Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова.
Оценка 4.6

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова.

Оценка 4.6
doc
19.12.2020
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова.
конспект урока.doc

 

 

 

 

Конспект урока по русскому языку

2 –А класс

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                     Подготовила:

                                                                                     учитель начальных классов

                                                                                     Вальчук Елена Николаевна

 

 

 

 

г. Красный Луч

 

 

 

 

Урок №45 

Тема. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова.

 

Цель. Создать условия для формирования у учащихся представлений о способах проверки безударного гласного звука в корне.

 

Цель урока направлена на формирование:

 

Личностных результатов: у обучающегося будут сформирована  внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе,  понимание причин успехов в учебе; обучающийся получит возможность для формирования  интереса к познанию русского языка;  самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

 

Метапредметных результатов:

- регулятивные УУД: учащиеся научатся принимать и сохранять учебную задачу, принимать роль в учебном сотрудничестве; учащиеся получат возможность научиться на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых языковых фактов и явлений в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

- познавательные УУД: учащиеся научатся находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос,  ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; учащиеся получат возможность научиться строить небольшие сообщения в устной и письменной форме, обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

- коммуникативные УУД: учащиеся научатся формулировать собственное мнение и позицию, договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя); учащиеся получат возможность научиться  учитывать другое мнение и позицию, договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре), осуществлять действие взаимоконтроля.

 

Предметных результатов: учащиеся научатся правописанию слов с безударными гласными, находить орфограммы в указанных учителем словах, подбирать родственные (однокоренные) слова и формы слов с целью проверки изученных орфограмм в корне слова;  учащиеся получат возможность научиться применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря, использовать орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

 

Тип урока: урок введения нового знания в рамках деятельностного подхода.

Оборудование: учебник «Русский язык 2 класс»  по УМК «Школа России» авт. Канакина, карточки-«листочки» со словами с безударными гласными в корне,  таблица «Алгоритм», фотография «Оленёнок»,  игра «Чудо-яблони», набор карточек для самооценки, карточки с заданиями, клише для вывода, мультимедийная презентация, ноутбук, экран.

 

Ход урока

1. Организационный момент.

Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету скажу вам: «Будет интересно!»

Будем мы читать, писать, строить предложения,

Чтоб сегодня, как всегда, в руки к нам удача шла.

-  Ребята,  вы  все  хотите быть грамотными людьми?  (Да)  Сегодня на уроке вы сделаете еще один шаг к грамотности, узнаете что – то новое о правописании слов.

-Как вы будете работать?  (Поймем, что еще не знаем, а потом постараемся открыть сами новое правило)

- А что нужно делать, чтобы получить новое знание?   (Трудиться, работать самому).

- Молодцы! Давайте пожелаем друг другу удачи в открытии новых знаний о написании слов.

- С чего начнем работу на уроке? (С повторения необходимых знаний)

 

- Сначала вспомним главное правило, как нужно писать на уроке. (Правильно, чисто, аккуратно)

-Обратите внимание, какая пословица написана на слайде. Слайд 2

Аккуратность человека красит.

Проведем разминку для пальцев «Пальцы здороваются». Слайд 3

Идут четыре брата,

Навстречу им большой.

-Здорово, большак!

-Здорово!

Васька-указка, Мишка-середка,

Гришка-сиротка, крошка-Тимошка!

 

- Теперь аккуратно и красиво запишите число, «классная работа».

 

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии

(На доске записаны буквы: а, о, и, е, я.)

-Ребята, прочитайте, какие буквы записаны на доске.

- Почему именно эти буквы я вам предложила?

( Они нам помогут открыть новое знание)

 

- Что вы можете о них рассказать? 

(Это буквы гласные, образуют слог, могут быть ударными и безударными)

- Молодцы! Пропишите эти буквы у себя в тетрадке.

 

- Что такое ударение? (Выделение в слове голосом гласного с большей силой).

- Какой слог называют ударным? безударным?  (Слог, в котором гласный ударный,  называется ударным.  Слог,  в котором гласный безударный, называется безударным).

 

- Наши буквы отправились погулять и встретили группу слов с условными обозначениями. Слайд 4

(На слайде появляются слова: лес, поле, река, цветы;

карточка с условными обозначениями: знак корня и ударения)

 

-Какое задание я хочу вам предложить?

(Мы должны будем в этих словах выделить корень и поставить ударение)

- Давайте вспомним, что такое корень и что нужно сделать, чтобы правильно выделить корень?

( Корень – это общая часть родственных слов. Чтобы правильно выделить корень, нужно подобрать родственные слова и выделить общую часть).

 

- Молодцы, ребята! Подчеркните в этих словах безударные гласные одной чертой, ударные гласные двумя чертами.

- Что вы можете сказать об ударных и безударных гласных в этих словах?

(Ударные гласные находятся в сильной позиции, а безударные в слабой позиции – это опасное место в слове)

- Зачем мы выполняли это задание? (Нам это сегодня пригодится.)

-Кто уже догадался, по какой теме мы будем работать на уроке? Слайд 5

(Ударные и безударные гласные в корне слова. Проверка безударной гласной.)

-Какой следующий шаг мы должны сделать? (Выполнить пробное действие)

-Для чего? (Чтобы понять, что мы не знаем)

 

На доске появляются слова: в…да, в…дный, в…дянистый.

 

-Какое задание я хочу вам предложить? ( Вставить пропущенные буквы в слова).

 

- Правильно. На столе у вас лежит карточка №1, попробуйте каждый сам выполнить это задание. Вы можете пользоваться эталонами проверки орфограмм, которые у нас уже есть. ( У детей на столах карточки с данными словами.  Учащиеся вставляют пропущенные буквы.)

 

-Кто не смог вставить буквы в слова? ( Я не могу вставить пропущенные буквы в слова.)

-В чем ваше затруднение?

(Я не знаю, как надо действовать, чтобы правильно вставить пропущенные буквы в слова)

-Кто смог вставить пропущенные буквы в слова?

- Кто может доказать каким правилом  вы воспользовались? (Я не могу обосновать свой выбор).

-Кто может предъявить эталон? (Я не могу предъявить эталон)

-В чем причина вашего затруднения? (Я не знаю алгоритма (эталона) как надо действовать, чтобы правильно написать безударную гласную в корне)

-Что нам нужно сделать? (Остановиться и подумать)

 

3.Выявление места и причины затруднения.

-Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были вставить пропущенные буквы в слова)

- В чем было наше затруднение? (Мы не смогли правильно вставить пропущенные буквы в слова; не смогли обосновать, каким правилом, эталоном нужно воспользоваться).

 

4. Построение проекта выхода из затруднения.

-Какую цель мы поставим перед собой? Слайд 6

(Узнать правило и алгоритм написания безударной гласной в корне слова).

-В течение урока будем отвечать на вопросы:

ЧТО___________                     ________

ГДЕ____________НАДО____________

КАК_________ПРОВЕРЯТЬ?________

ЧЕМ___________                    ________

Ответим на 1 вопрос, что надо проверять. (Проверять буквы гласных звуков, на которые не падает ударение).

Записаны слова в 2 столбика:

С..ды –

Р..ка -

М..ря –

П..ля-

 - Прочитайте слова. Сравните слова в столбиках.  (Мы не знаем, какие гласные писать о или а;  е или и).

( Возле таблицы №1 ставит а, о, и, е, я)

Рассмотрите слова. Прочитайте их ещё раз. Что заметили?

(Возле таблицы № 1 учитель рисует корень слова, ребёнок у доски выделяет его в словах). Ваши предложения, как выбрать букву гласного.  (Буквы пропущены в корне слов. Подобрать однокоренное проверочное слово. Надо поставить букву под ударение).

Давайте попробуем вставить пропущенные буквы. Слайд 7

 

Читает стихотворение подготовленный ученик.

- Безударный гласный звук,

Разберёшься с ним не вдруг:

      Гора, моря, трава, дела -

      Как правильно писать слова?

     - Чтобы не было сомнения,

     Ставьте звук под ударение:

     Горы, море, травы, дело,

     А теперь пишите смело!

 

- Предлагаю план открытия нового знания по алгоритму: Слайд 8

1.Прочитать слова.

2.  Поставь ударение, выдели корень.

3. Измени слово или подбери однокоренное слово так, чтобы безударная гласная стала ударной (в сильной позиции).

4. Напиши слово, вставь букву.

5. Сделай вывод.

 

5. Реализация построенного проекта.

-Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. 

Представитель группы подходит к учителю и получает:

1. план открытия нового знания;

2. карточку с заданием:

 №1  - м…ря

№2 -  дв…ры

№3 – р…ды

№4 – гр…бы

№5 – цв…ты

№6 – п…тно.

3.Клише для вывода:  Слайд 9

        1. Безударную гласную надо _________________.

        2. Чтобы проверить _______________________ гласную, надо ________________ слово или подобрать ____________________ слово так, чтобы безударный звук стал  ___________.

         3. Обозначение орфограммы:  )

                                            

Учитель организует представление результатов.

- Как проверить свое открытие? (Нужно посмотреть в учебнике)

 

Учащиеся читают правило в учебнике.

-Молодцы! Давайте составим алгоритм как нужно действовать, чтобы правильно написать безударную гласную в корне. Какой шаг будет первым?

 

Игра «Найди ошибки». На слайде 10 шаги алгоритма в неправильном порядке:

- Поставь ударение.

- Обозначь орфограмму.

- Прочитай слово.

- Измени слово или подбери однокоренное слово так, чтобы безударная гласная стала ударной.

- Выдели корень.

- Напиши слово, вставь букву.

 

Дети вспоминают свои действия и ставят шаги в нужной последовательности.

 

- Смогли ли вы преодолеть свое затруднение? (Да)

- Что вы можете теперь делать? (Правильно писать безударную гласную в корне слова)

- Какой следующий шаг на уроке? (Научиться применять новый алгоритм).

ФИЗМИНУТКА

На болоте две лягушки,

Две зелёные подружки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Вправо влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чём секрет -

Всем друзьям физкульт-привет!

 

- Отдохнули и продолжаем работать.

 

 

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

1) - Давайте вернемся к нашему пробному действию. Теперь вы сможете правильно вставить пропущенные буквы и обосновать свой ответ?

(Да, можем, у нас есть алгоритм проверки  - эталон)

 

Дети вставляют нужную букву, обосновывая свой ответ.

2) – Поработаем вместе, применяя наш алгоритм на практике.

 

На доске четыре слова и у детей на партах карточка №2:

                      гр…чи

                      ч…сло

                     в…сна

                      з…ма

- Два слова разбираем вместе, два слова работа в парах.

Девиз: «Умеешь сам – научи другого»

Работа в группах.

Игра «Волшебное дерево» (упражнение в подборе проверочных слов с безударной гласной)

Условие игры: каждый член группы срывает с дерева листочек. На нём слово с пропущенной безударной гласной. Ученик определяет,  какую букву нужно вставить, подобрав проверочное слово.

- Мы поработали вместе, в парах, в группе повторив, как проверить безударную гласную в корне слова.  Какой следующий шаг нужно сделать?

(Поработать самостоятельно)

- С какой целью мы будем работать самостоятельно?

(Чтобы выяснить, могу ли я сам пользоваться данным алгоритмом).

 

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

- Теперь самостоятельно выполните следующее задание. Вставьте пропущенные буквы.

                  1 ряд                  2 ряд                 3 ряд

               гр…чи               пл…ды             л…ства

               скв…рец            р…ка               з…йчиха

              к…рмил            тр…ва                н…чной

               л…тал               п…тно              п…тёрка

Учащиеся самостоятельно выполняют работу с последующей проверкой.

Самопроверка проводится по образцу. Если слово написано верно ставят +, если допущена ошибка знак ? Слайд 11

 

- У кого возникло затруднение при выполнении задания?

 

- Каким алгоритмом вы должны были воспользоваться?

- Исправьте ошибку.

- Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться)

- У кого задание не вызвало затруднения?

- Сделайте вывод.  (Я понял алгоритм проверки безударной гласной)

 

8. Включение в систему знаний.

- Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова?

- Давайте потренируемся в написании безударной гласной в корне слова.

 

- На слайде 12 предложения. Давайте поиграем в игру: потерялась буква. Прочитайте и вставьте пропущенную букву, используя проверочное слово:

На берегу растёт с_сна, а рядом с нею сосны.

Горит красивая зв_зда, а рядом с нею звёзды.

На траве лежит р_са,а рядом с нею росы.

Запишите любое предложение в тетрадь.

Поменяйтесь тетрадками и проверьте, как записал сосед, если он ошибся, то аккуратно исправьте.

Творческая работа.

-А сейчас, ребята, возьмите белые полоски. Хотите стать поэтами? Пожалуйста, расположите строчки так, чтобы получилось четверостишье об этом лесном жителе. Приложение 2.


Среди кустов з…леных           

У речки сер…бристой

Гуляет ол…нёнок,                                    

Телёночек  п…тнистый.


 

оленёнок

 

 

-Пользуясь составленным алгоритмом написания безударной гласной в корне, вставьте пропущенные буквы. Слайд 13

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-Какую цель вы перед собой ставили?

(Узнать правило и алгоритм написания безударной гласной в корне слова)

- Удалось ли достичь цели?

(Да.  Мы знаем, что надо делать, чтобы проверить безударную гласную в корне слова)

- Кто из вас смог сам открыть новое знание? Докажите.

- Кто встретил трудности? В чём? Почему?

-Оцените всю свою деятельность на уроке.

На доске три «волшебных дерева»: красное, желтое и зеленое.  Прикрепите свои листочки Слайд 14

 на красное дерево - если у вас все получилось, не было затруднений

на желтое дерево – если чаще все получается, но были  ошибки;

на зеленое дерево - остались вопросы, часто затрудняюсь.

- Молодцы! А надо ещё тренироваться?  (Да, дома)

Я предлагаю выучить правило на стр. 95-96  и шаги алгоритма , а также  упражнение 145 (если листочки на желтом или зеленом дереве), 150 (если на красном)

 

-Спасибо всем за урок!

 

 

 

 


Конспект урока по русскому языку 2 –А класс

Конспект урока по русскому языку 2 –А класс

Урок №45 Тема. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова

Урок №45 Тема. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова

Оборудование: учебник «Русский язык 2 класс» по

Оборудование: учебник «Русский язык 2 класс» по

Это буквы гласные, образуют слог, могут быть ударными и безударными) -

Это буквы гласные, образуют слог, могут быть ударными и безударными) -

Кто может доказать каким правилом вы воспользовались? (Я не могу обосновать свой выбор)

Кто может доказать каким правилом вы воспользовались? (Я не могу обосновать свой выбор)

Как правильно писать слова? -

Как правильно писать слова? -

Дети вспоминают свои действия и ставят шаги в нужной последовательности

Дети вспоминают свои действия и ставят шаги в нужной последовательности

Мы поработали вместе, в парах, в группе повторив, как проверить безударную гласную в корне слова

Мы поработали вместе, в парах, в группе повторив, как проверить безударную гласную в корне слова

А сейчас, ребята, возьмите белые полоски

А сейчас, ребята, возьмите белые полоски
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.12.2020