Статья на тему: «Обществознание. Проблемы и тенденции преподавания»
Оценка 4.8

Статья на тему: «Обществознание. Проблемы и тенденции преподавания»

Оценка 4.8
doc
12.03.2024
Статья на тему: «Обществознание. Проблемы и тенденции преподавания»
statya_1_2 (2).doc

Статья на тему: «Обществознание. Проблемы и тенденции преподавания»

 

 

На протяжении всей истории образования цели и задачи образовательного процесса постоянно меняются, подстраиваясь под реалии и задачи современности.

Многочисленные международные мониторинговые исследования качества образования выявляют отставание российских школьников от их сверстников других стран по показателям применения полученных знаний и компетентности при планировании стратегии личного жизненного развития и в решении простых бытовых задач [2]. Результаты проведённых исследований стали предметом постоянного анализа, проводимого Российской Академии образования, Федерального института развития образования и других национальных организаций. Рекомендации и материалы, разработанные в процессе анализа, используются при разработке федеральных государственных стандартов образования (ФГОС), а также ряда измерителей образовательных достижений (ЕГЭ, ВПР).

Приоритетной задачей перед современной школой стоит формирование человека, интегрированного в общественную жизнь. В настоящий момент, цель и задачи воспитания, образования и социализации российских школьников формулируются в контексте национального воспитательного идеала. Новая концепция образования, это становление и развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Центральной задачей государственных стандартов образования становится личностно-ориентированная компетентность учеников, грамотное формирование и применение их личного социального опыта. Именно предмет обществознание, как никакой другой, позволяет создать целостную и объёмную картину социального мира. Основная функция обществоведческого образования, активное содействие социализации личности.

Изучение обществознания всегда вызывало затруднения. Главная причина этого – сущность обществознания как интегрированного предмета, включающего комплекс основ социально-гуманитарных наук и, зачастую, противоречивые особенности личностного восприятия школьниками общественных процессов. Так же существует некоторая правовая и методическая неопределённость, которая затрудняет проектирование и реализацию современного обществоведческого образования.

ФГОС меняет роль учителя в образовательном процессе. Учитель уходит как бы на второй план, его задача способствовать саморазвитию и самоорганизации ученика, направить ученика к самостоятельности в учёбе, к овладению им универсальными навыками. Учитель должен развить умения применения жизненного опыта ученика в современных реалиях для решения им практических жизненных и гражданских задач. Современный учитель должен развить в ученике умения рефлексии своего личного жизненного опыта, его систематизации, обобщения и применения на практике при выборе стратегии жизненных решений.

Новая роль учителя порождает ряд проблем. Во-первых, главную роль играет менталитет самого учителя. Для создания условий успешного самостоятельного развития ученика необходима высокая демократическая культура учителя во взаимодействии с учеником, готовность принять, поддержать и направить развитие познавательного потенциала. Привычные авторитарные методы подачи информации не соответствуют новым задачам образования. Репродуктивные методы обучения приводят учеников к неспособности самостоятельно мыслить, неспособности принимать самостоятельные решения, анализировать информацию. Многие учителя, признавая необходимость практико-ориентированного подхода использования опыта учащихся, в действительности, могут применять его лишь в рамках факультативов или при работе с единицами активных, заинтересованных учеников. Учителя, особенно возрастные, испытывают затруднения с применением нетрадиционных методов обучения и нуждаются в разработках технологических моделей использования опыта учеников при работе с большими классами, тем более с инклюзивными.

 Во-вторых, проблемой становится непосредственно личный социальный опыт учащегося. «Личный социальный опыт» понятие крайне субъективное. В формировании личного опыта ребёнка задействованы миллионы факторов, событий, поступков, эмоциональных реакций. Нет единых стандартов формирования мировоззрения и опыта ребёнка. Семья даёт своё представление о жизни, интернет и социальные сети заполняют свободное время, формируют ценности и навыки общения, школа закладывает огромное количество информации, не реализующейся в повседневной жизни. Если человек не прожил событие, а лишь получил о нём информацию, то эта информация не станет его личным опытом. Личный опыт – это информация прожитая, находящаяся в готовности быть актуализированной, реализованной в конкретных действиях и ситуациях.

Разрыв между теорией и практикой применения личного социального опыта учащихся в реализации знаний, полученных в школе, особенно сильно проявляется при анализе результатов ЕГЭ по предмету обществознание.

Обществознание наиболее массовый экзамен по выбору. Это объясняется востребованностью его для поступления в вузы с обширным спектром направлений и специальностей. Экзаменационная работа отражает интегральный характер курса и проверяет широкий спектр предметных умений, знаний об обществе, о социальных качествах личности, о важнейших экономических и политических процессах, правовых взаимодействиях, духовной сфере общества.

Часть 2 Единого Государственного Экзамена по обществознанию полностью выстроена на заданиях, которые требуют свободно конструируемых ответов «с опорой на контекстные теоретические знания на основе личного социального опыта».

Общее число участников основного периода ЕГЭ в 2020 составило, по отчету Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, 315,2 тысячи выпускников, средний бал – 54,9.

Результаты ЕГЭ 2019 по обществознанию показали, что независимо от проверяемого теоретического содержания ученики испытывают трудности в:    

- в раскрытии на примерах личного социального опыта, изученных теоретических положений и понятий социально-экономических и гуманитарных наук (задание 23 – 27,8% выполнения; задание 26 – 31,4% выполнения)

- в привлечении обществоведческих знаний для объяснения своего мнения по определённой проблеме (задание 24 по тексту – 26 % выполнения, задание 29 мини-сочинение – 22,5% выполнения).

- в раскрытии смысла понятия, использовании понятия в заданном контексте (задание 25 – 32% выполнения).  

Выполняя задания, предполагающие приведение примеров (задания 23, 26, 29), выпускники практически не привлекали межпредметные связи с другими учебными предметами. Так, например, в одном из заданий требовалось на примере достижений трёх конкретных деятелей науки проиллюстрировать положение о том, что российская наука обогатила мировую науку. Только 23% смогли выполнить это задание [3].

Анализ ЕГЭ 2020 по обществознанию очень чётко проявил проблему неготовности большинства выпускников школ ориентироваться в огромном пространстве образовательной информации, трансформировать и применять полученную информацию в личном социальном опыте. Всё больше возникает вопросов о взаимосвязи школьного образования и формировании личного жизненного опыта учащихся.

Данная проблема основывается на оторванности учебных дисциплин от реалий современной жизни, в отсутствии связей школы с внешним миром. Ученики заучивают огромное количество информации по различным предметам, но не находят ей практического применения. Согласно действующему стандарту гуманитарного образования, выпускник школы должен чётко знать виды и формы предпринимательской деятельности, основы трудового законодательства, права и обязанности налогоплатильщика, основы избирательного права и государственного устройства. Однако, выйдя из школы, выпускники не имеют понятия об элементарных вещах вроде того, как заполнить квитанцию на оплату коммунальных услуг, как составить резюме и вести себя на собеседовании, где оформить ИНН, что такое СНИЛС, как вести себя с представителями правоохранительных органов и т.д.  Багаж жизненного опыта выпускника вне стен школы оказывается нулевым.

В формировании жизненного опыта ученика огромную роль играет и жизненный опыт учителя. Часто от учителей приходится слышать «У меня колоссальный педагогический опыт. Я пришел в эту школу сразу после ВУЗа и работаю уже 15-20 лет». При огромной учительской нагрузке это означает, что кроме опыта преподавания теории своего предмета, учителю нечем поделиться с учеником. Его жизненный опыт также мал. Даст ли хорошие знания учитель иностранного языка, который много лет не общался с носителями языка? Можно ли преподавать обществознание закрывшись от окружающего мира в стенах школы? Будет ли эффективным такое обучение?

Для изменения этой ситуации необходимо комплексное практическое изменение взаимодействия не только учителей с учениками, но и выстраивание коммуникации между учителями предметниками для синтеза межпредметных связей, для органичного формирования личного и образовательного опыта учащихся. Учителю необходимо работать над собственными познавательными мотивациями. Ошибка учителя в средней и старшей школе, это концентрация внимания только на своём предмете, нежелание обмениваться опытом с коллегами, отсутствие потребности учиться вместе с учениками, развивая свой личный социальный и педагогический опыт. Учителям обществознания необходимо быть универсальными, знать, что на данный момент ученики проходят на уроках литературы, истории, географии, мировой художественной культуры. Современный учитель обществознания обязан быть мультикультурным, уметь синтезировать информацию различных предметов, современных информационных источников и учить школьников проводить межпредметные аналогии и приводить контекстные примеры. Только в таком комплексном подходе возможно решать актуальные проблемы преподавания предмета обществознание в школе.

 

Использованные источники:

1. Актуальные проблемы преподавания истории и обществознания в образовательных организациях различных типов: Коллективная монография. Ч. 2 / Под общ. ред. Л.В. Алексеевой. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2015.

2. Гуманитарная энциклопедияИсследования [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2006–2019 (последняя редакция: 23.04.2019). https://gtmarket.ru/ratings/global-index-of-cognitive-skills-and-educational-attainment/info

3. Лискова Т.Е. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2019 года по обществознанию. http://fipi.ru/sites/default/files/document/1566546292/obshchestvoznanie_2019.pdf

4. Отчет по результатам социологического исследования среди учащихся учебных заведений в целях определения уровня их заинтересованности в последующем трудоустройстве.

https://centrprof.dtoiv.mos.ru/НАФИ_Презентация%20исследования%20(школьники).pdf

5. Соболева О.Б. Что ожидает педагогическое образование? Вестник РГПУ №4 (90).2010. https://cyberleninka.ru/article/n/chto-ozhidaet-pedagogicheskoe-obrazovanie

 6. ФГОС основного общего образования (5 - 9 кл.). Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897  https://fgos.ru

7. ФГОС среднего общего образования (10 - 11 кл.) Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 https://fgos.ru

 


Скачано с www.znanio.ru

Статья на тему: «Обществознание

Статья на тему: «Обществознание

Новая роль учителя порождает ряд проблем

Новая роль учителя порождает ряд проблем

Общее число участников основного периода

Общее число участников основного периода

Его жизненный опыт также мал. Даст ли хорошие знания учитель иностранного языка, который много лет не общался с носителями языка?

Его жизненный опыт также мал. Даст ли хорошие знания учитель иностранного языка, который много лет не общался с носителями языка?

ФГОС основного общего образования (5 - 9 кл

ФГОС основного общего образования (5 - 9 кл
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2024