правило

  • doc
  • 12.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала урок 13 (4 кл).doc

Соблюдение любых правил, хоть дома, хоть в школе, в обществе… кажется бессмысленным и становится трудно выполнимым, если ребенок, да и взрослый человек, не понимает, зачем это надо, не знает цели. И тогда мораль, нравственные правила, вместо того, чтобы приносить удовлетворение и мир в душе, становятся тем, что мешает получать удовольствие.

Так как этот урок заключительный в блоге о христианской морали, то, на мой взгляд, именно на нем стоит четче обозначить цель христианской жизни. И, думается, образ плывущего корабля для этого подходит лучше всего.

Урок 13. Золотое правило этики

Слайд 1. Название урока.

Вы узнаете:

- Главное правило человеческих отношений

- Что такое неосуждение

Прежде чем начать разговор о золотом правиле этики, давайте немного отвлечемся и поговорим … о кораблях. Прилагается для распечатки лист с заданием.

Слайд 2. Корабли в море.

Цель  - зародить в детях понимание необходимости соблюдения правил и что эта жизнь на земле временная и мы в ней лишь странники, идущие в Вечность.

Посмотрите, вот плывут корабли. Чтобы плавание этого флота прошло успешно, каждому кораблю нужно выполнить три условия.

Первое условие: Корабли не должны сталкиваться и преграждать пути друг другу иначе они станут непригодными к плаванию. Т.е. они должны соблюдать правила движения по морю. (щелчок)

Второе условие: исправность кораблей (щелчок) Каждый корабль должен быть годен к плаванию, т.е. все должно быть исправно. Например, если штурвалы не будут проворачиваться, то корабли не смогут избежать столкновений.

А если сломается соседний корабль, что должны делать остальные корабли? (дети отвечают)

Нужно не только друг другу не мешать двигаться, но и приходить на выручку в случаях беды – один за всех и все за одного. Круговая порука добра - сегодня ты помог, завтра тебе помогут. (щелчок по второму условию – Айвазовский, корабль «Меркурий») А если бросать рядом плывущих в беде, рассуждая, что каждый сам за себя, то можно остаться в одиночестве и некому будет помочь во время шторма. (повторный щелчок по второму условию – картина исчезает)

Третье условие для успешного плавания: цель  следования. (щелчок) Нужно знать куда собирается наш флот и зачем. Как бы хорошо ни проходило плавание, оно обернется неудачей, если корабли приплывут в Америку, тогда как им нужно было в Африку. А чтобы не сбиться с пути, кораблям нужны карты и компас.

Давайте запишем эти условия успеха в ступеньках с корабликом.

Слайд 3. Житейское  море.

Цель  - дать детям понимание, что нельзя прожить эту жизнь попусту, гоняясь за временными удовольствиями. Что в этой жизни приобретем из непреходящих духовных ценностей, с тем и предстанем пред Богом.

А теперь представьте, что море – это наша жизнь, а корабли – мы с вами.

Человек совершает свой путь по житейскому морю, от рождения до ухода из этой временной жизни в вечность, как корабль от одного берега к другому.

Какое первое условие нужно соблюдать людям для благополучного прохождения этой жизни? (дети отвечают)

(щелчок) Первое условие: Правила поведения. Мы должны научиться правильному, гармоничному отношению человека к человеку. Давайте запишем это условие на первой ступеньке с человечком.

(щелчок по первому условию – переход на скрытый слайд 4)

Слайд 4. Этикет  - этика – золотое правило.

Даем определение золотого правила общечеловеческой этики. По первому пункту у светской и христианской этик - об отношении человека к человеку – разногласий нет. Разногласия начинаются со второго пункта – о внутреннем состоянии человека. И становятся очень серьезными, когда мы доходим до третьего пункта - об отношениях между человеком и его Творцом. Именно здесь проявляются основные различия между христианской и нехристианской моралью.

Внешние правила поведения где-либо называются этикетом. Например, правила поведения в школе – это школьный этикет, правила общения между дипломатами разных стран – дипломатический этикет. Поведение человека по правилам этикета называют этичным поведением.

Какие этикеты и правила этикета вы знаете? (дети отвечают)

Правила этикета за столом, на природе, деловой этикет…

(щелчок) Система всех таких правил, норм нравственного поведения человека, называется этикой.

Правила различных разделов этикета часто повторяются. (щелчок)  И еще в древнейшие времена философы вывели одно общее для всей этики правило, которое впоследствии стали называть «золотым правилом этики». Звучит оно так: (щелчок)  Не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя.

(щелчком по стрелке возвращаемся на слайд 3)

Часто люди считают, что если его поступок не причиняет вреда другому, то этот поступок не считается плохим. Давайте посмотрим на примере, так ли это? (щелчок)

Представьте, что один из этих мальчиков, разглядывающих игрушки в витрине магазина, похвастался, что у него есть «вон такая же заводная игрушка», хотя ее у него нет.

Навредил ли он этой неправдой другим ребятам? (дети отвечают)

Другим пока нет, только себе, потому что в душе его вместе с ложью поселился страх разоблачения. Жить со страхом в душе очень трудно. Но тайное всегда рано или поздно становится явным. И вот однажды ребята просят: «покажи нам свою игрушку?» Если мальчик откажется, то обидит отказом ребят и они будут считать его хвастунишкой и жадиной. А если сознается, что сказал неправду, то обидит друзей ложью, и они будут считать его врунишкой. Может даже, дружить с ним перестанут.

Нужно всегда быть честным, даже если никто не видит твоей неправды. Наша «неисправность» души, как и неисправность кораблей, так или иначе, наносит вред и нам и другим. (щелчок)

Значит, для успешного странствования по житейскому морю очень важно наше внутреннее состояние, нужно обязательно соблюдать второе условие: порядок в душе. (щелчок)  Давайте запишем это условие на второй ступеньке с человечком.

(щелчок по второму условию – переход на скрытый слайд 5)

Слайд 5. Нагорная проповедь.

Чтобы нам было понятнее, как соблюдать эти два условия правильно, Господь Иисус Христос во время своей Нагорной проповеди уточнил золотое правило этики. Давайте посмотрим во врезке, что Он сказал нам о том, как нужно вести себя с ближними.

 

Работа с текстом

ВРЕЗКА

Слова Христа из Евангелия:

Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Прощайте, и прощены будете.

Найдите в тексте, как звучит золотое правило этики в евангельском варианте? (дети находят в тексте и зачитывают)

(щелчок)  «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

 (щелчком по стрелке переходим на скрытый слайд 6)

Слайд 6. Нагорная проповедь.

Найдите слова, которые говорят, что не надо делать, чтобы выполнить это правило? (дети находят в тексте и зачитывают)

(щелчок)  «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить».

А чтобы не судить других, что нужно делать? (дети находят в тексте и зачитывают)

(щелчок) «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. (щелчок) Прощайте, и прощены будете».

(щелчком по стрелке возвращаемся на слайд 3)

Вернемся к нашему странствованию по житейскому морю. Какое третье условие успешного его завершения? (дети отвечают)цель следования. Чтобы определить общую цель человеческой жизни, нужно знать, для чего человек создан. Человек сотворен, чтобы соединиться с Богом в вечном Царстве Божием, Царстве Небесном (щелчок). Бог – это Любовь, значит, чему в своей земной жизни должен научиться человек? (дети отвечают)

Мы должны научиться любить Бога и любить ближних.

Давайте запишем третье  условие на третьей ступеньке с человечком.

Слайд 7. «Сломанная» душа.

«Кораблик-душа» сломался, почернел. Давайте найдем и исправим поломки.

Дети находят неправильные действия и определяют, как исправить их. «Неправые дела» исчезают по щелку на них, взамен появляются «лечащие, ремонтирующие» действия и окрашивается кораблик и сердце. Функция перехода на следующий слайд по щелчку отключена, переход – щелчок по стрелке.

Обидел другапопросить прощения.

Обиделся на друга - простить.

 

Самостоятельное чтение

Слайд 8. Фоновый слайд «Буря сплетен».

При чтении обратите внимание!

С чем сравниваются сплетни?

О чем нужно помнить, чтобы не осуждать других?

Как избежать осуждения человека?

Представь, на улице поднялся ветер и несет тебе в лицо пыль и мусор. Неужели ты раскроешь глаза пошире? Нет, конечно. А если в вашей компании стали сплетничать об одном вашем общем и отсутствующем сейчас знакомом... Какая тебе польза от того, что ты слышишь? А если в другой раз также за глаза будут сплетничать о тебе…

Христос сказал: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Это правило принято называть золотым правилом этики.

В другом виде оно звучит: Не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя. Не хочешь, чтобы те, кто притворялся твоими друзьями, заочно сплетничали о тебе – удержи себя от сплетен про них.

Чтобы не доверять сплетням, важно знать, что сплетник очень часто переносит на другого человека ту грязь, которая живет в нем самом; он приписывает другим то, в чем сам грешен.

Представьте: глубокой ночью человек идет по городу. Из одного окна некто выглянул и сказал: «Что это он идет так поздно? Наверное, это вор!». Из другого окна о том же прохожем подумали: «Наверное, это гуляка возвращается с вечеринки». Еще кто-то предположил, что этот человек ищет врача для больного ребенка. На самом же деле ночной прохожий спешил на ночную молитву в храм. Но каждый увидел в нем частицу своего мира, своих проблем или страхов.

Уберечь себя от осуждения помогает память о своих собственных ошибках и недостатках.

Однажды люди привели ко Христу женщину, которую по законам того времени надо было  забросать камнями до смерти. Христос не стал призывать людей к нарушению этого закона. Он просто сказал: «Пусть первый камень бросит тот из вас, кто сам не грешил». Люди задумались, каждый вспомнил что-то свое. И они тихо разошлись.

Осуждение других людей плохо еще и тем, что оно слишком упрощает мир и человека. А человек сложен. У каждого из нас есть сильные и слабые стороны. Неудачник одной минуты может оказаться добрым гением следующего дня. Разве не бывает так в спорте? Футболист проваливает один эпизод или матч – но, тем не менее, блестяще играет в других встречах.

Вот человек, который однажды поступил некрасиво. Неужели он уже никогда не сделает ничего замечательного? Даже школьный хулиган может стать героем. Иногда это происходит сразу за школьным порогом. В 17 лет он кончил школу. В 18 его призвали в армию. В 19 он сделал то, чего и сам от себя не ожидал…

Так как же избежать осуждения человека? Неосуждение - это различение оценки поступка и оценки самого человека. Если Саша солгал, и я скажу – «в этом Саша солгал» - я скажу правду. Но если я скажу «Саша лжец», я сделаю шаг к осуждению. Потому что такой формулой я растворю человека в одном его поступке и поставлю на нем клеймо.

Зло надо обличать и надо его ненавидеть. Но человек и его дурной поступок (грех) – не одно и то же. Поэтому в православии есть правило: «Люби грешника и ненавидь грех». А «любить грешника» означает помочь ему избавиться от его греха.

Анализ текста

Слайд 9. «Буря сплетен».

С чем в тексте сравниваются сплетни? (дети отвечают)

С пылью и мусором.

Почему мы закрываем глаза, когда пыль летит нам в лицо? (дети отвечают)

Потому что, если пыль попадет нам в глаза, мы будем плохо видеть. Вот также и дурные слухи о человеке, мешают нам видеть в нем хорошее – наша душа становится слепой. Это так же, как смотреть сквозь грязное стекло. Посмотрите, есть ли на мальчике грязные пятна? (дети отвечают) Нет! (щелчок) А теперь? (дети отвечают) Да! (щелчок)  А если стекло совсем грязное, мальчика хорошо можно разглядеть? (дети отвечают)

Нет! Вот также и наша душа, когда мы осуждаем человека, слушаем о нем сплетни и распространяем их,  видит в этом человеке свою собственную грязь. И чем больше осуждаем людей, тем наша душа злее и чернее, а люди и мир вокруг нас кажутся нам плохими – серыми и черными. (щелчок)  Например, нам может увидеться, что эти дети не радуются ежику, (щелчок)  а мучают его.

(если дети знают о подвиге Александра Матросова, то можно привести его как пример: бывший хулиган жертвует жизнью ради жизни других)

Слушаем притчу

Слайд 10. Чужие грехи.

ВРЕЗКА

В египетском монастыре, где жил старец Моисей (это не пророк Моисей, а христианский подвижник, живший через полторы тысячи лет после пророка), один из монахов выпил вина. Монахи попросили Моисея сделать строгий выговор виновнику. Моисей помолчал. Потом взял дырявую корзину, наполнил ее песком, повесил корзину за спину и пошел. Песок же через щели сыпался за его спиной. Недоумевающим монахам старец ответил: это грехи мои сыплются сзади меня, но я не вижу их, потому что иду судить чужие грехи.

Соотнесите эту притчу со словами Иисуса Христа, сказанными на Нагорной проповеди (из 1-й врезки): «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф.7,3-5).

О чем  иносказательно говорится в обоих случаях? (дети отвечают)

Грехи других, даже маленькие, мы обыкновенно хорошо видим, а свои собственные грехи, гораздо бóльшие, не замечаем.

Что помогает нам уберечь себя от осуждения других? (дети отвечают)

Уберечь себя от осуждения помогает память о своих собственных ошибках и недостатках. Мы не должны осуждать других, — потому, что судить - значит вглядываться в глаза брата, замечать его недостатки (сучки), и не обращать внимания на свои собственные (бревна).

(щелчок)

Как часто судим мы людей,

В своем глазу бревна не видя,

Как люто судим, ненавидя

В угоду собственных страстей.

 

Как часто мы вершим свой суд

Лик Бога на себя примерив,

Забыв о том, что в это время

Нас тоже судит кто-нибудь…

Слайд 11. «Христос и грешница». Поленов В.Д.

Рассмотрите картину «Христос и грешница». Как Христос защитил женщину? (дети отвечают)

(щелчок по «лупе» - переход на скрытый слайд 12 – увеличенный фрагмент картины, возврат на слайд 10 по стрелке)

Как вы понимаете, что такое неосуждение? (дети отвечают)

Неосуждение - это различение оценки поступка и оценки самого человека.

А какие оценки ставятся поступкам? (дети отвечают)

Поступкам мы ставим оценки «хорошо» или «плохо», «добро» или «зло», «правда» или «неправда».

Слайд 13. Грешник и грех.

Помните, мы говорили о мальчике, который сказал друзьям неправду про игрушку.

Как вы думаете, всегда ли этот мальчик говорит неправду? (дети отвечают)

 (щелчок)  Правильным ли будет поставить на нем клеймо лжеца? (дети отвечают)

(щелчок)  Нет. Потому что указать надо на грех, оценить поступок мальчика, а не его самого. (щелчок) 

Слайд 14. Прощение.

Что должен сделать мальчик, чтобы исправить свой поступок? (дети отвечают)

(щелчок) Покаяться,  попросить прощение.

А что должны сделать ребята? (дети отвечают)

(щелчок) Пожалеть и простить.

Слушаем и поем песню

Слайд 15. Быть человеком.

(песня начинает звучать автоматически после перехода на слайд)

Быть человеком

Исполняет детская группа «Непоседы»

 

1. Нам от самого порога

   Жизнь раскинула пути;

   Выбирай свою дорогу

   И по ней смелей иди.

   Пусть к тебе придёт удача,

   Если честно ты прожил.

   Пусть судьба тебе назначит

   То, чего ты заслужил!

 

Припев: Только помни, только помни

        В грохоте-ритме века:

        Самая главная в жизни профессия —

        Быть человеком.

 

2. В жизни прожитой дороги

   Очень уж порой круты.

   Мы к себе бываем строги,

   За собою жжём мосты,

   Ненавидим мы и любим,

   Разрушаем и творим;

   И в жару и в холод лютый

   Мы друг другу говорим.

Припев.

 

 ВРЕЗКА Слова Христа из Евангелия:

Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Прощайте, и прощены будете.

ВРЕЗКА

В египетском монастыре, где жил старец Моисей (это не пророк Моисей, а христианский подвижник, живший через полторы тысячи лет после пророка), один из монахов выпил вина. Монахи попросили Моисея сделать строгий выговор виновнику. Моисей помолчал. Потом взял дырявую корзину, наполнил ее песком, повесил корзину за спину и пошел. Песок же через щели сыпался за его спиной. Недоумевающим монахам старец ответил: это грехи мои сыплются сзади меня, но я не вижу их, потому что иду судить чужие грехи.

Д/3

Задания на листке.

Вопросы и задания

1. Назовите «золотое правило этики». Почему оно «золотое»?

2. Как уберечься от осуждения других? Сформулируй свои правила.

3. Рассмотрите картину «Христос и грешница». Как Христос защитил женщину?

_____________________________________________________________________________

Евангелие от Иоанна (8, 3-11): «Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши».

________________________________________________________________

 

http://azbyka.ru/dictionary/13/nravstvennost.shtml: Нравственность — свободное или добровольное исполнение обязательств, налагаемых на нас законом или волей Бога, как Творца и Искупителя.

Нравственный идеал - богочеловек Иисус Христос.

Нравственность составляет предмет Нравственного Богословия, которое есть наука, во-первых, о нравственном Божием законе и проистекающих из него частных обязанностях христианина, а во-вторых — о соответствующей закону нравственной жизни и о частных добродетелях христианина.

Золотое правило нравственности: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф.7:12), «люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.19:18-20).

Нравственность, по значению - набор нравов. Нрав - способ поведения. Нравственность лежит в сфере деятельности людской и есть исполнение правил поведения в обществе.

Духовность — это слово, происходящее от слова «дух». Это внутренняя мотивация, реальные цели и отношения, которые наружно могут и скрываться.

В центре христианства стоит не абстрактная мораль, а Сам Христос, Его Божественная Личность; и всё в христианстве - нравственность, внешние и внутренние формы церковной жизни - направлено ко Христу и в нём только и получает свой смысл и значение.

 

В христианстве нравственность служит средством приближения к Богу, ко Христу, и условием богообщения (игумен Пётр (Мещеринов)).

 

Нравственность в Православном Предании - не отвлеченное понятие и не фарисейский внешний образ жизни, это - подвижничество. И когда святые отцы говорят о нравственности, то они имеют в виду подвижничество. А поскольку подвижничество - это переход и путь человека от нечистоты ума к его очищению, а от него - к просвещению, то и под православной нравственностью понимается очищение человека (митрополит Иерофей (Влахос)).

 

Не поддавайтесь иллюзии, будто мораль возможна без религии (Джордж Вашингтон).

______________________________________________________________________________

«Одна из характеристик мудрого человека – умение прощать. Мы все несовершенны, и мудрый человек это понимает. А пока человек этого не поймет, у него вся жизнь будет проходить в выяснениях отношений. Надо научиться прощать!»

(Профессор, кандидат психологических наук, монахиня Нина Крыгина)

______________________________________________________________________

 

Протоиерей Игорь Прекуп

«Золотое правило» нравственности

Св. Ефрем Сирин все Десятословие сводит к «золотому правилу» нравственности, отождествляя последнее с двуединой заповедью о любви к Богу и ближнему, и говоря, что все «заповеди, данные евреям, состоят в сем одном законе: что ненавистно тебе, того не делай другому».

Однако в истории нравственного сознания «золотому правилу» предшествует, никогда не утрачивающее актуальности, правило равного воздаяния. Принцип взаимности или равного воздаяния в своем обыденном варианте гласит: «Как ты ко мне, так и я к тебе» – это общепринятая основа человеческих взаимоотношений от межличностных и межколлективных до международных. Ожидание благодарности и воздаяния стимулирует усердие в добре, а опасение возмездия помогает наибольшей части общества держаться в пределах дозволенного.

Принцип взаимности необходим был всегда и особенно в древности, чтобы, во-первых, не оставлять зла безнаказанным и воспитывать благодарность за оказанные благодеяния, а во-вторых, ограничивать мстительность – воздавать не большим злом, чем то, которое причинили тебе. «Зуб за зуб» (Исх. 21; 24) значит: за один зуб – только один зуб. Во времена ветхозаветные это звучало не как дикость, а наоборот – узда великодушия и справедливости на буйство мстительности.

К взаимности побуждает прагматичная житейская мудрость, но апостол Павел нас предупреждает, что «мудрость мира сего есть безумие пред Богом» (1Кор. 3, 19). Многие (ох, многие!) христиане прожили жизнь и даже не задумались по чьему закону… В Бога верили (в существование Его), когда было трудно взывали к Нему о помощи, давали обеты.

Минувши беде – кто забывал обеты, кто помнил и благодарил Его, неукоснительно исполняя, что обещал, но в отношениях с ближними руководствовался принципом «жить как все». А ведь апостол Павел учит «не сообразовываться с веком сим» (Рим. 12; 2). И апостол Иоанн, «апостол Любви», пишет: «Не любите мира, ни того, что в мире» (1 Ин. 2;15), – имея в виду не мир как творение, а мир в смысле совокупности страстей, отношений, «связей», обычаев и понятий тленных, не-святых, противо-святых, противящихся святости Божией и борющихся за каждого человека. От мирского порабощения ума и сердца он и предостерегает, говоря: «Кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1 Ин. 2; 15).

Но тогда, что же получается? Взаимность разве зло? Нет. Но взаимность взаимности – рознь. Есть взаимность другого рода.

Уже в дохристианской древности наметилось новое понимание взаимности. Оно настраивало человека руководствоваться не конкретным отношением к себе, а идеальным примером – представлением о благе в отношении себя самого. В начале оно звучало в форме отрицательной (отрицающей зло). И встречается эта отрицательная формула благородной взаимности у самых разных народов древнего мира, которые никак не влияли на духовное и культурное развитие друг друга, как, например, греки и китайцы. У Конфуция она звучит примерно так: «Не делай другому того, чего не желаешь себе».

Великий Сократ в беседе с другом Критоном, обосновывая свой отказ бежать из тюрьмы, спрашивает: «Ну, а воздавать злом за зло, как это утверждает большинство, будет справедливо или несправедливо?» Критон: «Никоим образом». Сократ: «Потому что делать зло и поступать несправедливо – разницы нет никакой. <…> Не надо отвечать на несправедливость несправедливостью, не делать кому бы то ни было зла, даже если бы пришлось и пострадать от кого-нибудь». Аристотель советует относиться к другу как к самому себе. (Но это к другу, а прочие люди?..)

В Талмуде описывается случай, как язычник пришел сначала к Шаммаю, затем к Гиллелю (два мудреца сер. I в. до Р.Х.), выражая готовность принять их веру, если ему изложат все учение пока он стоит на одной ноге. Шаммай, расценив это как издевательство, прогнал его. Гиллель же сказал: «Что неприятно тебе, того не делай ближнему своему, вот и все учение; все остальное – разъяснения; иди, учись» (Шаббат 31а).

В своем завершенном, положительном варианте «Золотое правило» прозвучало из уст Сына Божия: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними; ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7, 12). Великий русский философ В.С. Соловьев называл первый (отрицательный) аспект «золотого правила» – «правилом справедливости», а второй (положительный, Христов) – «правилом милосердия». Первое тоже большой шаг вперед в понимании справедливости по отношению к правилу равного воздаяния: ведь заповедуется не делать не то, что тебе не делают, а то, что ты хотел бы, чтобы тебе не делали, даже если тебе именно это и будут делать. То, что осуждаешь в других – не совершай сам, не уподобляйся злым, ибо, поступая, как они, становишься одним из них.

Но в Евангелии нам дается высшая форма раскрытия «золотого правила»: не только не делать того, что в отношении себя почитаем злом, но делать то, поступать так, относиться к людям таким образом, как хотелось бы, чтобы они относились к нам. Как уже было отмечено выше, «золотое правило» является логическим развитием принципа взаимности. Принцип равного воздаяния (реального воздаяния за реальное дело) – начальный этап этого процесса; следующий этап – идеальное осуществление этого же принципа равного воздаяния, заключающееся в несовершении того, чего не пожелал бы себе (идеальное, но пока еще равное: не хочешь себе – не делай другому; не больше, но и не меньше); третий этап развития принципа взаимности – тоже идеальный, но уже нет речи о равном воздаянии, потому что предписывается поступать, как хотелось бы, чтобы с нами поступали. Нет никаких ограничений, потому что, чего мы не хотим себе, то можем четко обозначить, тогда как, чего себе желаем и как желаем, уже не столь исчерпывающе можем описать, поскольку добро не имеет предела в совершенствовании.

Чего же мы хотим от людей, что следует и нам осуществлять по отношению к ним?

А в первую очередь мы хотим от людей понимания. Как часто мы возмущаемся бессердечием своего начальника, который распекает нас за какой-то промах, а не принимает во внимание ни наших добрых намерений, ни стараний, ни перегруженности, ни наших семейных или иных проблем личного характера – только плохое и видит, вместо совета – одни тычки, никакого человеческого понимания, одна лишь требовательность. А наши подчиненные? – каждый норовит соблюсти свой интерес, каждый думает не об общем деле, но лишь о себе, о своем кармане, своей семье, и никому в голову не приходит, что я несу за них ответственность. Все требуют чего-то, добиваются, за спиной разговоры какие-то, слова им не скажи – сразу обиды. Бубнят про какие-то проблемы со здоровьем, дома, еще что-то, и никто не хочет понять, что не могу я вникать в личную жизнь каждого. Моя обязанность следить за исполнение ими своих обязанностей и поправлять, а если надо, то и взыскать, а не нянчиться с ними… Вот так мы и крутимся! Все-то нам должны, получается, все вокруг сухари бесчувственные – что начальники наши, что подчиненные. А мы… А что мы? – Мы никому плохого не делаем: если и бывают и у нас промахи, так ведь с кем не бывает? А то, что кого-то до слез доводим – так ведь за дело, не просто ж так!

И только усилием воли удается выйти из этого порочного эгоцентричного круга и разглядеть в человеке – ближнего, которого нужно попытаться понять, простить его немощи, помочь отойти от зла и укрепиться в добре.

Он безалаберно относится к своим обязанностям? А ты всегда добросовестен? Если же не всегда, то вот, он – это ты в один из таких моментов. Поступи с ним так, как хотел, чтобы с тобою поступили тогда, когда вскрылась твоя недобросовестность. Он грешит тем-то? А ты этим никогда?.. Но у тебя есть, во всяком случае, были другие грехи. Один грешит в одном, другой в другом, а грешны-то оба, и оба друг на друга пальцем показывают, потому что каждый свой грех видит в контексте всех обстоятельств, которые к этому привели, а грех ближнего рассматривает брезгливо со стороны, не желая проявлять понимание, которого требует в отношении себя…

__________________________________________________________________________________

 

Об общечеловеческом марале

 

http://www.foma.ru/ob-obshhechelovecheskom-marale.html

Кандидат философских наук Юрий Пущаев о том, почему неправильно думать, что мораль важнее и нужнее, чем религия, и что вера в общечеловеческие ценности может заменить веру религиозную.

 

Один семилетний мальчик поспорил со своим отцом. Он доказывал, что знает, что такое мораль, потому что видел ее своими глазами в одной книге. Когда его попросили эту мораль показать, он принес художественный альбом. На одном из рисунков красовалось животное, под которым большими буквами стояла подпись – «Марал». То есть, в книге был нарисован олень-марал, и мальчик просто перепутал мораль с маралом.

История смешная, но поучительная. Как говорили древние, погоди смеяться, в этой басне на самом деле говорится о тебе. Точнее, о нашем времени и господствующих в нем идеях.  Действительно, разве, например, редко бывало в истории или бывает сейчас, что споры о морали и нравственности, стремление к добру и добрым поступкам вдруг оборачиваются чем-то совершенно неожиданным? Когда на месте предполагавшегося добра вдруг оказывается... живность с рогами?

С другой стороны, какой мракобес осмелится сказать, что морали не существует? Действительно, каждый человек слышит внутри себя голос своей совести. Каждый ребенок отчетливо понимает разницу между «хорошо» и «плохо». Что «хорошо» и «плохо» вообще существуют. Когда моя шестилетняя дочь вместе со мной смотрит какой-нибудь фильм, первый вопрос, который она задает по поводу героев на экране – «а он хороший или злой»? Именно это для ребенка оказывается самым важным.

Сегодня очень распространена точка зрения, что мораль или нравственность независима от любых религий, верований и мировоззрений, что она едина для всех людей, и что ценность ее поэтому абсолютна. Главное быть хорошим человеком, а во что при этом веришь, неважно. Можно верить просто в добро, в конце концов. Или, говоря современным языком, в общечеловеческие ценности. Они в принципе всем понятны (где-то в глубине души), и объединяют всех людей.

Эта идея утверждалась в новоевропейской культуре постепенно, но неуклонно. Она формировала себя в рамках ожесточенного спора с религией и религиозным мировоззрением. Вокруг спора о том, вытекают ли нравственные нормы из религиозных предписаний, или они самодостаточны и не нуждаются в религиозной санкции, сломано немало копий.

В конце концов, представление о самоценности морали победило в культурном и идейном «мейнстриме». И сегодня ни о чем, наверно, не говорят так много, как об общечеловеческих ценностях и об уважении прав личности. В том числе популярной является точка зрения, что именно нравственность и является подлинной сутью христианства, наконец-то очищенного от «шелухи» религиозного культа и мистики (но при этом одновременно из предполагавшейся Конституции Евросоюза убирается упоминание о христианских корнях и традициях Европы).

 «Отсталых» верующих философствующие сторонники самодостаточной морали часто упрекают в том, что они не способны к подлинно нравственным поступкам, потому что ждут от Бога воздаяния за совершенное ими добро. Значит, они ценят не добро само по себе, а награду за него. И боятся не собственно греха, а наказания за него. Или считают верующих успокаивающими себя трусливыми оптимистами, которые лишены ощущения трагичности и негарантированности жизни. Для них главное – поуютнее устроиться в своем блаженстве, на поверку оказывающемся насквозь фальшивым.

Такие представления возникают, как мне кажется, в том числе и из элементарного незнакомства со святоотеческой литературой. В ней очень много сказано и о трагичности жизни, и о негарантированности и собственного существования, и собственного спасения. Собственно, христианство помимо прочего и есть строгое признание неустранимой трагичности земной жизни. Что тут можно сказать? Просто больше читайте, господа! Например, «Добротолюбие».

А по поводу страха не перед грехом, а перед наказанием за него – то в христианстве присутствуют оба вида страха. Но высшая ступень, доступная только святым (но не неофитам или даже «рядовым» верующим) – это совпадающий с бескорыстной любовью к Богу страх перед грехом самим по себе, страх оскорбить Господа. Например, авва Дорофей в «Душеполезных поучениях» писал, что трояким образом можно угодить Богу. Первый способ, это когда боятся вечных мук, и угождают Богу на манер раба. И в этом нет ничего плохого или постыдного,  наоборот, это уже душеспасительно – быть рабом Божиим (а не человеков). Второй, лучший способ, это когда ждут награды и угождают Богу на манер наемника, работающего за плату. И третий, самый совершенный способ, – когда Бога слушают как сын Отца и «любят добро ради самого добра». В этом случае тоже боятся Бога, но это совершенный страх, доступный только очень немногим людям, святым, «которые уже не по страху мучения и не для получения награды исполняют волю Божию, но, любя Бога, как мы многократно говорили, боятся сделать что-либо против воли Бога, ими любимого. Посему-то и говорит Апостол: “любовь изгоняет страх”, ибо они уже не по страху действуют, но боятся, потому что любят. В сём состоит совершенный страх».

 

Слишком «цветущая нравственная сложность»

Часто сутью так понимаемой самодостаточной морали считают «золотое правило нравственности»: не делай другому того, чего не желаешь себе самому. Но это правило, при всей его верности, не является универсальным. Оно касается лишь отношений с другими людьми и не говорит об обязанностях человека перед Богом и перед самим собой. Но одно из главных требований христианства к человеку – хранить в себе «образ и подобие Божие».

Вообще – насколько устойчиво предполагаемое моральное ядро, если освободить человека от сдерживающих уз религии и предоставить все только его самостоятельному моральному суждению? Не начинают ли нравственные требования постепенно расплываться и терять определенность? Получается парадоксальная вещь. Признание морального ядра, то есть нравственности, очищенной от всякой догматики и ортодоксии, в итоге приводит к «радужному» плюрализму, к чрезмерно «цветущей нравственной сложности» современного мира. На месте единой моральной веры оказывается множество других разных «маленьких вер». Поэтому сегодня, например, понятие греха воспринимается как неуместное и бестактное вторжение в мой личный независимый мир.

Когда говорят, что «Бог у меня в душе», то отчасти это созвучно евангельскому «Царство Божие внутри вас есть». Но тут все же следует задать простой вопрос: разве по силам самому человеку неизменно и неукоснительно следовать «Богу в душе», даже если допустить, что Он только там? Об этом писал Феофан Затворник: «Неужели мы сами не можем делать добрых дел? Вот мы сделали то и то доброе дело. Поживем, и еще что-нибудь сделаем… Но здесь дело не об отдельных добрых делах, а о перерождении всей жизни, о жизни новой, о жизни в целом ее составе – такой, которая приводит к спасению. При случае нетрудно что-нибудь сделать даже очень хорошее, как делали и язычники. Но пусть кто намеренно определит себя на неопустительное доброделание, определит порядок его по указанию слова Божия – и это не на один месяц или год, но на всю жизнь, – и положит неуклонно пребывать в сем порядке, и потом, когда пребудет верен ему, – пусть хвалится своею силою: а без сего не лучше ли заградить уста свои».

Правильная внутренняя жизнь требует определенной «внешней» организации, формы. Сам человек ее себе создать и достаточно долго ее поддерживать не в силах.

 

Гордый человек и смерть

Другая проблема состоит в том, что нравственность, освобожденная от «религиозных предрассудков», совершенно не учит самой трудной добродетели  – смирению. Скорее она учит тому, что ему во многом противоположно, и что принято называть самоуважением и чувством личного достоинства. Русский мыслитель Константин Леонтьев в этом контексте говорил, что современная цивилизация сделала из человека «существо, исковерканное чувством личного достоинства».

Если вопрос о Боге отставлен в сторону, то получается, что хорошими поступками или чертами характера я обязан самому себе, только своим собственным усилиям. Но разве даже самая замечательная черта характера или личности – природная доброта, хорошая память, сообразительность – это не дар? Не то, что человеку вначале либо дано, либо нет, и что он может потом лишь упражнять в себе или это забросить, «зарыть свой талант»?

Еще один дефект нравственности, возведенной в абсолют – то, что при этом совершенно упускается вопрос о смерти и бессмертии. Если вопрос о Боге и вере вторичен, то теряется самое главное в христианстве – вера в Воскресение и возможность (совершенно негарантированная кому-либо лично) вечной жизни. В чем смыл совершенного добра, если оно все равно обречено на исчезновение? Великий русский поэт Гавриил Державин писал:

 

Река времен в своем стремленьи

Уносит все дела людей.

И топит в пропасти забвенья

Народы, царства и царей.

 

А если что и остается

Чрез звуки лиры и трубы,

То вечности жерлом пожрется

И общей не уйдет судьбы.

 

Такова судьба всех дел, даже самых добрых, если они замкнуты лишь в земной горизонт – их исчезновение и забвение. Так зачем тогда вся «ярость и шум» нашей жизни? «Если Христос не воскрес, то тщетна наша проповедь, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15, 14).

В самом деле, даже внутренний камертон, голос совести, на вопрос о возможности вечной жизни молчит. Как должно быть по совести – есть ли иная жизнь за гробом? Совесть не знает ответа на этот вопрос.

Совесть, или внутреннее моральное чувство, или «Бога в душе» можно сравнить с растением. Чтобы оно выросло и дало плод, нужно очень много условий. Нужно семя, которое не самим растением создано, нужны плодородная почва, благоприятный климат, достаточное питание, и многое-многое другое. Излишне говорить, что сам человек себе это создать не может, как Мюнхгаузен не может себя вытащить из болота, ухватившись за собственные волосы. Нужно восполнение нашей нравственности (очень хрупкой на самом деле живности перед лицом разных искушений и испытаний) чем-то большим, что ей позволило бы по настоящему сбыться, исполниться. Только так и из нашего «внутреннего марала» может появиться хотя бы шанс на действительное добро.

________________________________________________________________

Анастасия Рахлина

Недавно мне случилось быть на большом подмосковном кладбище. Мы шли по нему, чавкая осенней глинистой грязью, с одним монахом – впереди он, в скуфейке и с рюкзаком, позади я. Было скользко. Справа и слева простирались казавшиеся бескрайними просторы, усеянные черными крестами свежих могил. Я смотрела на них и почему-то думала об «Ашане» – что, вполне возможно, с кем-то из этих людей в прошлые выходные я сталкивалась тележками, например, у полок с крупой. Хронологически кто-то из них вполне мог сегодня уже оказаться здесь – под одним из этих крестов, возвышающихся над рыжей могильной глиной.

А пока я думала об «Ашане», монах думал, разумеется, о другом. «Представляешь, – вдруг сказал он, – Страшный Суд, Воскресение, и все эти могилы раскрываются…»

На смерть полезно смотреть. Хотя бы для того, чтобы помнить: она – настоящая.

Современное общество вытеснило смерть из своего сознания, как невротик вытесняет неприятные воспоминания.

Смерть теперь неприлична. Ее будто бы нет. Тема смерти табуирована – вместо смерти публике предлагается «заменитель вкуса»: компьютерная или телесериальная, или блокбастерная смерть, позволяющая бесконечно «проигрывать» смерть и тем самым как бы делать ее не страшной.

Чтобы не бояться смерти, современные люди стараются к ней привыкнуть своим, материалистическим способом – они все время смотрят на смерть-light, какую-то комиксовую версию настоящей.

___________________________________________________________________

 

Агния Барто

О ЧЕЛОВЕЧЕСТВЕ

 

Готов для человечества

Он многое свершить,     

Но торопиться нечего,   

Зачем ему спешить?

 

Пока еще он подвига

Себе не приглядел,

А дома (что поделаешь!)

Нет подходящих дел!     

 

Дед от простуды лечится,

Лекарство дать велит,

Но он не человечество,

Он старый инвалид.

 

С утра Наташка мечется

(Гуляйте с ней с утра!).

Она не человечество,

А младшая сестра.

 

Когда судьбой назначено

Вселенную спасти,      

К чему сестренку младшую

На скверике пасти?!

 

Пока еще он подвига

Себе не приглядел,

А дома (что поделаешь?)

Нет подходящих дел!

 

В своем платочке клетчатом

В углу ревет сестра:

— Я тоже человечество!

И мне гулять пора!

 

Елена Раннева

ВОЗВРАЩАТЕЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

Я придумал закон возвращения:

Если просишь у мамы прощения,

То она тебя сразу прощает

И улыбку свою возвращает.

 

Абрамова Оксана

Человечность 

 

Хочу немного рассказать

О тех, кто не умеет лгать.

О тех, кто может все простить,

О тех, кто не умеет льстить.

Кто не умеет унижать,

Других не в силах обижать.

Кто никогда вас не осудит,

В краю далеком не забудет.

О тех, кто честен и тактичен,

К судьбе других не безразличен.

О тех, кто в наш нелегкий век

Имеет званье "Человек".

 

Екатерина Жданова

ПРОСТИ

Я вся исстрадалась, измучилась прямо,

Но я не сказала: «Прости меня, мама».

Я ей нагрубила.

Она промолчала.

Уж лучше б побила меня для начала.

Потом прочитала б мне злую тираду,

А я в наказанье помыла б веранду.

Я б отревелась и мы б помирились,

А так - мы по комнатам молча закрылись.

А знаете?

Мама сама виновата.

Зачем не пустила в кафешку с ребятами?

Зачем вечно эти тупые намеки?

Зачем засадила при всех за уроки?

Скоро начнутся «Папины дочки»,

А я не могу нацарапать ни строчки.

Как тяжело нам с нашими мамами -

С такими усталыми,

С такими упрямыми.

Все. Поднимаюсь. Мириться иду.

- Мам, ты не спишь? Ну прости меня, ду...

 

Владимир Спектор

 

Каждый видит лишь то, что хочет

Каждый знает лишь то, что умеет.

Кто-то отметит, что день – короче,

А для кого-то лишь ночь длиннее.

 

Но и разбив черепаший панцирь

дня или ночи, в осколках желаний

Отблески счастья найдёшь, между прочим,

Словно последнюю мелочь в кармане.

 

___________

Человек бежит по жизни

Не жалея ног.

Дом-работа, дом-работа,

Отбывая срок...

Выходные - передышка,

Отпуск - как привал.

Старость, пенсия, одышка...

А куда бежал?

(автора не знаю)


Скачано с www.znanio.ru