Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Русский язык
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ Ъ И Ь
Урок 53 (47).
Тема: Правописание слов с разделительными ъ и ь
Цель:
– развитие умений находить орфограммыбуквы разделительный ь и ъ, графически их обозначать, объяснять отсутствие
орфограммыбуквы разделительного ъ после приставок, писать слова с этими орфограммами;
– дальнейшее овладение родным языком на основе усвоения новых синонимических рядов, понимания оттенков значений
слов;
– развитие умений устной и письменной речи при редактировании текстов.
Символы:
П – повышенный уровень
М – максимальный уровень
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
3 4
1. Словарный диктант.
Характерный, календарь, хоккей, чувство, аллея, абрикос, рябина,
команда, лимон.
Учитель напоминает, что в первом слове есть два варианта
постановки ударения: характерный (для чегото) и характерный
Формирование УУД,
ТОУУ
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять информацию в виде
схемы.
3. Выявлять сущность, особенности
объектов.
4. На основе анализа объектов
делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по
© ООО «Баласс», 2013
1(характерная актриса).
– С любым словом запишите предложение и поставьте в нём ударение.
II.
Формулирование
проблемы,
планирование
деятельности.
IIΙ . Развитие
умений –
применение
знания.
1 3 3
– Какую орфограмму вы обозначили в словах в домашнем упр. 1?
Запишите название орфограммы в тетрадях (разделительный ъ и ь).
– Допишите ключевые слова этой темы. (Корень, приставка, звук [й'].)
– Сформулируйте цель урока.
– Как вы думаете, что мы должны повторить на уроке? чему научиться?
– Давайте составим план.
Учитель вместе с детьми составляет план.
– Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план,
планировали свою деятельность.)
1 3 5 1 3
1. Работа в учебнике.
1. Упр. 167. Выполняется под руководством учителя:
– чтение слов;
– выяснение лексического значения;
– называние приставки в слове;
– наблюдение: почему не во всех словах с приставками написан
разделительный ъ (в словах пояснил, выезд и др. приставка оканчивается
на согласный);
– списывание;
признакам.
6. Ориентироваться на развороте
учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать
своё предположение на основе
работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной
задачей.
3. Прогнозировать предстоящую
работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и
личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными
задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной
форме.
4. Умение работать в паре.
© ООО «Баласс», 2013
2Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё
отношение к героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
– обозначение изученных орфограмм;
– проверка.
2. Ученики читают словасинонимы в рамке после упр. 167,
объясняют их значение, устанавливают близость между ними, устно
составляют предложения с этими словами.
– Как называются слова, которые имеют близкое значение, но
различаются по звучанию, написанию? (Синонимы.)
– Рассмотрите рисунок на с. 136. Правильно ли понял Афанасий
последнее выражение в рамке? (Нет. Это выражение употребляется в
переносном, а не в прямом значении, жевать ничего не надо.)
3. Упр. 168 – ознакомительное чтение учениками текста про себя.
Вопросы после чтения:
– О чём этот текст? Как вы поняли, чем отличаются значения слов в
рамке?
Слова объяснить и разъяснить обозначают практически одно и то
же: «сделать чтолибо ясным, понятным». То же значение и у
глагола втолковать, который употребляется в разговорной речи, в
быту.
Выражение «разжевать и в рот положить» также употребляется
в разговорной речи, но имеет дополнительный оттенок значения:
«очень подробно и доступно объяснить».
– Прочитайте предложения, в которых выражена главная мысль текста.
(Последний абзац.)
– Выполните самостоятельно письменные задания.
Взаимопроверка.
4. Упр. 169. Два ученика работают у доски. Один выписывает
существительные, другой – глаголы. Коллективная проверка.
© ООО «Баласс», 2013
3Учитель
обращает внимание на перенос слов с разделительными ь, ъ.
Запись: объедение, подъезд, запью.
Упр. 170. Диктант с подготовкой и самопроверкой.
Методическая рекомендация: обратить внимание на слова в рамке,
смысловую общность между ними. Это упражнение используется
как подготовительное для следующего упражнения по исправлению
(редактированию) текста.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
2. Работа по развитию речи – редактирование текста.
Упр. 171.
Цель работы – редактирование, замена повторяющегося слова
подходящими синонимами. Неоправданно повторяется слово
простор.
– Какими синонимами можем заменить слово простор? В каких
предложениях? (Во 2м предложении слово простор можно заменить
словом приволье, в 3м – раздолье.)
© ООО «Баласс», 2013
4– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
VΙ . Итог урока.
4 4
– Прочитайте ключевые слова раздела на с. 139 и сравните их со
словами, которые вы назвали в начале урока. Нужно ли их дополнить?
– Приведите примеры слов с названными орфограммами в корне, между
приставкой и корнем.
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
V. Домашнее
задание.
Упр. 2 и 3, с. 140.
Деятельность учеников:
– Анализировать состав слова, осознанно выбирать разделительный ъ или ь, исходя из состава слова и фонетических
опознавательных признаков.
© ООО «Баласс», 2013
5