Ю.Н.Москвич.
Вызовы, задачи, методы современной системы воспитания: ценностный, социокультурный, социально-экономический подходы.
Сибирский федеральный университет.
Аннотация: В рамках интервью, эксперт обозначает связь между основными аспектами современной социально-экономической и социокультурной ситуации, и приоритетными задачами и наиболее предпочтительными методами современной воспитательной деятельности. В качестве ключевой цели современного воспитания обозначается подготовка обучающихся к работе с современными и возможными будущими экономическими, социальными, культурными вызовами. Воспитание рассматривается не только как способ включения взрослеющего человека в сложившиеся социальные нормы, но и как способ формирования общественной позиции, а следовательно, как ресурс экономического развития (в том числе, как инструмент для формирования человеческого и социального капитала). В качестве основных предметов воспитательной деятельности, рассматриваются становление или оформление основных ценностей, развитие эмоционального интеллекта, формирование социальных компетенций и деловых навыков, освоение знаний и способов деятельности, позволяющих принимать оптимальные решения в наличной социально-экономической и социокультурной ситуации. В качестве основных методов воспитательной работы рассматриваются учебные проекты и многообразные коммуникативные и пробно-деятельностные формы.
Ключевые слова: воспитание, ценности, эмоциональный интеллект, социальные компетенции, проектная деятельность, школьный театр, эффективная коммуникация.
Abstract: Within the framework of the interview, the expert identifies the connection between the main aspects of the modern socio-economic and socio-cultural situation, and the priority tasks and the most preferred methods of modern educational activity. The key goal of modern education is to prepare students to work with modern and possible future economic, social, and cultural challenges. The key goal of modern education is to prepare students to work with modern and possible future economic, social, and cultural challenges. Education is considered not only as a way to include a growing up person in the established social norms, but also as a way to form a public position, and therefore as a resource for future economic, social, and cultural challenges. Education is considered not only as a way to include a growing up person in the established social norms, but also as a way to form a public position, and therefore as a resource for economic development (including as a tool for the formation of human capital and social capital). As the main subjects of educational activity, the formation or design of basic values, the development of emotional intelligence, the formation of social competencies and business skills, the development of knowledge and methods of activity that allow making optimal decisions in the current socio-economic and socio-cultural situation are considered. Educational projects and diverse communicative and trial-activity forms are considered as the main methods of educational work.
Keywords: education, values, emotional intelligence, social competencies, project activity, school theater, effective communication.
Преамбула
Воспитание во все времена предполагало включение взрослеющего человека в актуальную социально-экономическую и социокультурную ситуацию. Было важно, чтобы по итогу инициации, в каких бы формах она ни происходила, человек, признанный взрослым, мог решать актуальные для общества задачи (участвовать в управлении, воевать, строить храмы, осваивать перспективные отрасли производства, и т.д.) – и одновременно выстраивать максимально конструктивные, комфортные и результативные отношения с другими людьми. И неотъемлемой задачей воспитания всегда и везде было освоение актуальных ценностей как оснований для принятия решений и построения персональных жизненных планов.
В зависимости от смены социальных и социокультурных ситуаций, ключевых факторов общественного успеха, приоритетных ценностей, которые скрепляли собой общество, изменялись и конкретные механизмы и инструменты воспитательной деятельности: от демонстрации образцов поведения и обрядов инициации до заучивания кодексов поведения и участия в массовых движениях. И, безусловно, менялся предмет воспитания – от набора правил и табу до приемлемых или, наоборот, неприемлемых моделей действий, а также решений в сложных ситуациях.
Чтобы выяснить, какие задачи перед воспитанием ставит современная социокультурная эпоха в Российской Федерации и в мире в целом, какие человеческие качества требуют первостепенного развития в рамках новых воспитательных приоритетов, в каком направлении должно происходить это развитие, какие формы работы позволят наилучшим образом решить данные задачи – мы провели беседу с Юрием Николаевичем Москвичом, кандидатом физико-математических наук, доцентом кафедры культурологии и искусствоведения Сибирского Федерального университета, видным аналитиком социальных и социокультурных тенденций.
Начать наше изложение стоит с рассмотрения того места, которое воспитательная деятельность система воспитания занимает в рамках целостной системы образования. Это место стоит определить, как с точки зрения культурной нормы, актуальной для большинства исторических эпох, так и с точки зрения конкретной социокультурной ситуации наших дней.
Отвечая на эти вопросы, приходится исходно обозначить важный парадокс. С одной стороны, понятие «воспитание» появилось по историческим меркам совсем недавно. С другой стороны, фактическая воспитательная работа, как вы говорите, «во все времена» была важнейшей компонентой образовательной деятельности, сформировавшейся ещё на самых ранних этапах человеческой истории.
Но здесь важно отметить, что ключевыми задачами воспитания в традиционном обществе, и затем даже в индустриальном, всегда были опека детей, защита детей, постоянная забота об их здоровье, питании – и уже только затем об их подготовке ко взрослой жизни. Не случайно в русском языке одна из перечисленных функций «вневременной» заботы о детях – их питание – даже стала корнем этого важного понятия. Чтобы это осознать, нам достаточно неспешно проговорить слово «вос–питание» - и услышать в нем главную задачу, которую в течение тысячелетий решали люди, растя своих детей.
Хорошо известное нам слово «педагог» (древнегр. - «ведущий ребенка») напоминает о другом важном аспекте воспитательной деятельности в традиционном обществе: постоянно оберегать и опекать их. Словом «педагог» в зажиточных семьях Древней Греции обозначался раб с особой функцией – тот, кто повседневно ухаживал за детьми своих хозяев. По-иному быть и не могло, поскольку человек, согласно ключевым положениям античной философии (прежде всего, Аристотелю) – это «разумное общественное животное», главная потребность которого, состоит в «совместном сожительстве», а следовательно, с одной стороны, в обеспечении всех потребностей взрослеющих людей, не способных пока что удовлетворить их самостоятельно, а с другой стороны, в освоении норм этого сожительства за счёт взаимодействия с значимым взрослым. Интересно, что современный педагог уже давно свободный, творческий человек, который занят развитием детей до школы, в школе и после школы, по-прежнему выполняет функции «охраны» и «опеки» детей, хотя, безусловно, в отличии от Древней Греции, они уже далеко не сводятся к материальному жизнеобеспечению.
Но своё современное содержание понятие «воспитание» начало получать всего лишь несколько столетий назад, когда мир начал радикально меняться. По мнению известного «гуру» менеджеров всего мира в ХХ веке, Питера Ф. Друкера, этот процесс постоянных преобразований начался в Европе примерно в XII веке. Он был связан со становлением городов, обладающих правами и свободами, а также с постепенным формированием компактных централизованных государств, заинтересованных в новациях и способных быть их «спонсорами» и «агентами продвижения». В результате, примерно раз в 200-250 лет происходят Великие преобразования, приводящие к тому, что каждое новое поколение людей живёт принципиально иначе, чем жили дедушки и бабушки его представителей [1]. В результате этих изменений, возникло образование в его современном виде, как система технологий и как общественный институт – и в связи с каждым новым преобразованием оно менялось и расширяло сферу своего действия. И именно тогда воспитание:
- во-первых, стало частью специально организованной образовательной деятельности, а не функцией семьи, рода, религиозных организаций;
- во-вторых, начало активно менять свои исходные, «традиционные» функции, притом, изменяться постоянно, всё более быстрыми темпами.
Результатом этой «нарастающей» эволюции воспитания в рамках череды «Великих преобразований», стали его современные формы, реализующиеся в рамках образовательных систем – которые, в свою очередь, тоже постоянно меняются.
Одним из первых, по-видимому, обозначил особые воспитательные задачи, при этом, заведомо реализующиеся в связке с учебной деятельностью, создатель классно-урочной системы обучения Ян Амос Коменский (1592-1670 гг.). Уже в начале семнадцатого века он заявил о том, что «учитель должен не только владеть педагогическим мастерством и любить свое дело, но и пробуждать самостоятельную мысль учащихся, готовить из них деятельных людей, заботящихся о всеобщем благе». В наше время, эти цели воспитательной деятельности – а также их неразрывная связь с основным образовательным процессом – становятся ещё более очевидными и востребованными. Подтверждением этому, может служить, например, тот факт, что в современном английском языке «процесс, в результате которого развиваются интеллект и характер человека путем обучения или формального инструктажа в школе», то есть, фактически базовый воспитательный процесс, называется именно «образованием» (education). Стоит, правда, отметить, что выделяются и иные виды воспитания, для каждого из которых, предусмотрены особые термины [2].
Воспитательная работа в рамках образования как общественного института прошла быстрый путь эволюции от сравнительно «простой» передачи знаний о социальных нормах, актуальных на данном конкретном шаге «Великих преобразований», до целенаправленной работы по развитию необходимых личностных характеристик ученика, определяющих собой его поведение и деятельность: этических, религиозных, моральных, и т.д. . Именно поэтому современное воспитание в принципе становится все более неразрывным от обучения. Но такое положение дел, в свою очередь, требует от педагогов в процессе обучения не только учитывать индивидуальные особенности ученика, его потребности и способности, но и в гораздо большей степени, чем раньше создавать для него возможности для саморазвития и самореализации.
Подобная эволюция воспитательной деятельности в наше время, в первую очередь, связана с очередным – «четвёртым», по П.Ф. Друкеру, «Великим преобразованием». В ходе него, в течение последних 40-50 лет фактически произошли новые научно-индустриальная революция и информационная революции, коренным образом изменившие предыдущий порядок вещей, называемый обычно «развитым индустриальным укладом». Эти преобразования, на содержании которых, в рамках этого интервью нет времени останавливаться, сделали принципиально важными и общественно востребованными не только мыслительную способность человека (условно говоря, его IQ), но и его высокий эмоциональный интеллект (EQ). Под эмоциональным интеллектом понимается способность людей распознавать свои собственные и чужие эмоции, понимать намерения собеседника, его мотивацию и желания и умение использовать эти знания для решения практических задач. Значимость эмоционального интеллекта как личностной характеристики – и как предмета воспитательной деятельности – проявилась совсем недавно. Время изменения в соотношении значения двух основных видов человеческого интеллекта: мыслительного и эмоционального – приходится на середину 90-х годов прошлого века [3]. И это изменение для многих работников сферы образования во многом остаётся ещё неизвестным или не актуальным фактом. Отметим, что распространенный в настоящее время «компетентностный» подход в образовании лишь частично решает задачи компетентностного развития обучающихся – но это будет более подробно показано ниже.
В сложившемся в конце ХХ века постиндустриальном обществе, или как его иногда называют, «обществе знаний», доступ к той или иной информации становится всё более свободным, а возможности овладения ею – всё более широкими. И в этих условиях эмоциональный интеллект, к удивлению многих ученых и практиков образовательной сферы, стал ключевым фактором человеческой успешности. Последние десятилетия показали, что знания и технико-технологические навыки как таковые, сохраняя свою значимость для персонального успеха, уже не являются достаточными для достижения лидерских позиций в условиях конкуренции в высокотехнологичном пространстве. И, наоборот, основные компоненты эмоционального интеллекта – такие, как эмпатия, коммуникация и управление конфликтами, оказались принципиально значимыми для того, чтобы люди успешно и эффективно работали в команде, создавали партнерские отношения, решали важные проблемы. Развитый эмоциональный интеллект позволяет человеку создавать наилучшие условия для своего успеха, а также наилучшим образом понимать своих коллег, партнеров, клиентов.
Кроме того, он обеспечивает важный новый приоритет современного производства – ориентацию не просто на получение прибыли (минимизацию издержек при максимизации выручки), но, прежде всего, на обеспечение наиболее высокого качества создаваемых продуктов и услуг. В рамках реализации этого приоритета, и в целом в рамках инновационной, креативной, ориентированной на потребителя экономики [4], остаётся всё меньше места для прежних директивных методов управления. Во многих университетах мира всё чаще употребляется крылатая фраза: «Для того, чтобы поступить в университет нужны хорошие знания, для того чтобы сделать карьеру – нужен высокий эмоциональный интеллект!». Не могут не поражать данные об успешности людей, «воспитанных в новом образовании»: они составляют от 60 до 80% от конкретного выпуска.
Чтобы обеспечить успех взрослеющего человека, современное воспитание ставит в качестве своей ключевой задачи (как в свое время и Ян Амос Коменский), развитие его личности, притом, как интеллектуальное, так и эмоциональное. Воспитание, понимаемое подобным образом, как мы можем видеть, становится важным фактором не только социальной стабильности, но и экономического развития, и в целом персонального благополучия конкретных людей. Поэтому, работникам образования, как рядовым педагогам, так и, прежде всего, управленцам, уже не надо обращать внимание на то, что в начале 90-х годов прошлого века «воспитательная деятельность» как особая компонента была исключена из образовательного процесса. Подобное исключение было досадной ошибкой, обусловленной как желанием поскорее уйти от жестких идеологических норм, свойственных советскому образованию, так и неопределённостью в понимании основных задач, форм, методов образования, актуальных для нового исторического периода. Но в наше время уже очевидно, что все субъекты, определяющие приоритеты и формы образовательной деятельности – семья, социум в целом, государство – должны обеспечивать не только возможности обучения, но и воспитание. Притом, каждый из этих субъектов должен обеспечивать тот компонент воспитания, который является наиболее доступным для его воздействия. Но здесь уже вопрос о содержании и предпочтительных формах воспитания, актуального для современной Российской Федерации, непосредственно «перетекает» в вопрос о новой идеологии нашей страны и о новом взгляде на её будущее.
В качестве одной из концептуальных основ, можно было бы рассмотреть пятиуровневая модель ценностных принципов России, обеспечивающую её развитие, которую в 2022 году разработали Александр Харичев и его соавторы [5, 6]. Она отличается как от «европейской» системы ценностей, так и от совокупной системы ценностей, свойственной странам Востока. В её основе лежат ценности, сформированные и закреплённые историческим опытом многонационального народа России. Для отдельного человека приоритетом здесь является созидание. Для конкретной семьи – любовь и доверие. Для общества как целостности – согласие и сотрудничество. Для страны – единство многообразия. Для государства – сила и ответственность. С 1 сентября 2023 года планируется начать трансляцию этой модели в режиме университетских курсов. Для школьного воспитания, по видимому, в ближайшее время будут предложены свои варианты изложения данной модели.
В целом, можно сказать, что отечественная система воспитания должна пережить, и уже переживает эпоху перемен – как на уровне основных форм работы, так и на уровне содержания и ключевых приоритетов. Но ещё известный китайский философ и учитель Кун-Фу-Цзы (в привычном нам европейском написании – Конфуций) в середине I тысячелетия до н.э., сказал: «Не стоит бояться перемен. Чаще всего они случаются именно в тот момент, когда они необходимы».
Теперь стоит рассмотреть другой комплексный вопрос: как соотносятся между собой воспитание и становление ключевых социальных компетенций? Некоторые эксперты допускают, что именно становление ключевых социальных компетенций и является основным содержанием воспитательной деятельности в наше время.
Безусловно, воспитание и формирование социальных компетенций в современной школе всё больше и сильнее связываются друг с другом. Однако, на наш взгляд, воспитание, включая в себя становление социальных компетенций, совсем не ограничивается ими. Как уже было сказано выше, ключевой задачей воспитания в современной ситуации становится развитие эмоционального интеллекта школьников, так же, как в традиционной школе приоритетом было развитие рационального, «мыслительного» интеллекта. Эмоциональный интеллект в современном мире становится все более важным ресурсом, и основному образованию необходимо предпринять все возможные усилия, чтобы у новых поколений обучающихся он был развит на максимально высоком уровне.
Новое поколение учеников уже имело возможность оценить достоинства и значимость эмоционального интеллекта. Он позволяет людям:
- лучше понимать себя и других;
- улучшать качество межличностных отношений;
- быстро и осознанно осознавать социальные проблемы и включаться в их решение;
- результативно кооперироваться с другими людьми в составе коллектива;
- максимально продуктивно взаимодействовать с людьми, представляющими иные культуры и системы ценностей, в том числе, осуществлять межкультурную коммуникацию в бизнесе, образовании и других областях;
- успешнее пользоваться он-лайн возможностями современного Интернета для построения новых деловых и личных отношений, а также для трансляции собственных ценностей.
Успешное развитие эмоционального интеллекта у обучающихся может быть обеспечено, на мой взгляд, не только высоким интересом учеников к социальным действиям, но и тем фактом, что отслеживать, а значит, и сопровождать развитие эмоционального интеллекта (EQ) оказывается гораздо проще и быстрее, чем осуществлять те же действия относительно рационального, «формального» интеллекта (IQ) (см. например, [7]). Любой учитель при желании может отслеживать динамику изменений EQ и формировать на их основе желаемые социальные компетенции своих учеников.
Социальных компетенций, которые следует сформировать у себя современным школьникам, сравнительно немного, но работа с каждой из них потребует значительного времени и усилий:
· Эффективная коммуникация.
· Управление конфликтами и сотрудничества в группах.
· Управление своими эмоциями.
· Понимание себя и других.
· Развитие эмпатии и уважения к культуре и мнению других.
· Регулирование своего поведения.
· Умение принимать эффективные решения.
Для формирования этих компетенций, понадобятся образовательные программы следующей направленности:
1. Обучение эмоциональной грамотности, за счёт которого, ученики смогут научиться распознавать свои эмоции, выражать их адекватно, управлять своими эмоциональными реакциями.
2. Становление социальной компетентности, за счёт которой, ученики могут научиться эффективно взаимодействовать с другими людьми, учитывая их потребности и чувства.
3. Обучение способам разрешения актуальных проблем и конфликтов.
В рамках таких образовательных программ полезно использовать следующие инструменты:
· Работа в группах: она позволяет ученикам развивать навыки коммуникации, сотрудничества и решения конфликтов.
· Работа по пробному решению реальных проблем, которая помогает ученикам понимать социальные процессы, а также развивает навыки анализа и решения проблем.
· Вовлечение учеников в программы волонтерской деятельности и социальной помощи, которые помогают им развивать социальную ответственность и эмпатию.
· Использование современных информационных технологий, прежде всего, социальных сетей и онлайн-платформ, для организации общения и сотрудничества с другими людьми, в том числе, для становления уважения и доверия к ним.
· Тренинги и игры, обеспечивающие развитие социальных навыков, например, игры, развивающие эмпатию, формирующие умение слушать и понимать других людей, оформляющие умение выражать собственные мысли и чувства.
· Организация мероприятий, позволяющих ученикам сформировать, оформить или развить свои социальные навыки, а также уверенность в себе; прежде всего, сюда стоит отнести конкурсы, спортивные игры, театрализованные постановки
· Особый комплекс работы с родителями и другими взрослыми людьми, которые могут предложить конкретному ученику оптимальную ролевую модель, обеспечить развитие у них социальных навыков и ценностей.
Но современное школьное воспитание не может сводиться только к становлению социальных компетенций. Воспитательный характер приобретает базовая учебная деятельность, а также освоение учениками технических навыков – ведь именно инструментальные знания и владение технологиями позволяют ученикам осознать современные вызовы, выстроить собственную позицию относительно них, разработать проекты решений. Если специальная организация познавательной деятельности и работы по формированию прикладных навыков позволяет ученику подготовиться к успешной деятельности в рамках «общества знаний» (применительно к современной России – в рамках «инновационной экономики»), то она заведомо носит воспитательный характер.
Аналогично, к воспитательной деятельности обучающихся можно и нужно отнести работу по становлению или развитию следующих когнитивных навыков учеников: критического мышления, анализ и синтез информации, решение проблем и принятие решений. Они не только позволяют более успешно решать познавательные и практические задачи, но и организуют определённую модель поведения обучающегося, обуславливают его социальную и деятельностную позицию. В частности, данные навыки помогают ученикам становиться более самостоятельными, формируют у них установку на критический анализ действительности (в том числе, сопоставление различных точек зрения); позволяют делать на основе проделанного анализа обоснованные выводы и принимать результативные решения, соответствующие интересам своей собственной семьи, общества, государства в целом.
Но, безусловно, как и в предыдущие культурные эпохи, основным компонентом – «ядром» - воспитательной деятельности является целенаправленное педагогическое формирование базовых нравственных ценностей, обуславливающих такие действия ученика, которые бы помогли ему выстроить наиболее благоприятные условия и успешную деятельность в настоящем и будущем. Ценности определяют взгляд учеников на окружающий их мир и дают основания для принятия оптимальных решений в многообразных ситуациях. Принятые и осмысленные ценности становятся основой и фундаментом для становления востребованных социальных компетенций. Ценности делаются определяющим фактором для социализации взрослеющего человека и для построения им продуктивных взаимодействий с другими членами социума. Наконец, ценности становятся опорами, «стержневыми факторами» для развития характера учеников, становления их уверенности в себе, что принципиально необходимо для достижения успеха в учебе и в жизни в целом.
При этом, в современной социокультурной ситуации ценности оказываются принципиально значимым фактором не только для личностного становления конкретного человека, но и для развития экономики. Недавно известный российский экономист Александр Аузан опубликовал необычную книгу «Культурные коды экономики. Как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа» [8]. Он утверждает, что «значимый экономический рост в России возможен, если мы начнем опираться на факторы культуры»! А главным фактором успеха для современной России является повышение уровня доверия между живущими в ней людьми, который обеспечит готовность всех участников экономических отношений быстрее и продуктивнее договариваться между собой. Основной совет автора специалистам по организации экономического развития заключён в простой формуле: «Сначала накопление доверия — затем быстрый и долгий экономический подъём!». Доверие же, безусловно, обеспечивается ценностями, которые, с одной стороны, делают людей понятными и предсказуемыми друг для друга; с другой стороны (в рамках определённых систем ценностей) делают невозможным причинение ущерба другому человеку, отказ от принятых обязательств, эмоциональное оскорбление.
В современной ситуации, состав наиболее значимых, востребованных ценностей, которые могут стать базисом для взаимодействия людей между собой, может выглядеть следующим образом:
· трудолюбие,
· ответственность за свои поступки
· честность,
· доброта,
· забота о человеке, находящемся рядом с тобой,
· уважение к себе и другим,
· доверие к другим,
· уважение к культурным и историческим ценностям своей страны,
· гражданскую ответственность и патриотизм.
Как мы видим, в целом это всё те же ценности, которые определяли существование человечества на протяжении многих исторических эпох. Но в наше время они в гораздо большей степени, чем раньше, определяют не только индивидуальную человеческую жизнь, но и процессы социально-экономического развития, прежде всего, за счёт вытекающих из них трудовой этики и управленческих моделей.
Перечисленные ценности формируются преимущественно за счёт следующих педагогических форм:
· Проектная деятельность, которая позволяет ученикам самостоятельно исследовать тему и находить решения проблем;
· Работа в малых группах, которая способствует общению и взаимодействию между учениками;
· Дискуссии и дебаты, которые помогают развивать критическое мышление и умение аргументировать свою позицию;
· Игры и ролевые игры, которые помогают развивать социальные навыки и умение работать в команде;
· Индивидуальная работа с учениками, которая позволяет учителю лучше понять потребности каждого ученика и помочь ему в развитии его ценностей;
· Организация экскурсий, посещений музеев и других мероприятий, которые помогают расширять кругозор учеников и формировать у них новые ценности.
· Участие школьников в различных видах школьной самодеятельности, в спортивных командах, в спектаклях школьных театров помогает им развивать самостоятельность, ответственность, работе в коллективе.
Творчество и активность школьных учителей может значительно расширить спектр этих педагогических форм.
Теперь стоит уже поставить вопрос о конкретных задачах воспитания, актуальных для нашей страны в современной социальной, геополитической, культурной ситуации нашей страны, а также об оптимальных формах и институтах, за счёт которых, они могут и должны решаться. И основной ответ на этот вопрос может прозвучать парадоксально: в своих общих чертах, актуальные задачи воспитания остаются такими же, как и в предыдущие культурные эпохи: развитие экономики страны, повышение благополучия и благосостояния её жителей. Но при этом, сами факторы развития нашей страны радикально изменяются. К двум прежним, основополагающим факторам – большому количеству ценных природных ресурсов и высокоразвитому человеческому капиталу – добавляется ещё один, ставший в современной эпохе чрезвычайно важным – социальный капитал.
Отметим, что оба понятия – «человеческий капитал» и «социальный капитал» - появились в аналитическом и научном обиходе совсем недавно. Так, понятие «человеческий капитал» было введено в экономическую науку в 50-х годах прошлого века. Оно означает совокупность навыков, знаний, умений и качеств, которые владеет человек и которые могут быть использованы в работе, бизнесе или других сферах жизни для достижения целей и повышения качества жизни. Человеческий капитал является одним из важнейших факторов в развитии любой экономической системы и любого общества. Ввели и обосновали его Теодор Шульц и Генри Беккер [9].
Понятие «социальный капитал» начало использоваться в 1980-х годах. Оно означает совокупность взаимосвязей и взаимодействий между людьми и организациями в рамках общества, которая позволяет достигать совместных целей и решать общие проблемы. Социальный капитал реализуется за счёт взаимного доверия людей, их солидарности, сетевых связей, общественных норм и ценностей. Он активно проявляет себя во всех сферах жизни общества, от экономики и политики до культуры и спорта, - и обеспечивает как повышение качества жизни конкретных людей, так и развитие экономических и социальных систем. Это понятие выделили и оформили французский социолог Пьер Бурдье и американский политолог Роберт Путнам [10].
Очевидно, что как человеческий, так и, прежде всего, социальный капитал может и должен преумножаться за счёт особых форм воспитания, которое, в данном контексте, становится не просто фактором, создающим условия для общественного развития, а непосредственным инструментом этого развития.
Однако, чтобы обеспечить именно такой характер воспитания, сделать его фактором развития страны, само школьное образование должно обновиться или, как иногда говорят специалисты, «осовремениться». Очевидно, что процесс обновления займёт значительное время и потребует как серьёзных материальных затрат, так и, прежде всего, обновления базовых технологий и методов воспитания.
Фактически, речь может идти о формировании в обозримом будущем значительного числа новых школьных образовательных пространств, которые будут обеспечивать развитие личностей учеников, подготовку их к активному, разноплановому, взаимно полезному взаимодействию и сотрудничеству как между собой, так и с любыми другими членами социума, как индивидуальными, так и коллективными.
Здесь заведомо должен возникнуть вопрос: как и за счёт чего подобные образовательные пространства могут и должны быть созданы?
Для ответа на него, сначала необходимо сделать несколько «общих» замечаний.
1. В новой образовательной и социокультурной ситуации учителя всё в большей степени оказываются вынуждены ставить перед собой задачу не только передавать знания, но и помогать своим ученикам развивать полезные социальные навыки: коммуникацию, сотрудничество, управление конфликтами, и т.д. .
2. Развитие полезных навыков всегда или почти всегда представляет собой индивидуальный процесс. Но появившиеся в «школьном» обиходе современные методы воспитания в школе стали позволять действительно учитывать индивидуальные потребности учеников, их типы личности, персональные способности. Например, для становления ответственности, способности планировать собственную деятельность и управлять ею, одним школьникам в наибольшей степени пригодятся дискуссионные, проектные формы работы, а другим – игровые методы.
3. Для успешной работы с каждой конкретной группой учеников, учителям придётся создавать специализированные поддерживающие среды, в которых, обучающиеся будут чувствовать себя комфортно и безопасно. В частности эти среды должны позволять находящимся в них ученикам свободно выражать свои мысли и чувства, оформлять персональную готовность к общению и сотрудничеству с другими людьми – как из своего непосредственного окружения, так и с исходно незнакомыми.
4. Очень важно, чтобы в рамках такой обновлённой (или пока ещё «обновляемой») модели воспитательной деятельности педагоги осознавали обновление своей роли и позиции при взаимодействии с обучающимися, и, как следствие, не просто транслировали описания норм социального поведения, а непосредственно демонстрировали бы эти нормы на своём собственном примере. За счёт этого, ученики смогут чувствовать себя в школе более комфортно и уверенно. Кроме того, у них появится интерес к эффективному сотрудничеству с другими людьми.
Если вышеобозначенные замечания будут учитываться при проектировании образовательных пространств в конкретных школах, можно смело предполагать, что эти пространства в полной мере обеспечат социальное взаимодействие и сотрудничество в процессе школьного обучения и предоставят необходимые условия для коллективной работы учеников, а соответственно, для развития ими своей социально-коммуникационной компетенции, в частности, для освоения методов командной работы.
Создание в школах таких специализировнных коммуникативно-деятельностных пространств объективно обеспечит самовоспитание школьников – процесс, когда они самостоятельно развивают и преобразуют свой характер, модель поведения, конкретные качества.
Важно при этом понимать, что «школьное образовательное пространство» не обязательно должно создаваться «с чистого листа» и быть гомогенным. Наоборот, продуктивно, когда оно формируется на основе уже существующих и лишь развиваемых, «усиливаемых» школьных сообществ, дополняемых новыми, формируемыми специально. В их состав могут входить спортивные команды, клубы, лектории, тематические и проблемные семинары, занятия в рамках внеурочной деятельности (в их числе – прежде всего, тренинги, которые помогут учащимся развивать социальные, эмоциональные и моральные качества).
Стоит ещё раз остановиться на методах и формах, обеспечивающих решение в нашей стране новых задач воспитания,
Как я уже говорил, большой воспитательный потенциал заложен в проектной деятельности, которая и без того достаточно давно используется в основной школе. Она может быть использована как основа для занятий практически по всем учебным дисциплинам, включая весьма актуальные в настоящее время историю и литературу.
В свою очередь, очень эффективной инфраструктурой для реализации проектной деятельности оказались сетевые школы. Они представляют собой совсем новый подход к организации школьного образования, в рамках которого, используются современные технологии для создания гибких и инновационных условий обучения. Сетевые школы показали свою высокую результативность как инструменты развития у обучающихся разных школ социальных навыков и компетенций. Они предоставляют возможность осваивать учебный материал в онлайн-режиме, общаться с педагогами и другими учениками в режиме реального времени, оперативно получать обратную связь относительно собственных разработок. Кроме того, сетевые школы позволяют использовать широкий спектр методов обучения, которые не могли бы быть реализованы в рамках «традиционного» обучения. Например, в их рамках могут проводиться интерактивные уроки, использующие видео- и аудиоресурсы, а также другие мультимедиа-средства.
Успешную реализацию данной образовательной формы я непосредственно наблюдал, работая в «Сетевой школе дополнительного образования Лидер+», организованную Лицеем №9 г. Красноярска, в которой обучались дети как из краевого центра, так и из других муниципальных образований нашего региона.
И, может быть, самым важным шагом в активном продвижении российской школы к новому воспитанию, стало недавнее решение о создании в России к 2024 году в каждой школе своего театра [11].
Почему это произошло? Театр у нас в стране рассматривался как часть культуры, доступной для избранных. Почему же он должен стать необходимой частью школьного воспитания?
Для того, чтобы ответить на эти вопросы, нужно посмотреть на возможности театра глазами современного учителя-воспитателя. И тогда мы увидим, что массовый школьный театр в самом деле может являться важным и полезным инструментом для массового воспитания современных учеников.
Во-первых, участие школьников в подготовке спектакля требует от них сотрудничества и взаимодействия со всеми, кто готовит и ставит спектакль в данный конкретный момент (в режиме «сейчас и здесь»), формируя у них чувство ответственности и коллективизма. Каждый из участников постановки несет ответственность за свою функцию, и для обеспечения общего успеха должен проявлять высокую дисциплину и усердие в подготовке к постановке.
Во-вторых, школьный театр помогает развивать у детей коммуникативные навыки и, в целом, упоминавшийся мной выше эмоциональный интеллект. В ходе репетиций и выступлений ученики учатся контролировать свои эмоции, выражать их через актерское мастерство и понимать эмоции других людей. Ученики учатся слушать друг друга, выражать свои мысли и эмоции, а также работать в команде. Это помогает им не только на сцене, но и в повседневной жизни.
В-третьих, театр обеспечивает ещё и эффект самовоспитания. Ведь при работе в нём дети учатся контролировать свои эмоции, развивать самодисциплину и самоконтроль. Кроме того, они учатся преодолевать свои страхи и неуверенность в собственных силах, что помогает им повысить свою самооценку и уверенность в своих решениях.
И наконец, в-четвертых, школьный театр может помочь ученикам развить свой творческий потенциал. Участие в постановке спектакля требует от учеников проявления фантазии, креативности и самостоятельности. Успешное выступление на сцене может стать для учеников важным источником уверенности в себе и повышения самооценки.
В целом, учебный театр может помочь ученикам сформировать все установки и качества, обеспечивающие успешность в современной жизни.
Но в целом те же возможности предоставляют коллективные и индивидуальные виды школьного спорта, а также вообще все виды самостоятельной коллективной творческой (это два обязательных условия!) деятельности обучающихся. Отметим, что они могут реализовываться не только в школе, но и в любых других образования, в том числе, в сетевых и виртуальных.
Сделать их полезными и необходимыми для современного воспитания учеников задача непростая, и её решение займёт заведомо не один год. Оно потребует создания в школах новых образовательных пространств, а также повышения квалификации педагогов в плане адаптации учеников к новым социальным и социокультурным реалиям.
Однако, других альтернатив стать действительно результативной у современной системы воспитания в текущей ситуации нет.
Список литературы
1. Друкер Питер, Ф. Посткапиталистическое общество /Постиндустриальная волна на Западе. – М.: 1999.
2. Степанов В.П. Понятие воспитание в современных педагогических исследованиях. Siberian Pedagogical Journal, №2, 121-128, 2017.
3. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Дэниел Гоулман; пер. с англ.А.П. Исаевой. - М.: ACT: ACT МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009. - 478 с.
4. Манохина Н.В., Степанова Т.Е. Потребительская экономика: модель и реальность. Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2(20), 194-201, 2015.
5. Пентабазис, https://ru.wikipedia.org/wiki
6. Харичев А.Д., Шутов А.Ю., Полосин А.В., Соколова Е.Н. Восприятие базовых ценностей, факторов и структур социально-исторического развития России (по материалам исследований и апробации). Журнал политических исследований, Том 6, Выпуск 3, 9-19, 2023.znanium.com/read?id=420175
7. Пройти тест: Тест социального интеллекта Гилфорда. https://psytests.org/iq/guilford-run.html.
8. Аузан А.А. «Культурные коды экономики. Как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа», ООО «Изд-во» АСТ, 2022, 152 с.
9. Гвоздева М.А., Казакова М.В. Исследование понятия человеческого капитала в экономической науке. Социум и власть, №1 (53), 82-87, 2017.
10. Бурдье, Пьер. Социальное пространство: поля и практики [Текст] : перевод с французского : [16+] / Пьер Бурдье ; сост., общ. ред. пер. и послесловие Н. А. Шматко. - Санкт-Петербург : Алетейя, 2014. - 576 с.
11. Министр просвещения обещал к 2024 году открыть в каждой школе свой театр. https://www.rbc.ru/rbcfreenews/637640509a79474bf432dfce
References
1. Drucker, Peter, F. Post-capitalist society /Post-industrial wave in the West. – M.: 1999.
2. Stepanov V.P. The concept of education in modern pedagogical research. Siberian Pedagogical Journal, №2, 121-128, 2017.
3. Goleman, D. Emotional intelligence / Daniel Goleman; translated from English by A.P. Isaeva. - M.: ACT: ACT MOSCOW; Vladimir: CGT, 2009. - 478 p.
4. Manokhina N.V., Stepanova T.E. Consumer Economy: Model and Reality. Human Science: Humanitarian Studies. 2(20), 194-201, 2015.
5. Pentabasis, https://ru.wikipedia.org/wiki 6. Kharichev A.D., Shutov A.Yu., Polosin A.V., Sokolova E.N. Perception of basic values, factors and structures of socio-historical development of Russia (based on research materials and approbation). Journal of Political Studies, Volume
6. Issue 3, 9-19, 2023.znanium.com/read?id=420175 7. Take the test: The Guildford Social Intelligence Test. https://psytests.org/iq/guilford-run.html.
7. Take the test: The Guildford Social Intelligence Test. https://psytests.org/iq/guilford-run.html.
8. Auzan A.A. Cultural codes of economy. How values influence competition, democracy and the welfare of the people, AST Publishing House, LLC, 2022, 152 p.
9. Gvozdeva M.A., Kazakova M.V. The study of the concept of human capital in economics. Society and power, №1 (53), 82-87, 2017.
10. Bourdieu, Pierre. Social space: fields and practices [Text] : translated from French: [16+] / Pierre Bourdieu ; comp., general ed. trans. and afterword by N. A. Shmatko. - St. Petersburg : Aleteya, 2014. - 576 p.
11. The Minister of Education promised to open a theater in each school by 2024. https://www.rbc.ru/rbcfreenews/637640509a79474bf432dfce
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.