Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Русский язык
СЛОВО
ПРАВОПИСАНИЕ ПРОВЕРЯЕМЫХ БУКВ
СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА
Урок 16 (13).
Тема: Правописание проверяемых букв согласных в корне слова
Цель:
– развитие умений находить орфограммубукву согласного в конце и середине слова, писать слова с этими
орфограммами и проверять написанное.
Символы:
П – повышенный уровень
М – максимальный уровень
Этапы урока
Формирование УУД,
Ход урока
ТОУУ (технология оценивания
учебных успехов)
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
4
1. Проверка домашнего задания
– Прочитайте слова и букву рядом с ними (слова представлены на
слайде презентации или на доске): п ловкий, р дуб, г рюкзак, о просьба,
я рог, т пробка, д молотьба, к рыбка, и образ.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем,
иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в
виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа объектов
делать выводы.
© ООО «Баласс», 2013
15. Обобщать и классифицировать
по признакам.
6. Ориентироваться на развороте
учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
– Выпишите буквы, написанные около слов, в которых происходит:
I вариант: оглушение согласного звука;
II вариант: озвончение согласного звука.
– Какие слова у вас получились? (Прятки, год.)
– Какая орфограмма есть в каждом слове?
– Расскажите правило, которое надо знать, чтобы не ошибиться в выборе
буквы. Запишите проверочные слова, обозначьте орфограмму.
– Когда происходит оглушение согласного звука? (Когда звонкий
согласный стоит в конце слова или перед глухим согласным в середине
слова.)
– Какие слова из домашнего упражнения, в которых происходит
оглушение, вы выписали?
– Почему не выписали слова песня, светлый? (Перед сонорными [н'], [л]
оглушение не происходит.)
– Когда происходит озвончение согласного? (Когда глухой согласный
стоит перед звонким парным согласным.) Приведите пример.
II.
Формулирование
проблемы,
планирование
деятельности.
Открытие новых
знаний.
1 3 3
– Выберите вариант, подходящий к теме урока, и сформулируйте его
задачу.
? ? ? ?
согл. + глух. парн., согл. + гл., согл. + звон. непарн. (сон.), согл. + звон.
парн.
? ?
(согл. + глух. парн., согл. + звон. парн.)
Задача урока: как найти орфограммубукву согласного в середине слова
и как правильно писать слова с этой орфограммой.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать
своё предположение на основе
работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной
задачей.
3. Прогнозировать предстоящую
работу (составлять план).
© ООО «Баласс», 2013
2ΙΙI. Развитие
умений –
применение
знания.
– Составим план урока.
План (примерный).
Учитель составляет план вместе с детьми.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
1 5 4 2 4
Работа по учебнику.
1. Работа в группах.
1. Упр. 49 – развивается умение различать по значению сходные в
звучании слова и подбирать к ним проверочные.
Ученики в каждой группе произносят и объясняют значение одного
слова:
парок – лёгкий пар;
порог – брусок между полом и дверью;
порок – а) серьёзный недостаток в характере человека;
б) название болезни (порок сердца);
пирог – изделие из теста.
От каждой группы ученики записывают на доске слово, рядом
произношение (транскрипцию), затем устно объясняют значение
слов.
Произношение первых трёх слов одинаковое: [парок].
– Что нужно знать, чтобы правильно написать слова, которые сходно
звучат? (Нужно знать значение и уметь подбирать проверочные слова как
для букв безударных гласных, так и для букв согласных.)
2. Упр. 50 – развивается умение находить слова с орфограммойбуквой
4. Осуществлять познавательную и
личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными
задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной
форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
© ООО «Баласс», 2013
3согласного в середине и конце слова.
Ученики в группах выполняют задания самостоятельно, затем от
каждой группы учитель просит записать слова на доске: от одной
группы – с буквой согласного в конце слова, от другой – с буквой
согласного в середине слова, от третьей, четвёртой – по два слова, в
которых написание буквы согласного в середине слова не нужно
проверять.
После выполнения задания: сделайте вывод, если рядом два согласных
звука, всегда есть орфограмма? (Перед звонкими непарными буквы
согласных мы пишем так, как слышим; поэтому перед звонкими
непарными нет орфограммы.)
2. Развитие умения применять правило.
1. Упр. 51 – развивается умение выбирать проверочные слова для слов с
орфограммойбуквой согласного в середине слова и писать слова с этой
орфограммой.
Образец рассуждения:
Книжка. В слове книжка буква ж – орфограмма, так как в середине
слова есть парный глухой согласный [ш] перед глухим [к].
Проверочными будут слова книжечка,
книжный (перед звонким
непарным нет орфограммы).
2. Упр. 52 – развивается умение различать разные виды орфограмм и
группировать слова в соответствии с видом орфограммы.
Сначала ученики читают про себя, затем устно объясняют написание
букв на месте пропусков, называют орфограммы в словах. Затем
выписывают слова группами и обозначают орфограммы.
1) Садовод (садоводы), огород (огородик).
© ООО «Баласс», 2013
42) Грядки (грядочки), в беспорядке (беспорядок).
3) Семян (семя), смешались (смесь).
4) Жил.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
Послушайте правило в стихах:
Парные согласные – самые опасные!
В корне ты их проверяй –
Рядом гласный подставляй.
– Когда буквы, которые обозначают парные согласные звуки, являются
орфограммами? (Если согласные звуки находятся в конце слова или
перед другими парными по глухостизвонкости согласными.)
– Как надо проверять написание букв согласных? (Изменить слово или
VΙ . Итог урока.
© ООО «Баласс», 2013
5подобрать однокоренное, чтобы после согласного был гласный звук.) 4
4
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
V. Домашнее
задание.
Упр. 4, с. 53.
Деятельность учеников:
– Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами, устанавливать несоответствие произношения и написания.
© ООО «Баласс», 2013
6