Проверим домашнее задание
Слова, для определения состава и способа образования которых требуется этимологический словарь:
Кольцо
Ижица
Девятнадцать
Ловить
Корова
Булава
Цели урока:
Узнать правило написания гласных о и а в корне -кос - -кас
Уметь:1) распознавать слова с чередующимися корнями -кос - - кас
2) правильно писать слова с корнями -кос - - кас.
Лингвистическая сказка о корнях -КОС- и -КАС-
Я расскажу вам сказку про корни -КОС- - -КАС-. Они дружат с детства. Когда мы их пишем в словах и путаем, они на нас сердятся.
Как же научиться не путать их друг с другом? Оказывается, очень просто. У корня -КАС- есть друг - суффикс А, а у –КОС нет такого друга. И поэтому корню -КОС- очень обидно. Но что поделаешь?
Например, слова касается, касание пишутся с гласной А в корне, потому что рядом с ними друг - суффикс А.
А вот в словах коснулся, соприкоснулся этого волшебного друга нет, поэтому в корне -КОС- мы пишем гласную О.
Теоретический материал
В этой сказке зашифровано правило о правописании корней -КАС- и -КОС-. Какое?
В корне –КАС - - -КОС- пишется буква А, если после корня стоит суффикс -А, и буква О, если этого суффикса нет.
Прикасаться - пpuкосновение.
Вставьте пропущенные буквы, графически объясните выбор орфограммы в корне.
К…снешься дна, провести к..сательную, нежное прик...сновение, неприк…сновенный запас, к…саюсь темы разговора, вас (не) к…сается.
о
а
о
о
а
а
Буквенный диктант
1. Солнце к…снулось края степи. 2. Прик…снувшись спиной к стволу дерева, я мечтал. 3. Муму едва прик…салась мордочкой до кушанья. 4. Солнечные лучм к…саются деревьев.5. Он почувствовал прик…сновение дружеской руки. 6. Аппарат мчался по к…сательной. 7. Мы к…снулись трудного вопроса. 8. Девочка к…сается руками коврика.
о о а а о а о а
Вставьте нужные слова
В корне –КАС - - -КОС- пишется буква А, если после корня ______________, и буква О, если ________________.
Задание 1.
Вам необходимо вспомнить изученный материал. Подберите к слову солнышко однокоренные слова, составьте словообразовательную цепочку или словообразовательное гнездо, выделите морфемы.
Сначала определите исходное слово.
Задание 2.Придумайте сами.
К…саться, к…снуться, к…сание, к…сается, к…снётся, прик…снулся.
Распределить на 2 столбика
Задание 3. Какие слова не относятся к орфограмме «Корень -кос – кас-»? Выпишите эти словосочетания.
К..саюсь стены рукой, русая к..са, ск..сить траву, к..снитесь пола пальцами рук, к..сой угол, тебя не к..сается, трудолюбивый к..сарь, к..снулся трудного вопроса.
Почему данные слова не относятся к орфограмме – чередованию гласных?
КОРНИ-ОМОНИМЫ!
кос-кас – чередующиеся гласные в корне
кос-кас – безударные гласные в корне
ПРИКОСНОВЕНИЕ
Нет суффикса –а - ПРАВИЛО
КОСА
Можно подобрать проверочное слово…
кОсы
Задание 4. В один столбик запишите слова с чередованием гласных в корне, в другой - с проверяемой гласной, графически обозначается орфограмма.
К…снуться рукой, легкое прик…сновение, к…сить траву, касаться мяча рукой, густая к…са, определить к…сатаельую.
Задание 5.Шаг к ЕГЭ.
Найдите четвертое лишнее:
А1 прик..сновение, неприк..сновенный, к..сательная, соприк..сновения
А2 к..сить, к…сьба, к..сой, к..снитесь
А3 к..снулось, к..сается, к..са, к..саться
Задание 6. Работа в парах
Озаглавьте текст. Вставьте слова, подходящие по смыслу, графически обозначая орфограмму. Распространите или продолжите текст (по желанию). |
Проверим
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.