция о правах ребенка, ст.31; Постановление Главного
государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. N 44 "О
введении в действие санитарноэпидемиологических правил и
нормативов СанПиН 2.4.2.117802", п.2.9.19.)
∙ передавать персональные данные об обучающемся и его родителях
третьей стороне без письменного разрешения родителей;
∙ разглашать сведения о личной жизни обучающегося и его семьи; ∙ унижать в любой форме на классных родительских собраниях
родителей, дети которых отстают в учебе;
∙ использовать выражения, осуждающие поведение родителей, дети
которых отстают в учебе;
∙ выносить на обсуждение родителей конфиденциальную информацию с
заседаний педагогического совета, совещаний и т. п.
∙ . обсуждать с родителями выступления своих коллег по
образовательному учреждению
∙ манипулировать детьми, использовать их для достижения собственных
целей;
∙ повышать голос, кричать на ученика, работника образовательного уч
реждения;
∙ терять терпение и самообладание в любых ситуациях;
∙ нарушать требования образовательной программы образовательного
учреждения;
∙ допускать в общении с коллегами, родителями и учащимися
ненормативную лексику;
∙ выставлять ученику оценку «2» за отсутствие учебника или учебного
пособия;
∙ выставлять оценку «2» по предмету за нарушение обучающимся
дисциплины на уроке;
∙ посягать на личную собственность обучающегося.
∙ собирать с родителей учащихся и с обучающихся денежные средства,
кроме средств, необходимых для проведения учебных экскурсий,
посещений театра, просмотров кинофильмов;
∙ поручать учащимся сбор денежных средств;
∙ сравнивать материальное положение семей обучающихся; ∙ сравнивать результаты учебы детей в классе;
∙ допускать оскорбления обучающимися друг друга в своем присутствии;
∙ допускать выражения, оскорбляющие человеческое достоинство
обучающегося независимо от его возраста;
допускать в любой форме оскорбления, относящиеся к национальной или
религиозной принадлежности обучающегося;
Права и обязанности учителя
Права и обязанности учителя
Права и обязанности учителя
Права и обязанности учителя
Права и обязанности учителя
Права и обязанности учителя
Права и обязанности учителя
Права и обязанности учителя
Права и обязанности учителя
Права и обязанности учителя
Права и обязанности учителя
Права и обязанности учителя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.