План-конспект урока родного (русского) языка в 9 классе на тему:
«Правильное построение словосочетаний по типу управления»
Учитель: Тулпарова Ф.Р.
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Типы связи
слов в словосочетании»
Задачи:
Образовательная: повторение и закрепление материала по теме «типы связи слов в словосочетании»; познакомить учащихся с трудными случаями управления;
Развивающая: формирование умений правильно определять связь слов в словосочетании; преобразовывать словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи; правильно употреблять словосочетания, связанные способом управления и согласования;
Воспитательная: воспитывать интерес к родному языку.
ХОД УРОКА
1. Орг. момент
2. Проверка домашнего задания
3. Актуализация знаний
- Что такое словосочетание?
(Словосочетание- это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически: голубое небо, решать задачу, вовремя приехать.)
- Какие вы знаете типы словосочетаний?
(Подчинительные, в которых есть главное и зависимое слово ( горячий песок, летний день), и сочинительные, в которых соединяются равноправные слова ( день и ночь, быстро и незаметно)
4. Изучение нового материала
Запишем какие соединения слов не будут являться словосочетаниями:
* подлежащее и сказуемое (Прилетают птицы.)
* сочетание самостоятельного слова и служебного (пусть пишет, около
реки)
* фразеологизмы (ни свет ни заря, сломя голову)
* составные словоформы ( менее приятный, будет петь)
- Какие три главных способа подчинительной связи вы знаете?
(Согласование, управление , примыкание).
- Какой способ мы будем называть согласованием?
(Согласование- такой способ подчинительной связи слов, когда зависимое слово уподобляется главному в формах рода, числа, падежа: темная ночь, темной ночи , темную ночь и т.п.)
- Обратите внимание на доску, где спроецированы словосочетания. Выделите в них главное и зависимое слово; определите, какой частью речи выражено зависимое слово.
СОГЛАСОВАНИЕ
Главное слово: существительное.
Зависимое: прилагательное, причастие, местоимение, порядковое числительное.
При склонении изменяется как главное, так и зависимое слово.
УПРАВЛЕНИЕ
Управление- такой способ подчинительной связи, при котором главное слово требует от зависимого постановки в определенном падеже с предлогом или без предлога.
Главное слово: глагол и его формы ( причастие, деепричастие), существительное, прилагательное, числительное.
Зависимое слово: существительное, местоимение, числительное.
Учитель:
Обратите внимание, что в сочетании слов типа две рябины ( с неодушевленным существительным) числительное в им. и вин. падежах управляет существительным, а в остальных падежах согласуется с ним.
В сочетаниях типа две дочери ( с одушевленными существительными) управление наблюдается только в им.падеже, а в остальных падежах- согласование).
ПРИМЫКАНИЕ
Примыкание- такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово связано с главным только по смыслу и интонационно.
Главное слово: глагол, деепричастие, причастие, наречие, прилагательное, существительное.
Зависимое слово: любое неизменяемое знаменательное слово (наречие, деепричастие, инфинитив, сравнительная форма, неизменяемое прилагательное).
4. Учитель:
Хочу вам напомнить, что притяжательные местоимения ЕГО,ЕЕ,ИХ не изменяются и являются зависимыми словами в словосочетаниях с примыканием: его дом, ее тетрадь, их альбом. Их следует отличать от личных местоимений, которые являются зависимыми словами в словосочетаниях с управлением: люблю его, спросил ее, взял их.
Прежде чем приступить к практической части урока, хотелось бы вам дать несколько практических советов по выполнению заданий, связанных с поиском в тексте словосочетаний определенного типа:
· Чтобы найти словосочетание с согласованием, надо выделить в предложении слово адъективной структуры ( отвечающее на вопрос КАКОЙ?), а затем найти слово, от которого оно зависит;
· Поиск словосочетания с управлением- это поиск слова ( с предлогом или без), отвечающего на падежный вопрос ( кого? Чего? Кому? Чему? и т.д.), а затем установление главного слова, чаще всего глагола или существительного.
· Найти словосочетание с примыканием можно, отыскав неизменяемое слово, а затем установив слово, от которого оно зависит.
Помните, что компоненты словосочетания могут быть отделены друг от друга. В этом случае объединить слова в словосочетания помогает вопрос.
Трудные случаи управления.
В конструкциях с управлением часто встречаются следующие ошибки:
1. Употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции : * установить о причинах аварии (правильно: установить причины); * не касаться к этим вопросам (правильно: не касаться этих вопросов); * оплатить за проезд (правильно: оплатить проезд);
2. Беспредложная конструкция вместо предложного сочетания: * характерная им особенность (правильно: характерная для них особенность);
3. Неправильный выбор предлога: * партнёр в игре в гольф (правильно: партнёр по игре в гольф).
Обратите внимание на следующие конструкции :
Предлоги согласно, благодаря, вопреки, подобно употребляются с существительными в дательном падеже: согласно приказу, благодаря помощи, вопреки предсказанию, подобно взрыву.
Предлоги в меру, в заключение, в виде, в течение, в продолжение, в силу, наподобие, посредством употребляются с существительными в родительном падеже: в меру сил, в заключение выступления, в виде цветка, в течение суток, в продолжение дня и т. д. .
Предлог по с существительным в предложном падеже может использоваться при обозначении действия, события, после которого что – либо совершается, происходит: по прибытии, по приезде, по окончании, по завершении. Ошибкой является использование в этом значении конструкция по + существительное в дательном падеже: * по завершению работы.
В предложении при двух и более управляющих словах может быть общее дополнение. В таких конструкциях управляющие слова должны требовать одинакового падежа и предлога от зависимого слова. Например: читать и конспектировать книгу; стирать и гладить бельё и т. п. .
Неправильны конструкции, в которых общее зависимое слово находится при словах, требующих разного падежа и предлога: *плохая погода препятствует или затягивает уборку урожая (препятствует чему?; затягивает что?). Подобные предложения обычно редактируются добавлением ко второму управляющему слову местоимения в нужном падеже: плохая погода препятствует уборке урожая или затягивает её.
5. Закрепление изученного материала
1) Определите тип связи слов в словосочетаниях.
Вековые традиции, участвовать в походе, чествовать ветеранов, наши современники, несколько карасей, идеалы молодежи, хорошо выучить, собираться уехать, истинный друг, чрезвычайно приятно, рано утром, точное время, верно рассчитать, второй из участников, третий слева, очень внимательный, жизненно необходимый, достойный уважения, теплая погода, крайне застенчивый.
2) Образуйте словосочетания. Определите способ связи.
Оплатить ( расходы), уплатить (проезд), добиться ( признание), рецензия (книга), отзыв (роман), удостоиться ( внимание), обсуждать (статья), отчет (работа), обидеться (подруга), достоин (уважение), удостоен (награда).
3) Образуйте с данными словами по три словосочетания так, чтобы были представлены все виды подчинительной связи:
- счастливый
- решение
1. Подберите к существительным ЛЕКЦИЯ, РЕЧЬ, ОЦЕНКА прилагательные со значением «очень хороший» (Пример: блестящий, яркий, высокий). Составьте словосочетания, запишите, определите вид связи, их грамматическое значение.
2. На доске спроецировано предложение. Выпишите из него словосочетания со связью согласование, управление, примыкание.
В течение своей жизни Гоголь много путешествовал.
3. Как называется данный ряд слов: удивить, озадачить, поразить, потрясти, огорошить? Составьте и запишите с ними словосочетания. Определите вид словосочетаний, их грамматическое значение.
4. На доске спроецировано предложение.
Однако где бы он ни странствовал, в дороге он чувствовал себя несравненно лучше, чем сидя на одном месте.
Какое сочетание слов из предложения не является примером примыкания:
1. Где бы ни странствовал
2. Чувствовал себя лучше
3. Сидя на месте
4. Несравненно лучше
6. Подведение итогов урока.
7. Домашнее задание.
Придумать и записать по 5 словосочетаний на каждый вид связи. С любыми тремя составить сложносочиненные предложения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.