Все, кто работают с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить ребенка технике чтения, но еще труднее воспитать увлеченного читателя.
Статья на тему: «Работа с текстом в начальной школе»
Слайд Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «…извлечь из мертвой буквы живой смысл, - говорил К.Д.Ушинский. – Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное».
Трудно не согласиться со словами Константина Дмитриевича Ушинского. Но за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему в российском обществе сильно изменилось. Чтобы преодолеть эту негативную тенденцию, в нашей стране разработана «Национальная программа поддержки и развития чтения в России». Программа ставит перед собой цель развития грамотности и культуры чтения в России, повышения интеллектуального уровня граждан страны.
Школы России перешли на новые образовательные стандарты. Проблема чтения не могла не найти своё отражение и в этом нормативном документе. Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения. Поэтому первостепенная задача учителя начальных классов, чтобы каждый ученик начальной школы овладел прочным и полноценным навыком чтения.
Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической. Техническая: способ чтения, темп чтения, правильность чтения, выразительность. Смысловая: понимание содержания и смысла читаемого.
Слайд. Опыт работы в школе показывает, обучая детей чтению, большее внимание уделяется технической стороне чтения. И для оценки навыка чтения в школах применяется контрольный срез, который так и называется «Проверка техники чтения». При оценке навыка уделяется первостепенное внимание параметрам «способ чтения», «темп чтения», «правильность чтения», «выразительность», а параметр «осознанность чтения» рассматривается на самом последнем месте, т.е. первостепенной считается техническая сторона чтения. В современном обществе умение школьников читать, не должно сводиться лишь к овладению техникой чтения. Образовательные стандарты нового поколения заставляют нас по-новому взглянуть на самоопределение значения слова «чтение». Чтение следует рассматривать как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. Поэтому техническую сторону следует рассматривать как подчинённую смысловой. Не случайно ФГОС включает в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Какова же
методика работы с текстом на уроках чтения? Прежде чем говорить об этом, ответим на вопрос: какому
чтению мы учим?
Во-первых, в начальной школе нужно учить медленному вдумчивому чтению
художественного текста, т. е. ребенок должен продумывать в ходе чтения смысл каждого
слова, уметь задавать вопросы и находить ответы на них здесь же, в тексте,
уметь рефлексировать и сопереживать, а также он должен уметь делать
элементарный анализ прочитанного.
Во-вторых, нужно понимать, что мы учим ребенка читать не для нас,
взрослых, а для самого себя, а, значит, его нужно научить понимать чужие мысли,
заключенные в тексте, извлекать из текста тот смысл, который в него вложил
автор, почувствовать то, что чувствовали герои произведения.
Обучение такому чтению требует определенного методического подхода.
При работе с любым текстом (печатным,
звуковым, видео) выделяют три основных этапы работы: работа с текстом до чтения, во время чтения, после чтения.
Работа с текстом до чтения
Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как
антиципация, т. е. умение предполагать, предвосхищать содержание текста по
заглавию, иллюстрации, группе ключевых слов.
1. Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают
иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения
о героях, теме, содержании.
2. Дети читают (про себя, затем вслух) ключевые слова, которые учитель заранее выделяет
из текста и записывает на доске. Уточняют свои предположения о теме
произведения, героях, развитии действия.
Дети постепенно осваивают предлагаемую технологию работы с текстом, потому что
понимают ее смысл.
Работа с текстом во время чтения
Цель – достижение понимания текста на уровне содержания.
Необходимо соблюдать такую последовательность действий:
1. Дети самостоятельно читают текст (главу, законченный фрагмент) про себя с
установкой проверить свои предположения, которые были сделаны до начала
чтения.
2. Чтение вслух по предложениям или небольшим абзацам (2-3 предложения) с
комментариями. По ходу чтения (а не после!) учитель задает уточняющие вопросы
на понимание, регулярно возвращает детей к их предположениям, как только текст
дает возможность их подтвердить.
3. Такая же работа проводится со следующим законченным фрагментом текста и так
до тех пор, пока текст не прочитан до конца.
4. Задается уточняющий вопрос на понимание содержания главы (фрагмента) в
целом. Результатом понимания может быть озаглавливание текста ( части текста,
если это план)
5. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Ответ на вопрос: в
чем совпали и в чем не совпали первоначальные предположения о теме и содержании
текста, развитии событий, о героях?
Работа с текстом после чтения
Цель – достижение понимания на уровне смысла (понимание основной
мысли, подтекста – «чтение между строк»).
1. Учитель ставит проблемный вопрос к тексту в целом. Далее учитель или сами
дети формулируют вопросы начиная со слова «Почему».Результатом должно стать
понимание авторского замысла, «спрятанного между строк».
2. Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации.
Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора и т. д. Вопросы по
иллюстрации: какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может,
это иллюстрация ко всему тексту в целом)? Точен ли художник в изображении
фрагмента. Дети размышляют, к какой части текста нарисована иллюстрация, какое
выражение на лицах героев и т. д.
3. Беседа о писателе должна быть до чтения произведения. Тогда целью будет побуждение интереса к личности писателя. Сообщение об авторе должно быть после чтения произведения, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребенок сможет соотнести ее с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения. Для учащихся 3-4 классов рассказ учителя о писателе можно чередовать с сообщениями, которые дети готовят самостоятельно.
В своей практике работу с текстом провожу не только на уроках литературного чтения. А также на уроках окружающего мира, русского языка овладеть техникой чтения еще не значит стать читателем. Истинное чтение – это чтение, которое, по словам М. Цветаевой «есть соучастие в творчестве».
Считаю, что работу с текстом как с источником информации, как основе для развития мыслительной деятельности необходимо начинать в 1 классе на этапе обучения грамоте. Как только в Азбуке появляются первые предложения и небольшие тексты, можно брать задания по смысловому чтению.
В период обучения грамоте основное внимание уделяю именно этапу до чтения.
Цели данного этапа: определить или сформировать речевую задачу для первого прочтения;
пробуждение и стимулирование мотивации к работе с текстом; актуализация личного опыта учащихся путем привлечения знаний из других образовательных областей школьных предметов;
прогнозирование содержания текста с опорой на знания учащихся, их жизненный опыт, на заголовок и рисунки и т.д.
Здесь необходимо соблюдать одно важное правило: вся предварительная работа над текстом не должна касаться его содержания, иначе школьникам будет неинтересно его читать, поскольку ничего нового для себя они в этом тексте уже не найдут.
Первоклассники выполняют следующие упражнения и задания.
1. Работа с заголовком. По заголовку можно попросить учащихся определить: тематику текста, перечень поднимаемых в нём проблем.
2. Использование ассоциаций, связанных с именем автора:
- знаком ли автор, встречались ли с произведениями данного автора, о чём пишет данный автор?;
- кто, по - вашему, будет главным героем, что вы можете о нем предположить
- где и в какое время может происходить действие?
Следует отметить, что первоклассники с удовольствием выдвигают предположения. На первых занятиях их высказывания могут быть не логичны и бессистемны. Но постепенно ребята понимают, что от них требуется и ответы становятся интересными, обоснованными.
3. Сформулировать предположения о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций.
Немало времени отвожу на уроке на работу с иллюстрацией. Считаю, что эта работа приучает детей обращать внимание на иллюстрации не просто как на картинку, но как на источник информации. Вопросы: «Рассмотрите рисунок. Как вы думаете, о чём пойдет речь в тексте?» или просто задаю вопрос: «Что вы видите на картинке (репродукции, иллюстрации)?» Ребята сначала перечисляют явные видимые признаки, а потом пытаются высказывать догадки. Можно попросить соотнести иллюстрацию и заголовок, установить соответствие, высказать предположения. Уже сейчас можно попросить задать вопрос автору или «О чём бы вы хотели узнать из текста?» Этот вопрос уместен особенно на уроках окружающего мира. Когда задача поставлена, сформировалась мотивация, можно переходить ко второму этапу.
Во время чтения. На этом этапе имеет место:
- чтение-слушание, когда читают хорошо читающие дети, либо учитель.
- самостоятельное чтение; здесь возможно так называемое «жужжащее» чтение
- комбинированное чтение, с учетом особенностей текста.
- чтение по ролям
На этом этапе дети получают новую информацию, соотносят с уже имеющимися знаниями, могут соотнести предположения с содержанием текста, возможно, получить ответ на поставленный вопрос перед чтением. В дальнейшем может быть использован приём «инсерт»- чтение с пометками. Чтение, которое сопровождается действиями ученика: маркировкой с использованием значков "v", "+", "-", "?" (которые по мере чтения ставятся на полях справа). Слайд
При необходимости проводится словарная работа. Словарную работу сопровождаю иллюстрациями. Её можно провести и в ходе перечитывания текста, где использую приём комментированного чтения.
Цели этапа после чтения текста: использовать ситуацию текста в качестве языковой, речевой, содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи. Упражнения и задания.
1.Найдите и прочитайте предложение или предложения в которых заключена основная мысль.
2. Рассказать текст от лица главного героя.
3. Придумать, что могло бы случиться, если бы.… Придумать новый конец текста.
4. Придумать новое название.
5. Подобрать, отобрать пословицы, которые подходят по смыслу к данной ситуации и наиболее точно передают идею текста.
Пример фрагмента урока в 1 классе
Технология Критическое мышления
Приём Тонкие и толстые вопросы
До чтения
Вызов (актуализация знаний)
Презентация
- Ребята, вы любите играть в игрушки?
- Назовите любимую игрушку?
- О чём мы будем читать рассказ?
- Кто будет главным героем? (мальчик или девочка)
После чтения
- Кто главный герой рассказа?
- Все ли слова в тексте вам были знакомы?
- Можно ли куклу назвать любимой игрушкой девочки?
Толстый вопрос. - Почему? ( доказывают словами из текста)
- Как озаглавим текст?
На уроках обучения грамоте ребятам очень нравится работа с текстом из электронного приложения к Азбуке.
1 Рассмотрите картинки
2 Составьте последовательный рассказ в группах
или составляем рассказ по цепочке по предложению
3. Сравните содержание мультфильма с нашим составленным рассказом. Совпадает ли ваш рассказ с замыслом автора?
4. Прочитаем текст (читаем вместе или хорошо читающий ребёнок). Сравните ваши рассказы, мультфильм и текст, который прочитали. Затем можно попросить ещё раз прочитать текст слабых учеников. Текст может быть распечатан на листе
6.Как озаглавим рассказ?
Анализ различных подходов
позволил выделить следующие показатели сформированности творческой
активности детей в процессе обучения литературному чтению:
1. Высокий уровень интереса к урокам литературного чтения.
2. Способность к фантазированию, воображению и моделированию.
3. Проявление догадливости, сообразительности; открытие новых для себя знаний,
способов действий, поиск ответов на вопросы в книгах.
4. Проявление радостных эмоций в процессе работы.
5. Способность переживать ситуацию успеха, наслаждаться процессом
творчества.
6. Стремление к оригинальности.
7. Проявление самостоятельности в работе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.