МБОУ «Верещагинский образовательный комплекс»
Верещагинского городского округа Пермского края
Направление: обществознание
«Правовая грамотность школьников»
Автор: Габова Елизавета,
СП Сепычевская школа
10 класс
Руководитель:
Никитина Надежда Васильевна,
учитель обществознания
СП Сепычевская школа.
Верещагино - 2020
Содержание
Введение………………………………………………………………………….4
1. Теоретические основы изучаемого вопроса
1.1. Право. Правовая грамотность………………………………………………………………..5
1.2.Международные документы о правах ребенка…………………………….6
1.3.Российские документы о правах ребенка…………………………………..9
2. Собственные исследования: права ребенка в нашей школе
2.1. Социальный статус респондентов………………………………………..12
2.2. Знание прав ребенка……………………………………………………....14
2.3. Знание законов о правах ребенка ………………………………………..18
2.4. Знание обязанностей гражданина ………..………………………............20
2.5. Виды юридической ответственности ………………………………........21
2.6. Нарушители прав ребенка………………………………………………...24
2.7. Защита прав ребенка……………………………………………………....25
Выводы…………………………………………………………………................27
Заключение…………………………………………………..................................29
Список литературы……………………………………………………………....30
Приложения………………………………………………………...…………….31
Предмет исследования: информированность школьников в области правовых знаний.
Объект исследования: учащиеся СП Сепычевская школа.
Цель учебно-исследовательской работы: выявление уровня знаний прав ребенка у учащихся.
Задачи:
1. Изучить историю развития прав ребенка в мире и России.
2. Определить уровень правовой информированности учащихся в нашей школе.
3. Выявить пробелы в правовых знаниях школьников.
4. Рассмотреть перспективы по формированию знаний прав детей.
5. Оформить исследовательскую работу.
6. Ознакомить администрацию и педагогический коллектив школы, а также активистов Российского движения школьников.
Гипотеза 1: школьная среда является главным источником формирования правовой культуры, знаний законов и развития потребности получения их детьми.
Гипотеза 2: сверстники являются основными нарушителями прав ребенка.
Новизна исследования: определены перспективы повышения правовой грамотности учащихся в СП Сепычевская школа.
Методы исследования:
1. анкетирования
2. аналитический
3. сравнительно – исторический.
Этапы работы:
1) сбор необходимой информации;
2) организация анкетирования в школе;
3) анализ и обработка анкет;
4) оформление работы.
Вид работы: учебно – исследовательская.
Введение
В настоящее время, когда идут масштабные и быстрые процессы социально-экономических изменений в обществе, особенно трудно приходится молодым с их ещё неустоявшимся мировоззрением и подвижной системой ценностей. Представления несовершеннолетнего о морали и праве в силу возрастных причин находятся на вербальном уровне, не стали еще осознанными, тем более автоматическими регуляторами его поведения. Внимание к подростку, молодёжи в настоящее время должно быть резко усилено, особенно в плане предупреждения правонарушения, конфликтов, которые в некоторых регионах принимают острые, а то и пугающие формы.
Права ребенка – это те права и свободы, которыми обладает каждый ребенок, независимо от пола, расы, национальной принадлежности, языка, места жительства, социального положения и многих других факторов. К сожалению, они нарушаются, несмотря на большое количество различных документов мирового уровня, созданных для защиты прав детей. [1]
Все мы обладаем равными определенными правами, но мало кто их знает и может защитить. К сожалению, правовая культура граждан России остается низкой. Сегодня такие проблемы по формированию правовых знаний учащихся имеются и в нашей школе. Школьники могут нарушать дисциплину и порядок, обижать младших, нагрубить взрослым, совершить правонарушение.
Развитие Российского правового государства невозможно без повышения правовой культуры её граждан, особенно подрастающего поколения. Пока мы ещё юные граждане России, но через десять лет в наших руках будет судьба нашей Родины. Я, как активный участник школьного самоуправления не могу на это пассивно смотреть, хотелось бы выявить у старшеклассников пробелы в области прав гражданина и как можно повлиять на формирование правовой культуры.
Наша инициативная группа разработала тематические правовые турниры, беседы и политинформации направленные на повышение правовой грамотности несовершеннолетних. Знания в области прав и свобод гражданина являются для меня актуальными и помогут мне в дальнейшем, после окончания школы, успешно адаптироваться в социуме.
1.1.Право. Правовая грамотность
Пра́во — понятие юриспруденции, один из видов регуляторов общественных отношений; система общеобязательных, формально-определённых, принимаемых в установленном порядке гарантированных государством правил поведения, которые регулируют общественные отношения.
В некоторых определениях или контекстах право может сливаться с системой права (объективным правом или просто с законодательством), либо с правовой системой[1]. При этом право как система права находит выражение в источниках права, её правовое содержание определяется нормами права. Когда же говорится о праве как о правовой системе, помимо системы права обычно подразумеваются и другие правовые явления: правовая культура, правосознание и правореализация.
Различные учёные выделяют следующие наиболее распространенные признаки права:
Правовая грамотность - общее знакомство с правовыми основами государства, видами права и нормами, регулирующими отношения людей на основе закона. Правовая грамотность становится действенной силой лишь тогда, когда органически взаимодействует с гражданским и правовым сознанием. Гражданская сознательность помогает понять сущность и общественное значение правовых норм, направленных на защиту интересов демократического общества и его граждан. Нравственное сознание способствует глубокому усвоению правовой нормы; оно позволяет увидеть и осознать ту границу нравственного поведения, за пределами которой начинаются безнравственные и противоправные поступки[3].
1.2.Международные документы о правах ребенка
Родившись на планете Земля, и став юным членом громадного человеческого общества, ребёнок получает сразу много прав. Эти права нужны для выживания, развития и защиты.
Для того, чтобы из сегодняшних детей выросли сильные, здоровые, грамотные, образованные, справедливые люди, необходимо, чтобы во всех странах, и в нашей тоже, соблюдались принципы, изложенные в Декларации прав ребёнка.
Декларация прав ребенка
В 1959 году Организация Объединенных наций (ООН) принимает Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.
По Декларации ребенок имеет право:
n на семью;
n на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей;
n посещать школу и учиться;
n на равенство в правах;
n свободно выражать свои мысли;
n на собственное мнение;
n на имя и гражданство;
n на получение информации;
n на защиту от насилия и жестокого обращения;
n на медицинское обслуживание;
n на отдых и досуг;
n на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например, у детей с ограниченными возможностями) [4].
Конвенция о правах ребенка
В период с 1979-го по 1989 год Комиссия ООН по правам человека, в которой участвовали специалисты из многих стран мира, подготовила текст Конвенции о правах ребенка, принята 20 ноября 1989 года
По сравнению с Декларацией (1959 г.), где было 10 коротких, носящих декларативный характер положений (принципов), Конвенция имеет 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Она не только конкретизирует, но и развивает положения Декларации, возлагая на принявшие ее государства правовую ответственность за действия в отношении детей.
Конвенция рассматривает 46 основных прав детей всей Земли.
Основные права, которые установлены Конвенцией о правах ребёнка, мною представлены:
· Право ребёнка на жизнь, гражданство и имя.
· Право ребёнка на родителей и их заботу, семейные связи. Это право на жизнь, заботу и общение с родителями, братьями, сёстрами, близкими и дальними родственниками.
· Право ребёнка свободно выражать свои взгляды и свободно выражать своё мнение.
· Право ребёнка на свободу мысли, совести и религии.
· Право ребёнка на личную жизнь. Каждый ребёнок имеет право на личные симпатии, выбор увлечений, спортивных, культурных и научных интересов.
· Право ребёнка на тайну корреспонденции.
· .Право ребёнка на защиту закона от посягательства на личную честь и достоинство.
· Право ребёнка, лишенного семейного окружения, на особую защиту и помощь.
· Право ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального здоровья.
· Право ребёнка на пользование наиболее совершенными средствами лечения болезней и восстановление здоровья.
· Право ребёнка на образование. Образование – это один из самых важных этапов в жизни каждого человека, тем более, ребёнка. Это значит – для каждого должно быть доступно среднее образование, как общее, так и профессиональное. Высшее образование должно быть доступно всем детям на основе способностей и жизненных целей.
· Право ребёнка на отдых и досуг.
· Право ребёнка на защиту от экономической эксплуатации, от похищений и торговли детьми.
· Право ребёнка на защиту со стороны государства от всех форм сексуального совращения и сексуальной эксплуатации.
· Право ребёнка, нарушившего уголовное законодательство, на такое обращение, которое способствует развитию у ребёнка чувства достоинства и значимости.
Для защиты своих прав, изложенных в Конвенции о правах ребёнка, ребёнок имеет право проводить собрания и митинги в здании своей школы или другого учебного заведения при условии, если он является членом и участником молодёжного или детского общественного объединения.
Федеральный закон об основных гарантиях прав ребёнка, принятый в России 24 июля 1998 г на основе Конвенции, устанавливает, что членами и участниками детских общественных объединений могут быть дети от 8 до 14 лет, а молодёжных общественных объединений – подростки от 14 до 18 лет. Однако они могут быть зарегистрированы только в том случае, если в руководящие органы и учредители будут избраны граждане, достигшие 18 лет. Все собрания и митинги общественных объединений должны не препятствовать учебному процессу, проходить во внеурочное время с соблюдением устава данного учебного заведения [4].
Вывод: Благополучие детей и их права всегда вызывали пристальное внимание международного сообщества, поэтому в 1959 году Организация Объединенных наций (ООН) принимает Декларацию прав ребенка.
1.3.Российские документы о правах ребенка
Основным документом в нашей стране является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 3 июля 1998 года, одобренный Советом Федерации 9 июля 1998 года.
Он состоит из 5 глав и 25 статей:
Глава I. Общие положения (ст.ст. 1-5);
Глава II. Основные направления обеспечения прав ребенка в РФ (ст.ст. 6‑15);
Глава III. Организационные основы гарантий прав ребенка (ст.16-22);
Глава IV. Гарантии исполнения Федерального закона (ст. 23);
Глава V. Заключительные положения (ст.ст. 24-25).
Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. В нем говорится: «Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности».
Кроме того, права ребенка закреплены Гражданским кодексом РФ и Семейным кодексом РФ.
Условно права ребенка можно разделить на 6 основных групп:
К первой группе можно отнести такие права ребенка, как право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав и т.п.
Ко второй группе относятся права ребенка на семейное благополучие.
К третьей группе относятся права ребенка на свободное развитие его личности.
Четвертая группа прав призвана обеспечить здоровье детей.
Пятая группа прав ориентирована на образование детей и их культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством).
И шестая группа прав направлена на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы.
При рождении ребенка между ним и его родителями сразу возникают определенные отношения.
Отношения, возникающие между родителями и детьми в семье, могут быть личными и имущественными. Личными являются такие права детей, как право на жизнь и воспитание в семье, право знать своих родителей и право на их заботу, на совместное проживание, право на воспитание своими родителями, обеспечение интересов ребенка и уважение его человеческого достоинства. За ребенком закреплено и такое право, относящееся к личным, как право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.
Каждый ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 Семейного кодекса РФ). Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, фамилия определяется фамилией родителей.
К важнейшим личным правам ребенка относится его право на защиту (ст. 56 Семейного кодекса РФ). Праву ребенка на защиту своих прав и законных интересов корреспондирует (соответствует) обязанность родителей, а в случаях, предусмотренных законом, органов опеки и попечительства, прокуроров, судей защищать права детей.
Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен при решении в суде вопроса о восстановлении в родительских правах кроме случаев, для решения вопроса об усыновлении, решении вопроса об имени, отчестве и фамилии и их изменении. Таким образом, можно говорить о том, что в действующем семейном законодательстве РФ представлен широкий спектр личных прав ребенка, под которым признается лицо, не достигшее возраста восемнадцать лет (совершеннолетия) [4].
Статья 28 Гражданского кодекса предусматривает дееспособность малолетних, т.е. несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет. По общему правилу, сделки за этих лиц могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны.
Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей.
Ребенок очень быстро вырастает и становится взрослым. Научив сегодня детей пользоваться их правами и свободами, умело сочетать права и обязанности, ответственность перед другими, воспитав их правовую культуру. Завтра, превратившись во взрослых, наши сегодняшние дети научатся соблюдать и защищать не только свои права и свободы, не только права своих детей, но и наши права, права старшего поколения [6,7].
Вывод: Основным документом в нашей стране является Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», кроме того, права ребенка закреплены Гражданским и Семейным кодексом РФ. История ХХ века в России учит нас, что забвение и попрание прав и свобод человека неизбежно ведет к трагедии. Именно поэтому, только воспитав детей в духе соблюдения прав человека, мы сумеем преодолеть наши ошибки, и в ХХI веке творить новую историю, не ущемляя прав ребенка, человека, гражданина.
2.Собственные исследования
2.1 Социальный статус респондентов
В анкетировании приняли участие 100 старшеклассников СП Сепычевская школа. Это составляет 100% .
Из них 63% анкетируемых – это девочки, 37% - это мальчики (диаграмма №1).
Диаграмма №1 «Гендерный состав»
По возрасту, учащиеся делятся на 3 группы. 1) 13-14 2) 15-16 лет 3) 17-18 лет.
|
По данной диаграмме можно отследить, что больше всего анкетируемых (46%) приходится на возраст от 15 – 16 лет. Второе место принадлежит группе от 13 до 14 лет – 32% респондентов, 20% респондентов участвовали в возрасте 17-18 лет.
По социальному положению, учащиеся делятся на 2 группы 1) учащиеся 7-8 классов 2) учащиеся 9-11 классов.
Диаграмма №3 «Социальное положение»
По данной диаграмме можно увидеть, что учащиеся 7-8 классов составляют 37% анкетируемых, а учащихся 9-11 классов, их большинство - 63%.
Вывод: в анкетировании приняли участие более 60% респондентов 9-11 классов.
2.2. Знание прав ребёнка
Права ребенка провозглашены 20 ноября 1989 года Конвенцией о правах ребенка, которая была единогласно принята генеральной Ассамблеей ООН. Через год она была ратифицирована нашей страной. Права ребенка подразделяют на четыре группы: личные, социальные, культурные и политические.
Было проведено анкетирование учащихся с седьмого по одиннадцатый класс с целью выявления уровня правовой грамотности.
Право на жизнь — неотъемлемое право каждого человека, охраняемое законом. Его содержание заключается в том, что никто не может быть умышленно лишен жизни иначе как во исполнение смертного приговора вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание. Также право на жизнь налагает на государство обязательство сделать всё для того, чтобы человеческая жизнь оказалась вне опасности и предпринимать эффективное расследование убийств. В России существование права на жизнь признаётся Конституцией Российской Федерации [8].
Диаграмма №4 «Право на жизнь»
|
На данной диаграмме (диаграмма №4) показано, что все анкетируемые (100%) знают, что неотъемлемое право каждого человека с рождения - это право на жизнь, но некоторые еще дополнительно ответили – 4%, что это право на образование и на здравоохранение.
Вывод: 100 % старшеклассников знают, что самое важное и неотъемлемое право каждого человека с рождения – право на жизнь.
Па́спорт (фр. passeport, итал. passaporto от латинского passus (движение) и porta (врата)— разрешение на проход через городские ворота, в средние века — государственный документ, удостоверяющий личность и гражданство владельца при пересечении границ государств и пребывании за границей. Паспорт означает принадлежность к гражданству государства, но не обязательно указывает на проживание на его территории [6].
Диаграмма №5 «Документ о гражданстве человека»
|
На диаграмме (диаграмма №5) видно, что большинство (71%) знают, что документ, который свидетельствует о гражданстве в Российской Федерации – это паспорт. 29% считают, что это свидетельство о рождении.
Вывод: большинство школьников знают, что паспорт основной документ, который свидетельствует о принадлежности гражданству России.
Диаграмма №6 «Право на заботу и воспитание»
По результатам диаграммы №6 можно сделать вывод, что - 86% анкетируемых знают, что право на заботу, воспитание и обеспечение интересов относится к правам ребенка и 14% учащихся не знают.
Диаграмма №7 «Право на образование»
|
Вывод: только 78% учащихся не знают, что право на образование относится к культурным правам.
Диаграмма №8 «Социальные права»
По данной диаграмме №8 можно увидеть, что 82% анкетируемых, предполагают, а право на социальное обеспечение и пользование услугами здравоохранения относятся к социальным правам. А остальные учащиеся этого не знают.
Вывод: 82% школьников группируют право на социальное обеспечение и на пользование услугами здравоохранения к социальным правам.
Диаграмма №9 «Политические права»
|
К группе политических прав отводят - право на участие в выборах, митингах и демонстрациях - 59% респондентов ,19% обозначили право на знание своих прав, соответственно примерно по 10% право на получение информации и на пользование родным языком.
Вывод: 60% анкетируемых знают свои политические права.
2.3.Знание законов о правах ребенка
Диаграмма №10 «Знакомство с основными законами РФ»
|
Школьники получают информацию о правах ребенка из основного закона страны – Конституции и других нормативно - правовых актов. На диаграмме №10 можно увидеть, что старшеклассники знакомы с Конституцией РФ - 98%, Конвенцией ООН о правах ребенка – 40%, Законом РФ «Об образовании» - 23% и рядом кодексов РФ. Семейный кодекс по степени информированности среди учащихся находится на 3 месте среди представленных нормативно - правовых документов.
Вывод: Конституция РФ является основным законом государства, что отвечают 98% анкетируемых.
Диаграмма №11 «Получение знаний о правах ребенка»
57% учащихся получают информацию о правах ребенка из уроков в школе, 47% респондентов получают информацию из сети интернет, 40% получают информацию из учебников и бесед с учителями, 23% опрошенных узнают из СМИ, 21% узнают от родителей, 17% получают информацию о правах от сверстников и 3% ниоткуда не получают.
Вывод: основным источником формирования правовой культуры учащихся является школа. 3% школьников не имеют потребности в получении правовых знаний.
2.4.Знание обязанностей гражданина
Диаграмма №12 «Обязанности гражданина РФ»
|
Самая главная обязанность гражданина России - это соблюдение Конституции Российской Федерации, которая была принята 12 декабря 1993 года путем референдума.
К конституционным обязанностям относится: Статья 17, п.3. Уважение прав и свобод других лиц. Статья 38, п. 2-3. Забота о детях и нетрудоспособных родителях. Статья 43, п.4 Получение основного общего образования. Статья 44, п 3. Забота о памятниках истории и культуры. Статья 57. Уплата налогов. Статья 58. Охрана природы и забота об окружающей среде. Статья 59. Защита государства.
Из диаграммы видно, что респонденты знают основные обязанности гражданина от 22 – 50 %.
2.5. Виды юридической ответственности.
Диаграмма №13 « Возраст уголовной ответственности подростков»
Четырнадцатилетние подлежат уголовной ответственности за убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилование, кражу, грабеж, разбой, вымогательство и другие деяния, перечень которых содержит в ч. 2 ст. 20 Уголовного кодекса РФ [2].
|
Уголовным кодексом РФ предусмотрен общий минимальный возраст уголовной ответственности с 16 лет.
Вывод: 69% школьников знают, что уголовная ответственность наступает с 16 лет, а не с 14 (в 14 лет уголовная ответственность наступает только в отдельных случаях).
Диаграмма №14 «Гражданско - правовая ответственность»
75% опрашиваемых считают, что ответственность гражданско - правовая имущественного характера наступает с 18 лет, 10% считают с 14 лет, 7% - с 16 и 17 лет и 1% - с 15 лет.
Вывод: четверть респондентов не знает, что гражданско – правовая ответственность имущественного характера наступает с 18 лет.
Диаграмма №15 «Уголовная ответственность с 14 лет»
На вопрос, за какие виды деяний наступает уголовная ответственность подростков с 14 лет, получены такие результаты. 71% учащихся нашей школы считают, что за убийство наступает уголовная ответственность подростка с 14 лет, 49% считают за терроризм , 41% утверждают - за грабёж; 30% - за разбой и вымогательство; 27% - за клевету; 18% - за не умышленное уничтожение или повреждение имущества. 14% написали, что за нарушение дисциплины и 6% ответили, что это оскорбление.
Вывод: большинство ребят знают, что за особо тяжкие виды деяний наступает уголовная ответственность с 14 лет.
Диаграмма №16 «Возраст административной ответственности подростков»
|
53% школьников ответили, что административная ответственность наступает с 16 лет, 25% считают, что с 14 лет, 15% с 18 лет и 8% с 12 лет.
Вывод: половина анкетируемых ответила, что административная ответственность возникает с 16 лет.
2.6.Нарушители прав ребенка
Диаграмма №17 «Нарушение прав детей»
|
По данным таблицы можно сделать вывод, что 34% школьников не сталкивались с нарушением прав. Остальные респонденты ответили, что сталкивались с данной проблемой:
31% с нарушением права на личную неприкосновенность и унижением человеческого достоинства, оскорбление личности;
23% с применением методов физического и психического наказания;
17% с отсутствием возможности выражать свое мнение;
16% с ограничением свободы действия;
12% с отсутствием условий для нормального развития (жилья, питания, медицинской помощи, отдыха);
7% с ограничением доступа к культурным, спортивным и творческим мероприятиям;
6% с отказом в деньгах для приобретения жизненно важных вещей, изъятием денег.
Диаграмма №18 «Нарушители прав ребенка»
|
Нарушение прав ребенка – это ситуация, с которой нередко приходится сталкиваться современному школьнику. 38% учащихся ответили, что нарушений нет; 22% - считают, что нарушителями их прав чаще бывают взрослые, 18% - утверждают, что это учителя; 10% написали, что нарушители их прав – представители государственных и местных органов власти; 6% - это родители, опекуны, родственники и 5% полицейские.
Вывод: чаще всего нарушителями прав детей являются взрослые, затем – учителя, на третьем месте – государственные и местные органы власти.
2.7.Защита прав ребенка.
Диаграмма №19 «Защита своих прав»
|
51% учащихся в случае нарушении их прав идут за помощью к своим родителям; 25% - к своим друзьям; 18%- в полицию, 11% попросят помощи у учителей; 6% позвонят в КДН и ЗП и 1%- к властям.
Вывод: 51% школьников в случае нарушения их прав обращаются за помощью к своим родителям.
Сегодня дети в силу стечения тяжелых жизненных, экономических, семейных обстоятельств, часто оставаясь один на один с этими проблемами, не знают куда обратиться и что предпринять.
Для этого может служить телефон доверия (тел. 8-800-3000-122) или по телефону КДН и ЗП (83425433125).
Диаграмма №20 «Знание телефонов »
|
70% учащихся знают, что в случаи нарушения их прав можно обратиться по телефону доверия или по телефону КДН и ЗП, а 30% этого не знают.
Вывод: большинство учащихся знают, что в условиях трудной жизненной ситуации можно позвонить по телефону доверия и получить поддержку и психологическую помощь.
Выводы
1) В анкетировании приняли участие 100 учащихся СП Сепычевская школа. Это составляет 100% число старшеклассников. Из них 63% анкетируемых – это девочки, 37% - это мальчики.
2) В ходе исследования выявлено, что 100 % школьников знают, что самое важное и неотъемлемое право каждого человека с рождения – право на жизнь.
3) Большинство школьников знают, что паспорт основной документ, который свидетельствует о принадлежности гражданству России.
4) 86% анкетируемых знают, что право на заботу, воспитание и обеспечение интересов относится к правам ребенка.
5) Однако, 78% учащихся не знают, что право на образование относится к культурным правам.
6) 82% школьников относят право на социальное обеспечение и на пользование услугами здравоохранения к группе социальных прав.
7) 60% анкетируемых знают свои политические права.
8) Конституция РФ является для учащихся самым главным законом.
9) Основным источником формирования правовой культуры учащихся является школа. 3% школьников не имеют потребности в получении правовых знаний.
10) Респонденты знают основные обязанности гражданина от 22 – 50 %.
11)69% школьников знают, что уголовная ответственность наступает с 16 лет.
12) Четверть респондентов не знает, что гражданско – правовая ответственность имущественного характера наступает с 18 лет.
13) Большинство ребят знают, что за особо тяжкие виды деяний наступает уголовная ответственность с 14 лет.
14) Половина анкетируемых ответила, что административная ответственность возникает с 16 лет.
15) 34% школьников не сталкивались с нарушение прав, а у остальных от 6 – 31% были случаи унижения достоинства личности и др.
16)Четверть опрошенных считают, что нарушителями прав детей являются взрослые.
17) 51% школьников в случае нарушения их прав обращаются за помощью к своим родителям.
18) Большинство учащихся знают, что в условиях трудной жизненной ситуации можно позвонить по телефону доверия и получить поддержку и психологическую помощь.
Заключение
Правовое воспитание и развитие юных граждан России является ключевым фактором развития правового государства. Создание и развитие прав ребенка в мире и России связано с основными историческими событиями.
Одним из аспектов всестороннего развития личности является высокая правовая культура.
Старшеклассники нашей школы проявляют интерес к правовым знаниям. Правовая грамотность укрепляет жизненную позицию, повышает общественную активность, обостряет чувство непримиримости к негативным явлениям, что необходимо для нашего современного общества.
В ходе работы выявлено: позитивное отношение учащихся к изучению права; достаточный уровень правовой грамотности школьников; информированность школьников в области основных правовых групп составляет в среднем от 60 до 90%; имеются пробелы правовых знаний детей. Определены перспективы развития правовой грамотности учащихся через тематические правовые турниры, беседы и политинформации направленные на повышение правовой грамотности несовершеннолетних в рамках школьного проекта «Политликбез». Школа является главным источником формирования правовой культуры и грамотности несовершеннолетних. Первая гипотеза подтвердилась. Сверстники – основные нарушители прав детей. Вторая первоначальная гипотеза нашла свое опровержение.
Список литературы
1.https://studwood.ru/1248851/pravo/vvedenie
2.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE#Представления_о_праве_и_понятия_права
3. https://didacts.ru/termin/pravovaja-gramotnost.html
4. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка. - М., Педагогическое общество России, 2005.
5. Семейный Кодекс РФ. - М., 1993.
6. В. Антонов. Изучаем права человека. - М., Вита – Пресс, 1996.
7. Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ. - М., 2007.
8. Никитин А.Ф. Право. - М., Дрофа, 2009
Приложения
Приложение №1.
Анкета «Права ребенка»
Заполни, пожалуйста, нашу анкету. Это очень просто. На каждый вопрос выбери свой ответ и обведи кружком цифру возле нужного ответа. Там, где разрешено, можешь выбрать все подходящие для тебя ответы. Не бойся заполнять анкету. Мы сохраним в тайне твои ответы. Мы надеемся, что ты поможешь нам, искренне отвечая на вопросы анкеты.
1. Пол А) мужской Б) женский
2. Возраст ______
3. Социальное положение А) учащийся 7-8 классов Б) учащийся 9-11 классов
4. Самым важным и неотъемлемым правом каждого человека с рождения является право на:
А) образование Б) жизнь В) здравоохранение
5. Какой документ свидетельствует о гражданстве человека в нашей стране?
А) лотерейный билет Б) паспорт В) аттестат Д) свидетельство о рождении
6. Как ты считаешь, право на жизнь, заботу, воспитание и обеспечение интересов относится к правам ребёнка?
А) Да Б) Нет
7. К какой группе прав относится право на образование?
А) к социальным правам Б) к экономическим правам В) к культурным правам Г) к политическим правам
8. Как ты думаешь, право на социальное обеспечение, на пользование услугами здравоохранения относится к социальным правам?
А) да Б) нет
9. Что относится к группе политических прав?
А) знание своих прав Б) право на получение информации В) право на участие в выборах, митингах и демонстрациях Г) право на пользование родным языком
10. Какие законы о правах ребёнка ты читал или хотя бы знаешь о них из рассказов других?
А) Конституция РФ Б) Конвенция ООН о правах ребёнка В) Закон об образовании
Г) Семейный кодекс РФ Д) Трудовой кодекс РФ Ж) Гражданский кодекс РФ
З) Уголовный кодекс РФ И) Кодекс РФ об административных правонарушениях
11. Откуда ты получаешь информацию о правах ребёнка?
А) из газет и журналов, из программ телевидения и радио
Б) из учебников и учебных пособий, из разных законов о правах детей
В) из уроков в школе
Г) из бесед с учителями, специалистами на классном часу
Д) родители, воспитатели рассказывают
Ж) из общения со сверстниками
З) из сети интернет
И) не интересуюсь
12. Знаешь ли ты об обязанностях гражданина, прописанных в Конституции РФ?
Укажите___________________________________________________________________
13.Как ты считаешь, с какого возраста наступает уголовная ответственность подростков?
А) 14лет Б) 15лет В) 16лет Г) 18лет
14. Как ты считаешь, с какого возраста наступает ответственность гражданско- правовая имущественного характера?
А) 14 лет Б) 15 лет В) 16лет Г) 17лет Д) 18лет
15. За какие виды деяний, подросток, достигший четырнадцатилетнего возраста, подлежит уголовной ответственности?
А) убийство Б) грабёж В) вымогательство Г) не умышленное уничтожение или повреждение имущества Д) оскорбление Е) разбой Ж) нарушение дисциплины З) терроризм И) клевета
16. С какого возраста наступает административная ответственность?
А) 12лет Б) 14лет В) 16лет Г) 18лет
17. С какими проявлениями нарушения прав ребенка ты сталкивался? (Можно выбрать все подходящие для тебя ответы)
А) ограничение свободы действий
Б) отсутствие возможности свободно выражать свое мнение
В) нарушение права на личную неприкосновенность
Г) применение методов физического и психического наказания
Д) унижение человеческого достоинства, оскорбление личности
Е) отсутствие условий для нормального развития (жилье, питание, медицинская помощь, отдых)
З) отказ в деньгах для приобретения жизненно важных вещей, изъятие денег
Ж) заставляют работать, чтобы заработать деньги
И) несправедливое оценивание знаний, отказ в помощи со стороны учителей
К) ограничение доступа к культурным, спортивным и творческим мероприятиям
Л) ни с чем из перечисленного не сталкивался ( лась )
18. Кто чаще всего нарушает твои права?
А) родители, опекуны, родственники Б) учителя В) полицейские Г) государственные и местные органы власти Д) врачи Е) взрослые Ж) нарушений нет
19.В случае нарушения твоих прав, к кому, прежде всего, ты обратишься с просьбой о защите? А) к родителям Б) к друзьям В) к учителю Г) в полицию Д) к властям Е) в КДН и ЗП
20. Знаешь ли ты о том, что в случае нарушения твоих прав, ты можешь позвонить по телефону доверия ( тел. 8-800-2000-122) или по телефону КДН и ЗП 834(254) 3-35-85
А) да Б) нет
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.