Представлены памятки по русскому языку "Части речи" 1-4 класс. Кратко представлены необходимые понятия по частям речи, изучаемые в начальной школе: имя существительное, прилагательное, глагол, местоимение. Материал представлен в виде таблиц, где в краткой форме указаны самые необходимые сведения о данных частях реч.и
Памятка Части речи.docx
Имя существительное
Имя существительное это самостоятельная часть речи , обозначает предмет и отвечает на вопрос
кто? или что?(действие, явление природы, состояния и чувства людей, время )
Имя существительное имеет такие грамматические признаки: род, число, склонение, падеж
Одушевлённые: кто? Человек, родители, ученик.
Неодушевлённые: что? Город, страна, стол, гроза.
Собственные: Москва, Новый Уренгой, Маша, Иван Петрович, Байкал
Нарицательные: город, мальчик, озеро ( все сущ., кроме имен собственных)
Число
( имя существительное изменяется по
числам, некоторые существительные не
изменяются по числам и употребляются
либо в ед.ч., либо во мн. ч.)
Род
(имя существительное не изменяется по
родам, у каждого имени
существительного свой постоянный род.
Род некоторых существительных надо
проверить по словарю и запомнить)
Склонение
( изменение слов по падежам,
присклонении слова меняется его
окончание. Имена существительные не
могут переходить из одного склонение в
другое)
Единственное Множественное
поле поля
дерево деревья
Ед.ч. – бельё, молоко, хвоя, молодежь
Мн. ч. ножницы, качели, брюки, очки
Род
мужской женский средний
(он, мой) (она, моя) (оно, моё)
дождь мама солнышко
ребёнок красота счастье
3е склонение
1е склонение
2е склонение
ж.р.
ь
ж.р., м.р.
а , я
ср.р.
о , е
папа
бабочка
тётя
песня
дерево
поле
солнце
озеро
дочь
речь
рожь
брошь
Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на
вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? (или ЧЕЙ?)
Начальная форма имени прилагательного: Им. падеж, ед. число, муж.род
Признаки предмета, которые обозначают прилагательные
голубой, синий
большой, маленький, огромный
старый, молодой, юный, пожилой
тяжёлый, лёгкий, невесомый
сегодняшний, вчерашний, летний, зимний
шёлковый, железный, деревянный
школьный, городской, приморский
Цвет
Величина
Возраст
Вес
Признак по времени
Признак по материалу
Признак по месту
Признак по назначению учительский, ученический
Признак по назначению папина (шляпа)
Имя прилагательное всегда связано с именем существительным и стоит в том же роде, числе и падеже что
и существительное, то есть согласуется с ним.
Вопрос всегда ставиться от существительного к прилагательному Тополь ( какой?) старый.
Запомни: имена существительные изменяются по числам и падежам
имена прилагательные изменяются по числам, падежам и родам
Чтобы определить род, число, падеж имени прилагательного сделай так:
1. Найди имя существительное, к которому относится имя прилагательное.
2. Определи число, род , падеж имени существительного.
3. Имя прилагательное стоит в том же роде, числе и падеже
Сильный ветер качал верхушки деревьев. сильный ветер: ветер – ед.ч., м.р., И.п.
сильный ед.ч., м.р., И. п.
Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на
вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? (или ЧЕЙ?)
Начальная форма имени прилагательного: Им. падеж, ед. число, муж.род
Признаки предмета, которые обозначают прилагательные
голубой, синий
большой, маленький, огромный
старый, молодой, юный, пожилой
тяжёлый, лёгкий, невесомый
сегодняшний, вчерашний, летний, зимний
шёлковый, железный, деревянный
школьный, городской, приморский
Цвет
Величина
Возраст
Вес
Признак по времени
Признак по материалу
Признак по месту
Признак по назначению учительский, ученический
Признак по назначению папина (шляпа)
Имя прилагательное всегда связано с именем существительным и стоит в том же роде , числе и падеже
что и существительное, то есть согласуется с ним.
Вопрос всегда ставиться от существительного к прилагательному Тополь ( какой?) старый.
Запомни: имена существительные изменяются по числам и падежам
имена прилагательные изменяются по числам, падежам и родам
Чтобы определить род, число, падеж имени прилагательного сделай так:
1. Найди имя существительное , к которому относится имя прилагательное.
2. Определи число, род, падеж имени существительного.
3. Имя прилагательное стоит в том же роде, числе и падеже
Сильный ветер качал верхушки деревьев.
сильный ветер: ветер – ед.ч., м.р., И.п.
сильный ед.ч., м.р., И. п.
Морфологический разбор имени существительного
1. Часть речи
2. Начальная форма ( И.п., ед.ч.)
3. Число
4. Собственное или нарицательное
5. Одушевленное или неодушевленное
6. Род
7. Склонение
8. Падеж
9. Роль в предложении
Зимний лес спит, заколдованный стужей и
снегам.
Лес – сущ., (что? лес), ед.ч., м.р., 2 скл., И.п.,
подлежащее.
Стужей – сущ., (что? стужа), ед.ч., ж.р., 1 скл.,
Тв. п., дополнение.
Снегами – сущ., (что? снег), мн.ч., м.р., 2 скл., Т.п.,
дополнение
Морфологический разбор имени
прилагательного
1. Часть речи
2. Начальная форма ( И.п., ед.ч.)
3. Число
4. Род ( по роду существительного)
5. Падеж ( по падежу сущствительного)
6. Роль в предложении ( определение)
В пасмурную погоду белоснежные лилии
прячутся в воду.
В пасмурную (погоду) – прил., ( какая?
пасмурная), ед.ч., ж.р., В.п., определение.
Белоснежные лилии – прил., (какая?
белоснежная), мн. ч., И.п., определение Что делать
Что сделать?
Глагол – значимая часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы:
что делать?, что сделать?, что делал?, что сделал?, что делает?, что будет делать?, что сделает?
Неопределенная форма
глагола
( начальная форма глагола,
инфинитив)
Вид глагола
(глаголы бывают
совершенного и
несовершенного вида)
Решить, испечь, ответить, забыть,
поймать, положиться, спрятаться
Строить, читать, отвечать,
учить, заниматься, улыбаться
Глаголы несовершенного вида –
действие ещё не закончено
Глаголы совершенного вида – действие уже
сделано, закончено, те есть завершено.
Что делает? – пишет, учит
Что сделал? – написал, выучил
Времена глагола
( глаголы изменяются по
временам)
Настоящее
Что делает
Действие происходит в
момент речи
Пишет, поёт, учит
Прошедшее
Что делал?
Что сделал?
Действие происходило до
момента речи
Писал, написал, пела,
учил, выучил
Будущее
Что буду делать?
Что сделаю?
Действие произойдёт
после момента речи
Напишет, споёт,
выучит
Род глагола
( род глагола в предложении
зависит от рода имени
существительного, с которым
оно связано по смыслу)
Число глагола, лицо
глагола
(глаголы изменяются по
числам и лицам)
Глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родам
Единственное число
Множественное число
Мужской род
Что делал?
Что сделал?
цвёл
Женский род
Что делала?
Что делала?
а
цвела
Средний род
Что делало?
Что
сделало?
о
цвело
Что делали?
и
цвели
Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам
то есть спрягаются
Числ
о
Единс
т
число
Множ
.
число
Лицо
1е Я
2е ТЫ
3е ОН, ОНА, ОНО
1е МЫ
2е ВЫ
3е ОНИ
2 спряжение
1 спряжение
иду, думаю
идёшь,
думаешь
идёт, думает
идём, думаем
идёте, думаете сидите, спорите
идут, думают
сижу, спорю
сидишь, споришь
сидит, спорит
сидим, спорим
сидят, спорят
Личное местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет и в предложении может быть
подлежащим, дополнением, определением. Личное местоимение отвечает на теже вопросы, на которые отвечают имена существительные:
Кто? Она ( девочка) поливает цветы
Что? Они ( цветы) завяли
Личные местоимения изменяются:
по числам я мы, ты вы, он, она, оно – они;
по падежам я, меня, мне, мной, обо мне;
в 3ем лице ед. ч. по родам он ( м.р.), она ( ж.р.), оно ( ср.р.)
Личные местоимения бывают 1го, 2го, 3го лица
Ед. число
Мн. число
1е лицо
я
мы
2е лицо
ты
вы
3е лицо
он, она, оно
они
Правила по русскому языку 1-4 класс
Правила по русскому языку 1-4 класс
Правила по русскому языку 1-4 класс
Правила по русскому языку 1-4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.