Тема: Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах.
Цель: 1.Отрабатывать умение правильно писать безударные падежные окончания имён существительных; систематизировать знания о существенных признаках родительного, дательного, предложного падежей; обогащать словарный запас детей;
2. развивать умение различать существительные родительного, дательного, предложного падежей ; развивать орфографическую зоркость, внимание, память, наблюдательность, любознательность, силу воли, речь детей;
3. воспитывать интерес к русскому языку, уважительные отношения друг к другу.
Формируемые УУД:
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; смысловое чтение; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; построение логической цепи рассуждений; доказательство;
Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
Регулятивные:постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня условия материала;
Личностные: нравственно- этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Оборудование: карточки.
Ход урока.
1.Организационный момент.
- Проверьте готовность к уроку.
- Запланировано много, сможем ли справиться, посмотрим.
А чтобы успеть как можно больше, работать нужно быстро, старательно, дружно! Запись числа.
2.Минутка чистописания. Самоопределение к деятельности.
- Какое время года хозяйничает сейчас на земле?
- Какие ассоциации вызывает это слово?
Что представляете?
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима.
- Кому принадлежат эти строки? Пушкин
- Как поэт называет зиму? (Волшебницей.)
-Действительно, в зимнюю пору происходит много сказочного, волшебного. И самый волшебный праздник – Новый год.
-Назовите первую букву слова волшебница.
- Какие звуки обозначает буква «в»? Что можете о них рассказать?
-Назовите слоги, в которых буква в обозначает мягкий согласный звук.
-Назовите слоги, в которых буква в обозначает твердый согласный звук.
-Напишите красиво эти слоги.
В в ви вя ву ве вы
Словарь:
ОЦЕНИ!!!!
На доске стих: вставьте пропущенные окончания.
Перед праздником зима
Для зеленой елк. (р.п)
Платье белое сама
Сшила без иголк. (р.п)
Отряхнула белый снег
Елочка с поклоном
И стоит красивей всех
В платьиц. (П.п) зеленом.
Ей зеленый цвет к лицу,
Елка знает это.
Как она под Новый год
Хорошо одета!
- Какие две буквы здесь спорят между собой? Е и И, а почему они спорят?( потому что они в слабой позиции)
Учитель: - Кто догадался, над какой темой мы сегодня будем работать?
-Сформулируйте тему урока. «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во всех падежах»
- Какие цели мы можем поставить на урок?
Продолжите фразу:
узнать...что то новое,
научиться...правильно вставлять окончания имен существительных,
закрепить...знание о падежах, родах и склонениях имен существительных.
Очень хорошо.
3.Работа по теме.
1)- Что необходимо знать, чтобы грамотно написать безударное окончание существительного?
Открываем учебник на с.125. Находим упражнение 235.
Учитель: - Почему в таблице приведены не все падежи?
Ученики: - Только в этих падежах есть окончания е, и, здесь можно допустить ошибку.
-Прочитайте предложение.
К высокой ел.. на заснеженном пригорк… убегает от лисичк… пушистый зайчик.
- В какой части слова будем решать орфографические задачи? ( В окончании)
- Как нужно действовать, чтобы узнать, какую безударную гласную писать в падежном окончании имени существительного?
Повторение алгоритма.
1. Определи склонение.
2.Определи падеж.
3.Вспомни, какое окончание имеет слово в этом падеже и склонении.
- Что делать, если вы забыли какую букву надо писать в окончании?
- Проверить безударное окончание ударным окончанием имени существительного того же типа склонения и в том же падеже. (По опорным словам: 1 склонение – лиса, 2 склонение – конь, 3 склонение – степь)
РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Оцени работу!!!!
2) Правописание безударных окончаний имен существительных.
– Давайте поупражняемся в определении безударных окончаний имен существительных в различных падежах.
-Запишем словосочетания и объясним написание безударных окончаний имен существительных.
Оседает на шапк.., выехали из деревн..,
ходили по льдин.., звенит в лазур.. ,
летали в неб.. ., отдыхает на пляж..,
связать из шерсти, купаться в фонтане,
тетрадь без обложки, рос на опушке.
- Молодцы!
Работаем дальше.
Упр.236 стр.125(работа в группах)
- Прочитайте задание к упражнению 236.
- Итак, что нужно выполнить в этом упражнении?
Сейчас, мы поработаем в группах.
Разделимся на 5 групп.
У каждой группы будет свое предложение, с которым они будут работать. Запишите в тетради номер упражнения и номер своего предложения. Можете приступать. У вас 3 минуты.
1. Маленькая птичка королёк проводит лето и начало осени в хвойном лесу. (Лето, проводит, начало, осень, птичка, хвойном, маленькая, в, королёк, лес, и.)
2. Она живет на вершине высокой ели. (Она, на, высокой, ель, живет, вершина. )
3. Королёк строит гнёздышко на кончике еловой ветки. (Строит, кончик, на, королёк, гнёздышко, еловой, ветка.)
4. Птичка поет свою тихую и скромную песню круглый год. (Свою, поёт, птичка, скромную, круглый, и, тихую, год, песня.)
5. Зимой королька можно встретить в городском парке и на огороде. (Зимой, встретить, парк, в, на, городском, огород, в, королёк, можно.)
ПРОВЕРКА
- Напомните, как определить безударное окончание существительного
– Я предлагаю проверить, умеете ли вы пользоваться своими знаниями.
- И поработаем в паре.
1)Работа в парах (задание на карточках)
В наших словах во время зимней вьюги некоторые буквы рассыпались. Надо вставить их на место. Вместе наводить порядок веселее. Работаете в паре по рядам на карточках.
Вспомним правила работы в паре. (Работаем дружно, выслушиваем мнение каждого ученика)
Карточка №1 Карточка №2 Карточка №3
По тропинк… Около решётк…. Около карусел…
На полянк… в клетк…. На катамаран…
У берёзк… о медвед…. На лошадк….
У осинк…. У рыс…. По дорожк….
От ёлочк… от кормушк… от горк….
К ёлочк….. к кормушк… к горк..
- Куда могут привести нас эти слова?
2) Графический диктант. (2 мин)
Давайте проверим, как вы усвоили правило. Проведём графический диктант. Я читаю имена существительные с безударными окончаниями, а вы записываете только их окончания.
У речк.., по улиц.., в домик…, без сладост…, на зорьк..., о зиме, без шапки,
И, Е, Е, И, Е, Е, И,
*Сам.работа.
-Вставьте окончания, объясняя написание по алгоритму:
1 в - Стояли у тропинк.., подошел к лошад..,
кружились в воздух.., прыгал по полянк.. ,
висели на ёлк…., по дорог… в школу,
сидел на топол…,
……………………………………………………………….
*Сам.работа.
2 в - Письмо к бабушк…, на вершин… горы,
спрятался в овраг…, запах сирен…,
на тетрад…, скатился с горк…,
подъехали к деревн…,
*Проверка.
4.Итог.
- Какие цели урока мы формулировали? (научиться правильно вставлять окончания имен существительных, узнать новое правило, закрепить знание о падежах, родах и склонениях имен существительных).
Поднимите руку те, кто считает, что мы достигли этих целей. Очень хорошо.
- Для чего нужно различать эти падежи?
- Как нужно действовать, чтобы узнать, какую безударную гласную писать в падежном окончании имени существительного?
4.Рефлексия.
-Как вы себя чувствовали на уроке?
Я работал(а) с _____________________________ настроением.
Я доволен собой, не доволен собой. (нужное подчеркнуть)
Я испытываю затруднения, когда _____________________________________________
Я работал (нужное подчеркнуть) активно и не допускал ошибок, не очень активно и допускал небольшие ошибки, редко и много ошибок.
Д/З
-Нас еще ожидает много интересного
Спишите первое предложение. Дайте ему характеристику.
На белой скатерт_ снегов видны следы рыс_. От ёлк_ к ёлк_3 прыгает шустрая белка. На берёз_ лежат пушистые шапки снега. Ветки пригнулись к земле от такой тяжест_.
Карточка №1 |
Карточка №2 |
Карточка №3
|
по тропинк… |
около решётк…. |
около карусел… |
на полянк… |
на катамаран… |
в клетк…. |
у берёзк… |
о медвед…. |
на лошадк…. |
у осинк…. |
у рыс…. |
по дорожк…. |
от ёлочк… |
от кормушк… |
от горк…. |
к ёлочк….. |
к кормушк… |
к горк.. |
Карточка №1 |
Карточка №2 |
Карточка №3
|
по тропинк… |
около решётк…. |
около карусел… |
на полянк… |
на катамаран… |
в клетк…. |
у берёзк… |
о медвед…. |
на лошадк…. |
у осинк…. |
у рыс…. |
по дорожк…. |
от ёлочк… |
от кормушк… |
от горк…. |
к ёлочк….. |
к кормушк… |
к горк.. |
Карточка №1 |
Карточка №2 |
Карточка №3
|
по тропинк… |
около решётк…. |
около карусел… |
на полянк… |
на катамаран… |
в клетк…. |
у берёзк… |
о медвед…. |
на лошадк…. |
у осинк…. |
у рыс…. |
по дорожк…. |
от ёлочк… |
от кормушк… |
от горк…. |
к ёлочк….. |
к кормушк… |
к горк.. |
Карточка №1 |
Карточка №2 |
Карточка №3
|
по тропинк… |
около решётк…. |
около карусел… |
на полянк… |
на катамаран… |
в клетк…. |
у берёзк… |
о медвед…. |
на лошадк…. |
у осинк…. |
у рыс…. |
по дорожк…. |
от ёлочк… |
от кормушк… |
от горк…. |
к ёлочк….. |
к кормушк… |
к горк.. |
Карточка №1 |
Карточка №2 |
Карточка №3
|
по тропинк… |
около решётк…. |
около карусел… |
на полянк… |
на катамаран… |
в клетк…. |
у берёзк… |
о медвед…. |
на лошадк…. |
у осинк…. |
у рыс…. |
по дорожк…. |
от ёлочк… |
от кормушк… |
от горк…. |
к ёлочк….. |
к кормушк… |
к горк.. |
Карточка №1 |
Карточка №2 |
Карточка №3
|
по тропинк… |
около решётк…. |
около карусел… |
на полянк… |
на катамаран… |
в клетк…. |
у берёзк… |
о медвед…. |
на лошадк…. |
у осинк…. |
у рыс…. |
по дорожк…. |
от ёлочк… |
от кормушк… |
от горк…. |
к ёлочк….. |
к кормушк… |
к горк.. |
Чтобы закрепить тему урока, мы поиграем в игру «Бегущая минутка».
За 1 минуту надо ответить на максимальное количество вопросов. Итак, начинаем!
1. Изменяемая часть слова … (окончание).
2. Часть речи, обозначающая предмет … (существительное).
3. Слова женского и мужского родов с окончаниями -а, -я относятся … (к 1 склонению).
4. Постоянный признак имён существительных… (род).
5. Часть речи, отвечающая в начальной форме на вопросы: кто?, что? … (существительное).
6. К 3 склонению относятся имена существительные … (женского рода с нулевым окончанием).
7. Имена существительные бывают … (одушевлённые и неодушевлённые).
8. Ко 2 склонению относятся … (слова мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о, -е).
Молодцы!
-На этом наше занятие подошло к концу. До свидания!
6.Домашнее задание.
Стр.126 упр 238
…………………..
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.