Лингвистическая сказка о корнях -КОС- и -КАС-
Я расскажу вам сказку про корни -КОС- - -КАС-. Они дружат с детства. Когда мы их пишем в словах и путаем, они на нас сердятся.
Как же научиться не путать их друг с другом? Оказывается, очень просто. У корня -КАС- есть друг - суффикс А, а у –КОС нет такого друга. И поэтому корню -КОС- очень обидно. Но что поделаешь?
Например, слова касается, касание пишутся с гласной А в корне, потому что рядом с ними друг - суффикс А.
А вот в словах коснулся, соприкоснулся этого волшебного друга нет, поэтому в корне -КОС- мы пишем гласную О.
Теоретический материал
В этой сказке зашифровано правило о правописании корней -КАС- и -КОС-. Какое?
В корне –КАС - - -КОС- пишется буква А, если после корня стоит суффикс -А, и буква О, если этого суффикса нет.
Прикасаться - пpuкосновение.
Буквенный диктант
1. Солнце к…снулось края степи. 2. Прик…снувшись спиной к стволу дерева, я мечтал. 3. Муму едва прик…салась мордочкой до кушанья. 4. Солнечные лучм к…саются деревьев.5. Он почувствовал прик…сновение дружеской руки. 6. Аппарат мчался по к…сательной. 7. Мы к…снулись трудного вопроса. 8. Девочка к…сается руками коврика.
о о а а о а о а
Задание 3. Какие слова не относятся к орфограмме «Корень -кос – кас-»? Выпишите эти словосочетания.
К..саюсь стены рукой, русая к..са, ск..сить траву, к..снитесь пола пальцами рук, к..сой угол, тебя не к..сается, трудолюбивый к..сарь, к..снулся трудного вопроса.
Почему данные слова не относятся к орфограмме – чередованию гласных?
Задание 4. В один столбик запишите слова с чередованием гласных в корне, в другой - с проверяемой гласной, графически обозначается орфограмма.
К…снуться рукой, легкое прик…сновение, к…сить траву, касаться мяча рукой, густая к…са, определить к…сатаельую.
Задание 6. Работа в парах
Озаглавьте текст. Вставьте слова, подходящие по смыслу, графически обозначая орфограмму. Распространите или продолжите текст (по желанию). |
Проверим
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.