ЗНАЧЕНИЕ ВОЛОНТЁРСКОГО ДВИЖЕНИЯ В СТАНОВЛЕНИИ СОЦИАЛЬНО АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ
Оценка 5

ЗНАЧЕНИЕ ВОЛОНТЁРСКОГО ДВИЖЕНИЯ В СТАНОВЛЕНИИ СОЦИАЛЬНО АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ

Оценка 5
Исследовательские работы
doc
преподавание +1
12.03.2024
ЗНАЧЕНИЕ ВОЛОНТЁРСКОГО ДВИЖЕНИЯ В  СТАНОВЛЕНИИ СОЦИАЛЬНО АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ
Статья
Статья Архиповой М.Н..doc

ЗНАЧЕНИЕ ВОЛОНТЁРСКОГО ДВИЖЕНИЯ В

СТАНОВЛЕНИИ СОЦИАЛЬНО АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ

                                                                                                                     Архипова М.Н.

Преподаватель юридических дисциплин

                                                                                   Центр-колледж прикладных квалификаций                                                      ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ,

                                                                                        Тамбовская обл., г. Мичуринск, 

ул. Революционная, д. 97а.

 

Приоритетным направлением образовательной политики в Российской Федерации является воспитание активного гражданина, ответственного, инициативного, неравнодушного к будущему страны. Это обусловливает ориентацию образования не на приобретение обучающимися «системы знаний, умений и навыков», а на становление готовности и способности к решению разнообразных задач во взаимодействии с окружающим его социальным миром. Помимо того, что обучающийся в образовательном процессе овладевает опытом применения знаний, способами решения познавательных и практических задач, творческим опытом, он должен овладеть и опытом «быть личностью», т.е. опытом выполнения специфических личностных функций (избирательности, рефлексии, смыслоопределения, самореализации, социальной ответственности и др.).

В связи с этим актуализируется проблема обеспечения в системе образования условий для развития и обогащения социального опыта обучающихся, для освоения ими ценностных оснований, механизмов и способов взаимодействия в различных системах социальных связей и отношений. Другими словами, современное образование носит социальный характер, в ходе которого у обучающихся развиваются способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и их собственный опыт. Социальная сущность содержания образования раскрывается в четырех основных структурных элементах:

-                     опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов - знаний;

-                     опыта осуществления известных способов деятельности - в форме умений действовать по образцу;

-                     опыта творческой деятельности - в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях;

-                     опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений - в форме личностных ориентаций.

Усвоение этих элементов социального опыта позволяет человеку не только успешно функционировать в обществе, «вписываться» в социальную систему, адаптироваться к ней, но и действовать самостоятельно, творчески [2; с.46].

В соответствии с этим социальный заказ общества определяет цель образования: обеспечение становления личностных характеристик выпускника школы, таких, которые означают сформированность у него гражданской идентичности, его социальную активность и ответственность, наличие развитых социальных компетенций, способности решать интеллектуальные задачи, адекватные информационной цивилизации, овладения опытом решения реальных практических дел, способности к открытому взаимодействию с обществом и государством.

В школе не всегда учитывают значимость включения обучающихся в разнообразные социальные практики. При этом педагогическое сообщество озабочено тем, как обеспечить обучение детей в реальных жизненных ситуациях, возможности для которого обеспечивает реальная школьная жизнь. Так, например, в таких детских общественных движениях как Тимуровское движение, отряды скаутов (лозунг которых «Ни дня без доброго дела!»), пионерская организация заложен потенциал социальных практик, способствующих формированию осознанного выполнения школьниками важных, значимых для окружающих людей, для общества дел. В настоящее время в общеобразовательных школах сохранились и скаутские отряды, и пионерские дружины. Новой площадкой, объединяющей разные детско-юношеские организации, стала созданная в 2022 году по Указу Президента России В.В. Путина организация Российское движение детей и молодежи «Движение первых» (РДДМ).

Развитие добровольческого движения в России предполагает, что волонтерство должно стать неотъемлемой частью жизни каждого гражданина страны и выражаться в следующих ролях: помощники (7-14 лет), волонтеры-активисты (15-22 лет), корпоративные волонтеры (23- 35 лет), волонтеры серебряного возраста (от 50 лет). Значимым для развития волотнёрской деятельности детей, подростков и юношества явилось утверждение распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 2403-р Основ государственной молодежной политики на период до 2025 года, которые предусматривают, что формирование системы поддержки молодежного добровольчества выделяется в качестве одного из мероприятий, на направленных на обеспечение условий для реализации потенциала молодых людей в социально-экономической сфере, а также внедрение технологии «социального лифта» [4].

Учитывая особенности социального развития современных школьников важно обеспечить деятельностное освоение ими социальных знаний и явлений. Одним из педагогических условий для развития волонтёрского (добровольческого) движения является введение таких образовательных технологий, которые осуществляются через детско-взрослые социально-образовательные проекты, через формы продуктивной коммуникации школьного сообщества с другими общественными субъектами, через социальные акции, инициируемые школой, через социально-значимую деятельность школьных детско-юношеских общественных объединений и организаций. Например, одной из ведущих технологий, обеспечивающих развитие социально-значимой деятельности обучающихся, является технология социального проектирования [3].

Таким образом, через вовлечение обучающихся в добровольческую деятельность обеспечивается формирование социальных компетенций, гражданских установок и активной жизненной позиции, что обеспечивает позитивную социализацию подрастающего поколения.

ЛИТЕРАТУРА

1.         Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года N 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года».

2.         Загладина Х.Т., Шульгина И.Б. Методические рекомендации к курсу по развитию добровольческого движения «Дорогою добра» для 5-9 классов общеобразовательных организаций. – М.: ООО «Русское слово-учебник». – 2018.- 216 с.

3.         Тихомирова Е.И.. Субъектная самореализация личности в воспитывающей среде как условие формирования социальных компетенций: материалы научно-практической конференции "Традиции и инновации в социальной педагогике"/Труды сотрудников ЛАСС. Электронный ресурс. – Код доступа: http://www.pgsga.ru/structure/laboratory/trudy/page2.php.

4.         Сайт издательства «Русское слово»: http://xn----dtbhthpdbkkaet.xn--p1ai/izdatelskie-proekty/shkola-bezopasnosti/kurs-po-razvitiyu-dobrovolcheskogo-dvizheniya-dorogoyu-dobra/


Скачано с www.znanio.ru

ЗНАЧЕНИЕ ВОЛОНТЁРСКОГО ДВИЖЕНИЯ

ЗНАЧЕНИЕ ВОЛОНТЁРСКОГО ДВИЖЕНИЯ

В настоящее время в общеобразовательных школах сохранились и скаутские отряды, и пионерские дружины

В настоящее время в общеобразовательных школах сохранились и скаутские отряды, и пионерские дружины
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2024