Православные Святыни Забайкальских казаков.
Свое духовное и нравственное начало казачество исстари находило в Православии. За Святую Русь, за Православие казаки шли в бой с крестным знамением, их всегда напутствовали войсковые священники. Самыми большими ценностями для казаков были: Вера, Родина-Россия, Казачья честь, дети, непререкаемый авторитет старейшин. На этой базе были сформированы жизненные принципы казачьего образа жизни: Душу - Богу, Сердце - людям, Жизнь - Отечеству, Честь - никому.Православные Святыни Забайкальских казаков.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя
общеобразовательная казачья школа с. Знаменка" Нерчинского района
Забайкальского края.
Доклад
"Православные Святыни Забайкальских казаков".Знаменка, 2017.
Православные Святыни Забайкальских казаков.
1. Свое духовное и нравственное начало казачество исстари находило в
Православии. За Святую Русь, за Православие казаки шли в бой с крестным
знамением, их всегда напутствовали войсковые священники. Самыми
большими ценностями для казаков были: Вера, РодинаРоссия, Казачья
честь, дети, непререкаемый авторитет старейшин. На этой базе были
сформированы жизненные принципы казачьего образа жизни: Душу Богу,
Сердце людям, Жизнь Отечеству, Честь никому.
У казаков бытует поговорка: "Казак без веры не казак." Еще в
Запорожскую Сечь принимали только в том случае, если человек
утвердительно отвечал на один вопрос: «В Христа веруешь?» Поэтому без
всяких условностей казак должен быть православным, вести православный
образ жизни, соблюдать Божии заповеди и быть примером в этом молодому
поколению.
2. Забайкальские казаки появились впервые в сороковых годах
восемнадцатого века, когда донские и оренбургские вызвались на переезд в
неосвоенные ещё новые российские земли. Здесь для государства открывались
великолепные возможности для освоения полезных ископаемых, количество
которых порождало легенды. Границы с восточными и не очень мирными
соседями нужно было охранять, и лучше, чем забайкальские казаки, это вряд
ли ктото мог сделать. К тому же необходим был постоянный и бдительный
контроль за местным населением бурятами, в которых ещё бурлила кровь
Чингисхана, тунгусами, которые тоже не слишком доверяли пришлым.
Забайкальские казаки словно эстафету продолжили. Именно их силами были
присоединены к империи Урал, Оренбуржье, Сибирь. Остроги на Ангаре иЛене закладывались казачьими подразделениями атаманов Перфильева и
Бекетова, а в числе первых землепроходцев мы до сих пор чтим
национального героя, казакамореплавателя Семёна Дежнёва.
Традиционно на руководящие посты выбирались люди умные, талантливые и
обладающие большими личными заслугами. Знатность, богатство,
происхождение никакой роли при выборах не играли. И подчинялись
атаманам и решениям казачьего круга беспрекословно все: от мала до велика.
Вера, Духовенство тоже было выборное из наиболее религиозных и
грамотных людей. Священник был учителем для всех, и его советам
следовали всегда. Казаки были наиболее веротерпимым народом для тех
времён, несмотря на то, что сами глубоко, даже истово, преданы православию.
Веротерпимость обусловливалась тем, что всегда в казачьих войсках были и
старообрядцы, и буддисты, и магометане. Часть добычи из походов
предназначалась церкви. Храмы всегда были щедро убраны серебром,
золотом, дорогими хоругвями и посудой. Свои жилища (избы) забайкальские
казаки обставляли почти всегда одинаково: красный угол с иконами, столом
угловичком, на котором лежит Библия рядом с папахой и свечами. Жизнь
казаки понимали как служение Богу и Отечеству, потому никогда не служили
вполсилы. Любое дело выполнялось безупречно.
Знамя Забайкальского казачьего войска представляло собой полотнище
войсковых цветов с изображением лика Спаса Нерукотворного. На
знамени была надпись: «С нами Бог».
3.Особую, наиважнейшую роль для казаков имеет почитаемая Казачья
святыня «КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ»
Православная церковь отмечает 4 ноября праздник Казанской иконы
Божьей Матери одного из самых любимых и почитаемых у казаков
чудотворных образов.Казанская икона Божьей Матери олицетворяет собой всю глубину русской
веры, она связана с величайшими историческими событиями России, с
именами людей, ставшими великими и глубоко почитаемыми народом. С нею,
например, глубоко соприкасается судьба священномученика патриарха
Ермогена. Он лучше коголибо повествует об обретении иконы в «Повести о
честном и славном явлении образа Пречистой Богородицы в Казани».
В конце июня 1579 года в Казани случился пожар, уничтоживший большую
часть города. Пожар начался с дома Онучиных. Священномученик Ермоген
пишет: «Оттуда праведный гнев Свой Господь за наши грехи испустил, оттуда
же, близь места того… показал нам и светящиеся благодатные лучи и
источник исцеления». Через две недели после пожара Богоматерь трижды
явилась девочке Матрёне Онучиной во сне и повелела возвестить
архиепископу и воеводам города Казани, чтобы они обрели её икону в земле
на месте пепелища двора Онучиных. Словам девочки не поверили, а
Богородица являлась девочке ещё и ещё раз — трижды. Тогда Матрёна с
матерью стали заступом копать в указанном месте, где до пожара была печь.
На глубине трёх локтей (около метра) обнаружили икону. Одним из первых
очевидцев этого чудного явления был скромный священник Никольской
церкви Ермоген, который впоследствии стал патриархом всея Руси. Он писал:
«…чудотворный образ чудно сиял светлостью, как будто вновь был написан
красками, тогда как земной прах нисколько не коснулся того чудного образа,
как сами мы видели». К месту обретения иконы сразу же стеклось множество
народа, город огласился праздничным звоном. Будущий патриарх Ермоген нёс
икону в церковь святителя Николая Чудотворца. Этот день 8 июля, с 1579
года стал ежегодно праздноваться в Казани, а потом и по всей Руси. На месте
обретения иконы в том же году царь Иоанн IV основал Богородницкий
монастырь, где хранилась явленная Казанская икона. Свою чудесную помощь
икона явила в Смутное время, ровно через 33 года после обретения, когда
Россия подверглась вторжению польских интервентов, вынашивавшихзамыслы посадить на Российский престол чужеземца и иноверца. Польские
войска взяли Москву, захватили в плен и заточили в темницу патриарха
Московского и всея Руси Ермогена. В заточении патриарх молился
Богоматери, из темницы до русских патриотов доходили его призывы, чтобы
они «крепко стояли за веру, унимали грабёж, сохраняли братство и, как
обещались, положили души свои за Дом Пречистой, за чудотворцев и за веру».
И вскоре возникло нижегородское ополчение Минина и Пожарского. У князя
Дмитрия Михайловича Пожарского был список с Казанской чудотворной
иконы. С этой иконой войска князя подошли к стенам захваченной поляками
Москвы. Готовясь к штурму, русское воинство три дня постилось и молилось
пред иконой Богоматери о победе. Архиепископу Арсению, находившемуся в
плену у поляков в осажденном Кремле, было видение преподобного Сергия
Радонежского, который сказал: «Арсений, наши молитвы услышаны,
предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость,
завтра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена». 22 октября 1612
года был взят Китайгород, а ещё через два дня Кремль. 25 октября в
воскресный день русские войска с крестым ходом вошли на Красную площадь
с Казанской иконой Богоматери впереди.
На 22 октября установлено особое празднование Казанской иконы Божией
Матери. Сначала оно распространялось на Москву, а после 1649 года, по
повелению царя Алексея Михайловича, — на всю Русь. Князь Пожарский в
честь Пресвятой Богородицы за помощь в победе воздвиг на Красной площади
в 1630е годы своим иждивением храм Казанской иконы, где она хранилась
почти триста лет. В двадцатые годы XX столетия храм был варварски
уничтожен. 4 ноября (22 октября) 1990 года патриарх Московский и всея
Руси Алексий II освятил место и положил на него первый камень
воссоздаваемого храма. Особую наиважнейшую роль Казанская икона сыграла
в СанктПетербурге. Известно почитание этой иконы Петром Великим. В 1709
году накануне Полтавской битвы царю сказали, что в селении Каплуновкенаходится чудотворный список Казанской иконы Божией Матери. По
государеву указу образ был доставлен в стан русской армии, который
расположился под Харьковом. Ожидая сражения, царь долго молился пред
иконой Божией Матери, он повелел обнести образ пред полками. Во время
битвы 27 июня икона стояла на поле боя.
В честь великой Полтавской победы Пётр I построил Сампсоньевский собор в
Петербурге, куда первоначально и поместил Казанскую икону
С Казанской иконой связана оборона Ленинграда. Когда силы жителей
блокадного города были совсем уже на исходе, чудотворную икону вынесли
из собора, чтобы пройти по городу крестным ходом, конечно не по
блокадному кольцу, как иногда можно услышать в легендах, а на сколько
хватило сил. И Богородица несомненно прибавила людям мужества, укрепила
волю к победе. Эту несгибаемую волю ныне всё человечество считает
величайшим феноменом.
Есть ещё и другие храмы, кроме Казанского собора, которые
построены для Казанской иконы. В этих храмах, как и тех, которые
стоят с Казанской иконой по всей России, в праздничные,
торжественные дни ликует душой русской народ, воспевая Богородицу:
«Радуйся, Благодатная!».
В г. Чите, по ул. Бутина.6, расположен Казанский кафедральный
собор, заложенный 06 декабря 2001 г., освящён 26 сентября 2004 г.
Главный придел освящен в честь Казанской иконы Божией Матери,
правый придел – в честь святого благоверного князя Александра
Невского, левый придел – в честь Царственных Страстотерпцев, в
цоколе собора находится храмкрестильня во имя святого
.
равноапостольного князя Владимира
Престольные праздники:o Казанской иконы Божией Матери Июль 21 [по н.с.] (Явление
иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани),
o Ноябрь 4 [по н.с.] (избавление Москвы и всей России от нашествия
поляков в 1612 году)
Святыни:
В приделе св. благоверного князя Александра Невского находится рака с
мощами св. Варлаама, Чикойского чудотворца.
Особо чтимые святые иконы:
икона прп. Сергия Радонежского с мощами;
св. Николая Чудотворца с мощами;
икона Божией Матери «Смоленская», именуемой Путеводительница,
подаренная собору митрополитом Смоленским и Калининградским
Кириллом (ныне Патриархом Московским и всея Руси);
икона св. Иннокентия, епископа Иркутского с мощами;
икона св. Матроны Московской с мощами;
икона св. Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского, апостола
Сибири и Америки.
список чудотворной иконы Божией Матери «Албазинская», подаренной
архиепископом Благовещенским Гавриилом в 2006 г.;
4. Покровительница Приамурья Чудотворная икона Божией Матери
«Албазинская»
Название иконы «Слово плоть бысть» – это цитата из Евангелия от
Иоанна. На современном русском языке это предложение звучит как
«Слово стало плотью». Икона написана на холсте, натянутом на доскуразмером 73 на 67 сантиметров. По предположениям
историков, Албазинская икона была написана в 1492 году монахом
Никодимом. В Приамурье икону принес старец Гермоген. Он пришел сюда
из Сибири вместе с казаками в 70х годах XVII века. Тогда икона ещё не
была «албазинской». Свое название святыня получила, когда ее принесли в
Албазинский острог. С тех пор Богоматерь считается покровительницей
Приамурья. После того, как Благовещенский кафедральный собор сгорел
в 1924 году, икону передали в Ильиновскую церковь, где она пробыла
почти 15 лет. После ее передали в музей, в котором святыня оставалась до
1991 года. Икона считается чудотворной уже примерно 400 лет: говорят,
както она помогла остановить эпидемию дифтерита и скарлатины в
Благовещенске. А ещё к иконе обращались каждый раз, когда возникали
проблемы с соседним государством, и тогда Албазинская богоматерь
выступала защитницей. «Когда манчжуры (китайцы) пытались завладеть
нашими землями, то при обращении к иконе пресвятой Богородицы они
видели белую деву, и в страхе обращались в бегство», – рассказывает
клирик кафедрального собора иеромонах Алексий (Граченко).Ещё к
Богоматери часто приходят будущие мамы. Они просят у иконы, чтобы
роды были легкими, ведь Богоматерь изображена с младенцем в чреве. А
ещё в начале XX века икона часто отправлялась в путешествия по Амуру,
для того, чтобы ей могли поклониться в других городах и деревнях
Приамурья. В начале этого века традицию пытались возобновить, но
сейчас Албазинскую святыню из храма выносят только 22 марта , в день
празднования иконы, чтобы пройти с ней крестным ходом.
5. История нашего села, основанного в конце 17 века, тесно связана с
Абалакской иконой Знамения Божьей Матери. С 1851 года в Торге (совр.
Знменка) располагался штаб 9го батальона пешего Забайкальского
казачьего войска, позже 3го военного отдела. Крестьяне былипереведены в казачье сословие. Создана казачья станица. В 1891 году
пешее казачье войско переформировано в конное казачье войско. Торга
стала центром Торгинской станицы. В начале XVIII в. на Торге была
построена деревянная часовня во имя иконы Знамения Божией Матери. К
часовне был прирублен алтарь и паперть, и в 1746 году церковь была
освящена. В 1755 году эта церковь сгорела дотла. В 1758 году церковь была
построена вновь, но через девять лет она снова сгорела. В 1768 году
Торгинская церковь вновь была заложена. В 1780 году по прошению
священника Петра Писарева и приходских людей на правой стороне алтаря
был поставлен второй престол во имя святителя Николая чудотворца...
Каменная церковь в Торге была построена в 1804 году, об этом
свидетельствует запись в «Памятной книжке Забайкальской области за 1871
год»: «Торгинская каменная церковь с такою же колокольнею построена в
1804 г. попечением умершего священника Дмитрия Писарева и прихожан. В
ней два престола: на правой стороне во имя Знамения Пресвятой Богородицы,
а на левой – во имя Святителя Николая».
Станица была переименована в село Знаменка.
После событий 1917 года местонахождение иконы Знамения
Пресвятой Богородицы неизвестно.
7. В наше время никакая другая общественная организация, действующая на
территории Российской Федерации, не имеет такой тесной связи с Русской
Православной Церковью, как казачье войско. У каждого войска есть свой
духовник, священник, который духовно питает казаков общества. У нас это
руководитель епархиального отдела по взаимодействию с казачеством
войсковой священник ЗКВ протоиерей Сергий (Комков).
СпасоПреображенский храм г. Читы является войсковым, в алтаре его
хранятся святыни Забайкальского казачьего войска – знамя, выданноеПрезидентом РФ и хоругвь, полученная из рук Патриарха Московского и Всея
Руси Кирилла. На хоругви Войска изображен лик Алексия Человека
Божиего, в день памяти которого образовано было Забайкальское казачье
войско – 17 апреля (по новому стилю). В этот день традиционно в нашей
школе юные казачата дают присягу на верность Отечеству, Казачеству и Вере
православной.
Конечно, в настоящее время, после столь длительного отсутствия
духовной культуры и веры в обществе, говорить о стопроцентном
воцерковлении казаков не приходится. Поэтому нам необходимо еще много
работать над собой: комуто изучать азы Православия, комуто постигать
труды Святых Отцов церкви и развивать себя духовно, а главное – учится
жить и поступать всегда похристиански, а это самое трудное. Нам,
педагогам, воспитывать детей. Воспитывать человека и гражданина на
основе исторических и культурных традиций Забайкальского казачества,
формировать духовную зрелость, высокую нравственность и готовить к
службе Отечеству на военном и гражданском поприще. (цель воспит.
работы в школе)Так воспитывались наши деды и прадеды, так воспитываем
мы наших детей сейчас. "Без патриотизма нет ни государства, ни
народа...Патриотизм явление духовное, он связан и с духовными
традициями. Чем определяются наши духовные традиции? Конечно,
Православием. Верит человек или не верит, это одно; но если он культурный
человек, он должен понимать, что Православие это лоно, в котором выросла
вся наша культура."