Правовое воспитание
Оценка 5

Правовое воспитание

Оценка 5
pdf
02.10.2023
Правовое воспитание
doc02019420211129141616.pdf

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки»

Правовое воспитание

Составила Е. А. Савицкая

2021

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки»

Права и обязанности

(внеклассное мероприятие)

Составила Е. А. Савицкая

2021

Цель: обобщить знания детей об основных правах ребенка; развести понятия «права» и «обязанности», дать возможность почувствовать себя ответственными гражданами своей страны; побуждать детей более широко использовать в игре знания об окружающей жизни; формировать уважительное отношение к правам и свободам человека.

Ход мероприятия:

воспитатель:

Очень много стран на свете, это знает каждый.

Кто, скажите, в странах этих самый — самый важный? (Пауза)

Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,

Главных много — выбирайте, там король, здесь — президент.

Про вождей и про царей знаем мы с пеленок,

Но главней, нужней, важней для страны — ребенок!

Кем он станет завтра, маленький и нежный?

Всей Земле права его — право на надежду!

воспитатель: 20 ноября объявлен Всемирным днем прав ребенка. Поэтому у нас в школе проходит Неделя правового воспитания.

А кто мне скажет, почему именно 20 ноября объявлен Всемирным днем ребенка. (Ответы воспитанников). Потому, что именно в этот день в 1989 году была подписана Конвенция о правах ребенка.

Стихотворение читают учащиеся

1. Я — ребенок, я — человек, я должен иметь права

На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.

1.   Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,

2.   Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.

З. Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.

4. Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.

воспитатель: Наш разговор о том, какие права ребенка вы знаете, как вы их понимаете. Поэтому наше мероприятие так и называется «Права ребенка».

Но перед тем , как продолжить разговор мы с вами поиграем. Игра называется «Поварята»

Игра «Поварята»

Воспитатель спрашивает: «Из чего варят суп?»

- Выберете, роль какого овоща вы хотите сыграть в нашей игре.

Например: 1  капуста,Зученик— морковь, 4ученик— лук,5 ученик— свекла.

Начинаем варить суп. А правила игры такие: я буду произносить название овоща, а те, у кого совпало название с загаданным, громко хлопает в ладоши. Итак, играем! (капуста, картошка, свекла, лук, морковь)

Как вы думаете, что помогло легко понять игру? (правила игры)

В нашей жизни тоже есть правила, которые называются правами.

Что же такое право? Это установленные и охраняемые государственной властью нормы и правила, которые регулируют отношения между людьми.

Зачем вообще нужно знать какие-то права людям?

Чтобы человек точно знал, на что он может рассчитывать в жизни.

Давайте все вместе скажем хором, кто из вас участвовал в игре «Поварята», назовите себя (каждый называет громко свое имя в общем хоре).

- Какое право мы вспомнили? (Все дети имеют право на имя?)

В течение недели вы изучали Конвенцию о правах ребенка, знакомились с правами, которое вам гарантирует государство. Сейчас мы посмотрим отрывки из сказок, которые инсценировали учащиеся школы и подумаем и скажем, какие права были нарушены в этих сказках.

Инсценирование отрывков из сказок с последующим обсуждением

«Волк и семеро козлят» (право на жизнь, право на не прикосновенность жилища). Коза заботилась о своих козлятах, выполняется право жить в своей семье.

«Золушка» (право на отдых, досуг; дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы; защита от жестокого, грубого отношения)

«Лиса и заяц» (право на неприкосновенность жилища; защита от грубого отношения)

Пока участники инсценировок готовятся к выступлению, со зрителями проводится игра «Собери и прочитай пословицу, назови право».

воспитатель: А теперь давайте посмотрим, каким правом не смог воспользоваться герой сказки о золотом ключике Буратино.

Выступление учащихся.

Каким же правом не воспользовался Буратино? (Все дети имеют право на бесплатное образование)

Щдущцй;_Конвенция гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности.

Что такое обязанности? Круг действий, возложенных на кого — то и обязательных для выполнения. А какие обязанности у учеников?

-   добросовестно учится;

-   бережно относиться к имуществу школы;

-   уважать честь и достоинство других учеников и работников школы;

-   выполнять правила поведения для учащихся, которые записаны в Уставе школы.

Ведущий: Пока готовится следующий класс, проведем небольшую разминку.

Физкультминутка.

Попрошу сидящих встать и команды выполнять. Все дышите, не дышите, вместе руки поднимите,

Превосходно, опустите, наклонитесь, разогнитесь,

Встаньте прямо, улыбнитесь.

Каждый весел и здоров и к занятию готов.

Ведущий: Посмотрите внимательно, подумайте и скажите какое право ребенка показано в следующей инсценировке.

«Айболит» (Дети имеют право на медицинский уход)

Ведущий: Наше мероприятие подошло к концу.

Товарищи взрослые и дети

За свое будущее мы все в ответе! Права и обязанности свои знайте, Хорошими людьми вырастайте!

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки»

Закон на нашей земле,

(Деловая игра)

Составила Е. А. Савицкая

2021

Классный час «Закон на нашей земле» (деловая игра) Цель:

-        упорядочить знания ребят о правонарушениях, ознакомить их видами нарушений и наказаниями за них; развивать представления о последствиях противоправных деяний;

-        воспитывать чувство ответственности за свои поступки. Оборудование: книги, раздаточный материал, плакат о МРОТ, конституция, уголовный кодекс, административный кодекс.

ход:

1. Организационный момент.

— Здравствуйте! Я с вами поздоровалась. Что обозначает слово ”здравствуйте”? (Пожелание здоровья и счастья) А что для вас здоровье? Счастье? (Дети отвечают)

2. Объявление темы и постановка цели занятия:

Воспитатель: Как видите в руках у меня две нити.

(нити прилеплены к Доске, одна прямая, Другая извилистая и запутанная)

-       С чем можно сравнить эти нити? (с жизнью)

-       А если сейчас сможем найти конец нити, что это может означать?

(Что наша жизнь протекает легко и гладко.)

-       Что будет если нить запутанна? (трудно найти концы) А применительно к нашей жизни?

-       Представьте себе, что жизнь любого Человека — это наша нить, и любой заворот и узелок может привести к тяжелым последствиям. Есть такая пословица ”от сумы и то тюрьмы не зарекайся

-       Ребята, вы вступаете в сложный, но интересный возраст 15-18 лет. Вокруг много соблазнов. И вы должны выбрать правильный путь! Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.

И сегодняшний классный час это начало знакомства с законами, определяющими нашу жизнь. И попробуем в ходе игры разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность.

З. Основная часть:

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди.

Одновременно с ними появились Главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут?

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

Появилось два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно всё было разрешено: хочешь воровать воруй, хочешь убивать — убивай, хочешь оскорблять человека — пожалуйста, всё можно.

В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.

Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!

В городах и селах бывшего государства Нельзя стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно под нажимом людей попросили помощи у государства Нельзя. Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.

Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы её жители, они чувствуют себя в безопасности?

-       Жители стали жить по законам.

-       Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость!

В конце концов людям удалось решить Главные Вопросы, появился закон и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека.

ЗАКОН          нормативно-правовой        акт,   содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.

-       Есть ли у нас в государстве ЗАКОН?

В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы?

Законы записаны в Конституции — основном законе государства. (Демонстрация книги.)

Кроме Конституции существуют: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс».

Задание 1

-       В главе 2 Конституции РФ определены права и свободы человека и гражданина. Давайте подумаем, какие мы имеем права... (таблички с правами помещать на доске).

-       Поговорим о наших обязанностях... (таблички с обязанностями прикреплять на доске).

Выберите права и обязанности (распределить таблички) Права

Жить и воспитываться в семье

Получить паспорт гражданина РФ

Работать в свободное от учебы время

Право на охрану здоровья

Обязанности

Слушаться родителей и лиц, их заменяющих.

Получить основное общее образование (9 классов)

Соблюдать Устав школы, правила внутреннего распорядка учебного заведения.

Соблюдать правила поведения, установленные в образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.

Ответственность

Исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе нарушения Устава школы.

Возмещение причиненного вреда.

Уголовная ответственность за отдельные виды преступаения.

За совершение       общественно     опасных действий, бродяжничество, уклонение от учебы, употребление спиртных напитков, вплоть до направление комиссией ПДН в специальные учреждения.

Прочитайте, что отсталость? (отсталость ответственность)

За каждое нарушение закона необходимо нести ответственность. Народная мудрость гласит «Не было бы нарушения, не надо бы было нести ответственность»

Рассмотрим понятие нарушений:

Задание 2

Учитель. Вам дано три понятия «Проступок. Правонарушение.

Преступление»

Необходимо к этим понятиям найти определения.

     Проступок.                          Правонарушение.              Преступление

Проступок — это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.

Правонарушение это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.

Преступление это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

Рассмотрим несколько ситуаций:

Ситуация N2 1. Пятиклассник Дима не приезжает в школу с каникул, говорит, что не хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?

(Проступок, так как Дима ничего противозаконного не СОВфШИЉ)

- Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?

(Устав школы в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов). Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: Добросовестно учиться, выполнять заДания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покиДать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет среДств родителей; уважать честь и Достоинство Других учащихся и работников школы.

Он находится в коридоре школы).

- Чем же будет считаться нарушение какого-либо пункта устава ШКОЛЫ?

(Проступком)

-                  Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое?

(Да. Ученик может получить за него Дисципшнарное наказание, Директор может вызвать в школу родителей)

-                  Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.

Ситуация N2 2. Девятиклассники Саша, Витя и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?

(это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры)

Верно, это    административное    правонарушение, предусмотренное         статьей 20.20 части 1 Кодекса  об административных правонарушениях Российской Федерации «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».

-                  Представьте себе следующую ситуацию.

Ситуация N2 З. Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?

(эти ребята совершили преступление)

-                  Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство — преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

(Воспитатель показывает изДание «Уголовный КоДекс Российской Федерации»)

-                  В «Уголовном Кодексе Российской Федерации» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

Для привлечения к уголовной ответственности большое значение имеет возраст. Ни один ребёнок в возрасте младше 14 лет не может быть привлечён к уголовной ответственности и осуждён за совершение преступления. Закон полагает, что до 14 лет ребёнок ещё недостаточно ответственен за свои поступки.

Задание З

Выберите из данных преступлений, за что учащиеся 14 лет несут ответственность

-                  убийство,

-                  умышленное причинение тяжкого и среднего вреда здоровью,

-                  похищение человека, изнасилование, насильственные действия сексуального характера,

-                  кражу,

-                  грабеж,

-                  вымогательство,

-                  уничтожение или повреждение имущества

-                  терроризм

-                  захват заложника

- заведомо ложное сообщение об акте терроризма, - вандализм

-                  хищение либо вымогательство наркотических веществ

Однако если ребёнок до 14 лет постоянно совершает противоправные действия, он может быть поставлен на учёт в органах милиции, отправлен в специальное воспитательное заведение, к нему могут быть применены другие меры воспитательного характера.

- За остальные преступления ответственность наступает с 16-ти лет.

Задание 4

Поработаем с уголовным кодексом и рассмотри какие наказания предусмотрены законом.

игра «СуДья» (прослушать ситуацию, найти статью УК и огласить приговор )

Ложный звонок

Ситуация 1: В класс вбегает ученик:

* Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы!

Судья — ученик зачитывает: Статья 207. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма. Заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве или поджоге, создающих опасность гибели людей—наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

* Оказывается, это вовсе не шутка, избавляющая от очередной контрольной, а статья УК, предусматривающая конкретное наказание !

Тоже самое можно сказать и о ложных вызовах пожарных (часто срабатывает сигнализация в школе из-за того, что кто-то просто развлекается. А ведь может случится так, что при настоящем пожаре уже никто не поверит прозвучавшему сигналу и это приведет к большой трагедии), ложных вызовов скорой помощи, милиции.

Нанесение побоев

Ситуация 2: К «сообщившему о теракте» подходит ученик и бьет его учебником по голове, «сообщивший» падает, встает, держась за голову, стонет, дает сдачи, начинается драка.

Судья — ученик зачитывает: Нанесение побоев или иные насильственные действия, но не повлекшие расстройства здоровья, наказываются штрафом в размере до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда или арестом до трех месяцев.

-    Обычная драка вполне может быть рассмотрена как ст. 116 УК побои.

— Это нас-то, маленьких?! ! Какой с нас штраф? - может ответить

Ученик

-    В этом случае действует Гражданский кодекс, ст. 1074 п. 2 гласит: ответственность за вред, нанесенный несовершеннолетним, лежит на его родителях или лицах, их заменяющих, которые в полной мере расплачиваются (и в прямом, и в переносном смысле) за действия своего чада. Например, оплата медицинской помощи - ст, 1087 ГК.

Порча чужого имущества

Ситуация З: На перемене:

— Дай телефон, музыку послушать, а то скучища!

— Не дам, он новый, только вчера купили.

— Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет. Выбрасывает телефон.

Судья — ученик зачитывает: Статья 167 УК - умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества наказывается штрафом от 50 до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда, либо лишением свободы сроком до пяти лет.

-Если говорить о вреде, то причинен он может быть не только человеку, но и его имуществу А ст. 1064 ГК предписывает еще и возмещение материального ущерба в полном объеме лицом, причинившим вред. Причинение вреда бывает и неумышленное (по-нашему, это «Я ведь ненарочно!»), но это ст. 168 УК штраф до 200 Минимальных Размеров Оплаты Труда, либо лишение свободы до двух лет,

Угроза «болтовней»

Ситуация 4: В классе идет спор двух учащихся:

Еще раз прицепишься убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться — и тебе не жить.

Судья — ученик зачитывает: Статья 119 УК - Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью наказывается штрафом или лишением свободы сроком до двух лет.

Оскорбление

Ситуация 5: Две девочки в классе ссорятся:

— А ты дылда! ! !

— А ты сама Гадина! ! !

Судья — ученик зачитывает: Статья. 130 УК РФ - оскорбление штраф в размере до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда, либо исправительные работы на 6 — 12 месяцев.

Осквернение зданий и транспорта Ситуация 6: В класс вбегают мальчишки:

— А «Спартак» выиграл, а никто не знает!

— Давай на стене напишем, чтоб завтра утром все увидели!

— Клево, вот люди порадуются!

— Давай на стене маркером, чтоб лучше видно было!

Судья — ученик зачитывает: Статья 214 УК — вандализм осквернение зданий и сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах штраф от 50 до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда и возмещение ущерба.

-      Каждый день, заходя в школу, мы видим следы пребывания наших детей. Разрисованные стены, сломанные двери, исписанные и исцарапанные парты. А знают ли ДУГИШКИ, что действия их попадают под статью?

-      А так как гуляют детки компаниями, следовательно, и шалят компаниями (в одиночку-то страшно), то следует им знать, что по ст. 35 УК совершение преступлений группой лиц - влечет более строгое наказание.

К несовершеннолетним применяются следующие виды наказаний

(ст.88).• штраф;

У- лишение права заниматься определенной деятельностью; обязательные работы; исправительные работы;

У- арест; лишение свободы на определенный срок.

4. Вывод. Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. Ребята, я считаю, что главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону.

Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает уголовный кодекс РФ. Так давайте уважать, ценить закон на нашей земле и тогда у вас в жизни не будет проблем.

5. Рефлексия.

Кого заставил задуматься сегодняшний классный час?

6. Памятка школьнику

Дорогой друг, ты учишься в школе, в которой тебе ещё учиться. Оглянись вокруг. Тебя окружают одноклассники и учителя. Пока ты учишься, мы предлагаем следовать советам «бывалых» школьников. Пользуясь своими правами и свободой, ты можешь внести что-то новое в развитие школы.

Во-первых, не теряя времени узнай, где лежит главный документ школы — Устав, в котором прописаны твои права и обязанности как школьника.

Во-вторых, запомни все, что касается тебя и твоего обучения.

В-третьих, ты в школе не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права и свободы, уважай их.

В-четвертых, школа - твой второй дом. Береги все, что в нем находится: мебель, книги, инвентарь. К тому же за порчу школьного имущества на твоих родителей может быть наложена материальная ответственность.

В-пятых, веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных мероприятиях, реализуй свои права.

В-шестых, ты должен аккуратно вести тетради, ведь это твоё лицо.

В-седьмых, если потребуется твоя помощь, не раздумывай помоги. В следующий раз помогут тебе.

В-восьмых, помни, что взрослым ты становишься не тогда, когда начинаешь курить и пить спиртные напитки, а тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.

В-девятых, как можно чаще приглашай в школу родителей, чтобы они были в курсе твоих дел, так как они твои законные представители.

В-десятых, если у тебя возникли проблемы, прежде всего, расскажи воспитателям и учителям. Совместно с администрацией школы они постараются помочь тебе.

P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.

Закончить я хочу словами оратора и политика древнего Рима жившего в 106 году до нашей эры Марка Туллия Цицерона

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Общеобразовательная ШКОЛа психолого-педагогической поддержки»

Умники и умницы.

(внеклассное мероприятие)

Составила Е. А. Савицкая

2021

Цель: 1. Формирование правовой культуры.

2. Воспитание гражданских качеств.

З. Практическое использование правовых знаний.

4. Коррекция коммуникативных качеств учащихся. Оборудование: Ордена «Умник», «Умница», задания для отборочного тура, разметка дорожек, кружки-штрафы, заготовки пословиц, дипломы для награждения.

Ход занятия.

1. 1. Организационный момент.

- приветствие;

-объяснение значения игры, правил (правило игрока, правило первой руки)

-представление жюри.

2. Отборочный тур.

-   выбор игроков (З)

-   Как называется наша страна?

*Как называются граждане нашей страны?

*Кто является президентом РФ?

-   задание для выбора дорожек «Дешифровщик» (См. приложение 1) - выбор дорожек З. Конкурсные этапы.

1 этап.

Зелёная дорожка. * С какого возраста в России человек вступает в пору совершеннолетия и обретает ответственность за свои поступки?

Желтая дорожка. * С какого возраста человек обретает гражданство страны, в которой он родился?

Красная дорожка. * Дети какой национальности обладают наибольшими правами?

2 этап.

Зелёная дорожка. * С какого возраста наступает уголовная ответственность?

Желтая дорожка. * Кто может назвать человека преступником? Красная дорожка. * Самое распространённое административное наказание?

З этап.

Зелёная дорожка. * Два товарища : несовершеннолетний Петров и

20-летний Сидоров совершили особо тяжкое преступление. По решению суда Сидоров приговорён к смертной казни, Петров к 13 годам лишения свободы. Правильное ли наказание вынес суд? Желтая дорожка. * Десятилетний Вова П. бегая по школьному коридору уронил и испортил картину, висевшую на стене. Кто должен возместить ущерб, причинённый школьному имуществу?

4 этап.

Зелёная дорожка. * Какое наказание можно применить к гражданину Семёнову Ивану 30 лет за вырубку ценной голубой ели в городском парке ? 4. Игра со зрителями.

- блиц-опрос 1. Преступление это опасное или безопасное действие или бездействие?

2. Проступок это нарушение норм уголовного или административного права?

З. Оцените с юридической точки зрения преступление или проступок:

-  Вера получила от двух знакомых крупную сумму денег для покупки ювелирных украшений, после чего скрылась; - гражданин, управляя автомашиной, нарушил ПДД;

-  Олег без уважительной причины прогулял работу; - Алексей в пьяном виде терроризировал соседей, избил пенсионера, угрожал всем;

-  Ольга не выполнила работу, которую поручил ей директор;

-  Марине в магазине продали некачественный товар;

-  Николай и Иван совершили кражу автомагнитолы;

-  Александр ехал на автобусе, не купив билет;

-  Игнатов захватил в заложники воспитанников детского сада.

5.Подведение итогов.

-  награждение победителей

-  дополнительно командная игра по классам «Пословицы о праве». Задача: кто быстрее соберёт пословицы из двух частей.

Приложение 1.

 

8

1

10

14

13

 

 

 

 

 

 

 

15

16

1

З

14

 

 

 

 

 

 

 

6-2

в-З

 

д-5

 

 

 

 

ж-7

3-8

и-9

К-10

л- 11

м- 12

 

 

 

н- 13

О— 14

п-15

р-16

с-17

т-18

 

 

 

у-19

ф-20

х-21

ц-22

ч-23

ш-24

 

 

 

щ-25

ъ-26

ы-27

ь-28

э-29

ю-30

я-З 1

 

Пословицы на разрезных карточках:

Что посеешь, Не имей сто рублей,

С кем поведёшься, Что написано пером, На воре то и пожнёшь. а имей сто рублей. от того и наберёшься. не вырубишь топором. шапка горит.

Для оформления доски:

Права

1.   Право на собственное мнение.

2.   Право «первой руки».

З, Право на достоинство и уважение.

Обязанности 1. Слушать.

2. Выполнять. З. Соблюдать.

4. Уважать.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки»

Можно и нельзя,

(беседа)

Составила Е. А. Савицкая

2021

Беседа «Можно и нельзя»

Цели: показать, что в обществе есть правила, нарушать которые нельзя; объяснить, почему нельзя нарушать эти правила; воспитывать уважение к закону; коррекция и развитие мышления, речи.

- Ребята вам хорошо известно, что существуют такие правила, которые нарушать нельзя. Ведь невозможно жить там, где все делают, что хотят. Назовите сами, что «можно», а что «нельзя». Например, нельзя грубо разговаривать с учителями, товарищами. Грубияна не уважают все нормальные люди. Эти люди понимают, что грубость осложняет жизнь. Грубить запрещено. Поэтому грубиянов одергивают. А если вас оскорбляют (т.е. унижают)? Людям обидно когда их оскорбляют. За это грубияна можно наказать.

Нельзя просто так рвать цветы на лесной полянке. Потому, что их становится меньше, а некоторые растения вообще исчезают. После отдыха в лесу в мае наломают подснежников, в июне сирень, купальницу. Многие букеты безжалостно полетят в мусорные урны — завяли! А зачем рвали? Таких хулиганов можно наказать (штраф),

Сейчас послушайте историю про мальчика Витю и подумайте можно или нельзя стрелять из рогатки.

Витя любил поохотиться за воробьями. Для этого у него была сделана отличная рогатка. Люди часто говорили ему, что нельзя стрелять воробьев. Но он не понимал, почему людей это беспокоит. Однажды камень, пущенный из рогатки, пролетел мимо воробья и попал в лицо прохожему. Тот был отправлен в больницу, срочная операция не помогла, человек остался без глаза. Состоялся суд. Виктор был отправлен в спецшколу для малолетних преступников. Родители Вити еще долго выплачивали деньги этому прохожему.

Почему же нельзя стрелять из рогатки?

Правильно говорят, что от шалости до беды один шаг.

Нельзя воровать, т.е. брать чужие вещи.

Послушайте небольшой рассказ и подумайте, почему нельзя брать чужое.

Поймали мальчика в горохе и стали бранить. А он говорит:

-              Да ведь я вам родня!

-              Ты, то нам родня,- сказали мальчику,- да горох, то тебе чужой! Ребята, давайте пофантазируем и представим себе, что мы живем в обществе, где все можно.

Как бы жилось нам в таком обществе?

Почему есть такие правила, нарушать которые нельзя?

А сейчас мы поиграем в игру. Перед каждым из вас два кружка со словами

«можно» и «нельзя».

Я буду читать, а вы поднимать нужный кружок.

Подумайте можно или нельзя?

-              ломать деревья;

-              разводить костры;

-              бить стекла;

-              лгать;

- охотиться, ловить рыбу;

-              дать отпор хулигану;

-              перебегать проезжую часть улицы.

Придумайте сами, какие - нибудь ситуации, а ребята поднимут нужный кружок

«можно» или «нельзя».

Наглядность:

Кружки «можно», «нельзя»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки»

Что такое закон,

(беседа)

Составила Е. А. Савицкая

2021

Беседа «Что такое закон»

Цели: разъяснить, что такое закон, какие бывают законы, правонарушения.

Воспитывать уважение к законам, нравственное воспитание. Коррекция и развитие речи, мышления.

Сегодня мы поговорим с вами, что такое закон, какие бывают законы.

Слово «закон» вы конечно слышали и не раз. Мы с вами говорили, что можно, а что делать нельзя. Когда люди делают то, что нельзя, они нарушают закон. Законы — это обязательные для всех правила. Если кто-то не выполнит эти правила, он будет наказан. Закон можно сравнить с воздухом. Если бы вдруг исчез только один закон, миллионы людей почувствовали бы как трудно дышать. Давайте, ребята, представим себе, что все законы вдруг исчезли.

Инсценирования по ролям.

(человек, водитель, продавец)

Человек надел пальто и вышел на улицу. Раздался визг тормозов, и буквально в сантиметре от него остановился «Москвич».

Водитель: Ты что, ослеп! Не видишь, что я еду?

Человек: Вам - красный свет! Смотрите!

Водитель: Ишь, ты! Какие огоньки! Красный,. .. желтый,... зеленый...

Наверное от Нового года остались. А больше никакого не будет? Я — то фиолетовый цвет люблю.... А, ты, осторожнее!

Человек: Чудак, какой — то.

Автор: Путь нашего героя лежал в радиомагазин. Там на полках лежало много магнитофонов. И все на вид были симпатичные. Человек: Продавец, дайте мне посмотреть вот этот магнитофон.

Продавец: Смотрите.

Человек: А попробовать.

Продавец: Интересно! Вы начнете, «пробовать», сломаете, а отвечать, кто будет? Человек: Куплю вот этот.

Продавец: Вот и слушайте на здоровье.

Автор: Человек вы же решили купить кассету и послушать прямо в магазине. Но вдруг Пугачева запела голосом Высоцкого!

Продавец: Заводской брак.

Человек: Дайте мне другой.

Продавец: С какой стати? Причем тут магазин?

Автор: Человек чуть не плача, вышел из магазина с поломанным магнитофоном.

Человек: Как дальше жить среди этого кошмара? Кто поможет

МНе

Закон: Я Закон! Я помогу тебе!

Автор: Человек вошел в магазин. Но теперь рядом с ним был Закон.

Продавец: Давайте включу магнитофон. Слушайте.

Человек: А вдруг он испортится? Продавец: Обменяем.

Человек: А если брак заводской?

Продавец: Ну и что же? Если мы продали вещь, то мы отвечаем за ее качество. В случае чего приходите.

Человек: Ну, спасибо тебе, закон.

Ребята, как вы поняли для чего нам законы?

Законы записаны в специальных книгах. Законов очень много. Если кто-то хулиганит, ворует, то вступает в действие уголовное право. Если поступаешь на работу — трудовое право. Есть даже космическое право, так как в космос летают ракеты разных стран и нужны общие для всех правила.

Все законы запомнить конечно нельзя. А как же тогда не нарушать закон. Правильно, поступать по совести, не совершать плохих поступков.

Постарайтесь честно сами себе ответить на следующие вопросы:

1.    Взял бы я блок жевательной резинки в магазине, если бы знал точно, что не попадусь?

2.    Если бы рядом ее было машин, побежал бы я на красный сигнал светофора через дорогу?

З. Избил бы товарища по группе , если бы рядом не было воспитателя?

4. Мы договорились, что отвечать будем честно.

Если на эти вопросы вы ответили «да», то советую серьезно задуматься. Дело в том, что многие бедующие правонарушители так и отвечали и говорили, что они ни о чем не задумывались.

А вы задумайтесь сейчас. И так, ребята, как вы поняли:

1.  Что такое закон?

2.  Для чего нужны законы?

З. Какие бывают законы?

4. Если бы ваша группа попала на необитаемый остров, то какие бы вы приняли законы?

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки»

Чтобы не случилось беды,

(беседа)

Составила Е. А. Савицкая

2021

Беседа «Чтобы не случилось беды»

Цели: постараться выяснить причины нарушения законов подростками, наметить способы ухода от беды, разъяснить с какого возраста наступает уголовная ответственность.

Чтение письма подростка из колонии.

Как вы думаете, почему мальчик нарушил закон?

Обсуждение ситуации.

«Здравствуйте Виктор Александрович! Вы были правы на уроках, когда «воспитывали» нас. А в тюрьму я попал по своей вине. Сам виноват я. Думал, что все сойдет, как раньше. Как живу здесь?

Строгий распорядок на все время суток. Подъем в 6 часов. Физзарядка, завтрак, производство. Мы делаем ящики для папирос. Чтение книг — только в личное время. А его мало — 1 час. За это время надо привести в порядок одежду, подготовиться к занятиям. По зоне передвигаемся только строем. Одежда почти всегда черного цвета. От мамы приходят письма, иногда посылка. Но от содержимого мало чего остается. Многое в письме рассказать нельзя, да и стыдно . . .

Какой же я был дурак, что плохо учился, не ценил школу. Если бы снова вернуть, я бы, наверное, слушал бы каждого учителя». С уважением Володя.

Грустное письмо. Володя мало задумывался над своими поступками. И это привело к беде.

Послушайте историю о том, как ребята чуть — чуть не попали в беду. Как вы думаете, почему это случилось.

У моей бабушки был сад. В нем росли яблони, вишни, сливы. И смородина росла черная и красная. Но вот однажды два моих дружка — Санька и Ванька — отозвали меня в сторону. Давай, говорят, залезем в сад к деду Егору. У него, знаешь, какая сладкая грушовка! Я оторопел. Зачем, говорю, лезть в чужой сад, если в нашем всего полно? И грушовка не хуже. А ребята наседают:

«Струсил, да? Эх ты, размазня!» и я полез. Дед Егор поймал меня прямо на месте преступления — на этой самой грушовке. Санька с Ванькой успели удрать, а я вот попался. Дед Егор вел меня за руку по всей деревне и всем рассказывал, как поймал меня в своем саду. Щеки у меня горели. И бабушке за меня было стыдно. «Неужели своих яблок не хватает?» - спрашивала она и укоризненно качала головой. Я рассказал, как было. И тогда бабушка сказала: «Э-э-э, да ты у меня, оказывается, что телок на веревочке. Куда тебя потянут, туда и идешь».

С тех пор прошло почти 50 лет, но я до сих пор помню бабушкины слова. И ее глаза. Она смотрела на меня с жалостью и тревогой: если я такой телок, то что из меня выидет. Действительно, что может получиться из человека, если он, как говорится, не имеет своей головы и живет чужой. Занятная, между прочим, картинка получаетсяб голова вроде есть и вроде нет. Это странно и обидно. А главнее — опасно! Ведь чаще всего такие «безголовые» и попадают в беду. Сколько раз, допрашивая ребят, задержанных за совершение правонарушений, я слышал одни и те же слова: «Меня позвал... » менялись только имена — Витек, Серега, Колян, Серый... так всегда помни, что ты не «телок на веревочке».

Обсуждение ситуации.

Как не совершить плохого поступка, если вас кто-то позвал?

1.   Уклониться от участия в некрасивом поступке.

2.   Попытаться переубедить товарищей. З. Уметь видеть последствия поступка.

4. Правильный выбор товарищей и друзей.

А теперь, ребята, давайте попробуем проиграть случаи, которые часто бывают в жизни. Задания:

1.    Ты вышел во двор и увидел, что там дерутся два мальчика. Разними их.

2.    Ты очень обидел своего друга. Попробуй, помирись с ним.

З. Тебе очень хочется поиграть ИГРУШКОЙ незнакомого мальчика. Попроси у него игрушку.

Ребята обсуждают правильно или нет, выполнены задания.

Как вы поняли, почему подростки иногда нарушают закон? Как правильно выбирать друзей? По их делам и поступкам. Не зря говорят: «С кем поведешься, от того и наберешься»Преступниками не рождаются, а становятся. Плохие поступки может совершить каждый. Но ответственный человек стыдится своих поступков, старается их больше не повторять. А безответственный ищет себе оправдания. Безделье, недобросовестное отношение к учебе, употребление спиртных напитков, неправильный выбор друзей приводит к беде.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки»

Подвижные игры,

(право на игру)

Составила Е. А. Савицкая

2021

Цель: познакомить воспитанников с детскими играми народов мира, формировать сознание о том, что все дети в мире сходны независимо от национальности, пола, этнической группы, все дети имеют неотъемлемые права, в том числе право на игру, закрепленное Конвенцией о правах ребенка; формировать коммуникативные навыки; коррекция эмоционально-волевой сферы; совершенствовать двигательные навыки , физические качества; воспитывать дружеские отношения в детском коллективе.

Ключевые понятия:

-  мы разные, но у нас много общего;

-  права основаны на общности потребностей различных людей.

Перед началом проведения подвижных игр провести с воспитанниками инструктаж по ТБ.

Содержание:

Вводная беседа.

Нет в мире детей, которые бы не играли. Игра для них - жизненная необходимость, средство всестороннего развития. Игра доставляет детям удовольствие и радость. Детские игры переходят из поколения в поколение и имеют не меньшее значение, чем сказки, песни, пословицы. Народные обычаи, древние ритуалы, суеверия продолжают жить в играх детей.

За национальным характером игры кроется культурное богатство, традиции каждого народа. Содержание многих игр может рассказать о быте и религии, трудовой деятельности людей, живущих в разных уголках Земли. Есть игры шумные и тихие, серьёзные и весёлые. Часто игры похожи одна на другую. Например, в игру «Глухой телефон» играют дети Франции, Великобритании, России. Все дети имеют право на игру. Это право закреплено Конвенцией о правах ребенка. Как вы думаете, почему игра нашла особое упоминание в этом документе?

Знакомство воспитанников с играми различных стран (на глобусе можно показать, где находятся эти страны).

Игра «Заря», Россия (похожая игра «Бег с платком», Канада)

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих — заря — ходит сзади с лентой (платком) и говорит:

Заря — зарница, красная девица,

По полю ходила, ключи обронила,

Ключи золотые, ленты голубые,

Кольца обвитые — за водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.

Правила игры. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо платок.

Игра «Укради знамя», Италия

Две команды размещаются у своей черты на некотором расстоянии друг от друга, посередине стоит ведущий. Он держит косынку и выкрикивает номера. Игроки, чьи номера назвал, бегут к нему. Тот, кто выхватит у ведущего косынку и первым вернется на свое место, зарабатывает очко.

Игра «Посадка картошки» (Посадка бульбы), Белоруссия

Создаются две команды по 5 — 8 человек. Игрок, стоящий первым, капитан, он держит в руках мешочек (корзинку) с пятью картофелинами (камешками). На расстоянии 20 шагов от каждой колонна начерчены пять кружков. По сигналу капитаны бегут к кружкам и сажают картошку по одной в каждый кружок, затем возвращаются и передают мешочек следующему игроку, который, взяв мешочек, бежит собирать картошку и т.д.

Правила игры. Капитаны стартуют по сигналу. Игроки не выходят за линию без мешочка. Если картошка упала, ее следует поднять и затем бежать. Подбегать к команде надо с левой стороны.

Игра «Поезд», Аргентина

Перед игрой участники делятся на водящего «Паровоз» и остальных игроков «вагоны». На большой площадке игроки, каждый себе «строят депо» очерчивая небольшой круг. В середине площадки стоит водящий — паровоз. У него нет своего депо. Водящий идет от одного игрока к другому. К кому он подходит, тот следует за ним. Так собираются все вагоны. Паровоз неожиданно свистит, и все бегут к депо, паровоз тоже. Игрок, оставшийся без места, становится водящим паровозом.

Игра «Хромая уточка», Украина

В ходе игры обозначаются границы площадки, выбирается «хромая уточка». Остальные игроки размещаются произвольно на площадке, стоя на одной ноге, а согнутую в колене другую ногу придерживают сзади рукой. После слов «Солнце разгорается, игра начинается» «уточка» прыгает на одной ноге, придерживая другую ногу рукой, стараясь, дотронутся до кого-нибудь из играющих. Пойманные помогают ей поймать других. Последний непойманный игрок становится «хромой уточкой».

Правила игры. Игрок, ставший на обе ноги или выпрыгнувший за пределы площадки, считается осаленным.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки»

Цель: обобщить знания детей об основных правах ребенка; развести понятия «права» и «обязанности», дать возможность почувствовать себя ответственными гражданами своей страны; побуждать детей более широко…

Цель: обобщить знания детей об основных правах ребенка; развести понятия «права» и «обязанности», дать возможность почувствовать себя ответственными гражданами своей страны; побуждать детей более широко…

Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым

Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым

Давайте все вместе скажем хором, кто из вас участвовал в игре «Поварята», назовите себя (каждый называет громко свое имя в общем хоре)

Давайте все вместе скажем хором, кто из вас участвовал в игре «Поварята», назовите себя (каждый называет громко свое имя в общем хоре)

Щдущцй;_ Конвенция гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности

Щдущцй;_ Конвенция гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности

За свое будущее мы все в ответе!

За свое будущее мы все в ответе!

Классный час «Закон на нашей земле» (деловая игра)

Классный час «Закон на нашей земле» (деловая игра)

И сегодняшний классный час это начало знакомства с законами, определяющими нашу жизнь

И сегодняшний классный час это начало знакомства с законами, определяющими нашу жизнь

В конце концов людям удалось решить

В конце концов людям удалось решить

Возмещение причиненного вреда.

Возмещение причиненного вреда.

Учащиеся в образовательном учреждении обязаны:

Учащиеся в образовательном учреждении обязаны:

Вы абсолютно правы. Действия Саши,

Вы абсолютно правы. Действия Саши,

За остальные преступления ответственность наступает с 16-ти лет

За остальные преступления ответственность наступает с 16-ти лет

Ученик - В этом случае действует

Ученик - В этом случае действует

Судья — ученик зачитывает: Статья

Судья — ученик зачитывает: Статья

Рефлексия. Кого заставил задуматься сегодняшний классный час? 5

Рефлексия. Кого заставил задуматься сегодняшний классный час? 5

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная

Цель: 1. Формирование правовой культуры

Цель: 1. Формирование правовой культуры

З этап. Зелёная дорожка. *

З этап. Зелёная дорожка. *

З 14 6-2 в-З д-5 ж-7 3-8 и-9

З 14 6-2 в-З д-5 ж-7 3-8 и-9

Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки»

Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки»

Беседа «Можно и нельзя» Цели: показать, что в обществе есть правила, нарушать которые нельзя; объяснить, почему нельзя нарушать эти правила; воспитывать уважение к закону; коррекция…

Беседа «Можно и нельзя» Цели: показать, что в обществе есть правила, нарушать которые нельзя; объяснить, почему нельзя нарушать эти правила; воспитывать уважение к закону; коррекция…

Да ведь я вам родня! -

Да ведь я вам родня! -

Что такое закон, (беседа) Составила

Что такое закон, (беседа) Составила

Инсценирования по ролям. (человек, водитель, продавец)

Инсценирования по ролям. (человек, водитель, продавец)

Человек: Ну, спасибо тебе, закон

Человек: Ну, спасибо тебе, закон

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки»

Беседа «Чтобы не случилось беды»

Беседа «Чтобы не случилось беды»

Неужели своих яблок не хватает?» - спрашивала она и укоризненно качала головой

Неужели своих яблок не хватает?» - спрашивала она и укоризненно качала головой

Безделье, недобросовестное отношение к учебе, употребление спиртных напитков, неправильный выбор друзей приводит к беде

Безделье, недобросовестное отношение к учебе, употребление спиртных напитков, неправильный выбор друзей приводит к беде

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки»

Цель: познакомить воспитанников с детскими играми народов мира, формировать сознание о том, что все дети в мире сходны независимо от национальности, пола, этнической группы, все…

Цель: познакомить воспитанников с детскими играми народов мира, формировать сознание о том, что все дети в мире сходны независимо от национальности, пола, этнической группы, все…

Знакомство воспитанников с играми различных стран (на глобусе можно показать, где находятся эти страны)

Знакомство воспитанников с играми различных стран (на глобусе можно показать, где находятся эти страны)

Правила игры. Капитаны стартуют по сигналу

Правила игры. Капитаны стартуют по сигналу
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.10.2023