Правила русского языка 2 класс
Оценка 4.6

Правила русского языка 2 класс

Оценка 4.6
Раздаточные материалы
docx
русский язык
7 кл—8 кл
21.03.2021
Правила русского языка 2 класс
Правила русского языка
правила русского.docx

                                                             Речь

Речь про себя (внутренняя речь, думаем, размышляем, не произнося мысли вслух)Письменная (речь, которую мы читаем и пишем)Устная (речь, которую мы слышим и произносим).                                           

 

 

 

 

Диалог – это разговор двух или нескольких лиц. В диалоге слова каждого участника разговора пишутся с новой строки. Перед ними ставится горизонтальная черта, которая называется тире (-).

Монолог – речь одного лица, обращенная к слушателям или к самому себе.

 

Текст

 

Текст состоит из предложений, связанных между собой по смыслу, объединены общей темой и расположенные в определенном порядке. Текст можно озаглавить.

Тема текста - о ком или о чём сообщается, рассказывается в тексте.

Главная (основная) мысль текста – самое важное, о чём хотел сказать автор.

Заголовок – в нем отражается тема текста или его основная мысль.

 

Части текста,Начало (вступление, вводная часть) готовит читателя к восприятию событий, о которых напи- сано в тексте. ,Основная часть
описываются глав -ные события в тексте
,Концовка (заключение)
завершение текста
 

 

 

 

 

 

 

 

 


Каждая часть пишется с красной строки.

               

Предложение

 

Предложение – это слово или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль (сообщение, вопрос или побуждение).

Первое слово в предложении всегда пишется с заглавной буквы.

В каждом предложении есть важное по смыслу слово, которое выражает главную мысль предложения.

 

Члены предложения

В предложении всегда есть главные члены. Они составляют грамматическую основу предложения. В ней заключается главный смысл предложения.

 

Главные члены предложения,Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении. Отвечает на вопрос кто? или что? В предложении подчеркивается одной чертой. 
Пример: (кто?) Птицы летят. 
,Сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем. Отвечает на вопросы что делает? что делают? что делал? что сделал? что сделает? что сделают? и т.д.  В предложении подчеркивается двумя чертами.
Пример: Дети (что делают?)  играют. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


         Слова, которые не составляют основу предложения, являются второстепенными членами. Второстепенные члены поясняют главные члены предложения, уточняют их.

Предложение

 

Нераспространённое предло -жение состоит только из главных членов. (подлежащего и сказуемого). 
Пример. Дятел стучал. 
Распространённое предложение состоит из главных и второстепенных членов. 
Пример. Промчался резвый ветерок.
Знаки препинания при завершении предложения
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Восклицательный знак
ставится в конце предложения, в котором выражены какие – либо чувства: радость, удивление и т.д. 
Пример: Дождик, дождик, поливай!

Точка
ставится в конце предложения, в котором о чём – то сообщается, повествуется. Пример: Весной на пригорках появля- ются первые про- талинки.
Вопросительный знак 
ставится в конце предложения, в котором содержится вопрос. 
Пример: Когда же наступит настоящее лето?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Слово

 

Слово – это сочетание букв имеющее лексическое значение. То, что обозначает слово, является его лексическим значением. Например: лексическое значение слова берёза – лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями.

Слова делятся на слоги. Сколько в слове гласных, столько и слогов. Например: мак (1 слог), розы (2 слога).

 

Слова

Однозначные (одно лексичес- кое значение). Например: ландыш, береза.
Многозначные (два и более лексических значений). Напри -мер: звезда, язык, иглы.
 

 

 

 

 

 


                У многозначных слов одно значение (самое главное и наиболее привычное) является прямым, а все остальные – переносными.

Например:

Прямое значение

Переносное значение

Золотое кольцо (из золота)

Золотые волосы (цвета золота)

Чёрный костюм (чёрного цвета)

Чёрный день (мрачный, безрадостный)

 

Синонимы – слова, которые произносятся по – разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие. Например: месяц – луна, блестеть – сверкать и тд.

Антонимы – слова противоположные по значению. Например: старый – новый, добро – зло, день – ночь и тд.

 

Родственными (однокоренными) называются слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.

Корень – это главная часть слова. В ней заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. 

Корень в однокоренных словах пишется одинаково.

Например: берёза, березняк, берёзовый, подберёзовик.

 

Как найти корень в слове: нужно подобрать родственные (однокоренные) слова и выделить в них общую часть.

Слог

Слог – это звук или несколько звуков, которые произносятся одним выдыхательным толчком: у – рок, ма – ма.

В слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков.  Например: Ра ке  та, сон.

 

Слог может состоять:

 


из одного гласного и нескольких соглас -ных звуков: а  ист, стра на. из одного гласного и одного согласного звука: мы ло. из одного гласного звука: а у.                                                                                                                                                              

 

 

 

 

 

 

Ударение

 

Ударение – это выделение голосом одного из слогов в слове. Ударение всегда падает на гласный звук.

Слог, который выделяется большей силой голоса, называется ударным.

Чтобы определить, какой слог в слове ударный, нужно произнести слово с восклицательной или с вопросительной интонацией. 

Например: Весна! Весна? Мороз! Мороз?

Слог с гласной буквой ё всегда ударный. Знак ударения над буквой ё не ставится. Например: шофёр, свёкла и тд.

Слог или слоги, на которые ударение не падает, называются безударными.

Гласные звуки в безударных слогах тоже называются безударными.  

 

Как переносить слова с одной строки на другую.

Ø Слова переносятся с одной строки на другую строку по слогам: вол- на, кни-га, ма – лыши, малы – ши.

Ø Слова, состоящие из одного слога переносить нельзя. Например: страх, мышь, торт.

Ø Слова, состоящие из двух слогов, если первый или последний слог состоит из одной гласной буквы переносить нельзя: Аня, чи – таю.

Ø При переносе слов буквы Й, Ь,Ъ остаются на строке: строй – ка, подъ – еду.

Ø При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строке, а вторая переносится: коллектив, классный.

 

 

Буквы и звуки

 

Когда мы говорим, то произносим звуки. Звуки мы произносим и слышим. Звуки речи обозначаются на письме буквами. Буквы – это знаки письма. Буквы мы видим, пишем, читаем, называем.

Алфавит – это все буквы русского языка, расположенные в определенном порядке. Каждая буква в алфавите имеет своё строго определённое место и своё название.

В русском языке 33 буквы.

Гласных букв больше, чем гласных звуков.  

 

Буквы а, о, у, ы, э придают мягкость предшествующей согласной букве.

Например: ма, мо, му, мы, мэ.

Буквы е, ё, и, ю, я придают мягкость предшествующей согласной букве.

Например: ре, рё, ри, рю, ря.

 

 

 

Согласные

Гласные

Буквы не обозначающие звуков (ь, ъ)

буквы

звуки

буквы

звуки

21

36

10

6

2

 

 

Звуки,Гласные ,Согласные
 

 

 

 


•	состоят из голоса и шума или только шума (при произноше –нии согласного звука воздух встречает во рту преграду в виде губ, зубов, языка); 
•	образуют слог вместе с глас- ным (например: мо – ре) 
•	состоят из голоса (при произ- ношении гласного звука воздух через рот проходит свободно, без преград); 
•	образует слог (например: я-ма).
                                                                                

 

 

 

 

 

 

Гласные,Звуки: [ а ],  [ о ],  [ у ],  [ э ],  [ ы ],  [ и].
 

 

 

 


Буквы: а, о, у, э, ы, и, е, ё, ю, я.

 


Гласные буквы,

обозначающие два звука

(в начале слова, после Ь и Ъ, после гласной)

Е

Ё

Ю

Я

[й ꞌ э]

[й ꞌ о]

[й ꞌ у]

[й ꞌ а]

 

 

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

 

Звонкие согласные звуки – согласные звуки, которые произносятся с голосом и шумом.

Глухие согласные звуки – согласные звуки, которые произносятся без голоса, только с шумом.

Согласные звуки могут быть в словах твёрдыми и мягкими.

Согласные звуки делятся на парные и непарные.

Парные звонкие: [ б ], [ б ꞌ], [ в ], [ в ꞌ], [ г ], [ г ꞌ], [ д ], [ д ꞌ], [ ж ], [ з ], [ з ꞌ].

Парные глухие: [ п ], [ п ꞌ], [ ф ], [ ф ꞌ], [ к ], [ к ꞌ], [ т ], [ т ꞌ], [ ш ], [ с ], [ с ꞌ].

Непарные звонкие: [ л ], [ л ꞌ], [ м ], [м ꞌ], [ н ], [ н ꞌ], [ р ], [ р ꞌ], [ й ꞌ].

Непарные глухие: [ х ], [ х ꞌ], [ ц ], [ ч ꞌ], [ щ ꞌ].

Всегда твёрдые: [ ж ], [ ш ], [ ц ].

Всегда мягкие: [ ч ꞌ], [ щ ꞌ], [ й ꞌ].

Буквы Ъ и Ь звуков не дают.

  

Мягкость согласного звука на письме обозначается гласными буквами е, ё, и, ю, я, а также мягким звуком (ь).

Твёрдость согласного звука на письме обозначается гласными буквами а, о, у, э, ы.

 

 

 

ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ БОЛЬШОЙ БУКВЫ В СЛОВАХ

Большая буква в словах,В именах, фамилиях и отчествах людей. Например: Юрий Алексеевич Гагарин,В кличках жи-
вотных. Напри-
мер: пёс Шарик
,В географических названиях (назва -
ниях рек, городов, деревень, улиц и тд. Например: ре -ка Волга, город Москва, улица Свободы.
 

 


В начале предло- 
 жения. Напри-мер: Дежурный поливает цветы.

                                                                    

 

 

 

 

 

 

НАПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ

 

ЖИ – ШИ

ЧА – ЩА

ЧУ – ЩУ

ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ

Пишем с буквой И

Пишем с буквой А

Пишем с буквой У

Пишем без мягкого знака

                                                                              

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

 

Чтобы узнать, какой буквой обозначить безударный гласный звук в корне, нужно подобрать проверочное слово, чтобы безударный звук стал ударным и чётко слышалась буква, которую мы проверяем.

Проверяемое слово - это слово, которое нужно проверить.

Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква стоит под ударением.

 

Проверить, как пишется слово с безударным гласным в корне, можно двумя способами:

1) изменить форму слова (моря – море).

2) подобрать однокоренное слово (трава – травка), в котором проверяемый гласный звук находится под ударением.  

Слова с двумя безударными гласными в корне проверяют двумя проверочными словами: веселиться – весело, весёлый.

В проверочном и проверяемом словах гласные в ударном и безударном слогах корня пишутся одинаково.

Например: снег – снега.

 

 

ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ

Чтобы правильно написать слово с парным согласным на конце или в середине, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы после проверяемого согласного стоял гласный или согласный звук [н]: груз – грузы, народ – народный.

 

 

 

Ь (МЯГКИЙ ЗНАК),Ь – показатель мягкости

служит для обозначения мягкости согласных звуков, стоящими перед ним. Например: пень, коньки  
,Разделительный Ь 

Показывает, что гласный звук не сливается с согласным: листья, семья, полью.
 

 

 

 

 

 

 

 

 


Разделительный мягкий знак (ь) пишется в корне после букв, обозначающих согласные звуки, перед буквами е, ё, ю, я, и.

В этом случае буквы е, ё, ю, я, и обозначают два звука – согласный звук [й ꞌ] и последующий гласный звук.

Например: семья – семь[й ꞌа], вьюнок – вь[й ꞌу]нок и т.д.

 

 

ЧАСТИ РЕЧИ

Части речи
 

 


Имя прилагательное 
обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой, какая, какое, какие и др. Например: Самолет (какой?) синий (прил.)

Имя существительное 
обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? что? и др. Например: 
(что?) самолет (сущ.)

Глагол обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делает? что делать? что сделает? и т.д.
Например: Синий самолёт (что делает?) летит (гл.)

 

 

Имя существительное
 

 

 


Неодушевлённые
Отвечают на вопрос что?, обозначают не живые предметы 
                                                                      Одушевлённые
Отвечают на вопрос кто?, обозначают людей, животных
         

 

 

 

Звуко – буквенный разбор слова (фонетический разбор)

 

1. Произнести слово.  Составить транскрипцию.

2. Определить сколько в слове слогов. Произнести ударный слог, поставить ударение.

3. Произнести каждый звук в слове по порядку и дать ему характеристику .

4. Назвать, какой буквой обозначается каждый звук.

5. Сделать вывод о количестве звуков и букв.

 

Образец:

 

Ёлка [й' олка] - 2 слога.

ё     [й '] - согл., звонк. непарн., мягк. непарн.

       [о] - гласн., ударн., обознач. буквой  «о»;

л     [ л] - согл., звонк. непарн., твёрд. парн., обознач. буквой «эл»;

к     [к] - согл., глух. парн., твёрд. парн., обознач. буквой «ка»;

а     [а] - гласн., безударн., обознач. буквой «а».

4 б., 5 зв.

 

Примечание: сокращение слов и знаки препинания строго, как в образце. Мягкость и твёрдость согласного звука и ударный или безударный гласный звук определяется по конкретному слову, которое разбираем.


 

Речь

Речь

Слова, которые не составляют основу предложения, являются второстепенными членами

Слова, которые не составляют основу предложения, являются второстепенными членами

У многозначных слов одно значение (самое главное и наиболее привычное) является прямым , а все остальные – переносными

У многозначных слов одно значение (самое главное и наиболее привычное) является прямым , а все остальные – переносными

Ударение Ударение – это выделение голосом одного из слогов в слове

Ударение Ударение – это выделение голосом одного из слогов в слове

Согласные Гласные Буквы не обозначающие звуков (ь, ъ) буквы звуки буквы звуки 21 36 10 6 2

Согласные Гласные Буквы не обозначающие звуков (ь, ъ) буквы звуки буквы звуки 21 36 10 6 2

Мягкость согласного звука на письме обозначается гласными буквами е, ё, и, ю, я, а также мягким звуком (ь)

Мягкость согласного звука на письме обозначается гласными буквами е, ё, и, ю, я, а также мягким звуком (ь)

ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ

ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ

Звуко – буквенный разбор слова (фонетический разбор) 1

Звуко – буквенный разбор слова (фонетический разбор) 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.03.2021