Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 20.06.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала УРОК русского языка.docx

Тема: Правописание  безударных окончаний имен существительных во всех падежах.

 

Цель: 1.Отрабатывать умение правильно писать безударные падежные окончания имён существительных;  систематизировать знания о существенных признаках родительного, дательного, предложного падежей;  обогащать словарный запас детей;

2. развивать умение  различать существительные родительного, дательного, предложного падежей ; развивать орфографическую зоркость, внимание, память, наблюдательность, любознательность, силу воли, речь детей;

3. воспитывать интерес к русскому языку, уважительные отношения друг к другу.

 

Формируемые УУД:

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; смысловое чтение; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; построение логической цепи рассуждений; доказательство;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

Регулятивные:постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня условия материала;

Личностные: нравственно- этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Оборудование:  карточки.

                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока.

1.Организационный момент.

- Проверьте готовность к уроку.

 -  Запланировано много, сможем ли справиться, посмотрим.

А чтобы успеть как можно больше, работать нужно быстро, старательно, дружно! Запись числа.

2.Минутка чистописания. Самоопределение к деятельности.

- Какое время года хозяйничает сейчас на земле?

- Какие ассоциации вызывает это слово?

Что представляете? 

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима.

- Кому принадлежат эти строки?   Пушкин

- Как поэт называет  зиму? (Волшебницей.)

-Действительно, в зимнюю пору происходит много сказочного, волшебного. И самый волшебный праздник – Новый год.

-Назовите первую букву слова волшебница.

- Какие звуки обозначает буква «в»?  Что можете о них рассказать?

-Назовите слоги, в которых буква в  обозначает мягкий согласный звук.

-Назовите слоги, в которых буква в  обозначает твердый согласный звук.

-Напишите красиво эти слоги.

В в ви вя ву ве вы  

Словарь:  

ОЦЕНИ!!!!

На доске стих: вставьте пропущенные окончания.

Перед праздником зима 
Для зеленой елк. (р.п)
Платье белое сама 
Сшила без иголк. (р.п)
Отряхнула белый снег 
Елочка с поклоном 
И стоит красивей всех 
В платьиц. (П.пзеленом. 
Ей зеленый цвет к лицу, 
Елка знает это. 
Как она под Новый год 
Хорошо одета!
 

- Какие две буквы здесь спорят между собой? Е и И, а почему они спорят?( потому что они в слабой позиции)

Учитель: - Кто догадался, над какой темой мы сегодня будем работать?

 

-Сформулируйте тему урока.  «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во всех падежах»

- Какие цели мы можем  поставить на урок?  

Продолжите фразу:

узнать...что то  новое,

научиться...правильно вставлять окончания имен существительных,

закрепить...знание о падежах, родах и склонениях имен существительных.

Очень хорошо.

 

3.Работа по теме.

 

1)- Что необходимо знать, чтобы грамотно написать безударное окончание существительного?

Открываем учебник на с.125. Находим упражнение 235.

Учитель:  -   Почему в таблице приведены не все падежи?

 Ученики: - Только в этих падежах есть окончания е, и, здесь можно допустить ошибку.

 

-Прочитайте предложение.  

 

К  высокой  ел..  на заснеженном  пригорк…   убегает от лисичк…  пушистый зайчик.

    

- В какой части слова будем решать орфографические задачи? ( В окончании)

- Как нужно действовать, чтобы узнать, какую безударную гласную писать в падежном окончании имени существительного?

Повторение алгоритма.

1. Определи склонение.

2.Определи падеж.

3.Вспомни, какое окончание имеет слово в этом падеже и склонении.

- Что делать, если вы забыли какую букву надо писать в окончании?

- Проверить безударное окончание ударным окончанием имени существительного того же типа склонения и в том же падеже(По опорным словам: 1 склонение – лиса, 2 склонение – конь, 3 склонение – степь)

РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Оцени работу!!!!

2) Правописание  безударных окончаний имен существительных.

 – Давайте поупражняемся в определении безударных окончаний имен существительных в различных падежах.

-Запишем словосочетания и объясним написание безударных окончаний имен существительных.

Оседает на шапк..,     выехали из деревн..,     

ходили по льдин..,    звенит в лазур.. ,     

летали в неб.. .,   отдыхает на пляж..,

связать из шерсти, купаться в фонтане,

тетрадь без обложки, рос на опушке.

 

- Молодцы!

 

Работаем дальше.

 

Упр.236 стр.125(работа в группах)

- Прочитайте  задание к упражнению 236.

- Итак, что нужно выполнить в этом упражнении?

Сейчас, мы поработаем в группах.

Разделимся на 5 групп.

У каждой группы будет свое предложение, с которым они будут работать. Запишите в тетради номер упражнения и номер своего предложения. Можете приступать. У вас 3 минуты.

1. Маленькая птичка королёк проводит лето и начало осени в хвойном лесу. (Лето, проводит, начало, осень, птичка, хвойном, маленькая, в, королёк, лес, и.)

2. Она живет на вершине высокой ели. (Она, на, высокой, ель, живет, вершина. )

3. Королёк строит гнёздышко на кончике еловой ветки. (Строит, кончик, на, королёк, гнёздышко, еловой, ветка.)

4. Птичка поет свою тихую и скромную песню круглый год. (Свою, поёт, птичка, скромную, круглый, и, тихую, год, песня.)

5. Зимой королька можно встретить в городском парке и на огороде. (Зимой, встретить, парк, в, на, городском, огород, в, королёк, можно.)

ПРОВЕРКА

- Напомните, как определить безударное окончание существительного

– Я предлагаю проверить, умеете ли вы пользоваться своими знаниями.

- И  поработаем в паре.

1)Работа в парах (задание на карточках)

В наших словах во время зимней вьюги некоторые буквы рассыпались. Надо вставить их на место. Вместе наводить порядок веселее. Работаете в паре по рядам на карточках.

Вспомним правила работы в паре. (Работаем дружно, выслушиваем мнение каждого ученика)

 

 

Карточка №1                              Карточка №2                        Карточка №3

По тропинк…                             Около решётк….                  Около карусел…

На полянк…                               в клетк….                              На катамаран…

У берёзк…                                о медвед….                             На лошадк….

У осинк….                                У рыс….                              По дорожк….

От ёлочк…                             от кормушк…                      от горк….

К ёлочк…..                            к кормушк…                        к горк..

 

- Куда могут привести нас эти слова?

 

2) Графический диктант. (2 мин)

Давайте проверим, как вы усвоили правило. Проведём графический диктант. Я читаю имена существительные с безударными окончаниями, а вы записываете только их окончания.

У речк..,   по улиц..,    в домик…,    без сладост…,   на зорьк..., о зиме, без шапки,

 

И, Е, Е, И, Е, Е, И,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*Сам.работа.

-Вставьте окончания, объясняя написание по алгоритму:

1 в - Стояли у  тропинк..,    подошел к лошад..,    

 

кружились в воздух..,     прыгал по   полянк.. ,     

висели на ёлк….,  по  дорог… в школу,

сидел   на  топол…,

……………………………………………………………….

*Сам.работа.

2 в - Письмо  к  бабушк…,  на вершин…  горы,

 

спрятался в  овраг…,  запах  сирен…,  

 

на тетрад…, скатился с  горк…,

 

подъехали   к деревн…,

 

*Проверка.

 

   4.Итог.

- Какие цели урока мы формулировали? (научиться правильно  вставлять окончания имен существительных, узнать новое правило, закрепить знание о падежах, родах и склонениях имен существительных).

Поднимите руку  те, кто считает,  что мы достигли этих целей. Очень хорошо.

- Для чего нужно различать эти падежи?

-  Как нужно действовать, чтобы узнать, какую безударную гласную писать в падежном окончании имени существительного?

 

 

 

 

 

 

 

4.Рефлексия.

-Как вы себя чувствовали на уроке?

Я работал(а) с _____________________________ настроением.

 Я  доволен собой,  не доволен собой. (нужное подчеркнуть)

Я испытываю затруднения, когда _____________________________________________

Я работал (нужное подчеркнуть) активно и не допускал ошибок, не очень активно и допускал небольшие ошибки, редко и много ошибок.

 

Д/З

-Нас еще ожидает много интересного

 

Спишите первое предложение. Дайте ему характеристику.

На белой скатерт_ снегов видны следы рыс_. От ёлк_ к ёлк_3 прыгает шустрая белка. На берёз_ лежат пушистые шапки снега. Ветки пригнулись к земле от такой тяжест_.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                       

                                                                                       

                                                                                       

 

 

Карточка №1                             

Карточка №2                       

Карточка №3

 

по тропинк…                            

около решётк….                 

около карусел…

на полянк…                              

на катамаран…

в клетк….                            

у берёзк…                               

о медвед….                            

на лошадк….

у осинк….                               

у рыс….

по дорожк….

от ёлочк…                            

от кормушк…

от горк….

к ёлочк…..

к кормушк…

к горк..

 

 

 

Карточка №1                             

Карточка №2                       

Карточка №3

 

по тропинк…                            

около решётк….                 

около карусел…

на полянк…                              

на катамаран…

в клетк….                            

у берёзк…                               

о медвед….                            

на лошадк….

у осинк….                               

у рыс….

по дорожк….

от ёлочк…                            

от кормушк…

от горк….

к ёлочк…..

к кормушк…

к горк..

 

 

Карточка №1                             

Карточка №2                       

Карточка №3

 

по тропинк…                            

около решётк….                 

около карусел…

на полянк…                              

на катамаран…

в клетк….                            

у берёзк…                               

о медвед….                            

на лошадк….

у осинк….                               

у рыс….

по дорожк….

от ёлочк…                            

от кормушк…

от горк….

к ёлочк…..

к кормушк…

к горк..

 

 

Карточка №1                             

Карточка №2                       

Карточка №3

 

по тропинк…                            

около решётк….                 

около карусел…

на полянк…                              

на катамаран…

в клетк….                            

у берёзк…                               

о медвед….                            

на лошадк….

у осинк….                               

у рыс….

по дорожк….

от ёлочк…                            

от кормушк…

от горк….

к ёлочк…..

к кормушк…

к горк..

 

 

 

 

 

Карточка №1                             

Карточка №2                       

Карточка №3

 

по тропинк…                            

около решётк….                 

около карусел…

на полянк…                              

на катамаран…

в клетк….                            

у берёзк…                               

о медвед….                            

на лошадк….

у осинк….                               

у рыс….

по дорожк….

от ёлочк…                            

от кормушк…

от горк….

к ёлочк…..

к кормушк…

к горк..

 

 

Карточка №1                             

Карточка №2                       

Карточка №3

 

по тропинк…                            

около решётк….                 

около карусел…

на полянк…                              

на катамаран…

в клетк….                            

у берёзк…                               

о медвед….                            

на лошадк….

у осинк….                               

у рыс….

по дорожк….

от ёлочк…                            

от кормушк…

от горк….

к ёлочк…..

к кормушк…

к горк..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтобы закрепить тему урока, мы поиграем в игру «Бегущая минутка».

За 1 минуту надо ответить на максимальное количество вопросов. Итак, начинаем!

1.           Изменяемая часть слова … (окончание).

2.           Часть речи, обозначающая предмет … (существительное).

3.           Слова женского и мужского родов с окончаниями -а, -я относятся … (к 1 склонению).

4.           Постоянный признак имён существительных… (род).

5.           Часть речи, отвечающая в начальной форме на вопросы: кто?, что? … (существительное).

6.           К 3 склонению относятся имена существительные … (женского рода с нулевым окончанием).

7.           Имена существительные бывают … (одушевлённые и неодушевлённые).

8.           Ко 2 склонению относятся … (слова мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о, -е).

Молодцы!

-На этом наше занятие подошло к концу. До свидания!

 

 

6.Домашнее задание.

Стр.126 упр  238

…………………..


 

Посмотрите также