Русский язык 10 класс
Тема: Правописание Н, НН в словах различных частей речи.
Цели:
Ход урока
I.Организационный момент.
II.Проверка д/з.
- Опрос уч-ся.
- Индивидуальная работа со слабыми уч-ся (тестовые задания)
III. Словарная работа.
Человечный- Гуманный, достойный человека, отзывчивый, внимательный к чужой личности.
Человеческий- Свойственный человеку. Человеческие недостатки.
IV. Лексическая разминка.
В каком предложении вместо слова человеческий нужно употребить слово человечный?
1.Она думала, что нашла наконец-то родную человеческую душу.
2. Защита человеческого достоинства - одна из самых характерных черт этого публициста.
3. В своих произведениях он часто изображал человеческие страдания.
4.Экзаменатор нам попался очень человеческий.
- Скажите, как называются в русском языке слова, разные по значению, но сходные, близкие по звучанию
V. Работа по теме урока.
1. Сообщение темы урока.
Правописание Н-НН в суффиксах разных частей речи.
Имена прилагательные, образованные от имен существительных.
-нн- |
-н- |
-онн-,-енн-,-ённ-, .н + н |
-ин-, -ан-, -ян- |
Исключения: |
|
Ветреный день/ ветреный человек |
Стеклянный, оловянный,деревянный
деревянный. |
- в отглагольных прилагательных пишется Н, если прилагательное образовано от глагола несовершенного вида, НН, если прилагательное образовано от глаголов с суффиксами ОВА, ЕВА. ИСКЛ.: жеваный, кованый. ЗАПОМНИТЬ: раненый, смышленый, нежданный, негаданный, невиданный, неслыханный, нечаянный, желанный, деланный.
Обратите внимание на слова:
Старинный, подлинный, истинный, безветренный, гостиный, серебряный.
Запомните: румяный, юный, единый, свиной, зеленый, багряный, пряный.
Различайте: масляная краска - масленый блин, ветреный день - ветряная мельница
Имейте в виду: в кратких прилагательных пишется столько же Н, сколько и в
полных. Даль туманна. Листы зелены.
2. Чтение теоретического материала.
3. Работа по теме урока
Вставить пропущенные буквы, указать части речи в предложенных словосочетаниях и предложениях:
1. Смотрел рассея..о
2. Облака рассея..ы
3. Девочка рассея..а
4. Участники эксперимента были ограниче..ы во времени
5. Необразованные люди часто бывают невежестве..ы и ограниче..ы
6. Работа комиссии хорошо организова..а
7. Команда спортсменов дисциплинирова..а и организова..а
(Ответы)
1.Смотрел рассеянно (наречие).
2.Облака рассеяны (краткое причастие).
3.Девочка рассеянна (краткое прилагательное).
4.Участники эксперимента были ограничены во времени (краткое причастие.)
5.Необразованные люди часто бывают невежественны и ограниченны (краткие прилагательные.)
6.Работа комиссии хорошо организована (краткое причастие).
7.Команда спортсменов дисциплинированна и организованна (краткие прилагательные.)
VI. Закрепление.
VII. Итог урока. Рефлексия.
VIII. Домашнее задание: §14, упр 200, 202
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.