Комитет образования
администрации Балаковского муниципального района
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18
имени Героя Социалистического Труда Александра Ивановича Максакова»
г. Балаково Саратовской области
Открытый урок в рамках муниципального проекта «Час открытого урока»
по русскому языку в 4А классе «Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе»
Учитель начальных классов
Печенкина Марина Владимировна
Балаково, 2023
Цель:
обобщить знания учащихся о правописании безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.
Задачи:
Образовательные: закреплять навык правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе, упражнять в склонении имён прилагательных и определении рода и падежа имён прилагательных в единственном числе; способствовать обогащению словарного запаса детей; осознание практической необходимости правильного написания безударных падежных окончаний имён прилагательных.
Развивающие: развивать устную речь учащихся; совершенствовать культуру речи детей, развитие орфографической зоркости, расширение кругозора младших школьников; развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, восприятие на слух, умение делать выводы; развивать интерес к предмету посредством нестандартных заданий.
3. Воспитательные: воспитание аккуратности, усидчивости, прилежания, любознательности и пытливости в процессе учения; воспитание умения работать в коллективе; воспитание чувства патриотизма, гордости за свою Родину, свой народ; воспитание бережного отношения к природе
Оборудование урока:
- ПК (презентация)
- Иллюстрации по заданиям
- Ламинированные пазлы
- Дерево ламинированное на магнитах, листья разного цвета для рефлексии.
Ход урока
Приветствие. Организационный момент. ( стихотворение читает Аня С.)
Где раньше в праздник всем народом
В деревне хоровод водили?
Такие танцы у народа
В стране по имени …
(Россия) (выставляю слово на доску)
Перед вами слово «Россия» . Почему оно написано с большой буквы? (Это название страны)
А сейчас, ребята, давайте откроем тетради и запишем число. Сегодня пятнадцатое февраля, классная работа.
Чистописание.
Вспомним, как нужно правильно писать заглавную букву «Р». Сколько элементов её составляют? (2 элемента)
Напишите букву «Р» одну строчку.
Учитель. Россия – это страна, в которой мы живём, наша Родина. Я предлагаю вам послушать стихотворение о том, что такое Россия. Прочитает Кротов Я. наизусть стихотворение:
Что такое Россия наша?
Солнце, лес, дыхание пашен,
Сад в цвету, где не молкнут пчёлы,
И твой дом, и огни твоей школы.
Наша Родина – труд и праздник.
Сто дорог для тебя самых разных.
И любовь твоя к папе и маме,
И ты сам – не один, а с друзьями.
С точки зрения русского языка слово Россия словарное. Какую букву нужно запомнить? (о) Какую ещё особенность имеет написание этого слова? (сс) Напишите правильно слово «Россия» на следующей строке.
Словарный диктант.
Учитель. Я буду описывать предмет, а вы должны написать его.
а) Огромный населённый пункт
с большим количеством улиц, площадей, проспектов, многоэтажных домов. Каждый
такой населённый пункт имеет своё название (город).
б) Небольшой населённый пункт. В нём, как правило, несколько улиц в основном с одноэтажные
кирпичные или деревянные дома (деревня).
в) Это место, где человек родился и вырос, где он живёт и трудится, где живут
близкие ему люди (Родина).
г) Один из крупнейших городов мира. Основан в 1147 году Юрием Долгоруким.
Главный город нашей страны (Москва).
д) Каждая страна имеет свой главный город. А как сказать одним словом «главный
город страны»? (столица).
е) Какой язык является государственным в нашей стране? (русский).
ж) Дерево- символ нашего народа, о нем мы часто слышим в рассказах, песнях,
стихах. У него белая кора с тёмными отметинами. (берёза) Давайте проверим
написание данных слов. (выставляю на доске) Город, деревня, Родина, Москва,
столица, русский, береза
Учитель. Послушайте стихотворение
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых
ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
Правда, замечательные стихи? Такие точные слова и описание может подобрать только великий поэт (ответы детей С.Есенин)
Определите, пожалуйста число, род и падеж имени прилагательного в словосочитании великий поэт (единственное число, мужской род, именительный падеж). Просклоняйте это словосочетание устно. А ребята у доски напомнят нам какие мы знаем падежи в русском языке (функциональная грамотность - пазлы на доске Сорокина В., Ковалев М.), а тепрерь письменно просклоняйте словосочетание великий поэт (возникают затруднения в написании безударного падежного окончания имени прилагательного).
У доски пойдет работать Беляев Роман.
И. п. (какой?) великий поэт
Р. п. (нет) (какого?) великого поэта
Д. п. (дать) (какому?) великому поэту
В. п. (вижу) (какой?) великого поэта
Т. п. (горжусь) (каким?) великим поэтом
П. п. (думаю) (о каком?) великом поэте
Сформулируйте тему урока.(Мы научимся определять безударные падежные окончания имен прилагательных в единственном числе)
II. Сообщение темы урока.
Учитель. Сегодня на уроке мы повторим и обобщим знания об имени прилагательном: особенности склонения имён прилагательных мужского, женского и среднего рода, правописание безударных падежных окончаний прилагательных в единственном числе. Урок сегодня будет необыкновенным. Я приглашаю вас в путешествие.
III. Основная часть.
А путешествовать мы будем по стране которая живёт в сердце каждого из нас с самого раннего детства. Страна «Устное народное творчество» (выставляю на доске)
Произведения какого жанра относятся к устному народному творчеству?
Дети. Песни, сказки, пословицы, поговорки, загадки.
1. Упражнение в склонении имён прилагательных.
Первая «остановка»? (Певучее село) (выставляю на доске). Назовите имя прилагательное. Какое окончание? Почему? Как вы думаете, что любят делать жители этого села? (петь ,танцевать)
Каким был русский народ? У каждого из вас на парте листок. Какое словосочетание на нём написано? (талантливый русский народ)
Работа в парах.
Назовите имена прилагательные. Определите род, выделите окончание. Какое задание нужно выполнить? (просклонять имена прилагательные) Какая часть слова изменяется при склонении? (окончание) Допишите и выдилите окончания на листах.
талантливый русский народ
И. п. какой? талантливый
русский народ
Р. п. (нет) какого? талантливого русского народа
Д. п. (дать) какому? талантливому русскому народу
В. п. (вижу) какой? талантливый русский народ
Т. п. (доволен) каким? талантливым русским народом
П. п. (думаю) о каком? талантливом русском народе
(включаю экран) СЛАЙД 1
Проверьте написание окончаний имен прилагательных на экране.
В каких падежах прилагательные мужского рода отвечают на одинаковые вопросы? (И. п., В. п. )
Какие имеют окончания? (-ый, -ий, -ой). Назовите окончания имён прилагательных мужского рода в родительном падеже? (-ого, -его) В дательном падеже? (-ому, -ему) В творительном падеже? (-ым, -им)В предложном падеже? (-ом, -ем) Прилагательные какого рода склоняются так же, как и прилагательные мужского рода? (среднего рода) Что значит «склоняются так же"? (отвечают на те же вопросы и имеют те же окончания)
3. Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён прилагательных, определении падежа.
Продолжаем наше путешествие! Где мы теперь оказались? (пришли в «Загадочный лес») (выставляю на доске)
Назовите имя прилагательное. Какое окончание оно имеет? Почему? Что «приготовил» для вас лес, если он «загадочный»? (загадки)
(выставляю на доске)
Бела, как снег, черна, как жук,
Вертится, как бес ,повернулась – и в лес. (сорока).
Он по рабочему одет, удобно,
просто, ловко. На нем малиновый берет
и пестрая спецовка. (дятел)
Мальчишка в сером армячишке,
По дворам шныряет крошки собирает. (воробей)
Сидит бабушка в очках на ореховых сучках
Ночью не спит и летает, а днем конечно засыпает. (сова).
Учитель. Сорока, дятел, воробей, сова. СЛАЙД 2 Кто это?
Дети. Птицы.
Учитель. Какой частью речи выражены?
Дети. Именем существительным.
Учитель. Чтобы эти птицы были красочными, подберите на коромыслах к ним имена прилагательные. (у доски работает )
На коромыслах: белобокая, шустрый, тихая, спящая, бойкая, красногрудый, звонкая.
Учитель. Какой делают нашу речь имена прилагательные.
Дети. Точной, яркой, выразительной.
Учитель. Эти птицы ценные защитники леса.
Физминутка СЛАЙД 3
Дружно хором повторяем. (руки на пояс)
«Какой? Какая? И какое?», - (1 рука вправо, 2 рука влево, руки в стороны)
Мы вопросы эти знаем. (шагаем на месте)
И на них мы отвечаем: (руки вместе, 1 рука вверх указательный палец)
«Какой?» - классный наш урок, (показываем класс 1 рукой)
«Какая?» - классная доска, (показываем форму доски)
«Какое?» - классное настроение (показываем класс 2 руками)
У меня, и у тебя. (ладонь к груди, ладонь вперед)
Прилагательные знаем, (шагаем на месте)
Хором дружно повторяем: (руки к губам и по сторонам)
«Не забудем никогда (машем головой в стороны)
Эти классные слова!» (показываем класс руками)
V. Упражнение в соотнесении падежа и имени прилагательного.
Учитель. А сейчас мы оказались на «Сказочной поляне». Назовите имя прилагательное в этом словосочетании. Какое окончание? Почему?
Здесь мы должны выполнить упражнение 68 на с.33. Откройте учебники.
Прочитайте предложения. Определите падеж прилагательного и выделите окончание… Как определить падеж имени прилагательного? (по падежу имени существительного, к которому относится имя прилагательное) Что помогает правильно написать безударное окончание имени прилагательного? (подобрать имя прилагательное в том же падеже и роде, но с ударным окончанием. Как пишутся безударные окончания имён прилагательных? (так же, как ударные).
Учитель. Вот и окончилось наше путешествие. Понравилось ли оно вам? Что запомнилось? Знания, о какой части речи мы обобщили? Как нужно писать безударные падежные окончания имён прилагательных? (как и ударные, в том же роде и падеже)
Вы были хорошими «путешественниками»: быстро и правильно выполняли задания, отвечали без ошибок на трудные вопросы, помогали друг другу.
Давайте определим какими вы были на уроке. СЛАЙД 4
У – умные
Р – решительные
О – общительные и образованные
К – культурные.
Рефлексия. СЛАЙД 5
Ребята оцените свою работу на уроке. А покажем мы это так. Дерево настроения-насколько вы усвоили тему урока ( зеленый листок – всё отлично понял и урок понравился, жёлтый – допустил ошибки, красный – не понял, надо постараться. 9 дети оценивают у доски)
Большое спасибо за хорошую работу!
Оценки за урок сегодня получили следующие ребята. (выставление оценок)
Заключение.
Запишите домашнее задание.
У.стр. 33, упр.70, по заданию.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.