Мероприятие по теме: «Правовая культура и правовые знания» в МОАУ «Кулагинская СОШ» Новосергиевского района Оренбургской области
Составитель: Дедова Лариса Владимировна, ЗДВР
Ход мероприятия
Алена: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о правовой культуре и правовых знаниях,
Лупандина Юля:
Правовые знания каждому нужны!
Это правовая культура моя, твоя и всех!
Каждый жить имеет право (Ст.3)-Сергей
И правами обладать, (Ст.2)- Сергей
Все равны перед законом, (Ст.7) - Сергей
Его нельзя нам нарушать.
Каждый – каждый человек,
Где бы ни был он,
Имеет право на «закон», (Ст.6) - Сергей
Никто не может вам мешать
И право вашей личной жизни,
Никто не может нарушать. (Ст.12) - Сергей
Жить может каждый там, где хочет, (Ст.13) - Сергей
Делиться убеждениями своими
Ты можешь (Ст.19) - Сергей
Влиять на власть
Работу выбирать (Ст.23) - Сергей
Имеешь право на учебу,
К культурной жизни приобщаться, (Ст.27) - Сергей
Права ведь все должны осуществляться! (Ст.28) - Сергей
Ну, в общем,
Закон не будем нарушать!
И правовую культуру соблюдать!
Алена: А Вы знаете, что есть замечательные слова русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского, который говорил о любви к детям: «Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка».
Сергей: Но так думали не всегда. Жестокие законы Древней Греции и Рима позволяли убить ребенка. В средние века рыбаки вылавливали из рек неводом тела утопленных младенцев. В XVII веке в Париже детей постарше продавали нищим, а малышей у собора Парижской богоматери раздавали даром.
В XVII в. английские тюрьмы были полны подростками 10—12-летнего возраста, а в знаменитой «Каролине» — Уголовно-судебном уложении короля Карла V (1532) — предусматривалась смертная казнь подросткам, совершившим значительные кражи и при отягчающих обстоятельствах.
Алена: И только в конце XIX — начале XX вв. человечество осознало, что ребёнок обладает теми же правами, что и взрослый. Первоначально рассматривались предупредительные меры, которые необходимо принять для недопущения рабства, эксплуатации детского труда, торговли детьми и детской проституции. В этой связи в 1924 г. в Женеве Лига Наций приняла Декларацию прав ребенка.
В 1959 г. принимается Декларация прав ребенка. 20 ноября 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН единогласно всего лишь за две минуты приняла Конвенцию о правах ребенка, превратив ее в международный юридический механизм, обеспечивающий правовую защиту самой уязвимой части мирового сообщества — детей. (Слайд 1, 2)
Какие же права имеют дети?
11 КЛАСС (Дети знакомятся с правами ребёнка)
Сергей:1. Дети имеют право на защиту от дискриминации.
Алёна:2. Все дети имеют право на жизнь.
Данил: 3. Все дети имеют право на имя и на приобретение гражданства, а также они имеют право на сохранение своего имени и гражданства.
Ангелина: 4. Все дети имеют право на защиту от насилия или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей или других лиц, заботящихся о ребёнке.
Юля: 5. Дети имеют право на особую защиту и помощь, если у них нет возможности жить со своими родителями.
Аня: 6. Все дети имеют право свободно выражать мнение, ребёнок имеет право на то, чтобы его мнение было услышано и принято во внимание.
Сергей:7. Все дети имеют право на защиту о насилия, похищения или от любой другой формы эксплуатации.
Алёна:8. В случае усыновления все дети имеют право на наилучшую заботу.
Данил: 9. Все дети имеют право на защиту в военное время.
Ангелина:10. Дети с ограниченными возможностями имеют право на особую заботу и образование, которые помогут им развиваться и вести полноценную и достойную жизнь.
Юля: 11. Все взрослые и дети должны знать об этой Конвенции.
АНЯ:12. Все дети имеют право на получение образования, которое даёт возможность развития личности ребёнка.
Алёна:13. Все дети, принадлежащие к этническим, религиозным или языковым меньшинствам, имеют право пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и пользоваться родным языком.
Данил:14. Все дети имеют право играть и отдыхать в таких условиях, которые способствуют их творческому и культурному развитию, занятием искусством, музыкой, театральными постановками.
Ангелина:15. Все дети имеют право на защиту от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для здоровья ребёнка или препятствовать получению образования.
Юля:16. Все дети имеют право на защиту от незаконного применения и распространения наркотических средств.
Сергей: Кто же несёт ответственность за то, чтобы эти права соблюдались?
Алена: Конвенция о правах ребенка подчеркивает, что ваши родители первыми несут ответственность за вас. Они берегут и защищают вас. Взрослые не должны допускать, чтобы ни в чем не повинных малышей били, сажали под арест. Они должны следить, чтобы дети хорошо учились, росли грамотными, умелыми, воспитанными.
Алена: Кто из присутствующих может быть знает, когда принята была Конвенция о правах ребенка?
ОТВЕТ ИЗ ЗАЛА
ОТВЕТ: В 1989 году, чтобы защитить права детей была принята международно-правовой документ - Конвенция о правах ребенка.
Алена: Давайте посмотрим видеоролик о Конвенции.
ПОКАЗ ВИДЕОРОЛИКА «КОВЕНЦИЯ-ПРАВА РЕБЕНКА»
Сергей: У нас присутствует почетный гость _______________________________________________________________________
Кто как не он знает лучше о праве, правовых знаниях. Вам слово_________________________________________________________.
Сергей: 40 с лишним лет проработала в сельском доме культуре Старкина Любовь Ивановна. Она бессменный его директор, да ещё и пишет стихи, рассказы . Вам слово, Любовь Ивановна.
Алена: Для вас прозвучит песня, связанная сегодняшним мероприятием «Азбука прав ребенка»
ПЕСНЯ «АЗБУКА ПРАВ РЕБЕНКА» 11 КЛАСС
Я имею право быть
чёрным и белым.
Я имею право быть ловким и
смелым.
Ты имеешь право иметь своё
имя.
Ты имеешь право быть просто
любимым.
Мы имеем право на всём белом
свете.
Мы имеем право — мы дети!
Сергей: Вы все с детства любите сказки, такие добрые и замечательные, но не всегда они бывают добрыми, в них нарушаются права человека.
Алёна: Вот вы сейчас и определите, какие права в них нарушены.
Сергей: И покажите свою правовую культуру.
ПОКАЗ КАРТИНОК
СЛАЙД 1
Л.В. В
«Сказке о мёртвой царевне» А. С. Пушкина есть такие строчки:
Свесть Царевну в глушь лесную,
И, связав её , живую,
Под сосной оставить там
На съедение волкам!
Алёна:
В чём провинилась Царевна, кто и за какие поступки может так жестоко наказывать
ребёнка?
ОТВЕТ: Никто и никогда не смеет права оскорблять и мучить
ребёнка.
Алёна: Оказывается, есть ещё люди, которые готовы дразнить и обижать детей за то, что они другой национальности. Встречаются и такие, которые наказывают за шалость, непослушание, пользуясь своей силой. Каждое государство, подписав Конвенцию, обещает защитить своего маленького гражданина и наказать того, кто с ним жестоко обращается.
СЛАЙД 2
Л.В.: Вспомним
сказку А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Там есть слова:
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили
И пустили в окиян –
Так велел де царь Салтан.
Какое право было нарушено?
ОТВЕТ: Главное право каждого человека – право на жизнь. И
маленький человек, ребёнок, тоже имеет право на жизнь.
Сергей: Но так было не всегда. В древности было такое государство-Спарта, которое славилось непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом гос-ве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если он крепкий, здоровый- пусть живет, а если родился слабым, то сбросить со скалы. А ведь этот ребенок мог бы вырасти талантливым художником или ученым с мировым именем. Просто больных надо лечить, слабым-помогать. Каждая страна, говорится в Конвенции, должна заботиться о новорожденных, помогать их мамам, строить больницы и поликлиники, где добрые врачи спасут, вылечат маленького, если он заболел.
СЛАЙД 3
Л.В. :Кто в сказке
Г. Х. Андерсена «Голый король» не побоялся сказать королю правду? Имел ли
он на это право?
ОТВЕТ: Да. Ребёнок имеет право на своё собственное мнение.
Сергей: В Конвенции так и записано, что ребенок может
выражать своё мнение, хоть и маленький. Правда, там добавлено: если при этом он
никого не оскорбляет и не ругаются плохими словами.
Алена: Да, Серёжа, видишь, не любят все страны-члены Организации Объеденных наций, когда дети грубят и ругаются!
СЛАЙД 4
Л.В:
«Сейчас же отопри дверь, - прорычал Волк, - а то я её выломаю!» - «Дом
поросёнка – это его крепость», - сказал Наф-Наф своим братьям, и они
приготовились защищаться.
Какое право было нарушено Волком?
ОТВЕТ: Ребёнок имеет право спокойно жить в своём доме и
чувствовать себя хозяином, как папа и мама.
СЛАЙД 5
Л.В:
Эту сказку Андерсен писал, вспоминая своё детство. Вот и этого гадкого утёнка
все считали неуклюжим, некрасивым и вообще – чужим, щипали, били, гнали
отовсюду… Какое
право было нарушено?
ОТВЕТ: Ребёнок не обязан быть, «как все».
СЛАЙД 6
Л.В:
«Много чудесных подарков получила новорождённая принцесса, и вдруг во дворце
появилась злая ведьма.
- Вы не пригласили меня на крестины! – сказала она королю и
королеве. – Так я пришла сама, и вот мой подарок: когда принцессе исполнится 16
лет, она уколется веретеном и умрёт.
Бессовестная злая колдунья наказала младенца за провинность
родителей. Какое право она нарушила?
ОТВЕТ: Ребёнок не отвечает за провинность родителей, что бы они
не совершили.
СЛАЙД 7
Л.В: В
какой сказке нарушено право на развлечения и отдых?
ОТВЕТ: «Золушка».
СЛАЙД 8
Л.В:
Каким правом посоветовал воспользоваться говорящий сверчок Буратино в сказке А.
Толстого «Золотой ключик»?
ОТВЕТ: Правом на бесплатное образование.
Алена:
Запомните, если ваши права нарушены, вы оказались в трудной жизненной ситуации обращайтесь по телефону «горячей линии» 8-800-300-0122 и вам обязательно помогут.
11 класс дарят зрителям воздушные шары, и карточки с номерами телефонов доверия.
Сергей: Вот и подошёл к концу наш час общения «Правовая культура и правовые знания.
Алена: дети помните о своих правах, но не забывайте и про обязанности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.