«Использование элементов Орф-педагогики в речевом развитии дошкольников с ОВЗ»
Оценка 4.9

«Использование элементов Орф-педагогики в речевом развитии дошкольников с ОВЗ»

Оценка 4.9
doc
12.03.2024
«Использование элементов Орф-педагогики в речевом развитии дошкольников с ОВЗ»
Мастер класс Наташа 08.112023.doc

 

Здравствуйте уважаемые коллеги.

Представляю вашему вниманию свой опыт работы по теме:

«Использование элементов Орф-педагогики в речевом развитии дошкольников с ОВЗ»

         Обновленное содержание дошкольного образования в направлении «музыкальное воспитание» призывает нас к поиску новых форм взаимодействия педагога и ребёнка. А новое время требует использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических методов и приемов.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов: оздоровление, воспитание, коррекция нарушений развития, социальная адаптация, а также использование в практике эффективных педагогических технологий.

       Специальными  исследованиями выявлено, что у большинства детей дошкольного возраста с нарушениями речи присутствует недостаточная сформированность моторных функций, и поэтому  коррекционно-развивающая работа  по выравниванию речевых навыков и развитию координации движений  ведется системно в группах для детей с ТНР.

И здесь очень важно  найти наиболее   эффективные   средства, формы и инновационные  методы  работы с детьми. Для себя я нашла решение проблемы формирования моторных функций через применение ОРФ - педагогики. Почему ОРФ – педагогика?

Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у ребенка ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. ОРФ подход – это практический способ воспитания и обучения через искусство и творчество, основанное на единстве и взаимосвязи музыки, речи и движения.

В основе ОРФ-педагогики лежит базовый компонент музыкальности – это метроритмическое чувство. Карл Орф ввел элементы игровой деятельности: это звуки человеческого тела, которые являются первыми естественными музыкальными инструментами, таящим в себе богатство тембров и разнообразие ритмов.

Методика Карла Орфа приближена к возможностям и интересам ребенка, где воспитанник выступает не только слушателем или исполнителем музыкальных пьес, но главным образом творцом и создателем музыки. Он не отказался от музыкальных инструментов, а ввел их как обязательное условие педагогического успеха. Инструменты могут быть разнообразны, но при отсутствии настоящих, использовать предлагает и самодельные. Можно показать, как мастерить инструменты самим, привлекать к этому детей и их родителей. Сама по себе методика Карла Орфа не является коррекционной, а призвана всесторонне развивать личность ребёнка, используя его природную потребность двигаться, петь, играть, музицировать и желание участвовать во всех этих видах деятельности одновременно. Дети с ослабленным здоровьем и часто отстающие от сверстников в общем развитии, как никто другой, нуждаются в подобном творческом и эмоциональном “толчке” для более успешного преодоления нарушенных функций организма.

Идеи орф-педагогики получили своё современное продолжение в разработках Татьяны Эдуардовны Тютюнниковай. Её методика, названная "методикой элементарного музицирования затрагивает разные стороны развития ребёнка, в том числе и развитие речи. Познакомившись с ней, я отметила, что данная программа помогает детям войти в мир музыки, ощутить и пережить ее чувственно, создает предпосылки к формированию творческого мышления, способствует практическому усвоению музыкальных знаний.

Изучив методику Карла Орфа и программу Т.Э Тютюнниковой  я адаптировала  и обогатила их собственными приемами, методическими находками, интересными изюминками, что способствовало более успешной работе по развитию чувства ритма и достижению в этой области результатов. В основе работы лежит идея творческого музицирования как коллективной деятельности (пение, ритмизованная речь, игра на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок).

Мой собственный подход заключается в реализации «принципа удовольствия», который признается учеными не только, как «основа развития психики», но и жизни человека в целом. Исходя из этого, я поставила перед собой  цель:

Цель: развитие чувства ритма у детей с ОВЗ через  элементарное музицирование. И поставила перед собой следующие задачи:

·       Создание условий для обучения детей с ОВЗ приемам игры на самых простых инструментах.

·       Расширение возможности музицирования на металлофонах и ксилофонах через знакомство с высотой и длительностью звуков, сильной и слабой долей, мажором и минором.

·       Развитие фантазии и воображения в игре звуками, тембрами, ритмами.

Для достижения цели, и реализации задач применила форму устного музицирования: разучивание и запоминание исполняемых моделей на слух. Первые инструменты детей, которые всегда с ними – это их руки, которые могут хлопать, ноги – которые могут топать. Они позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствии других любых инструментов. Игра звуками собственного тела есть первая бессознательная импровизация ребенка. Но самое основное это то, что звучащие жесты являются самым эффективным средством в развитии ритмического чувства детей, так как оно развивается только через движение и мышечные ощущения человека. В игровой форме знакомлю воспитанников с метрической организацией музыки: метрический пульс, акцент, ускорение и замедление темпа, длинные и короткие звуки, форте и пиано, повторение. Предметы, с помощью которых мы отбиваем ритм, могут быть разные, а еще можно просто хлопать, щелкать, притопывать. Упражнения мы делаем  и без музыкального сопровождения и с музыкальным сопровождением тоже:  в основном короткие классические произведения, песенки, инструментальная музыка.Все это очень  доступно и интересно детям. На начальном этапе с детьми разучиваем небольшие пьесы на ритмических палочках, где идет активное развитие мелкой моторики рук, а затем на простейших музыкальных инструментах и, конечно же, обязательно звучит «живая музыка», что является обязательным требованием в работе с дошкольниками. Дети приобретают навыки   игры в ансамбле. А самое главное – они учатся слышать, видеть и понимать не сложную музыку. Так же проводятся интегрированные занятия изобразительного искусства и музыки, игровые упражнения «Как много звуков вокруг нас», «Спящий ежик». Постепенно дети начинают замечать многообразие звукового окружения. Радость и изумление доставляют детям открытия для себя необыкновенных звуков, которые извлекаются ими самыми разнообразными способами: в результате взаимодействия с самой обыкновенной бумагой и картоном (разных видов), связкой ключей. На этом этапе воспитанники учатся играть в необычных оркестрах:  бумажных, шуршавших , деревянных  и металлических .В результате у дошкольников формируются первые навыки импровизации, фантазии, интереса к окружающему миру, что является предпосылками творческого мышления.Постепенно  задачи работы с детьми усложняются, а формы становятся более разнообразными. Используется более сложная музыка. Идет знакомство с высотой и длительностью звуков, сильной и слабой долей, мажором и минором  для расширения их возможностей музицирования на металлофонах и ксилофонах. Продолжаем развивать фантазии и воображения в игре звуками, тембрами, ритмами. Придумываем спонтанные композиции и графические записи к ним. Например: используются два тембра и две метрические доли в ритмическом мотиве: хлопки, шлепки, притопы, щелчки. Дети озвучивают тембро - ритмические стихи и сказки. Экспромтом играют на музыкальных инструментах, проявляя при этом выдумку, юмор и изобретательность. Далее начинаем  играть с детьми под фонограмму, подбирать и проигрывать ритмический аккомпанемент  к любой детской песенке, используя ударно-шумовые инструменты( бубен, кастаньеты, треугольник и тд.) .Также  организуем ансамбль ложкарей. Это помогает развивать у детей чувство ритма и музыкальную память и что особенно важно – мелкую моторику рук. Здесь ребята учатся не только слушать исполнения друг друга но и определять на слух допущенные ошибки, анализировать и исправлять  их. Дошкольники на данном этапе приобретают начальные  умения выходить  и играть перед публикой, достойно вести себя на сцене.   Такая форма сплачивает детский коллектив, повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение своей партии, помогает преодолеть неуверенность и робость. Развитие у детей дыхания, голоса; выработка умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха – это все те задачи, которые я решаю в работе с детьми ОВЗ.

Итогом всей моей работы стало повышение уровня образовательных результатов дошкольников, их активные выступления в оркестрах на праздниках и развлечениях, на родительских собраниях, в гостях у детской музыкальной школы №2, на концертах и конкурсах различных уровней, на городских мероприятиях.

Самое главное, что ОРФ - педагогика в первую очередь влияет на эмоциональную сферу ребёнка, даёт возможность создать ситуацию успеха каждому ребенку и это один из принципов здоровьесберегающих технологий. У детей разный уровень, разные данные, разный характер. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно развивают свою речь, учатся чётко проговаривать звуки, творческие задания помогают каждому ребёнку с тяжёлыми нарушениями речи раскрыть свои индивидуальные способности в процессе коллективной работы.

Мастер-класс.

Сейчас я предлагаю вам на время мастер-класса превратиться в детей лет 5-6, и познакомиться с некоторыми упражнениями и играми, которые можно использовать в вашей деятельности.


Здравствуйте уважаемые коллеги

Здравствуйте уважаемые коллеги

Сама по себе методика Карла Орфа не является коррекционной, а призвана всесторонне развивать личность ребёнка, используя его природную потребность двигаться, петь, играть, музицировать и желание…

Сама по себе методика Карла Орфа не является коррекционной, а призвана всесторонне развивать личность ребёнка, используя его природную потребность двигаться, петь, играть, музицировать и желание…

Но самое основное это то, что звучащие жесты являются самым эффективным средством в развитии ритмического чувства детей, так как оно развивается только через движение и…

Но самое основное это то, что звучащие жесты являются самым эффективным средством в развитии ритмического чувства детей, так как оно развивается только через движение и…

Здесь ребята учатся не только слушать исполнения друг друга но и определять на слух допущенные ошибки, анализировать и исправлять их

Здесь ребята учатся не только слушать исполнения друг друга но и определять на слух допущенные ошибки, анализировать и исправлять их
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2024