Правописание гласных букв в приставках «пре-» и «при-»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 22.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели и задачи урока: обобщить и систематизировать знания о правописании приставок «пре-» и «при-»; углубить понимание условий правильного выбора букв е и и в приставках пре-, при-.6 класс программа М.М. Разумовская. учебный комплекс: М.М. Разумовская, П.А. Лекант цели и задачи урока: а) дидактические (образовательные): обобщить и систематизировать знания о правописании приставок «пре-» и «при-»; углубить понимание условий правильного выбора букв е и и в приставках пре-, при-; б) воспитательные: воспитывать положительное отношение к знаниям в) задачи развития личности учащегося (развивающие): развивать умения классифицировать факты, делать обобщающие выводы, развивать орфографическую зоркость, развивать умение творчески подходить к решению учебных задач; 8) тип урока: комбинированныйконспект
Иконка файла материала конспект.docx
Тема урока: Правописание гласных букв в приставках «пре­» и «при­» Дата: 25.05.11 6 класс программа М.М. Разумовская. учебный комплекс: М.М. Разумовская, П.А. Лекант цели и задачи урока: а) дидактические (образовательные): обобщить и систематизировать знания о правописании  приставок «пре­» и «при­»; углубить понимание условий правильного выбора букв е и и в приставках  пре­, при­; б) воспитательные: воспитывать положительное отношение к знаниям в) задачи развития личности учащегося (развивающие): развивать умения классифицировать факты,  делать обобщающие выводы, развивать орфографическую зоркость, развивать умение творчески  подходить к решению учебных задач; 8) тип урока: комбинированный 9) основные методы и приемы: активный (по источнику знаний), словесный, наглядный (по характеру  восприятия информации) 10) оборудование урока: презентация 11) структура урока, распределение времени по этапам урока; 13) дидактический материал: учебник «Русский язык» 6 класс под ред. М.М. Разумовской толковый и  этимологический словари 14) использованная литература: Методические рекомендации к учебнику «Русский язык» 6кл / под.  ред. Разумовской М., 01. Методическая разработка урока русского языка (6 класс) В. А. ГеймурХод урока Здравствуйте, сегодняшний урок мы начнем с эпиграфа. В разнообразии приставок – разнообразие смысла.  ( К. Чуковский) Посмотрите на него, как вы его понимаете? Наблюдение за материалом: На слайде (доске) написаны слова, Ехать, приехать, заехать, переехать. ­ Чем они отличаются друг от друга? Выделите приставки. Что дает приставка слову? ­Таким образом, мы вспоминаем, что приставка – это словообразовательная часть слова. Каждая  приставка несет в себе определенное значение. Приставка помогает передать смысл. Задание: Разобрать все слова по составу, найти в каждой строчке четвертое лишнее слово. На слайде слова: Безбилетный, премудрая, бесстрашный, исписать Безоблачный, прибить, разжигать, испытать ­ Скажите, а что общего у трёх слов из каждого столбика? (Идет повторение темы: правила приставки  на з/c.) ­ А почему другие слова оказались «лишними» в каждой строке?  ­ Можете ли вы объяснить правописание приставок в этих словах?  Формулируется тема урока: Правописание приставок ПРЕ­ и ПРИ ­ Вы уже хорошо усвоили правописание приставок со звонкой и глухой согласной на конце. А вот  правописание приставок ПРЕ­ и ПРИ­ этим правилом проверить нельзя! В каких случаях мы будем писать приставку «при­», а в каких «пре­»? (элемент проблемности) На этот  вопрос мы и постараемся ответить на сегодняшнем уроке. Для этого в тетради нам надо начертить  таблицу из двух колонок. Первая будет о приставке «при», а вторая о приставке «пре». ­ А сейчас послушайте лингвистическую сказку. В одном из городов страны Морфологии жили сёстры  – приставки При­ и Пре. Пре­ дружила с прилагательными и играла с ними в новые слова: очень  добрая – предобрая, очень гордая – прегордая, очень мудрая – премудрая. Приставка пре­ дочьприставки пере­, она очень похожа на мать. Только одну букву она не взяла от своей матери, букву е.  Благодаря сходству в значении она может заменять пере­ в глаголах: перегородить – преградить,  переступить – преступить.(Выделенные слова с приставкой «пре» отображены на слайде). ­ Итак, какие мы можем сделать вывод? Как вы думаете, в каких случаях пишется приставка «пре»? ­ Давайте проверим наши выводы и прочтем параграф в учебнике. ( Чтение § 31 в учебнике М.М.  Разумовской, П.А. Леканта ). ­ Мы сделали правильные выводы, давайте запишем значение приставки «пре» в нашу таблицу. А теперь рассмотрим значение приставки «при» На следующем слайде дана таблица: Прибежать Присел Пришкольный Приклеить Приехать Прилёг Приусадебный Прилепить Приплыть Прикусил Приморский Прицепить ­ Давайте попробуем определить значение приставки в каждом столбике. Давайте проверим себя: (Следующий слайд) Приближение,  прибытие Неполнота  действия Близость к чему­ либо Присоединение Прибежать Приехать Приплыть Присел Прилёг Пришкольный Приклеить Приусадебный Прилепить Прикусил Приморский Прицепить ­ Давайте сверимся с § 31в учебнике. ­Теперь мы можем заполнить нашу таблицу. (Записывание значения приставки «при»). ­А сейчас мы с вами закрепим материал. На слайде будут появляться картинки, а вы должны  определить приставку и ее значение.(Сначала ученики называют приставку и значение, затем, если они названы верно, сказанное  проецируется на экран. Значении приставки проговаривается учителемили учениками в стихотворной  форме). 1 Слайд. Прибыл ли поезд, приплыл пароход, Космонавт прилетел из вселенной­ В словах придет, прилетит, приплывет Пишется ПРИ­, несомненно. 2 Слайд. Винт привинтил, прикрутил колесо, Приклеил, пришил умело ­ Пишем мы ПРИ­, говоря обо всем, Что добрые руки приделали. 3 Слайд. Язык прикусил ­ не совсем откусил, Пригорело – не значит сгорит. Помни – что сделано, но не совсем, Пишем с приставкой ПРИ­. 4 Слайд. Предлинный достанет до крыши рукой, Прежадный не даст вам конфету. Если “очень такой” или “очень сякой” – ПРЕ­ мы напишем при этом. 5 Слайд. Дожди непрерывные льют в октябре, Но грамотным дождь не преграда. Где очень похожи ПЕРЕ­ и ПРЕ­, Писать только ПРЕ­ там надо ­Таблицу мы заполнили и узнали значение приставок, сейчас вам нужно определить значение  приставки. Закрепление материала:Задание: вставить пропущенную букву и записать в таблицу в колонку с нужной приставкой (в скобках  записать значение приставки) Слайд 1) Час обеда ПР…БЛИЖАЛСЯ,  Топот по двору раздался.  2) Кто­то терем ПР…БИРАЛ  Да хозяев поджидал.  3) Пирожок лишь разломила  Да кусочек ПР…КУСИЛА.  4) Здравствуй, князь ты мой ПР…КРАСНЫЙ!  Что ж ты тих, как день ненастный?  5) ПР…ПЛЫЛА к нему рыбка, спросила:  «Чего тебе надобно, старче?» Перекрестная проверка. На следующем слайде дан текст со вставленными буквами в словах.  Происходит перекрестная проверка, учениками объясняется значение приставок. Если есть ошибки,  еще раз объясняется значение приставок. Комментированное письмо. Задание: записать словосочетания, выделить приставку, объяснить ее написание. Выполняется по  цепочке (или по желанию), проверяется сразу. На слайде: Пр..интересный рассказ, пр..остановить движение, пр..рывать изложение, пр..дорожный  цветок, пр..школьный участок, пр..поднять стол, пр..землиться неудачно, пр..терпевать изменения. Распределительный диктант. Задание: распределить слова по столбикам (приставки «пре» и «при»). Задание выполняется по  вариантам. 1 вариант: Пр…скакать, пр…катить, приказ ,пр…делать, пр…брежный, пр..увеличить, пр… неприятный,пр..зидент, пр…льщать 2 вариант: пр…вокзальная, пр…бить , пр…возносить, пр…вычка, пр…мечать, пр…соединить, пр… бежать,пр…мьер, пр…крыть, пр…одолеть  ­ Ребята, столкнулись ли вы с каким­либо трудностями при выполнении этого задания? (ученики  называют слова, которые вызвали у них затруднение). С помощью толкового и этимологического  словарей ученики определяют значение трудных слов и приставку в них. Делается вывод, что в некоторых словах написание «пре­» и «при­» ­ нельзя проверить – это  словарные слова и надо их запомнить. Также выбор гласного в приставке может определяться значением слова: Прибывать ­ Пребывать ­ находиться где­нибудь 1) прийти, приехать. Прибыть на вокзал. или в каком­нибудь состоянии.2) увеличиться. Приступить ­ подступить или начать. Преступить ­ самовольно нарушить, отступить. Приклоняться ­ наклоняться, пригибаться. Преклоняться ­ чувствовать глубокое уважение, восхищение. Тестовое задание: Тест на слайде. Выполняется индивидуально в тетради. Проверяется устно. 1. Вставьте нужную букву и укажите ряд, в котором на месте пропусков пишется одна и та же буква: а) пр…рекаться, пр…одолеть б) пр…мирять, пр...красный в) пр…выкать, пр...вратить 2. Вставьте нужную букву и укажите ряд, в котором на месте пропусков пишется одна и та же буква: а) пр...выкаю, пр...глашаю б) пр...пятствие, пр...ступить (к работе) в) пр...творить (мечту), пр...выкаю 3. Вставьте нужную букву и укажите ряд, в котором на месте пропусков пишется одна и та же буква: а) пр…сутствовать, пр...одолеть б) пр...рода, пр...града в) пр…гласить, пр...смотреться Итоги урока: ­ Что нам удалось сегодня сделать? (Познакомить с правописанием гласных в приставках ПРЕ­ и ПРИ­, закрепили наши знания, выполняя различные виды работ) Оценивание работы учащихся на уроке. Домашнее задание: Упражнение 337. Переписать, вставляя нужную приставку. (в скобках нужно  определить значение приставки). Используя слова с приставками пре­ и при­ составить рассказ, в котором необходимо описать какой­ нибудь невероятный, фантастический случай, произошедший с вами.(5­7 предложений)

Посмотрите также