«Правописание гласных и согласных в приставках. Буквы Ы-И после приставок»
Оценка 5

«Правописание гласных и согласных в приставках. Буквы Ы-И после приставок»

Оценка 5
doc
12.03.2024
«Правописание гласных и согласных в приставках. Буквы Ы-И после приставок»
Разработка урока 9 класс.doc

 

9 класс

 

Тема урока: «Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места»

         Вид урока: урок изучения нового материала

         Цель урока:  дать теоретические сведения об особенностях сложноподчиненного предложения с придаточными времени и места.

Задачи урока:

- формировать у учащихся умение распознавать придаточные времени, отличать их от других видов придаточных предложений;

-  выяснить, какие союзы и союзные слова служат средством связи между частями;

- проверить умение определять грамматическую основу, умение расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении с целью подготовки к ГИА.

- развивать устную и письменную речь учащихся,

- воспитывать интерес к русскому языку и литературе,

- воспитывать гармоничную и всесторонне развитую личность учащихся в целом.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Ребята, сегодня на уроке мы продолжим работу по теме «СПП» и познакомимся с еще одной группой придаточных обстоятельственных предложений.

Хотелось бы, чтобы наш урок прошел быстро, четко, слаженно, чтобы мы все успели и были за это вознаграждены хорошими отметками в журнале. Для этого у каждого из вас имеется на парте карта успеха ученика, которую в конце урока вы мне сдадите. Работаем в группах. ( 4)

Речевая тема нашего урока - ярмарка народных промыслов. Вам предстоит подумать над вопросом: какую роль играет народный промысел в нашей жизни.

Начнём со словарной работы.( Д.з )

Этимология слова «ярмарка» и « народные промыслы»

Ярмаркой назвал русский народ место ежегодной сезонной торговли и увеселений. И название сохранилось до сих пор, несмотря на новейшую моду заменять исконно русские слова иностранными.

Народные промыслы представлены на ярмарке производством фарфора, декоративной росписью, изготовлением глиняной игрушки, вязанием пуховых платков, лаковой миниатюрой.

Этимология слова промысел (исконное от глагола мыслити).

Подбор однокоренных слов: промышлять, промышленность, мышление, промысловики, мыслить. Лексический анализ слова: промышлять – «промыслить чем, что, на что – жить, добывать хлеб и всё нужное, заниматься чем-то как средством жизни» (Словарь В.И.Даля).

Актуализация: Итак, мы определились – у нас урок - ярмарка. Кто же хозяин нашей ярмарки? Сложноподчиненное предложение.

Запишем число и оформим запись классной работы.

 

А что мы знаем о хозяине?

- Назовите основные признаки сложноподчинённого предложения.

«Грамматический диктант».

Формулировка

Повторим теоретический материал. Запишите в тетради № задания: Быстро прочитывая грамматические формулировки, отметьте знаком «+» лишь те утверждения, которые являются истинными.

Утверждения

+

1.

Синтаксис – греческое слово, которое означает «строение», «составление»

 

2.

Предложения бывают простые, сложные и составные

 

3.

Сложноподчинённое предложение состоит из двух простых предложений

 

4

В состав сложноподчинённого предложения входят главное предложение и одно или несколько придаточных.

 

5.

Простые предложения в составе сложноподчинённого всегда равноправны.

 

6.

В роли средств связи в сложноподчинённом предложении выступают подчинительные союзы или союзные слова.

 

7.

Союзные слова отвечают на вопросы и выполняют синтаксическую роль.

 

8.

Придаточные в сложноподчинённом предложении в зависимости от значения делятся на изъяснительные, определительные, обстоятельственные.

 

9.

Вид придаточного предложения определяют по союзу или союзному слову.

 

10

Вид придаточного предложения определяют по вопросу, поставленному от главного предложения.

 

11.

Главное предложение от придаточного на письме обычно отделяется запятой, а в устной речи паузой.

 

2. Повторение изученного.

На доске предложения. Составить схему и определить вид придаточного (предложения)

1.Грош цена человеку, который не может сломить дурной привычки. (Придаточное определительное).

2.Я читала, что бессмертны души. (Придаточное изъяснительное).

3.Дом, в котором я живу, находится возле речки. (Придаточное определительное).

4.Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе. (Придаточное изъяснительное).

5.Не место красит человека, а человек место. (Сложносочиненное предложение).

Проверка на интерактивной доске https://wordwall.net/resource/24701618

  1. Актуализация знаний. Повторение о сложном предложении.

Задание 1. Заполните схему:

- Расскажите о сложных предложения по схеме.

3. Изучение нового материала.

Записываем предложение

1.                 Уже смеркалось, когда мы приехали домой.

2.                 С тех пор как я себя помню, помню и Наталью Савишну.

3.                 Через минуту забудешься и спишь до тех пор, пока не разбудят.

- На что указывает придаточное? (на время)

- На какой вопрос отвечает? (когда? как долго? с каких пор? до каких пор?)

- С помощью чего придаточное прикрепляется к главному? (союзами когда, пока, с тех пор, до тех пор), кроме того в главной части могут быть ук.с. В то время, по мере того, с тех пор, до тех пор)

- К чему относится? (ко всему придаточному)

- Где может находиться? (до, после, внутри главного)

- Как называется такое придаточное? (Времени)

- Запишите тему «Сложноподчиненные предложения с придаточными времени»

- На какие вопросы мы ответили? (на что указывает? на какие вопросы отвечает? С помощью чего придаточное прикрепляется к главному? К чему относится? Где может находиться? )

4. Выполнение практических заданий по теме урока.

- А теперь, чтобы новый материал лучше заполнился, выполним ряд упражнений.

– Перед каждым из вас учебная карточка с предложениями.

Задание 1: Перепишите предложения  в тетрадь. Поставьте вопросы к придаточным предложениям, определите их разновидность.

1. Как только папа ушел (когда? – придаточная времени), я живо оделся в студенческий сюртук и  пришел.

2.  Вот и теперь (когда? – придаточная времени), когда я вошел в комнату, Карл Иванович взглянул на меня исподлобья и снова принялся за дело.

3. Они свернули в сторону и шли по скошенному лугу, пока не вышли на дорогу (до каких пор? – придаточная времени).

4. Дорогою свободною иди, куда влечет тебя свободный ум.(придаточное места)

5.  Там, где кончалась чаща, белели березы.(придаточное места)

6. Я стал припоминать, куда ходил в течение дня. (придаточное места)

– Какое из данных предложений построено по следующей схеме:              [… (…) …]? (второе, пятое).

Задание 2. Составьте сложноподчиненные предложения с придаточными.

1. (пока…), […].

2. […], (где…).

3. […], (до тех пор пока…).

4. [… (едва…) …].

5.Работа с текстом, взятым из банка заданий по формированию Читательской грамотности. Задания выполняются в парах.



ЗАДАНИЕ ШКОЛЫ ЖУРНАЛИСТИКИ

 

Миф о профессии

Миф . Если вы хорошо пишете сочинения, значит, у вас есть способности к журналистике.

Безусловно, умение писать тексты приближает к профессии. Даже на телевидении и радио сначала делается печатный текст, а потом уже картинка или звук. Но сегодня журналистика становится всё более аналитичной и жёсткой. Поэтому востребованы и успешны те, кто умеет логически мыслить, отделять главное от второстепенного, структурировать информацию и т. п. Опытные журналисты признаются, что в нестандартной ситуации они будто наблюдают со стороны за происходящим и рефлекторно придумывают слова и фразы, складывая их в текст. Телевизионщики – соответственно, в картинку на экране… Вот этот тип реакции на окружающее делает просто любопытного человека журналистом. Обратная сторона этой «медали» – невозможность абстрагироваться от происходящего, так как вся информация воспринимается как повод для новых статей и репортажей.

1.    Воспользуйтесь текстом «Задания школы журналистики». Какие минусы профессии журналиста названы в тексте? Запишите свой ответ, используя сложноподчиненные предложения с придаточными и времени и места.



 

6.Итоги урока.   

1. С какими видами придаточных предложений мы сегодня познакомились?
2. Как их различить? 

7.Рефлексия содержания учебного материала

Оцените свою работу на уроке от 1 до 5

1. знаю о СПП с придаточными места и времени;

2. могу находить их в тексте;

3. могу самостоятельно построить данные предложения

4. умею чертить схемы предложений,

5. на уроке мне было интересно;

6. я отвечал на уроке устно

8. Оценивание работы учеников

Вывод учителя: Итак, мы сегодня ещё раз убедились, что сложноподчиненные предложения – это огромная и ещё малоизученная страна, поэтому мы посвятим изучению этой темы ещё ни один урок.

 


Тема урока: «Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места»

Тема урока: «Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места»

Подбор однокоренных слов: промышлять, промышленность, мышление, промысловики, мыслить

Подбор однокоренных слов: промышлять, промышленность, мышление, промысловики, мыслить

Вид придаточного предложения определяют по вопросу, поставленному от главного предложения

Вид придаточного предложения определяют по вопросу, поставленному от главного предложения

На что указывает придаточное ? (на время) -

На что указывает придаточное ? (на время) -

Работа с текстом, взятым из банка заданий по формированию

Работа с текстом, взятым из банка заданий по формированию

Оценивание работы учеников Вывод учителя:

Оценивание работы учеников Вывод учителя:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2024