Проверим домашнее задание
Слова, для определения состава и способа образования которых требуется этимологический словарь:
Кольцо
Ижица
Девятнадцать
Ловить
Корова
Булава
Цели урока:
Узнать правило написания гласных о и а в корне -кос - -кас
Уметь:1) распознавать слова с чередующимися корнями -кос - - кас
2) правильно писать слова с корнями -кос - - кас.
Лингвистическая сказка о корнях -КОС- и -КАС-
Я расскажу вам сказку про корни -КОС- - -КАС-. Они дружат с детства. Когда мы их пишем в словах и путаем, они на нас сердятся.
Как же научиться не путать их друг с другом? Оказывается, очень просто. У корня -КАС- есть друг - суффикс А, а у –КОС нет такого друга. И поэтому корню -КОС- очень обидно. Но что поделаешь?
Например, слова касается, касание пишутся с гласной А в корне, потому что рядом с ними друг - суффикс А.
А вот в словах коснулся, соприкоснулся этого волшебного друга нет, поэтому в корне -КОС- мы пишем гласную О.
Теоретический материал
В этой сказке зашифровано правило о правописании корней -КАС- и -КОС-. Какое?
В корне –КАС - - -КОС- пишется буква А, если после корня стоит суффикс -А, и буква О, если этого суффикса нет.
Прикасаться - пpuкосновение.
Вставьте пропущенные буквы, графически объясните выбор орфограммы в корне.
К…снешься дна, провести к..сательную, нежное прик...сновение, неприк…сновенный запас, к…саюсь темы разговора, вас (не) к…сается.
о
а
о
о
а
а
Буквенный диктант
о о а а о а о а
Вставьте нужные слова
В корне –КАС - - -КОС- пишется буква А, если после корня ______________, и буква О, если ________________.
Задание 1.
Вам необходимо вспомнить изученный материал. Подберите к слову солнышко однокоренные слова, составьте словообразовательную цепочку или словообразовательное гнездо, выделите морфемы.
Сначала определите исходное слово.
Задание 2.Придумайте сами.
К…саться, к…снуться, к…сание, к…сается, к…снётся, прик…снулся.
Распределить на 2 столбика
Задание 3. Какие слова не относятся к орфограмме «Корень -кос – кас-»? Выпишите эти словосочетания.
К..саюсь стены рукой, русая к..са, ск..сить траву, к..снитесь пола пальцами рук, к..сой угол, тебя не к..сается, трудолюбивый к..сарь, к..снулся трудного вопроса.
Почему данные слова не относятся к орфограмме – чередованию гласных?
КОРНИ-ОМОНИМЫ!
кос-кас – чередующиеся гласные в корне
кос-кас – безударные гласные в корне
ПРИКОСНОВЕНИЕ
КОСА
Можно подобрать проверочное слово…
кОсы
Задание 4. В один столбик запишите слова с чередованием гласных в корне, в другой - с проверяемой гласной, графически обозначается орфограмма.
К…снуться рукой, легкое прик…сновение, к…сить траву, касаться мяча рукой, густая к…са, определить к…сатаельую.
Задание 5.Шаг к ЕГЭ.
Найдите четвертое лишнее:
А1 прик..сновение, неприк..сновенный, к..сательная, соприк..сновения
А2 к..сить, к…сьба, к..сой, к..снитесь
А3 к..снулось, к..сается, к..са, к..саться
Задание 6. Работа в парах
Озаглавьте текст. Вставьте слова, подходящие по смыслу, графически обозначая орфограмму. Распространите или продолжите текст (по желанию). |
Проверим
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.