Правовое регулирование деятельности таможенных органов России
Понятие правового регулирования деятельности таможенных органов России
Таможенные органы России - это государственные органы, которые непосредственно осуществляют деятельность в сфере таможенного дела. Таможенные органы являются органами исполнительной власти. Исполнительная деятельность таможенных органов состоит в повседневной практической организации решений вопросов, связанных с таможенным делом.
Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Государственный таможенный комитет России (далее ГТК России) преобразован в Федеральную таможенную службу России (далее ФТС России). Его функции по принятию нормативных правовых актов в таможенной сфере переданы Министерству экономического развития и торговли РФ, а в части, касающейся таможенных платежей, - Министерству финансов РФ.
Основным в деятельности таможенных органов является осуществление своих функций и полномочий в сфере организации перемещения товаров через таможенную границу, таможенного оформления, помещения товаров под определенные таможенные режимы, осуществления специальных таможенных процедур, взимания таможенных платежей.
Таможенные органы осуществляют как исполнительную, так и распорядительную деятельность. Оба эти вида деятельности тесно взаимосвязаны. При этом распорядительная деятельность таможенных органов проводится строго в рамках положений, определенных таможенным правом.
Важной отличительной чертой таможенных органов является то, что действующим законодательством они отнесены к числу правоохранительных органов. В качестве правоохранительных органов таможенные органы защищают экономический суверенитет и экономическую безопасность Российской Федерации, права и законные интересы физических и юридических лиц. Таможенные органы ведут борьбу с преступлениями и административными правонарушениями в сфере таможенного дела.
Таможенные органы России составляют единую систему. Под единой системой таможенных органов понимается иерархически построенная совокупность таможенных органов в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними едиными целями и задачами в области таможенного дела. Вместе с тем представляет собой сложную подсистему общей системы органов исполнительной власти РФ. Система таможенных органов определена в статьи 402 ТК РФ, так таможенными органами являются:
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, в настоящий момент ФТС России;
2) региональные таможенные управления;
3) таможни;
4) таможенные посты.
Создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Компетенция конкретных таможенных органов по осуществлению конкретных функций, совершению определенных таможенных операций, а также регион деятельности таможенных органов определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе создавать специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров.
Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты, согласно статьи 402 ТК РФ, действуют на основании положений, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Таможенные посты могут не обладать статусом юридического лица.
В систему таможенных органов также входят не являющиеся правоохранительными органами учреждения, которые учреждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, для обеспечения деятельности таможенных органов.
Система таможенных органов характеризуется наличием звеньев (элементов). В единую систему таможенных органов входят федеральные органы, предназначенные для практической реализации полномочий РФ в области таможенного регулирования и внешнеэкономических отношений (пункт «ж», «л» статьи 71 Конституции РФ) и финансируемые за счет средств федерального бюджета, а также иных предусмотренных законодательством РФ источников.
Взаимоотношения в системе таможенных органов основываются на принципе сочетания централизации и децентрализации. Каждый нижестоящий таможенный орган подчинен только по вертикали вышестоящим таможенным органам. Вышестоящие таможенные органы направляют и контролируют деятельность нижестоящих, их решения обязательны для нижестоящих таможенных органов. Вместе с тем этот принцип сочетает единое централизованное руководство с инициативой и ответственностью нижестоящих таможенных органов за выполнение возложенных на них функций на подведомственной территории.
Возглавляет всю систему таможенных органов, объединяет и направляет их деятельность ФТС России, что предусмотрено в Положении о ФТС России: «ФТС России руководит деятельностью таможенных органов...». Она несет ответственность за состояние деятельности таможенных органов РФ по выполнению возложенных на них законодательством задач и функций.
Для таможенных органов как единой системы государственных органов, осуществляющих таможенное дело в РФ, характерно:
1) единство цели -- осуществление единой таможенной политики;
2) единство задач -- эффективное использование инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории РФ, участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка и др.
Единая система таможенных органов действует в рамках единых пространственных пределов таможенной территории РФ. Единство системы таможенных органов обусловлено общностью выполняемых функций. В своей совокупности эта система обеспечивает реализацию основных функций, закрепленных в таможенном законодательстве России. Они участвуют в разработке таможенной политики и реализуют ее, обеспечивают соблюдение законодательства, принимают меры по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела, защищают экономические интересы РФ, применяют средства таможенного регулирования торгово-экономических отношений и т.д.
В системе таможенных органов функционируют таможенные лаборатории, научно-исследовательские учреждения, учебные заведения, вычислительные центры и другие предприятия, организации и учреждения, подведомственные ФТС России. Их основное назначение -- создавать условия для выполнения таможенными органами их основных задач и функций.
ФТС России и другие компетентные таможенные органы определяют профиль предприятий, организаций и учреждений системы таможенных органов и их местонахождение; утверждают уставы, положения; назначают на должность и освобождают от должности руководителей; устанавливают госзаказы и доводят их до исполнителей; принимают решения о реорганизации или ликвидации.
Руководители предприятий, организаций и учреждений системы таможенных органов обладают государственно-властными полномочиями; осуществляют оперативное управление предприятиями, учреждениями на основе принципа единоначалия.
Таким образом, таможенные органы России составляют единую систему. Основным в деятельности таможенных органов является осуществление своих функций и полномочий в сфере организации перемещения товаров через таможенную границу, таможенного оформления, помещения товаров под определенные таможенные режимы, осуществления специальных таможенных процедур, взимания таможенных платежей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.