Цель:
– Знакомим школьников:
· с понятием нормы литературного языка, с нарушением норм (ошибками);
· с тем, что нарушение норм литературного языка характеризует уровень культуры человека.
– Формируем установку:
· на осознание значения соблюдения норм для успешного общения;
· на обращение к различным словарям русского языка.
Риторика
ТЕКСТ
Урок 20–22.
Тема: ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
Пиши правильно!
Цель:
– Знакомим школьников:
∙ с понятием нормы литературного языка, с нарушением норм (ошибками);
∙ с тем, что нарушение норм литературного языка характеризует уровень культуры человека.
– Формируем установку:
∙ на осознание значения соблюдения норм для успешного общения;
∙ на обращение к различным словарям русского языка.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
Постановка
учебной задачи.
3 3 3
Беседа.
– На предыдущих уроках мы изучали разные тексты, говорили о том,
как построить текст, чтобы общение было успешным.
Но бывает так, что говорящий или пишущий учитывает адресата,
ясно выражает речевую задачу, подбирает подходящие речевые
средства, а слушающие или читающие не понимают его. Почему это
происходит?
– Рассмотрим два примера из учебника и сделаем вывод.
© ООО «Баласс», 2013
Формирование УУД и ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем,
иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в
виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа объектов
делать выводы.ΙI. Открытие
новых знаний.
Работа в учебнике. 3 4 2 3
Задание 26.
Школьники рассуждают, почему произошла путаница. Дело в том,
что кот и код – совершенно разные по значению слова. Они
одинаково произносятся, но пишутся поразному.
Кот – домашнее животное, а код – специальное устройство,
сигнализация, устанавливаемая на дверях подъездов.
Задание 27.
– Ребята, перед вами записка, которую оставил своим друзьям
Кристофер Робин. Поняли ли вы, о чём она? А поняли ли друзья
мальчика, что он написал? (Конечно, нет.) Послушайте фрагмент
повести.
Сова снова поглядела на записку...
– Помоему, дорогой мой Кролик, довольно ясно, что произошло, –
сказала она, – Кристофер Робин кудато ушёл с Щасвирнусом. Он и
этот... Щасвирнус сейчас чемто заняты. Ты за последнее время
встречал у нас в Лесу какихнибудь Щасвирнусов?
– Ммм, – сказал Кролик, – я как раз хотел у тебя узнать. Как они
выглядят?
– Ну, – сказала Сова, – пятнистый или травоядный Щасвирнус – это
просто... По крайней мере, – сказала она, – он больше всего похож
на... Но, конечно, – продолжала она, – это сильно зависит от... Ну... –
сказала Сова. – Словом, я плохо представляю себе их внешний вид, –
закончила она чистосердечно.
– Итак, Сова и Кролик не поняли, о чём идёт речь в записке. Они
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы
в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника.
2. Оценивать учебные
действия в соответствии с
поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять
познавательную и личностную
рефлексию.
© ООО «Баласс», 2013решили, что существует какойто Щасвирнус, но какой он и как
выглядит, никто не знает. Почему же друзья ничего не поняли?
(Потому что Кристофер Робин допустил орфографические ошибки и
написал слитно два слова.)
– Что можно сказать о Кристофере Робине только на основании его
записки? (Кристофер Робин пока ещё не знает орфографических
правил и поэтому пишет безграмотно, с ошибками.)
Ребята записывают исправленный вариант:
– Сделаем вывод. Почему же сначала подруги не поняли друг друга?
Почему друзья Кристофера Робина не поняли его записки? (Потому
что в обоих случаях в словах были допущены орфографические
ошибки.)
1 3 2
Работа в учебнике.
Задание 28.
Сова не знает правила правописания безударных гласных в корне
III. Развитие
умений.
Применение
знаний.
© ООО «Баласс», 2013
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать
и понимать других.(совасовысовешник) и в приставках (открывают, подергать).
Должна получиться такая запись.
– Нередко в устной речи нарушается взаимопонимание, если слово
употребляется так, что его значение неясно, например:
У моего друга большой (род, рот).
Для того чтобы не возникло недоразумения, путаницы, как это
произошло с двумя подругами из рассказа Р. Александровой, нужно
точнее употреблять слова, как, например, в словосочетаниях:
У моего друга большой рот.
У моего друга старинный (знаменитый) род.
Варианты слов, которые произносятся одинаково, но пишутся
поразному и имеют разное значение, для аналогичной работы:
2. Строить речевое
высказывание в соответствии с
поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение к
героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной деятельности.
© ООО «Баласс», 2013Можно дополнительно предложить и такие омофоны:
Поседеть – посидеть, примерять – примирять, спеши – спиши, вышел
– вышил, будет – будит, съезд – съест, сторожил – старожил, водица
– водиться.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
ΙV. Итог урока.
Задание 31.
Возможный вариант выступления третьеклассника:
© ООО «Баласс», 2013Дорогие первоклассники!
Вас учат писать без ошибок. А почему нужно писать без ошибок?
Оказывается, ошибки мешают читающему понять, о чём ты написал.
Вот, например, одна девочка хотела спросить в письме про код на
входной двери, а написала слово «кот». И подружка не поняла её и
ответила, что у неё нет кота.
А Кристофер Робин из сказки А. Милна написал друзьям записку
«УШОЛ ЩАСВИРНУС», и они решили, что ЩАСВИРНУС – какое
то животное.
Вот так ошибки мешают людям общаться.
А если ты напишешь с ошибками такие слова, как апельсин, сосна,
колечко, то люди решат, что ты – необразованный человек или
небрежен, невнимателен.
Изза этого ты можешь потерять уважение и дружбу других людей.
Старайтесь запоминать и применять правила!
Слова, написанные с ошибками, Юлиан Тувим называет «калечками»,
то есть калеками, инвалидами. Не будем же калечить слова их
неправильным написанием!
V. Домашнее
задание.
Задание 29.
Ориентирует школьников на связное высказывание по схеме.
Вариант ответа:
В орфографическом правиле говорится о том, как надо писать ту или
иную букву, то есть о норме. Нарушение же правила – это нарушение
© ООО «Баласс», 2013нормы, или ошибка.
Тема: ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
Произноси правильно!
Цель:
– Знакомим школьников:
∙ с понятием нормы литературного языка, с нарушением норм (ошибками);
∙ с тем, что нарушение норм литературного языка характеризует уровень культуры человека.
– Формируем установку:
∙ на осознание значения соблюдения норм для успешного общения;
∙ на обращение к различным словарям русского языка.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД и ТОУУ
(технология оценивания
Ι
. Актуализация
знаний.
Постановка
учебной задачи.
3 3 3
Беседа.
– Ребята! Вы уже познакомились с некоторыми нормами письменной
речи. А существуют ли нормы в устной речи?
– Встречались ли мы с ними на уроках риторики? (Да, в речевых
разминках мы учились правильно произносить слова. Например,
каталог, красивее, повторим, поняла, поезжай и т.д.)
– К сожалению, в наше время многие люди допускают немало
© ООО «Баласс», 2013
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем,
иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в
виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.ошибок, когда говорят. Мы слышим неправильные ударения,
неправильное произношение отдельных звуков. Нас это отвлекает,
вызывает недоверие к говорящему. И мы понимаем, что и сами не
должны допускать таких ошибок.
– Что же может нам помочь в этом? Обратимся к учебнику.
4. На основе анализа объектов
делать выводы.
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
ΙI. Открытие
новых знаний.
Работа в учебнике. 3 4 2 3
Задание 32, 33.
– Как называется словарь, который помогает правильно произносить
слова?
Ди р ектор Магазин
Ко р идор Портфель
Пе ч ёт Стаканы
Се ч ет
– В какой колонке приводятся слова, которые Петя произносил с
неправильным ударением?
– В какой колонке помещены слова, в которых Петя допускал
ошибки в произношении звуков?
© ООО «Баласс», 2013
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы
в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника.
2. Оценивать учебные
действия в соответствии с
поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять
познавательную и личностнуюIII. Развитие
умений.
Применение
знаний.
рефлексию.
35.
1 3 2
Работа в учебнике.
Задание
Используя теоретические сведения об орфоэпии, учащиеся
самостоятельно выполняют задание. Это задание может быть дано на
дом (как итоговое).
Задание 36.
Пример ответа:
ТЕРРАСА, в родительном падеже – террасы, произносится одно [Р];
неправильно произносить [ТЭ]рраса. Я узнал, как правильно
произносить звуки [Т ] и [Р].
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования
алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою
работу.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать
и понимать других.
2. Строить речевое
высказывание в соответствии с
поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение к
героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной деятельности.
© ООО «Баласс», 2013ΙV. Итог урока.
Задание 31.
Телезрителям, конечно, не понравится оратор, который допускает
произносительные ошибки. Они подумают, что оратор – человек
недостаточно образованный, с низким уровнем культуры. Они будут
воспринимать его речь с недоверием.
Тема: ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
Употребляй слова правильно!
Цель:
– Знакомим школьников:
∙ с понятием нормы литературного языка, с нарушением норм (ошибками);
∙ с тем, что нарушение норм литературного языка характеризует уровень культуры человека.
– Формируем установку:
∙ на осознание значения соблюдения норм для успешного общения;
∙ на обращение к различным словарям русского языка.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД и ТОУУ
(технология оценивания
Ι
. Актуализация
3 3 3
Беседа.
© ООО «Баласс», 2013
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекатьзнаний.
Постановка
учебной задачи.
– Иногда мы говорим и пишем без ошибок, но нашей речью
недовольны, и мы слышим: «Употребляй слова правильно!» Что это
значит? Поговорим об этом.
ΙI. Открытие
новых знаний.
III. Развитие
умений.
Применение
знаний.
Работа в учебнике. 3 4 2 3
Задание 38, 39.
Возможные ответы учеников:
∙ Конечно, слово обычно употребляется в общепринятом значении, а
не так, как ктонибудь хочет, например, ШалтайБолтай. Значение
слова, как известно, можно уточнить по толковому словарю.
∙ Если бы каждый человек употреблял слова по своему усмотрению,
то люди бы не смогли понимать друг друга, общаться.
1 3 2
Работа в учебнике.
Задание 42.
Старик неточно объясняет значение слова «террариум». Если не
знать значения слов «земноводные» и «пресмыкающиеся», то
непонятно, кто находился в корзинке мальчика.
Задание 43.
Возможные ответы учеников:
© ООО «Баласс», 2013
информацию из схем,
иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в
виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа объектов
делать выводы.
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы
в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника.
2. Оценивать учебные
действия в соответствии с
поставленной задачей.∙ Л. Кэрролл наделил многих персонажей своей книги
необыкновенными способностями. Это подчёркивает сказочный
характер Страны чудес, в которой живут удивительные существа.
∙ ШалтайБолтай, как и многие другие герои сказочной истории,
играет со словами. Он придумывает слова, творит особый мир языка,
используя и комбинируя известные части слов.
∙ Конечно, придуманные слова уместно использовать в той среде, где
понимают их значение (например, в семье). При официальном
разговоре, в беседе с незнакомыми людьми употребление таких слов
неуместно.
Задание 44.
Ответы: 1) девушка; 2) торговая марка; 3) подростки; 4) выходные
дни; 5) ведущий; 6) друг.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования
алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою
работу.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять
познавательную и личностную
рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать
и понимать других.
2. Строить речевое
высказывание в соответствии с
поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение к
героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
© ООО «Баласс», 2013ΙV. Итог урока.
– Найдите в параграфе советы. Обоснуйте их.
– Как бы вы могли дополнить эти советы на основе заданий 43 и 44?
(Не следует употреблять придуманных тобой слов в официальной
обстановке; среди людей, которые не знают значения этих слов.
Нежелательно употреблять иностранные слова вместо русских слов с
тем же значением.)
обучению и
целенаправленной
познавательной деятельности.
© ООО «Баласс», 2013