Правописание Н, НН в словах различных частей речи.
Оценка 4.6

Правописание Н, НН в словах различных частей речи.

Оценка 4.6
docx
08.05.2020
Правописание Н, НН в словах различных частей речи.
н и нн ря.docx

                                     Русский язык    10 класс

 

Тема: Правописание Н, НН в словах различных частей речи.

Цели:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся, связанные с правописанием н-нн в суффиксах имен прилагательных, наречий, причастий; закрепить умения аргументировать выбор н-нн в суффиксах различных частей речи;
  • развивать аналитические умения: умение анализировать, обобщать, делать выводы;
  • развивать коммуникативные умения, воспитывать бережное отношение к русскому языку.

 

Ход урока

I.Организационный момент.

II.Проверка д/з.

- Опрос уч-ся.

- Индивидуальная работа со слабыми уч-ся (тестовые задания)

III. Словарная работа.

Человечный- Гуманный, достойный человека, отзывчивый, внимательный к чужой личности.

Человеческий- Свойственный человеку. Человеческие недостатки.

IV. Лексическая разминка.

В каком предложении вместо слова человеческий нужно употребить слово человечный?

1.Она думала, что нашла наконец-то родную человеческую душу.

2. Защита человеческого достоинства - одна из самых характерных черт этого публициста.

3. В своих произведениях он часто изображал человеческие страдания.

4.Экзаменатор нам попался очень человеческий.

- Скажите, как называются в русском языке слова, разные по значению, но сходные, близкие по звучанию

V. Работа по теме урока.

1. Сообщение темы урока.

Правописание Н-НН в суффиксах разных частей речи.

Имена прилагательные, образованные от имен существительных.

 

-нн-

-н-

-онн-,-енн-,-ённ-,

+ н

-ин-, -ан-, -ян-

Исключения:

Ветреный день/ ветреный человек

Стеклянный, оловянный,деревянный

 

 

деревянный.

 

 -  в отглагольных прилагательных пишется Н, если прилагательное образовано от глагола несовершенного вида, НН, если прилагательное образовано от глаголов с суффиксами ОВА, ЕВА. ИСКЛ.: жеваный, кованый. ЗАПОМНИТЬ: раненый, смышленый, нежданный, негаданный, невиданный, неслыханный, нечаянный, желанный, деланный.

Обратите внимание на слова:

Старинный, подлинный, истинный, безветренный, гостиный, серебряный.

Запомните: румяный, юный, единый, свиной, зеленый, багряный, пряный.

Различайте: масляная краска - масленый блин, ветреный день - ветряная мельница

Имейте в виду: в кратких прилагательных пишется столько же Н, сколько и в

полных.    Даль туманна. Листы зелены.

 

2. Чтение теоретического материала.

3. Работа по теме урока

Вставить пропущенные буквы, указать части речи в предложенных словосочетаниях и предложениях:

1.     Смотрел рассея..о

2.     Облака рассея..ы

3.     Девочка рассея..а  

4.     Участники эксперимента были ограниче..ы во времени

5.     Необразованные люди часто бывают невежестве..ы и ограниче..ы

6.     Работа комиссии хорошо организова..а

7.     Команда спортсменов дисциплинирова..а и организова..а

(Ответы)

1.Смотрел рассеянно (наречие).

2.Облака рассеяны (краткое причастие).

3.Девочка рассеянна (краткое прилагательное).

4.Участники эксперимента были ограничены во времени (краткое причастие.)

5.Необразованные люди часто бывают невежественны и ограниченны (краткие прилагательные.)

6.Работа комиссии хорошо организована (краткое причастие).

7.Команда спортсменов дисциплинированна и организованна (краткие прилагательные.)

VI. Закрепление.

VII. Итог урока.   Рефлексия.

 VIII. Домашнее задание: §14, упр 200, 202

 


 

Русский язык 10 класс

Русский язык 10 класс

Обратите внимание на слова: Старинный, подлинный, истинный, безветренный, гостиный, серебряный

Обратите внимание на слова: Старинный, подлинный, истинный, безветренный, гостиный, серебряный
Скачать файл