Правило правописания букв, обозначающих непроизносимые согласные звуки в корне слова

  • Разработки уроков
  • doc
  • 15.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Чем занималась третья сестра: орфограмма-буква согласного? (Она следила за тем, чтобы не забывали о непроизносимых согласных звуках в словах и обозначали их соответствующей буквой.) – Кто же её подданные? (Слова с непроизносимыми согласными звуками.) – Сформулируйте тему урока и его цель. (Тема: «Слова с непроизносимыми согласными в корне слова».) Цель: учиться писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова. – Составим план урока. План (примерный). Учитель составляет план вместе с детьми. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
Иконка файла материала konsp_rus_3kl_ur25_+.doc
Русский язык СЛОВО БУКВЫ НЕПРОИЗНОСИМЫХ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА Урок 25 (22). Тема: Правило правописания букв, обозначающих непроизносимые согласные звуки в корне слова Цель:   – развитие умений находить в словах орфограмму­букву непроизносимого согласного в корне слова, писать слова с этой орфограммой и объяснять написание, опираясь на алгоритм. Символы: П – повышенный уровень М – максимальный уровень Этапы урока Формирование УУД, Ход урока ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа».  4  5    1.  Словарная работа. –  Запишите слова, в которых есть и орфограмма­непроверяемая буква безударного гласного, и буква удвоенного согласного в корне. Учитель диктует: Суббота,   колонна,   тонна,   профессия,   кроссовки,   коллектив, Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в  виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов  делать выводы. © ООО «Баласс», 2013 1пассажир, ссора, бассейн. Составьте и запишите предложение с одним из этих слов. Подчеркните все знакомые орфограммы. II.  Формулирование  проблемы,  планирование  деятельности.  1 3 3  – Чем занималась третья сестра: орфограмма­буква согласного? (Она следила за тем, чтобы не забывали о непроизносимых согласных звуках в словах и обозначали их соответствующей буквой.) –  Кто   же   её   подданные?   (Слова   с   непроизносимыми   согласными звуками.) –  Сформулируйте   тему   урока   и   его   цель.   (Тема:   «Слова   с непроизносимыми согласными в корне слова».) Цель:   учиться   писать   слова   с   непроизносимыми   согласными   в   корне слова. – Составим план урока. План (примерный). Учитель составляет план вместе с детьми. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) 5. Обобщать и классифицировать  по признакам. 6. Ориентироваться на развороте  учебника. 7. Находить ответы на вопросы в  иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать  своё предположение на основе  работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной  задачей. 3. Прогнозировать предстоящую  работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и  личностную рефлексию.  Развитие  II.Ι умений –  применение  знания.  1 5 4  7 2    1. Блицопрос по правилу написания слов с непроизносимым согласным в корне. – Какие непроизносимые согласные вы знаете? – Где их можно обнаружить? (В сочетании со звуками [сн] и [зн].) Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать других. 2. Строить речевое высказывание в  соответствии с поставленными  © ООО «Баласс», 2013 2задачами.  3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать  своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. –  Назовите ключевые слова правила написания слов с непроизносимым согласным.   (Непроизносимый   согласный,   корень,   проверочное   слово, однокоренное слово, буква гласного.) 2. Работа в учебнике. Упр. 79 – развивается умение писать слова с непроизносимым согласным в корне, объяснять и обозначать орфограмму. После выполнения. – Почему на месте пропусков нужно вставить буквы? – Как вы обнаружили непроизносимые согласные звуки? – В какой части слова находятся непроизносимые согласные звуки? – Какие буквы подчеркнули? –  Что   помогает   объяснить   написание   буквы   непроизносимого согласного? Ученик   у   доски   выполняет   звуко­буквенный   анализ   слова  устный [усный'] – 6 б., 5 зв. 3. Работа с текстом в рамке «Как пользоваться правилом». Сравните ваши действия с инструкцией «Как пользоваться правилом». Чтение инструкции в учебнике (с. 74). Беседа после чтения. –  С   чего   нужно   начать   работу   при   поиске   орфограммы­буквы непроизносимого   согласного   звука?   (Произнести   и   найти   сочетание согласных звуков.) –  Как действовать дальше? (Проверить, есть ли в сочетании согласных непроизносимый.) – Что для этого нужно сделать? (Подобрать однокоренное проверочное слово, чтобы после этого согласного стоял гласный звук.) –  Как обозначить орфограмму? (Подчеркнуть одной чертой, выделить © ООО «Баласс», 2013 3корень и записать проверочное слово, подчеркнув двумя чертами букву гласного.) 4. Развитие орфографических умений. 1. Работа по учебнику. а) Упр. 80 – развивается умение работать по алгоритму при написании слов   с   непроизносимыми   согласными   в   корне,   устно   объяснять   и графически обозначать орфограмму­букву непроизносимого согласного. Ученики проговаривают подробно все три этапа. Например: Тростник. 1) Слышу рядом звуки [сн]. 2) Проверяю, есть ли в этом слове непроизносимый согласный звук. Подбираю   проверочное   слово  тростинка.   Появился   звук   [т']   перед гласным [и]. 3) Пишу, обозначаю: тростинка – тростник. Устно выполняется звуко­буквенный разбор слова властный [власный'] – 8 букв, 7 звуков. Вопросы   к   ученику,   выполнявшему   работу   (начало   формирования   алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? (Выполнить звуко­буквенный анализ.) – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. б)   Упр.   81   –   развивается   умение   находить   новые   слова   с непроизносимым согласным и проверочные к ним. Выполняется коллективно под руководством учителя. © ООО «Баласс», 2013 4в)   Упр.   82   –   развивается   умение   писать   слова   с   непроизносимыми согласными   в   корне,   подбирать   проверочное   слово,   в   котором непроизносимый согласный оказывается в конце слова. Запись с комментариями. г) Упр. 83 – развивается умение устанавливать  связь между словами, мотивировать написание с опорой на этимологически родственные слова. Выполняется самостоятельно. Вопросы   к   ученику,   выполнявшему   работу   (начало   формирования   алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. Коллективная проверка. Образец записи: Крест; окрест – окрестность, окрестные (жители). 5. Игра «Поймай слово». На доске запись: © ООО «Баласс», 2013 5Кто быстрее допишет слова, тот и победитель. Запись в тетради: известный                                тростник устный                                      капустница злостный Вопросы   к   ученику,   выполнявшему   работу   (начало   формирования   алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.   © ООО «Баласс», 2013 6VΙ . Итог урока. – Что мы сейчас делали?  – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) –  Чем   правило   правописания   слов   с   непроизносимыми   согласными похоже на правило правописания проверяемых букв согласных в корне слова? (Нужно подбирать проверочные слова, чтобы правильно написать букву согласного.) –  Чем   они   различаются?   (В   1­м   звук   не   произносится,   а   во   2­м   – произносится.)  4  4 – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? V. Домашнее  задание. 1. Запомнить инструкцию (алгоритм) работы по правилу. 2. Упр. 2, с. 86. Выполняется по алгоритму. Деятельность учеников:  – Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами, устанавливать несоответствие произношения и написания. © ООО «Баласс», 2013 7

Посмотрите также