Правда - справедливость
Правда - это величайшая социальная и личностная ценность. Оно находится в одном ряду с такими понятиями, как «справедливость», «добро», «смысл жизни», и другими ценностями человека. В представлении Г. Риккерта ценности заложены в культуре как созданной и сотворенной человеком реальности, противоположной существующей и возникающей самой по себе реальности природы. Ключевым в вопросах о ценности является проблема их существования. Тот же Риккерт считал, что о содержащихся в объектах культуры ценностях «нельзя говорить, что они существуют или не существуют, но только что они значат или не имеют значимости»[1].
Неудачи в поисках доказательств существования общепризнанных ценностей чаще вызваны, на наш взгляд, фактом проблематичности всеобщих, так называемых, общечеловеческих ценностей. Ведь, нередко выходит, что за «общечеловеческими ценностями» скрываются ценности определенных социальных групп, навязывающих другим свои представления, превратившиеся к тому же в чрезвычайно консервативные системы. Поэтому переоценка ценностей дается труднее, чем исправление ошибок в знаниях, но вопреки Г. Риккерту, ценности существуют, только не в природе, а в человеческой ментальности, обнаруживаясь в том, что они определяют исторически конкретные формы социальной жизни.
Современное общество во всем мире имеет дело не с истиной, а с многочисленными и соперничающими представлениями об удобных, модных, полезных, научных истинах, которые чаще всего называют «правдами». Понятие «правда» имеет явно выраженный социальный смысл, связано с признанием соответствующего утверждения социально-значимым, полезным, необходимым, соответствующим требованиям некоторой социальной нормы. Это значит, что статус правды имеет не какой-либо факт, событие и т.п., а его общественное значение, его интерпретация. Употребляя понятия Истина и Правда, многие не видят между ними никакой разницы, а она есть и принципиальная. Истина - объективна, а правда - нет. Каждый человек имеет свою правду и часто он считает свою правду абсолютной истиной, с которой другие люди должны безоговорочно соглашаться.
Правда в народной и философской культуре - узловое синтетическое понятие, выступающая синонимом слов: закон, истина, правило, справедливость. Понимаемая и принимаемая как итог и результат общения человека и Бога, правда артикулирует собственное божественное начало, в отличие от истины как действительности, как начала человеческого. Об этом свидетельствуют многие священные книги, скажем, Псалтырь: истина «от земли восходит», правда же «с небес принимается»[2].
В соотношение истины и правды некоторую ясность вносит вопрос о правде и лжи. Правда - это субъективная истина, то, что человек считает истиной. Но часто мы специально лжем, считая, что ложь поможет нам решить проблему. По своим побуждениям различают ложь или обман прикрывающую, посягающую, приукрашивающую, компрометирующую и т.д. Не секрет, что неотъемлемым, зачастую нравственным элементом культуры всех народов является ложь или неправда как непреднамеренное, непроизвольное заблуждение и преднамеренная ложь как антипод правды. И как отмечал еще Кант, «умалчивание» может рассматриваться либо ложью, либо неправдой. По мысли И.Канта, когда мы обещаем открыть некую истину и формулируем ложное утверждение - мы творим ложь; в том же случае, когда нас принуждают открыться, побуждают к откровению, не имея на это соответствующего права - наше молчание или уклончивый ответ явятся всего лишь неправдой[3].
Стремление к справедливости - вечное стремление человечества, и вопрос о том, что такое справедливость, выступает как вечный вопрос философии, важность которого возрастает по мере роста человечества. Ныне мы наблюдаем рост числа тех, кто не только стремится к справедливости, а хочет ее и ради нее готов браться за оружие, за терроризм. К чему же стремятся и какой справедливости хотят люди?
Из простых наблюдений мы можем заметить, что, когда люди ищут справедливости, то они выражают некое стремление осуществить для себя или для кого-то другого нечто такое, чего у них в данный момент нет. Если данное наблюдение может нас подвести к философскому выводу, то речь идет о несправедливости, связанной с нарушением прав или с пренебрежением правами. И здесь мы должны прибегнуть к услугам познания, понимания, правды и истины. Ведь есть разные виды прав, по-разному проявляющиеся в различных фактических ситуациях, поскольку есть разные способы нарушать их или пренебрегать ими, и во всем этом надо вдумчиво разобраться.
Однако нередко само утверждение правды и истины несет в себе столкновение интересов, к подчинению человека к неким правилам, отчужденных от него и подчиняющих человека. Есть и другие обстоятельства и вопросы существования истины, превращающие ее проблематику в конфликтную территорию современной культуры. Свою лепту вносит и современная постмодернистская философия, отрицающая существование не только истины, но некого единого субъекта познания, хотя деконструкция постмодернизма не может снять с повестки дня вопросов истинности в науке и философии. Но социально организующая роль истины настолько велика, что эти затруднения, возникающие в теориях и концепциях истины указывают на необходимость продолжения поиска ответов на поставленные вопросы, в том числе и связанные с соотношением истины и справедливости, истины и правды в жизни человека.
[1] Риккерт Г. Наука о природе и науки о культуре// Культурология. XX век. Антология. М., 1985. С.84.
[2] Новейший философский словарь. Под ред. Кондрашова В.А. Ростов-на-Дону, 2005. С.235.
[3] Там же. С.237.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.