Цели и задачи урока: обобщить и систематизировать знания о правописании приставок «пре-» и «при-»; углубить понимание условий правильного выбора букв е и и в приставках пре-, при-.6 класс
программа М.М. Разумовская.
учебный комплекс: М.М. Разумовская, П.А. Лекант
цели и задачи урока:
а) дидактические (образовательные): обобщить и систематизировать знания о правописании приставок «пре-» и «при-»; углубить понимание условий правильного выбора букв е и и в приставках пре-, при-;
б) воспитательные: воспитывать положительное отношение к знаниям
в) задачи развития личности учащегося (развивающие): развивать умения классифицировать факты, делать обобщающие выводы, развивать орфографическую зоркость, развивать умение творчески подходить к решению учебных задач;
8) тип урока: комбинированныйконспект
Тема урока: Правописание гласных букв в приставках «пре» и «при»
Дата: 25.05.11
6 класс
программа М.М. Разумовская.
учебный комплекс: М.М. Разумовская, П.А. Лекант
цели и задачи урока:
а) дидактические (образовательные): обобщить и систематизировать знания о правописании
приставок «пре» и «при»; углубить понимание условий правильного выбора букв е и и в приставках
пре, при;
б) воспитательные: воспитывать положительное отношение к знаниям
в) задачи развития личности учащегося (развивающие): развивать умения классифицировать факты,
делать обобщающие выводы, развивать орфографическую зоркость, развивать умение творчески
подходить к решению учебных задач;
8) тип урока: комбинированный
9) основные методы и приемы: активный (по источнику знаний), словесный, наглядный (по характеру
восприятия информации)
10) оборудование урока: презентация
11) структура урока, распределение времени по этапам урока;
13) дидактический материал: учебник «Русский язык» 6 класс под ред. М.М. Разумовской толковый и
этимологический словари
14) использованная литература: Методические рекомендации к учебнику «Русский язык» 6кл / под.
ред. Разумовской М., 01. Методическая разработка урока русского языка (6 класс) В. А. ГеймурХод урока
Здравствуйте, сегодняшний урок мы начнем с эпиграфа.
В разнообразии приставок – разнообразие смысла.
( К. Чуковский)
Посмотрите на него, как вы его понимаете?
Наблюдение за материалом:
На слайде (доске) написаны слова,
Ехать, приехать, заехать, переехать.
Чем они отличаются друг от друга? Выделите приставки. Что дает приставка слову?
Таким образом, мы вспоминаем, что приставка – это словообразовательная часть слова. Каждая
приставка несет в себе определенное значение. Приставка помогает передать смысл.
Задание: Разобрать все слова по составу, найти в каждой строчке четвертое лишнее слово. На слайде
слова:
Безбилетный, премудрая, бесстрашный, исписать
Безоблачный, прибить, разжигать, испытать
Скажите, а что общего у трёх слов из каждого столбика? (Идет повторение темы: правила приставки
на з/c.)
А почему другие слова оказались «лишними» в каждой строке?
Можете ли вы объяснить правописание приставок в этих словах?
Формулируется тема урока: Правописание приставок ПРЕ и ПРИ
Вы уже хорошо усвоили правописание приставок со звонкой и глухой согласной на конце. А вот
правописание приставок ПРЕ и ПРИ этим правилом проверить нельзя!
В каких случаях мы будем писать приставку «при», а в каких «пре»? (элемент проблемности) На этот
вопрос мы и постараемся ответить на сегодняшнем уроке. Для этого в тетради нам надо начертить
таблицу из двух колонок. Первая будет о приставке «при», а вторая о приставке «пре».
А сейчас послушайте лингвистическую сказку. В одном из городов страны Морфологии жили сёстры
– приставки При и Пре. Пре дружила с прилагательными и играла с ними в новые слова: очень
добрая – предобрая, очень гордая – прегордая, очень мудрая – премудрая. Приставка пре дочьприставки пере, она очень похожа на мать. Только одну букву она не взяла от своей матери, букву е.
Благодаря сходству в значении она может заменять пере в глаголах: перегородить – преградить,
переступить – преступить.(Выделенные слова с приставкой «пре» отображены на слайде).
Итак, какие мы можем сделать вывод? Как вы думаете, в каких случаях пишется приставка «пре»?
Давайте проверим наши выводы и прочтем параграф в учебнике. ( Чтение § 31 в учебнике М.М.
Разумовской, П.А. Леканта ).
Мы сделали правильные выводы, давайте запишем значение приставки «пре» в нашу таблицу.
А теперь рассмотрим значение приставки «при»
На следующем слайде дана таблица:
Прибежать
Присел
Пришкольный
Приклеить
Приехать
Прилёг
Приусадебный
Прилепить
Приплыть
Прикусил
Приморский
Прицепить
Давайте попробуем определить значение приставки в каждом столбике.
Давайте проверим себя: (Следующий слайд)
Приближение,
прибытие
Неполнота
действия
Близость к чему либо Присоединение
Прибежать
Приехать
Приплыть
Присел
Прилёг
Пришкольный
Приклеить
Приусадебный
Прилепить
Прикусил
Приморский
Прицепить
Давайте сверимся с § 31в учебнике.
Теперь мы можем заполнить нашу таблицу. (Записывание значения приставки «при»).
А сейчас мы с вами закрепим материал. На слайде будут появляться картинки, а вы должны
определить приставку и ее значение.(Сначала ученики называют приставку и значение, затем, если они названы верно, сказанное
проецируется на экран. Значении приставки проговаривается учителемили учениками в стихотворной
форме).
1 Слайд.
Прибыл ли поезд, приплыл пароход,
Космонавт прилетел из вселенной
В словах придет, прилетит, приплывет
Пишется ПРИ, несомненно.
2 Слайд.
Винт привинтил, прикрутил колесо,
Приклеил, пришил умело
Пишем мы ПРИ, говоря обо всем,
Что добрые руки приделали.
3 Слайд.
Язык прикусил не совсем откусил,
Пригорело – не значит сгорит.
Помни – что сделано, но не совсем,
Пишем с приставкой ПРИ.
4 Слайд.
Предлинный достанет до крыши рукой,
Прежадный не даст вам конфету.
Если “очень такой” или “очень сякой” –
ПРЕ мы напишем при этом.
5 Слайд.
Дожди непрерывные льют в октябре,
Но грамотным дождь не преграда.
Где очень похожи ПЕРЕ и ПРЕ,
Писать только ПРЕ там надо
Таблицу мы заполнили и узнали значение приставок, сейчас вам нужно определить значение
приставки.
Закрепление материала:Задание: вставить пропущенную букву и записать в таблицу в колонку с нужной приставкой (в скобках
записать значение приставки)
Слайд
1) Час обеда ПР…БЛИЖАЛСЯ,
Топот по двору раздался.
2) Ктото терем ПР…БИРАЛ
Да хозяев поджидал.
3) Пирожок лишь разломила
Да кусочек ПР…КУСИЛА.
4) Здравствуй, князь ты мой ПР…КРАСНЫЙ!
Что ж ты тих, как день ненастный?
5) ПР…ПЛЫЛА к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Перекрестная проверка. На следующем слайде дан текст со вставленными буквами в словах.
Происходит перекрестная проверка, учениками объясняется значение приставок. Если есть ошибки,
еще раз объясняется значение приставок.
Комментированное письмо.
Задание: записать словосочетания, выделить приставку, объяснить ее написание. Выполняется по
цепочке (или по желанию), проверяется сразу.
На слайде: Пр..интересный рассказ, пр..остановить движение, пр..рывать изложение, пр..дорожный
цветок, пр..школьный участок, пр..поднять стол, пр..землиться неудачно, пр..терпевать изменения.
Распределительный диктант.
Задание: распределить слова по столбикам (приставки «пре» и «при»). Задание выполняется по
вариантам.
1 вариант: Пр…скакать, пр…катить, приказ ,пр…делать, пр…брежный, пр..увеличить, пр…
неприятный,пр..зидент, пр…льщать
2 вариант: пр…вокзальная, пр…бить , пр…возносить, пр…вычка, пр…мечать, пр…соединить, пр…
бежать,пр…мьер, пр…крыть, пр…одолеть
Ребята, столкнулись ли вы с какимлибо трудностями при выполнении этого задания? (ученики
называют слова, которые вызвали у них затруднение). С помощью толкового и этимологического
словарей ученики определяют значение трудных слов и приставку в них.
Делается вывод, что в некоторых словах написание «пре» и «при» нельзя проверить – это
словарные слова и надо их запомнить.
Также выбор гласного в приставке может определяться значением слова:
Прибывать
Пребывать находиться гденибудь
1) прийти, приехать. Прибыть на вокзал.
или в какомнибудь состоянии.2) увеличиться.
Приступить подступить или начать.
Преступить самовольно нарушить,
отступить.
Приклоняться наклоняться, пригибаться.
Преклоняться чувствовать глубокое
уважение, восхищение.
Тестовое задание: Тест на слайде. Выполняется индивидуально в тетради. Проверяется устно.
1. Вставьте нужную букву и укажите ряд, в котором на месте пропусков пишется одна и та же буква:
а) пр…рекаться, пр…одолеть
б) пр…мирять, пр...красный
в) пр…выкать, пр...вратить
2. Вставьте нужную букву и укажите ряд, в котором на месте пропусков пишется одна и та же буква:
а) пр...выкаю, пр...глашаю
б) пр...пятствие, пр...ступить (к работе)
в) пр...творить (мечту), пр...выкаю
3. Вставьте нужную букву и укажите ряд, в котором на месте пропусков пишется одна и та же буква:
а) пр…сутствовать, пр...одолеть
б) пр...рода, пр...града
в) пр…гласить, пр...смотреться
Итоги урока:
Что нам удалось сегодня сделать? (Познакомить с правописанием гласных в приставках ПРЕ и ПРИ,
закрепили наши знания, выполняя различные виды работ)
Оценивание работы учащихся на уроке.
Домашнее задание: Упражнение 337. Переписать, вставляя нужную приставку. (в скобках нужно
определить значение приставки).
Используя слова с приставками пре и при составить рассказ, в котором необходимо описать какой
нибудь невероятный, фантастический случай, произошедший с вами.(57 предложений)