Правописание имён собственных усваивается умственно отсталыми школьниками с большими трудностями. Это понятие формируется постепенно, на протяжении ряда лет, опираясь на один из основных принципов обучения умственно отсталых школьников – от конкретного к абстрактному.
Во втором и третьем классах учащиеся усваивают правописание конкретных имён собственных (без терминологии): во втором классе – большой буквы в именах, фамилиях людей, кличках животных; в третьем – большой буквы в отчествах людей, в названиях городов, сел, деревень, улиц. И только в четвёртом классе даётся понятие об имени собственном, расширяется круг собственных имён (к ним относят названия стран, рек, морей, гор). В результате формируется правило: «Имена собственные пишутся с заглавной буквы».
Такое концентрическое построение программного материала помогает рассредоточить трудности усвоения правописания имён собственных, обогащает словарь учащихся, способствует постепенному подведению их к формированию грамматического понятия.
правописание имен собственных.doc
Правописание имён собственных
Правописание имён собственных усваивается умственно отсталыми школьниками с
большими трудностями. Это понятие формируется постепенно, на протяжении ряда лет,
опираясь на один из основных принципов обучения умственно отсталых школьников – от
конкретного к абстрактному.
Во втором и третьем классах учащиеся усваивают правописание конкретных имён
собственных (без терминологии): во втором классе – большой буквы в именах, фамилиях
людей, кличках животных; в третьем – большой буквы в отчествах людей, в названиях
городов, сел, деревень, улиц. И только в четвёртом классе даётся понятие об имени
собственном, расширяется круг собственных имён (к ним относят названия стран, рек,
морей, гор). В результате формируется правило: «Имена собственные пишутся с заглавной
буквы».
Такое концентрическое построение программного материала помогает
рассредоточить трудности усвоения правописания имён собственных, обогащает словарь
учащихся, способствует постепенному подведению их к формированию грамматического
понятия.
В то же время каждое отдельное правило правописания большой буквы само по себе
является сложным, поскольку требует определённого уровня обобщения. Кроме того, в
основе его усвоения лежит не зрительномоторное запоминание, а суждение,
заключающееся, прежде всего в отнесении слов к той или иной категории, а затем в
установлении их правописания.
Для обучения правописанию имён собственных рекомендуют следующие задания.
1. Прочитать слова (Ваня, Маша). Сказать, что они обозначают.
2. Назвать имена детей класса. Сделать вывод о том, что есть слова, которые
обозначают имена (фамилии, клички животных и т.д.).
3. Прочитать имена (фамилии, клички). Обратить внимание на их правописание.
Сделать вывод: «Имена людей (фамилии, клички животных) пишутся с большой
буквы».
Сложность для умственно отсталых детей представляет различение имён
собственных и нарицательных. Первые упражнения должны быть направлены на выделение
имён собственных.
1. Прочитать. (Мальчик Ваня. Мальчик Петя. Девочка Катя. Девочка Галя.)
Выписать имена мальчиков, девочек. (Мальчики:... Девочки:…) Сказать, с какой
буквы пишутся имена. Подчеркнуть большую букву в именах мальчиков, девочек.
2. Дописать клички животных. Клички животных писать с большой буквы. (Собаки:
Жучка, … . Кошки: Мурка, … . Кровы: Бурёнка, … . Лошади: Сивка, … .)
Подчеркнуть большую букву в кличках животных.
3. Прочитать. (Моя фамилия Иванов. Фамилия моей мамы Иванова. Фамилия
моего папы Иванов. Наша фамилия Ивановы.)
Написать свою фамилию, фамилию своей мамы, своего папы. Сказать, с какой
буквы пишутся фамилии людей. Подчеркнуть большую букву в фамилиях людей.
4. Прочитать и обратить внимание на большую букву в именах и отчествах людей.
(Мою маму зовут Лидия Ивановна. Моего папу зовут Сергей Петрович. Мою
учительницу зовут Нина Михайловна.)
5. Прочитать (город Москва, город Саратов, деревня Коробово, деревня
Перхушково, улица Пушкинская, улица Московская). Написать названия городов,
деревень, улиц по образцу. (Города: …, … Деревни: …, … . Улицы: …, … .)
Подчеркнуть большую букву в названиях городов, деревень, улиц. Во всех этих упражнениях даны конкретные указания, к каким категориям
относятся слова, и характер их написания. В то же время они только подводят учащихся к
дифференциации слов. Следующие виды упражнений в большей степени должны
способствовать различению имён собственных и нарицательных.
1. Прочитать текст.
Коля Иванов любит животных. У него живут кошка Мурка, собака Тобик. Он
приручил скворца. Скворца назвали Яшка. Коля жил в деревне. У него там были гусь
Фомка и курочка Хохлатка.
Выписать клички животных по образцу (кошка Мурка, собака Тобик). Сказать, в каких
словах пишется большая буква. Подчеркнуть слова, которые пишутся с большой буквы.
2. Составить предложение из данных слов. Сначала надо писать, о ком говорится в
предложении, потом – что говорится. (Корова. Собака. Кошка. Каштанка. Зорька.
Мурка. Мычит. Лает. Ловит мышей.)
Подчеркнуть клички животных. Сказать, с какой буквы написаны клички.
3. Прочитать текст.
Мы живём в городе Саратове. Дядя работает в Ростове. Брат служит в
Москве. Дедушка живёт в селе Горохово.
Списать текст. Подчеркнуть названия населённых пунктов. Сказать, с какой буквы
они пишутся.
В четвёртом классе повторяется правописание с большой буквы имён, фамилий,
отчеств людей, кличек животных, названий населённых пунктов и др. Затем даётся первое
представление об именах собственных, т.е. все уже знакомые категории слов подводятся
под данное грамматическое понятие, и формулируется правило правописания имён
собственных. Далее можно рекомендовать упражнения, закрепляющие это понятие.
1. Написать полные имена людей. (Маша, Вася, …. Образец: Маша – Мария.)
Подчеркнуть большую букву в именах собственных.
2. Дописать предложения, вставляя имена собственные.
Столица нашей Родины – город …. Я знаю города: ….
собственные.
3. Написать свой почтовый адрес. Подчеркнуть имена собственные. Объяснить их
правописание.
Подчеркнуть названия городов. Сказать, с какой буквы написаны имена
Следующим этапом является подведение под понятие «имя собственное» названий
стран, рек, морей, гор, определение их написания и закрепление правописания всех
перечисленных выше имён собственных.
Обогащение словаря учащихся новыми словаминазваниями, включение имён
собственных во все упражнения при изучении других тем будут способствовать в
дальнейшем закреплению данного орфографического правила.
Литература:
1.Аксёнова А. К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. – М.:
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе //Под ред. В.В. Воронковой. –
М.: ШколаПресс, 1994.
3. Воронкова В. В. Обучение грамоте и правописанию в I – IV классах вспомогательной
школы. – М.: Просвещение, 1995. 4. Обучение учащихся I – IV классах вспомогательной школы //Под ред. В.Г. Петровой. –
М.: Просвещение, 2007.
"Правописание имён собственных"
"Правописание имён собственных"
"Правописание имён собственных"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.