План – конспект урока
по русскому языку для 5 класса
Учитель:
Самедова Лара Вагифовна,
учитель русского языка и литературы
по теме:
« Правописание чередующихся гласных А – О
в корнях –ЛАГ- - - ЛОЖ-, -РОС- - -РАСТ-(-РАЩ-)»
Тема урока: Правописание чередующихся гласных А – О в корнях –ЛАГ- - - ЛОЖ-, -РОС- - -РАСТ-(-РАЩ-).
Цель: показать условия выбора чередующихся гласных в корнях;
сформировать умение рассуждать при выборе чередующейся гласной в корне;
закрепить знания о лексических разрядах слов;
формировать навыки работы в парах, в группе;
прививать культуру правильной речи.
Форма проведения: урок – игра.
Оборудование урока: пейзажные картинки, карточки, почтальон Печкин, жетоны, конверты.
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Сегодня у нас урок необычный, мы поможем нашему почтальону Печкину раздать письма и встретимся с жильцами этого прекрасного дома.
(На доску прикреплен красочный дом)
В чистом поле теремок, теремок.
Он не низок, не высок, не высок.
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
- Ответить на этот вопрос мы можем, разгадав загадку.
Не мед, а ко всему липнут ( Слова)
II. Мотивационный этап. Повторение.
1. Как называется раздел науки о языке, где изучается словарный состав языка?
2. Что имеет каждое слово?
Возят почту корабли,
Самолеты, поезда,
Мчат во все концы земли:
В степи, в горы, в города.
Почту в дальние районы
Доставляют почтальоны.
1.Задание к тексту:
1. Найдите слова, которые служат для обозначения предметов, признаков предмета, действий предмета.
2. Определите лексическое значение слова почта.
3. А как называется человек, который разносит почту?
- Угадайте, кто это с толстой сумкой идет к дому? (прикрепляется на доску рисунок)
- Да это нам знакомый почтальон Печкин! Давайте поможем ему разобрать и разнести письма.
Этот пакет предназначен для вручения словам, близким по значению.
Что это за слова? (Синонимы)
На стук вышел один из братьев, проживающих в квартире №1. Зовут его Смелый.
III. Самоопределение к деятельности.
Назовите имена остальных братьев. (Храбрый, мужественный, бесстрашный, отважный)
Вскрыл хозяин квартиры письмо и начал читать, но в словах не хватает букв.
2. Задание: вставьте пропущенные буквы, выделите корни с чередующимися гласными, исследуя данные слова, подумайте:
1. как можно сгруппировать данные слова?
2. сформулируйте орфограмму и её место в слове. (Работают в группе, от каждой группы выступает спикер, объясняют свои выводы)
1. Солнце к…снулось края степи.
2. Я сидел в углу сада, прик…снувшись спиной к стволу дуба.
3. Солнечные лучи не к…саются серебристой влаги родника.
IV. Работа по теме урока.
- В конверте ещё есть задание, угадайте, являются ли слова ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ, ПОЛАГАТЬ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ однокоренными?
Сравнивая правописание гласных в корне, сделайте вывод:
- Когда в корне –лаг- и –лож- пишется -а, когда –о?
Вывод:
Пишу О в корне –ЛОЖ-, пишу А в корне –ЛАГ-
Жильцы квартиры номер два
Застать сумели мы едва.
Они стояли у порога,
Уже готовые в дорогу.
- Угадайте, кто они: один высокий, другой низкий, один толстый, другой тонкий, один грустный, другой веселый. (Антонимы)
Вскрыли братья конверт и огорчились. В правописании слов допущены ошибки, исправьте их.
V. Первичное закрепление.
3. Задание: исправь ошибки и спиши правильно.
Полажить, разлогать, предпалажить, слажить, излажение, предлогать, прилогательное.
Физкультминутка:
Хомка, хомка, хомячок
Полосатенький бочок.
Хомка рано встает
Щечки моет, лапку трет.
Подметает хомка хату
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хомка хочет сильным стать.
- Окна квартиры номер три распахнуты настежь и в разговоре мы слышим такие слова.
- Я сегодня чуть не сел в галоши.
- А я сидел воды в рот набрав.
- Я бегал сломя голову.
- А мы сидели сложа руки, но мы ведь живем душа в душу.
Фразеологизмам тоже письмо.
4. Задание: найдите в предложениях однокоренные слова и сделайте вывод:
- Когда в корне –РОС- // - РАСТ- (-РАЩ-) пишется -А-, когда –О-? (работа в парах)
1. На поле скоро прорастет пшеница.
2. Выросла страна, выросли и люди.
Вывод:
Пишу О в корне -РОС-
пишу А в корне –РАСТ- и –РАЩ-
исключение: РОСТ-ОК
5. Задание: вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание.
Разр…слись, нар…щение, выр..сли, отр..стать, отр…стить, р…сток.
-А это письмо без адресата, угадайте, кому оно адресовано.
Усталое солнце по небу гуляет.
Ленивая туча над лесом скучает.
На сонной березе щебечут синицы.
Спит ветер игривый средь поля пшеницы.
(Слова с переносным значением)
VI. Закрепление изученного материала
6. Задание: слова с переносным значением получили письмо, которое написано почтальоном Печкиным Дяде Федору. Но в письме допущены ошибки, мы должны помочь Печкину. Найдите ошибки и исправьте их.
(текст распечатан)
«Дорогой Дядя Федор! У нас проблемы! Шарик с Матроскиным поругались, не хотят работать в огороде. А в огороде вырасли помидоры. Дорожки позаростали бурьяном. Я предлогал помощь, а они отказываются. В бочке с водой одна тина и водорасли. Яблоки вырасли и червям достались. Матроскин на печи лежит да песни предлогает слогать. Шарик не хочет свои лапы к делу прилажить. Пропадет урожай! Приезжай поскорее!»
Ученики исправляют ошибки в письме. Письмо «отправляется в путь».
VII. Итог урока.
1.- Что новое узнали на уроке?
- От чего зависит выбор гласных в корне –раст-, -рос-, -ращ- и – лаг- ,-лож-?
- Какие есть слова – исключения?
- Что было легко? Сложно?
2.Оценивание работы учащихся
5. Домашнее задание:
Упражнение 509, 511 (на выбор) , с. 198-199.
- Дидактический материал
Возят почту корабли,
Самолеты, поезда,
Мчат во все концы земли:
В степи, в горы, в города.
Почту в дальние районы
Доставляют почтальоны.
1.Задание к тексту:
1. Найдите слова, которые служат для обозначения предметов, признаков предмета, действий предмета.
2. Определите лексическое значение слова почта.
- А как называется человек, который разносит почту
2.Задание: вставьте пропущенные буквы, выделите корни с чередующимися гласными.
1. Солнце к…снулось края степи.
2. Я сидел в углу сада, прик…снувшись спиной к стволу дуба.
3. Солнечные лучи не к…саются серебристой влаги родника.
3.Задание: исправь ошибки и спиши правильно.
Полажить, разлогать, предпалажить, слажить, излажение, предлогать, прилогательное.
4. Задание: найдите в предложениях однокоренные слова.
1. На поле скоро прорастет пшеница.
2. Выросла страна, выросли и люди.
5. Задание: вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание.
Разр…слись, нар…щение, выр..сли, отр..стать, отр…стить, р…сток
6.Исправить ошибки.
«Дорогой Дядя Федор! У нас проблемы!Шарик с Матроскиным поругались,не хотят работать в огороде. А в огороде вырасли помидоры. Дорожки позаростали бурьяном. Я предлогал помощь, а они отказываются. В бочке с водой одна тина и водорасли. Яблоки вырасли и червям достались. Матроскин на печи лежит да песни предогает слогать. Шарик не хочет свои лапы к делу прилажить. Пропадет урожай! Приезжай поскорее!»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.