Православная культура. Тема урока: «Язык, который нас объединяет».
Оценка 4.7

Православная культура. Тема урока: «Язык, который нас объединяет».

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
воспитательная работа
4 кл
16.11.2017
Православная культура. Тема урока: «Язык, который нас объединяет».
Предметная область: компонент образовательного учреждения – Основы православной культуры. Тип урока – комбинированный урок Тема урока: «Язык, который нас объединяет». 4 класс Цель: осознание того, что язык молитвы является языком, который объединяет нас всех и воссоединяет с Отцом Небесным в храме Его, необходимости хранить чистоту и разум языка.
Конспект.docx
«Язык, который нас объединяет». Ход урока: 1 этап                         Самоопределение к деятельности  (орг. момент) Звучит  колокольный звон.  Дети входят в класс, знакомятся с гостями. ­ 15  октября в нашей гимназии  стартовал новый  проект. ­  Какое название он носит? («Родная речь»)  ­ Чему он посвящён? 2 этап                               Создание проблемной  ситуации. ­ Сегодня в рамках нашего проекта мы собрались  на необычный урок. ­ Что в нём необычного? (Актовый зал, дети из разных классов, гости,  оформление, нет учебников, тетрадей…) ­ Необычное место проведения, все мы, собравшиеся здесь, такие разные и по  возрасту, и из разных классов, а что же нас всех объединяет? ­ Мы поразмышляем над этим вопросом, а пока я предлагаю  вам подумать над  загадкой  (вносим 4 коробочки).  Раскройте, достаньте табличку и прочитайте,  что там написано.  ­ Обратили ли вы внимание, на чём сделаны записи? ­   Когда человеком использовались такие материалы для письма?  ­  Ещё не изобрели бумагу, но язык уже существовал и люди находили способы  записать что­ то важное, главное.  ­ Получилось  прочитать? (Нет)  Давайте обменяемся, может, тогда сможем  прочитать? (Нет, здесь написано на разных языках, которых мы не знаем) ­ Верно, а вы не задумывались, почему люди говорят не на одном  языке?   Откуда появилось много разных языков? ­ Давайте вспомним это библейское повествование  (мультфильм «Вавилонская  башня»). ­ Господь лишил людей возможности понимать друг друга и  рассеял по всей  земле. С того времени  Вавилон означает – смешение (указать  на башню). А  люди стали говорить на разных языках. 1 3 этап          Организация деятельности по выходу  на тему урока,  постановка учебных задач                           ­ Подумайте, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?  (о языке) ­ Посмотрите на доску и выберите из предложенных тем ту, которая, на ваш  взгляд,  наиболее точно и ярко отражает тему нашего урока?     Язык нашего общения.   Язык, как средство передачи информации.    Язык, который нас объединяет ­ Хорошо, с темой урока мы определились. Цель урока: осознать, что люди обладают великим даром – словом, языком,  молитвы, который объединяет нас всех и соединяет с Отцом Небесным в храме  Его;   хранить чистоту и разум языка.  ­  А какие задачи поставим?   (выносим на доску) Мы выбрали темой нашего урока «Язык, который нас объединяет», значит нам  нужно: 1. ответить на  вопрос и доказать… (какой язык нас объединяет, перед  кем, для чего)  2. узнавать …  новое о языке    ­ т. к. вы будете работать в группах, вы должны:         3.  уметь… слушать, слышать друг друга, договариваться друг с другом. ­  А вы бы хотели, чтобы в ходе нашего урока мы вместе что­то создали?         4.  участвовать… в творческом, созидательном процессе. ­ Ребята, на что похожи наши коробочки? (на камни, кирпичи) ­ А что можно построить из кирпичей?   (дом, храм)  ­ Ветхозаветные люди построили башню греха, а что построить предлагаете вы?  ­ Давайте  строить храм. Заложим его основание.  (Ставят первые 4 коробки) 2 4 этап      Построение проекта решения учебных задач урока.  Этап совместного открытия знаний. Работа над лексическим значением слова «язык». Работа  над языком мимики и жестов, языком цвета, звуков. Лексическое значение слова «язык». ­ Итак, мы будем говорить о языке, который нас объединяет. Сейчас вы будете в группах обсуждать лексическое значение слова «язык» по тому предмету,  который вам достанется. Ваш ответ должен быть построен по плану. На   обсуждение вам даётся 2 мин. По окончании времени выберите, кто будет  представлять вашу  группу. ­  Если задание выполните верно, я выдам вам букву. Из них в конце урока,  объединившись все вместе, мы сможем сложить  фразу, которую не смогли  прочитать вначале.  Вносим 4 коробочки:  1 гр.  ­ картинка с языком                                                                                    2 гр. ­ колокольчики                                             3 гр. ­  свеча, спички                                             4 гр. ­  учебники разного языка  (табличка на доске:  русский, английский, …) ­ Существует около 3000 языков.                             (ставим песочные часы) *  презентация ответов, вручение букв, строительство храма ­ А теперь посмотрите отрывок из пьесы Генриха Фегерейдо и послушайте, что  говорил о языке древнегреческий баснописец Эзоп. Сценка: Ксанф:   ­ Эзоп, принеси мне самое скверное, что есть на свете. Эзоп (приносит язык) ­ Ты велел купить мне самое худшее, что есть на свете. Язык является  источником мерзости.  Языком мы предаём, убиваем, презираем. Посредством  языка можно лгать, хитрить, ссориться. Он может вызывать войну! Так, что,  Ксанф, язык это самое худшее из того, что мы знаем. Ксанф: ­ Браво! А теперь принеси нам самое лучшее, что может быть на свете. Эзоп (приносит язык) Ксанф: 3 ­ Язык? Опять Язык?! Ну почему? Эзоп: ­ Ты велел купить самое лучшее, а что может быть лучше языка?! Язык нас  объединяет, без языка мы не могли бы ничего выразить, язык является ключом  науки, орудием правды и разума. С помощью языка мы выражаем свою любовь.  Языком мы учим, убеждаем, даём наказ. Языком мы говорим «Бог», «мать»,  «любимая».  Ксанф хлопает в ладоши.                                                Язык мимики и жестов ­ Ребята, понравился ли ответ Эзопа Ксанфу?  (Да) ­ А как вы это поняли, ведь в ответ он ничего не сказал?  (Мы поняли это по его  жестам и мимике, он хлопал в ладоши и улыбался.)  ­ Вы правильно поняли, значит,  можно говорить и без слов?     (Да)   (язык  мимики и жестов – на схеме) ­ А когда люди говорят без слов?  Прочитайте высказывания и ответьте на мой  вопрос.  (записано на экране, дети читают)                        ­  Моё сердце тоскует по тебе.                        ­ Мы так близки, что слов не нужно.                        ­  С хорошим человеком и помолчать приятно.  (Когда люди тесно связаны друг с другом, находятся как бы внутри друг друга,  в сердце, в душе). ­ А кто находится рядом с нами сейчас, в эту минуту? ­ Можно закрыть глаза и прислушаться к себе (друзья, мама, Ангел, Бог).  ­ Вспомнили о ком­то близком вам. ­ А как вы думаете, на каком языке говорили  Адам и Ева с Богом?  ­ Адам и Ева были иные, они не знали греха и  были очень близки к Богу.   Одеянием им служила святость, слова им были не нужны.   … Чем чище жизнь, тем тише слово и сокровенней тишина.  (Иоанн Сан­ Франциский Шанхайский) 4 Язык цвета ­ А в вашей жизни бывали моменты, когда вы общались без слов?  ­ Значит, вы имеете  опыт общения без слов. ­ Как ещё можно говорить без слов?   (Приводим пример со светофором) ­ О чём говорят цвета светофора? ­ Значит, существует язык цвета?  (Да)   (на схеме – язык цвета)   Вы понимаете его?  (Да) ­  Тогда выполните задание:  в конвертах лежат карточки с названиями  православных праздников и цветные карточки. Вам нужно будет выбрать цвет  праздника.  Не забывайте, что время обсуждения  ­ 2 мин. Вносят 4 коробочки ­ Проверяем (проверка задания, вручение букв) (Учитель поднимает цветную  карточку, а ученики называют праздник) ­ Карточки какого цвета у вас остались?  (Чёрного и жёлтого)  ­ Чёрный цвет в православии означает покаяние, жёлтый, золотой – цвет  Святаго Духа, цвет святителя. ­ Продолжим строительство нашего храма. Язык звуков ­ А теперь ещё одна загадка.  (Слушаем колокольный звон) ­ Можно ли назвать это языком? (да)  (на схеме – язык звуков) ­ О чём  говорит колокольный звон?   (Звон колокола ассоциировался на Руси с  Духом Святым.    С колокольным звоном человек рождался, жил, умирал.  Колокольный звон призывал к покаянию, молитве.) ­ Послушайте рассказ об одном известном  колоколе.   (Рассказывают ученики  и показываем видео сюжет)              В 1768 году Турция напала на Россию, пытаясь отвоевать части  Азовского и Чёрного морей. Турецкий флот обстреливал город Таганрог со  стороны Азовского моря. Город выдержал осаду. Было потоплено около десятка турецких кораблей. Через несколько лет из пушек, снятых с тех кораблей, по  инициативе таганрогских купцов, был отлит колокол весом почти 5 тонн. В 1783 5 году в честь основания города Севастополя по указу императрицы Екатерины  Второй колокол был доставлен в город для звонницы строящейся церкви  Святителя Николая. Колокол получил своё название Туманный, потому что  никогда не звучал на звоннице церкви Николая Чудотворца.  Он был установлен  на берегу Чёрного моря на мощных каменных столбах недалеко от места, где  принимал крещение сам Великий князь Владимир Красное Солнышко. Колокол  служил маяком и своим звоном предупреждал моряков, заблудившихся в  тумане, об опасности. ­ Вам понравился рассказ? ­ Как назывался колокол? (вручаю букву) ­ О чём он предупреждал? (вручаю букву) ­ А знаете, как  называется колокольный звон, возвещающий об опасности?  ­ Набат. Давайте его послушаем.   (звучит набат) ­ Что вы почувствовали? ­ Язык колокола понятен без слов, ведь он взывает к душе человека. 5 этап                                          Первичное закрепление Составление фразы «Вначале было слово» ­ Посмотрите на схему. ­ Какие существуют языки?  (язык звуков, жестов, мимики,  красок) ­ Вернёмся к началу нашего урока.  Мы вспоминали о Вавилонской башне и о  том, как Господь разделил языки и тем самым призвал человека к покаянию, к  труду. ­ А что обозначает слово «человек»? ­ Обратимся к словарям.   Проследите цепочку слов и скажите, от какого слова  образовалось слово «человек»? Шишков   А. С.      слово – словек – человек  Трубачёв  О. Н.   слово ­  понятные друг другу – славяне ­ человек ­ Вот  что значит слово «человек».  А может,  кто­нибудь из вас вспомнит фразу  из Священного Писания, где звучит слово «слово»?    6 ­ Пушкин сказал о Библии, что это книга, в которой  есть всё обо всём.  А в  переводе с греческого слово «библия»  так и означает – книга. ­  Зачитаем эту фразу в Библии.  (зачитывают  Библию) ­ Слушайте внимательно, возможно,  Священное Писание  поможет вам понять  ту загадочную фразу, которую не смогли прочитать в начале урока. ­ Кто догадался, что  же было написано на ваших табличках, которые мы не  смогли прочитать в начале урока? (Вначале было слово)  ­  Составим эту фразу из ваших букв.      (Вначале было слово) ­ Сегодня, объединившись,  мы строили не  башню греха,  мы строили храм.  Давайте закончим его строительство. ­ Для чего люди соединяются,  объединяются в храме?  (для молитвы) 6 этап                     Этап самостоятельного применения знаний ­    Посмотрите, а наша свеча ещё горит. И мы с вами собрались сегодня вместе,   как когда то в праздник Пятидесятницы собрались для молитвы апостолы с  Божией Матерью.    Ученик:    Были они в горнице, в городе Иерусалиме.   Вдруг в третьем часу от начала дня послышался шум с неба, и явились огненные языки, и спустились на  каждого из них.  Все исполнились Святаго  Духа, люди стали понимать друг  друга и стали славить Бога на  языке, который  раньше не знали. Слышавшие это  люди умилились сердцем.  Апостол Пётр объяснил народу: «покайтесь и да  крестится каждый из вас во имя Господа Иисуса Христа для прощения грехов, ­  и вы получите дар Святаго Духа».  ­ Праздник Пятидесятницы – день рождения церкви, стал днём рождения языка.  ­ Какой же это язык? (язык молитвы) ­ Люди в церкви Христовой  в день её рождения  обрели новый язык – язык  молитвы. ­ Вспомните, что говорил о молитве небесный покровитель  нашей гимназии  святитель  Афанасий?    («Молитва всех нас спасёт».) ­ Сохранив  язык молитвы, мы сохраним духовную связь с Богом. Сохраним  чистоту  языка. 7 ­ Давайте поговорим на языке молитвы, на языке Святаго  Духа. (молитва  «Царю Небесный»,  на экране слайды икон Святой Троицы) ­ Какой язык нас объединяет?   ­ Перед кем?    ­ Для чего? 7 этап                                   Рефлексия  деятельности (итог урока) ­ Урок наш подошёл к концу.   ­ Он вам понравился? ­ Было ли вам интересно, Почему? ­ Довольны ли вы своей работой? ­ Мне очень понравилось с вами работать. ­ Урок закончился, но  проект «Родная речь» ещё продолжается.  Теперь мы  знаем, что наша родная речь   –  это та речь, на которой мы общаемся с Богом.   ­ Мы обрели великий дар.  Какой?   (речь, слово, молитву)  ­ На память о нашем уроке ребята для гостей сделали подарки.   (вручение  подарков) ­ Ребята, я тоже хочу вам сделать подарок – колокольчики. Пусть звон ваших  колокольчиков сольется со звоном большого колокола, а молитва всегда звучит  в ваших сердцах. * Звучит колокольный звон, дети вторят ему своими колокольчиками. 8 9

Православная культура. Тема урока: «Язык, который нас объединяет».

Православная культура. Тема урока: «Язык, который нас объединяет».

Православная культура. Тема урока: «Язык, который нас объединяет».

Православная культура. Тема урока: «Язык, который нас объединяет».

Православная культура. Тема урока: «Язык, который нас объединяет».

Православная культура. Тема урока: «Язык, который нас объединяет».

Православная культура. Тема урока: «Язык, который нас объединяет».

Православная культура. Тема урока: «Язык, который нас объединяет».

Православная культура. Тема урока: «Язык, который нас объединяет».

Православная культура. Тема урока: «Язык, который нас объединяет».

Православная культура. Тема урока: «Язык, который нас объединяет».

Православная культура. Тема урока: «Язык, который нас объединяет».

Православная культура. Тема урока: «Язык, который нас объединяет».

Православная культура. Тема урока: «Язык, который нас объединяет».

Православная культура. Тема урока: «Язык, который нас объединяет».

Православная культура. Тема урока: «Язык, который нас объединяет».

Православная культура. Тема урока: «Язык, который нас объединяет».

Православная культура. Тема урока: «Язык, который нас объединяет».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.11.2017