«Правовое регулирование охраны и защиты лесов по законодательству Российской Федерации».
Оценка 4.9

«Правовое регулирование охраны и защиты лесов по законодательству Российской Федерации».

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
правоведение +1
Взрослым
21.01.2018
«Правовое регулирование охраны и защиты лесов по законодательству Российской Федерации».
Объектом данного исследования являются правоотношения, возникающие при осуществлении охраны и защиты лесов. Тема проекта: «Рассмотрение правового регулирования охраны и защиты лесов по законодательству Российской Федерации» Целью нашего исследования является охрана и защита лесов по законодательству Российской Федерации. Гипотеза: Если установить порядок охраны окружающей среды, соответствующий состоянию экономики и экологии и сопровождающийся постоянным контролем со стороны государства в лице его уполномоченных органов, то в полной мере реализуются конституционные гарантии нормы природоохранного права.
Исследовательская работа Дарина.docx
Тезисы к исследовательской работе «Правовое регулирование охраны и защиты лесов  по законодательству Российской Федерации». Работа выполнена ученицей 8 класса Гадельшиной Дариной МОБУ СОШ д. Максимовка Руководитель: Данилова Виктория Андреевна. Объектом   данного   исследования являются   правоотношения,   возникающие   при осуществлении охраны и защиты лесов. Тема проекта: «Рассмотрение правового регулирования охраны и защиты лесов по  законодательству Российской Федерации» Целью нашего исследования является охрана и защита лесов по законодательству  Российской Федерации. Гипотеза: Если установить порядок охраны окружающей среды, соответствующий состоянию  экономики и экологии и сопровождающийся постоянным контролем со стороны  государства в лице его уполномоченных органов, то в полной мере реализуются  конституционные гарантии нормы природоохранного права. Задачи исследования: 1. исследовать развитие и становление законодательства об охране и защите лесов 2. определить содержание понятий «охрана» и «защита» в лесном законодательстве 3. выявить соотношение охраны и защиты лесов. Выводы. Анализ показал, что негативно отражается на экологии лесов и на лесном хозяйстве:   ­использование,   охрана,   воспроизводство   лесов,   находящихся   в   частной собственности без вмешательства государственных органов; ­ параллелизм   и   нестабильность   в   системе   государственных   органов, осуществляющих управление и контроль в области лесных правоотношений; ­ передача   полномочий   государственных   органов   на   уровень   субъектов   РФ, муниципальных   образований   и   собственников   при   отсутствии   финансовой   и   правовой поддержки со стороны государства. Для   решения   этих   проблем   следует   закрепить   постоянную   систему   органов   и должностей,   осуществляющих   охрану   и   защиту   лесов.   Свою   эффективность   показала существующая в СССР система, при которой леса разделялись на лесхозы, лесничества, лесхозучастки, объезды и обходы. За состоянием охраны каждого из участков отвечали определенные   лица,   которые   являлись   гражданскими   служащими   и   имели   достойное финансовое   и   социальное   обеспечение.   Руководство,   контроль   и   нормативное регулирование   лесных   правоотношений   осуществлял   единый   самостоятельный   орган государственной власти. Еще   одной   проблемой   является   отсутствие   нормативно­правовых   актов, регулирующих порядок организации пожарной безопасности и органов, отвечающих за её обеспечение, на землях, не входящих в лесной фонд.  Статистические данные и наблюдаемые в природе негативные изменения отражают неэффективность существующих мер охраны лесов от загрязнений. Размещение отходов в лесах   приводит   к   деградации,   гибели   и   к   особой   сложности   восстановления   лесов. Поэтому   следует   внести   в   ФЗ   «Об   отходах   производства   и   потребления»   запрет   на размещение отходов на любых покрытых лесами землях. 1 Районный НПК « Шаг в будущее » в рамках Малой академии наук школьников Стерлитамакского района 2 Проектная работа «Правовое регулирование охраны и защиты лесов по законодательству Российской Федерации». Выполнена обучающейся 8 класса МОБУ СОШ д. Максимовка Гадельшиной Дариной Руководитель: учитель истории и обществознания Данилова Виктория Андреевна СОДЕРЖАНИЕ Введение...................................................................................................................3 1 История развития законодательства об охране и       защите       лесов........................5 1.1 Определение понятий «охраны» и       «защиты»     лесов......................................5   3 2 Правовое регулирование охраны и защиты лесов по законодательству       РФ.11  2.1 Охрана лесов и     ее      виды.................................................................................11   2.2 Защита лесов от       вредных       организмов..........................................................13 Заключение.............................................................................................................16     и     источников .............................................18 Список использованной литературы   Введение Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на благоприятную окружающую   среду.   Для   реализации   этой   конституционной   гарантии   нормы природоохранного  права   устанавливают  порядок  охраны  окружающей  среды,  который должен соответствовать состоянию экономики и экологии и сопровождаться постоянным контролем   со   стороны   государства   в   лице   его   уполномоченных   органов.   Когда законодателем   не   соблюдаются   данные   условия   и  не   учитывается   исторический   опыт нормативно­правового регулирования, его правовые решения могут негативно влиять на состояние окружающей среды. Одним из самых ярких примеров такого отрицательного 4 воздействия  является история взаимодействия норм лесного права и состояния лесов России. Леса – это наше природное, экологическое, экономическое и культурное достояние. Всем   известно,   что   Россия   занимает   первое   место   в   мире   по   площади   территорий, покрытых   лесами.   Согласно   Государственному   докладу   «О   состоянии   и   об   охране окружающей среды Российской Федерации в 2014 году» площадь лесопокрытых земель нашей страны составляет 46,5% всей её территории. Однако в этом же докладе отражен ряд негативных тенденций. Так, площадь покрытых лесом земель с 2012 по 2015 год сократилась   на   1611,3   тыс.   га.   Нужно   отметить,   что   это   произошло   с   учетом присоединения в 2014 году к территории Российской Федерации республики Крым и города федерального значения Севастополь, что  привело к увеличению площади лесов России более чем на 340 тыс. га. Среди отрицательных процессов в сфере охраны лесов так же были выявлены: изменение породного состава лесов в связи с сокращением числа хвойных   деревьев,   увеличение   влияния   болезней   леса,   неблагоприятных   почвенно­ климатических воздействий и антропогенных факторов на гибель лесов. Для   уменьшения   и   ликвидации   данных   процессов   необходимо   проанализировать существующую в настоящее время правовую основу охраны и защиты лесов с учетом исторического   опыта   развития   лесного   законодательства.   Анализ   поможет   выявить проблемы лесного законодательства в области охраны и защиты лесов и найти возможные пути их решения. Так же  такой  анализ даст возможность   понять, почему близкие  по значению «охрана» и «защита» в лесном законодательстве имеют различное значение и включают в себя самостоятельные группы мероприятий по их осуществлению. Лесное   законодательство   на   протяжении   всего   пути   своего   развития характеризуется особой динамичностью. Причиной этому является  влияние на леса и лесное   хозяйство   множества   факторов,   например,   состояния   окружающей   среды, промышленности   и   науки,   экономических   и   политических   интересов   государства, развития технологий. Поэтому изучение правового регулирования охраны и защиты лесов с учетом их особой значимости для нашей страны всегда является актуальной темой для исследовательских и научных  работ. Нормативно­правовые акты, регулирующие лесные правоотношения и принятые в период с правления Ярослава Мудрого до 30 декабря 2015 года послужили основой исследования. В дореволюционный период изучением охраны и защиты лесов занимались ученые­юристы при анализе лесного права в целом. К таким ученым относились: В. Врангель, С. П. Ведров, М. Романовский, И.Т.Тарасов,   Н.В.   Шелгунов.   В   советский   период   изучению   охраны   и   защиты   леса посвятили свои работы Н. Г. Баканева, Г. И. Воробьев, В. Я. Колданов, А. М. Цветков и М. А. Цветков. Распад СССР и лесные реформы начала XXI века обусловили потребность в  научном   анализе   существующей   ранее   и   новой   системы   правовой   охраны   и   защиты лесов. При формировании теоритических основ работы были рассмотрены исследования авторов научных работ современного периода: Н. Н. Абаниной, В. О. Артамоновой, Л. А.Гурьевой, О. В. Ждановой и И. С. Зиновьевой, А. С. Пуряева и А. Ю. Пуряевой, О. В. Фроловой. Целью является изучение правового регулирования охраны и защиты лесов по  законодательству Российской Федерации. Для достижения цели поставлены следующие задачи: ­ исследовать развитие и становление законодательства об охране и защите лесов; 5 ­ определить содержание понятий «охрана» и «защита» в лесном  законодательстве; выявить соотношение охраны и защиты лесов. ­ Объектом исследования являются правоотношения, возникающие при  осуществлении охраны и защиты лесов. Предмет исследования составляют нормы права, регламентирующие охрану и  защиту лесов. В   работе   были   использованы   несколько   методов   научного   исследования:   статистический,   системно­аналитический, формально­логический, юридический методы, методы анализа и синтеза.   исторический, Нормативную   основу   составили   Конституция   РФ,   Лесной   кодекс   РФ, постановления   и   распоряжения   правительства,   постановления   Госстандарта   РФ   и приказы органов исполнительной власти РФ. 1 История развития законодательства об охране и защите лесов 1.1 Определение понятий «охраны» и «защиты» лесов Развитие   законодательства   об   охране   и   защите   лесов   на   Руси,   в   Российской Империи, в СССР и в Российской Федерации неразрывно связано с развитием лесного права в целом. Это обусловлено тем, что одной из приоритетных задач лесного права всегда являлось сохранение и приумножение лесов. Сначала данные задачи ставились для реализации промышленных, коммерческих и потребительских интересов государства и общества, поэтому лес воспринимался в первую очередь как природный ресурс. В XX веке   важная   роль   стала   отводиться   защите   и   охране   леса   в   культурных, исследовательских,   научных   и   рекреационных   целях.   Это   способствовало   повышению значения   леса   как   экологической   системы,   представляющей   неразрывную   связь множества живых и неживых элементов, связанных обменом веществ и энергией. Как верно отметил С. Ведров: «История лесного законодательства как в Западной Европе,   так   и   у   нас   в   России   представляет   значительные   колебания,   зависящие   от перемены воззрений по этому вопросу в науке и в жизни. От строгих постановлений законодательства   XVIII   века   внезапно   переходили   к   полной   свободе   частного 6 лесовладения,   чтобы   затем   снова   обратиться   к   системе   умеренного   охранения   лесов путем   закона».   Следует   обратить   внимание   на   периодизацию,   предложенную   Л.   А. Гурьевой:   «Историю   развития   российского   лесного   законодательства   целесообразно подразделить на дореволюционный, советский и современный периоды, поскольку эта классификация связана с изменением форм собственности на леса». А изменение форм собственности на леса влечет изменение порядка их использования, охраны и защиты. Развитие законодательства об охране и защите лесов в дореволюционный период (XI век ­ 1916 год). В данный период развитие законодательства об охране лесов зависело от военного дела и экономического положения государства. На Руси леса ценились в основном   для   ведения   охоты,  бортничества,   строительства,   растопки   печей   и   защиты границ государства. При обширности территории наша страна всегда характеризовалась слабой   заселенностью,   поэтому   длительное   время   использование   и   охрана   природных ресурсов   никем   не   регламентировалось.   Возобновимые   природные   ресурсы   успевали восстановиться без человеческого участия и принудительной силы государства. Однако по мере истощения земельных, охотничьих, а позже и лесных угодий было закреплено и урегулировано право собственности на эти земли. Как отметил В. Врангель: «Огромное изобилие лесов, отдаленность от берегов моря и, наконец, самое политическое состояние России, раздробленной на множество мелких удельных   княжений   и   страждущей   под   тяжким   игом   полудиких   монголов   и   татар, достаточно объясняют причину позднего появления у нас лесных законов». Впервые   было   введено   право   собственности   на   лесные   промыслы   и   была установлена ответственность за его нарушение в «Русской Правде» Ярослава Мудрого. В XIV­XVI веках были созданы «засеки» ­ леса военного значения вдоль южной границы Руси,  где   деревья   были  повалены   широкой  полосой  в  сторону  возможного   нападения врага,   что   делало   их   непроходимыми   для   конницы   врага.   В   целях   обеспечения сохранности «засечных лесов» всем, кроме ратников охраны, было запрещено находиться на  территории этих лесов, а также запрещались их вырубка и выжигание. Следующим   нормативным   актом,   значимым   в   становлении   лесного   законодательства, стало   Соборное   Уложение   Алексея   Михайловича   1649   года.   С   его   принятием   было установлено право собственности на лес как на самостоятельный объект. С этого времени получила   окончательное   юридическое   оформление   феодально­государственная собственность   на   леса   в   России.   Были   закреплены   следующие   категории   лесов   в зависимости   от   права   собственности   на   них:   вотчинные   (леса   на   передаваемых   по наследству землях), поместные (леса на землях, жалованных царем отдельным лицам за службу   во   временное   или   пожизненное   пользование),  въезжие  (общие   для   нескольких населенных пунктов или владельцев) и поверстные (принадлежащие государству). Так же Соборное   Уложение   упоминает   засечные   и   заповедные   леса.   Двадцать   третья   статья седьмой   главы   запрещала   «служилым   людям»   добывать   лес   в   засечных   и   в   иных заповедных лесах. Точного перечня иных заповедных лесов не сохранилось. По  Указу  1678  года  за  порубку   леса  в заповедных  засечных  лесах   с  виновного взимали штраф до 10 рублей и били кнутом, а за повторную порубку деревьев виновный мог быть приговорен к смертной казни2. Важнейшим этапом в появлении и развитии лесоохраны стало правление Петра I, который   принял   около   200  указов,   связанных   с   лесом.   Во   многом   это   было   вызвано 7 необходимостью строительства верфи и развития промышленности. Лес рассматривался как   важнейший   стратегический   ресурс   для   улучшения   экономического   положения Российской Империи и проведения успешных военных действий. В целях защиты от повсеместных неограниченных рубок Указом «Об описи лесов во всех  городах и уездах, от больших рек в сторону по 50, а от малых по 20 верст» от 19 ноября  1703 года предписывалось повсеместно осмотреть и описать заповедные леса, к которым  были отнесены: дуб, клен, сосна, вяз, карагач, лиственница. Как можно заметить, под  лесом данный Указ предполагал именно произрастающие на территории государства на  различных землях деревья. Деревья заповедных пород могли быть срублены только для  потребностей флота. За самовольную их вырубку полагалась пеня в размере 10 рублей, а  за самовольную вырубку дуба ­ смертная казнь. Однако   такие   указы   вызвали   протест   народа,   привыкшего   к   неограниченной эксплуатации   леса   для   личных   и   хозяйственных   нужд.   В   связи   с   многочисленными нарушениями и ростом общественного возмущения 19 января 1705 года был издан новый Указ «О рубке леса на сани, телеги, оси, полозья и обручи без особенного позволения», смягчающий   положения   Указа  1703   года.  Этот   Указ   позволял   рубить   дуб,  клен,  вяз, карагач, лиственницу во всех заповедных лесах (кроме засечных) на сани, телеги, оси, полозья и обручи к большим чанам, а клен ­ на пальцы и шестерни для мельниц. Для иных личных нужд вырубка деревьев в заповедных лесах запрещалась. Указом от 6 апреля 1722 года «О назначении в губерниях вальдмейстеров и унтер­ вальдмейстеров, и о бытии им под ведением Адмиралтейства» впервые в России были введены   должности,   предшествующие   лесничим   и   помощникам   лесничих,  и   положено начало лесоуправлению. Многие   указы   и   распоряжения   о   необходимости   сохранения   и   рационального использования леса отражены в Инструкции Обер­Вальдмейстеру от 3 декабря 1723 года. Этот   нормативно­правовой   акт   можно   назвать   первым   Лесным   кодексом,   так   как   он упорядочил лесное законодательство и установил принцип постоянного лесопользования. Данный   принцип   выражался   в   запрете   вырубки   молодых   и   недорослых   деревьев   и нормативном   закреплении   в   статье   23   требования   о   запуске   на   месте   вырубленных деревьев  молодых   лесов.   Статья  19  Инструкций   содержала   нормы   о   порядке   охраны лесов   от   пожаров,   многие   нормы   посвящены   предотвращению   незаконных   и нерациональных рубок в заповедных и засечных лесах и сохранению отдельных пород деревьев.   В   целях   предотвращения   в   заповедных   лесах   засорения,   что   приводит   к развитию   болезней,   вредных   организмов   и   возникновению   пожаров,   для   казённых   и домовых нужд разрешалось рубить и использовать  непригодные для кораблестроения, полностью или более чем наполовину засохшие, поломанные ветром, больные деревья, а так же валежник. Стоит отметить, что, несмотря на подход к лесам исключительно как к ресурсу для кораблестроения   и   промышленности,   Петр   I   вел   дальновидную   политику   в   целях рационального   использования   и   сохранения   лесов.   Так   как   неконтролируемое использование  природных  ресурсов  может  привести  к   очередному  упадку  экономики, понижению военной мощи, что отразится и на социальной, культурной и иных сферах жизни общества. Поэтому лесное законодательство в период правление Петра Великого впервые установило: ­ административную систему лесоуправления; 8 требования по описанию лесов и составлению ландкарт; ­ ­ обязанности по охране и воспроизводству лесов. В учебнике «Лесное право» А. Ю. Пуряевой и А. С. Пуряева  говорится, что начатое  Петром I было с успехом продолжено Екатериной Великой: так, Указ Императрицы от 22  сентября 1782 года посвящен помещичьим дачам, а в 1785 году был разработан Устав о  лесах. Стоит отметить, что в 1785 году при императрице была организована группа для разработки   Устава   о   лесах,   однако   данный   устав   так   и   не   был   принят.   Лишь   его отдельные положения были включены в два Указа «Об описи, размежевании и разделении на части…» от 28 марта 1786 года, направленных на сохранение казенных лесов Северной и Средней полосы. В данных Указах губернаторам северных и средних регионов России предписывалось   описывать   и   размежевывать   государственные   леса,   разделить эксплуатируемые казенные леса на годовые лесосеки для их поочередного использования и восстановления лесов, а заповедные рощи вдоль рек и морей «сберегать и охранять от всяких опустошений, повреждений, ущерба и утраты». Однако такие меры не смогли нивелировать   всех   отрицательных   явлений,   происходящих   в   частных   лесах   и   в   лесах других регионов Российской Империи. Лесная политика Павла I была направлена на упорядочение лесоуправления и  использования государственных лесов. В целях централизации лесоуправления 26 мая  1798 года был принят Указ «Об обращении в ведение Адмиралтейской коллегии всех  казенных лесов и всех Фортмейстеров и Валдмейстеров», который передал основные  полномочия по контролю рациональным использованием лесов Адмиралтейской  управлению за лесным хозяйством и коллегии . Порядок охраны и восстановления лесов, надзор за его соблюдением и система осуществляющих его должностей, были детально регламентированы Форстмейстерской инструкцией, принятой 12 марта 1798 года. 21 марта 1894 года император Александр III принял «Высочайше утвержденное Учреждение Министерства земледелия и государственных имуществ», которым учредил соответствующее министерство и Лесной департамент с Корпусом лесничих перешел в его ведение. На Министерство земледелия и государственных имуществ были возложены все   обязанности   по   ведению   хозяйства   в   лесах,   их   сбережению   и   получению соответствующих доходов. Одним из полномочий министерства стало устройство лесов на землях частных владельцев2. На основании данного положения и лесоохранительного закона   1888   года   можно   сделать   вывод,   что   период   полной   свободы   частных собственников в отношении использования, сохранения и восстановления принадлежащих им лесов был окончен. Как можно заметить, на дореволюционном этапе лесное право проходит путь своего зарождения   и  развития   как   в  сфере  управления   лесами,  так  и  в  сфере  их  охраны  и защиты. Поэтому сами понятия «охраны» и «защиты»   лесов   еще   не   имели   нормативного   определения   и   разграничения.   Развитие лесоохраны было тесно связано с развитием права собственности на леса и изменением направлений политики государства. Однако сами меры по защите леса от истощительных рубок   и   охране   от   пожаров   уже   на   данном   этапе   законодательно   регулируются   и расширяются. А различные советы и инструкции для лесных чиновников, содержащиеся в 9 научной   литературе   и   Рекомендациях   для   Корпуса   лесничих,   значительно   расширяют значение «лесоохраны». 2.Развитие законодательства об охране и защите лесов в советский период (1917 – 1991 годы). Первым значительным правовым шагом после Октябрьской революции стало принятие Декрета о земле 1917 года, который отменил право частной собственности на землю. А 27 января  1918  года   был  принят  закон  о   социализации   земли.  В  статье 1  было   сказано: «Всякая собственность на землю, недра, воды, леса и живые силы природы в пределах Российской Федеративной Советской Республики отменяется навсегда». Первый   Лесной   кодекс   был   принят   в   РСФСР   в   1923   году.   Последний   седьмой раздел данного кодекса назывался «Об охране лесов». Согласно ст. 69: «На губернские лесные   органы   и   лесничих   возлагается   организация   охраны   лесов   вверенных   им лесничеств от пожаров, самовольных порубок и всяких иных повреждений, равно как от всякого   незаконного   пользования   в   лесах2».  Положения   о   защите   леса   от   болезней   и вредителей   в     нормах   кодекса   отсутствуют,   однако   четко   обозначены   полномочия специальных органов и лесничих в сфере охраны леса. В понятие «охраны» законодатель включает   охрану   от   пожаров,   незаконных   рубок   и   других   повреждений.   С   отменой частной   собственности   лесоохрана   стал   исключительно   задачей   уполномоченных государством специальных органов и должностных лиц. 3. Развитие законодательства об охране и защите лесов на современном этапе (1992 – 2015 годы). Следующим этапом развития лесного законодательства было принятие 6 марта 1993 года   Основ   лесного   законодательства   РФ   (далее   –   Основы).   В   Основах предусматривалось,   что   лесной   фонд   находится   в   совместном   ведении   Российской Федерации,   республик   в   составе   Российской   Федерации,   автономной   области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт­Петербурга, а владение, пользование, распоряжение  лесным  фондом  осуществляется  как   в  интересах   народов, проживающих   на   соответствующих   территориях,   так   и   в   интересах   всех   народов Российской Федерации. Основы первыми закрепили в преамбуле нормативное определение леса: «Лес ­ это совокупность земли, древесной, кустарниковой и травянистой растительности, животных, микроорганизмов  и других  компонентов  окружающей природной  среды,  биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии». Ст. 59 Основ установила, что все леса подлежат охране от пожаров, незаконных порубок, нарушений установленного порядка лесопользования и других противоправных действий, причиняющих вред лесу, а также защите от вредителей и болезней. Впервые были   определены   цели   и   задачи   охраны   и   защиты   лесов,   которые   включали   в   себя рациональное   использование   лесного   фонда,   его   сохранение   от   уничтожения, повреждения,   ослабления,   загрязнения   и   иных   вредных   воздействий.   В   предыдущих законах, регулирующих лесные отношения, данные цели и задачи устанавливались для всего лесного законодательства. 1 0 «Концепции развития лесного хозяйства РФ на 2003­2010 годы» содержала главу, посвященную совершенствованию охраны и защиты лесов. Одной из основных задач в направлении пожарной охраны и защиты от болезней и вредителей стало обнаружение и ликвидация негативных процессов в лесах на ранних стадиях. Программа предписывала усовершенствовать   законодательство   в   направлении   передачи   части   полномочий   по управлению лесами на уровень субъектов РФ и органов местного самоуправления. Для реализации поставленных задач в 2006 году был принят новый ЛК РФ. С 1 октября 2016 года вступит в силу Федеральный закон от  30.12.2015 № 455­ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования   регулирования   защиты   лесов   от   вредных   организмов».   Согласно этому   закону   нормы   о   защите   лесов   от   вредных   организмов   будут   содержаться   в отдельной главе 3.1 «Защита лесов» ЛК РФ, будут уточнены и расширены меры по защите лесов. Такое изменение структуры ЛК РФ вызвано ростом площади лесов, погибающих от воздействия вредителей, что требует более детальной регламентации защиты. Этот шаг позволит   усовершенствовать   систему   управления   в   этой   области   и   уменьшить   гибель деревьев и других лесных растений из­за воздействия вредных организмов и болезней. Лес рассматривается законодателем как природный ресурс или как экологическая система. Если мы рассматриваем лес как природный ресурс,  то согласно нормативному определению   –   это   компонент   природной   среды,   природный   объект   и   природно­ антропогенный   объект,   который   используется   или   может   быть   использован   при осуществлении   хозяйственной   и   иной   деятельности   в   качестве   источника   энергии, продукта производства и предмета потребления и имеет потребительскую ценность. А как экологическая система он представляет собой «…часть природной среды, которая имеет   пространственно­территориальные   границы   и   в   которой   живые   (растения, животные   и   другие   организмы)   и   неживые   ее   элементы   взаимодействуют   как   единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией2». Меры по охране, закрепленные в ЛК РФ, должны быть направлены на лес в контексте одного из указанных   определений.   Но   данный   способ   охраны   направлен   лишь   на   отдельный компонент леса как экологической системы. 1 1 2 Правовое регулирование охраны и защиты лесов по законодательству РФ. 2.1 Охрана лесов и ее виды. Лесное законодательство РФ не дает легального определения понятию «лес», но, анализируя статью 5 ЛК РФ, можно прийти к выводу о том, что законодатель под лесом понимает экосистему. В связи с чем охрана лесов осуществляется исходя из понятия о лесе как об экологической системе.  от особозначимых «защита»   ведет   к   необходимости   анализа   экологического   законодательства,   которое содержит некоторый подход к определению этих понятий. определений закрепления «охрана» и В соответствии со ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» лес как естественная экологическая система ­ это природный объект, который является частью окружающей среды. Поэтому охрану лесов нужно рассматривать, учитывая определение об охране окружающей   среды   как   о   деятельности   органов   государственной   власти   Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного  самоуправления,  общественных  объединений  и  некоммерческих  организаций, юридических и физических лиц, направленной на сохранение и восстановление природной среды,   рациональное   использование   и   воспроизводство   природных   ресурсов, предотвращение  негативного   воздействия   хозяйственной   и   иной   деятельности   на окружающую среду и ликвидацию ее последствий. Однако   такое   содержание   охраны   слишком   объемно   и   создает   трудности   в законотворческой и правоприменительной деятельности. Но в науке лесного права существует и более узкий подход определения охраны лесов, который включает в данное понятие охрану лесов от пожаров, загрязнений (в том числе радиоактивных) и защиту лесов от вредных организмов, воспроизводство лесов, их рациональное использование, применение мер юридической ответственности. Исходя из такого подхода, можно дать следующие определения: охрана лесов – это совокупность   мероприятий,   направленных   на   предотвращение   и   ликвидацию   в   лесах пожаров, загрязнений и иного негативного воздействия (кроме воздействия вредителей и болезней   леса);   защита   лесов   –   это   совокупность   мероприятий,   направленных   на предупреждение   возникновения,   выявление   и   устранение   в   лесах   очагов   вредных организмов. Таким   образом,   на   данный   момент   в   теории   лесного   права   сформировались   2 подхода   к   определению   охраны   лесов.   Первый   включает   отношения   и   меры   по предотвращению,   выявлению   и   ликвидации   негативных   процессов   и   явлений   в   лесах, лесовоспроизводству, лесоразведению, организации рационального использования лесов, ответственность за нарушения лесного законодательства и охрану иных взаимосвязанных с   лесом   компонентов   окружающей   среды.   Более   узкий   подход   не   включает   охрану отдельных   компонентов   окружающей   среды   вне   экологической   системы   леса.   А 1 2 нормативное   толкование   охраны   леса   на   основании   ЛК   РФ   предусматривает ограниченный круг отношений по: ­ ­ охране от пожаров охране от загрязнений (в том числе радиоактивными веществами); ­ охране от иного негативного воздействия. Согласно Государственному докладу «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2014 году» в 73,76% случаев причиной гибели лесов являются пожары. Поэтому крайне важно законодательно закрепить эффективную и действующую систему норм, устанавливающих порядок осуществления пожарной охраны лесов. ЛК   РФ   устанавливает   приоритет   охраны   и   защиты   леса   физическими   и юридическими лицами, его использующими. Если же лесной участок не предан в аренду, постоянное (бессрочное) пользование и безвозмездное пользование, и в отношении него не заключен   договор   купли­продажи   лесных   насаждений,   то   его   охрана   и   защита осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий. В целях осуществления охраны лесов от пожаров органы государственной власти РФ   наделяются   обязанностью   разрабатывать,   устанавливать   и   утверждать соответствующие нормативы и правила. А органы государственной власти субъектов РФ ­ организовывать осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий регионального значения и находящихся в собственности субъектов РФ, органы местного самоуправления – осуществлять меры пожарной безопасности во всех остальных лесах. 1 3 2.2 Защита лесов от вредных организмов. На современном этапе развития науки и техники борьба с вредными организмами стала проще, чем в период становления лесной энтомологии и правового регулирования защиты лесов. В условиях сокращения площади лесов и постоянного роста населения и его   экономических   потребностей   задача   сохранения   лесов   любыми   возможными способами становится основной при ведении лесного хозяйства. Поэтому законодатель отводит ее реализации все большее значение, расширяет и совершенствует  комплекс мер по ее осуществлению. Согласно   ч.1   ст.   54   ЛК   РФ   защита   лесов,   как   и   их   охрана,   включает   в   себя несколько   групп   мероприятий:   выявление,   предупреждение   распространения   вредных организмов,   локализацию   и   ликвидацию   очагов   вредных   организмов,   отнесенных   к карантинным объектам. Прежде,   чем   рассмотреть   порядок   осуществления   указанных   мероприятий, необходимо определить, какие организмы являются вредными. ЛК РФ относит к таким организмам   растения,   животных,   болезнетворных   организмов,   способных   при определенных условиях нанести вред лесам или лесным ресурсам. А.Ю. Семьянова  в комментарии к ст.54 ЛК РФ дает определение болезням и вредителям леса. «Болезни леса   ­   это   патологические   процессы,   возникающие   и   развивающиеся   под   влиянием патогенов (возбудителей инфекционных болезней: грибов, бактерий, вирусов, нематод, высших   цветковых   растений   и   др.)   и   неблагоприятных   факторов   среды   природного (засуха, наводнение, заморозки и т.д.) и антропогенного (загрязнение, рекреация и т.д.) характера, а также возбудителей  инфекционных  болезней. Вредители леса ­ это виды растительноядных   животных   (насекомые,   клещи,   копытные,   грызуны   и   другие), популяции которых могут наносить ущерб целевым функциям леса и лесной продукции». В   целях   осуществления   защиты   лесов   уполномоченным   Правительством   РФ органом   исполнительной   власти   разрабатываются   и   принимаются   правила   санитарной безопасности в лесах. В целях обеспечения санитарной безопасности в соответствии со ст.55 ЛК РФ осуществляется: 1. Лесозащитное   районирование.   Оно   заключается   в   определение   зон   слабой, средней и сильной лесопатологической угрозы. В зависимости от установленной в лесном районе зоны определяются особенности осуществления остальных мер защиты лесов. п. 3 Постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах» определяет органы, уполномоченные на обеспечение проведения лесозащитного районирования.   Эти   же   органы   осуществляют   проведение   лесопатологических обследований,   авиационных   и   наземных   работ   по   локализации   и   ликвидации   очагов вредных организмов, санитарно­оздоровительные мероприятия. 2. Лесопатологические   обследования   и   государственный   лесопатологический мониторинг. Лесопатологические обследования осуществляют органы, уполномоченные на осуществление лесопатологического районирования. Порядок   организации   и   осуществления   государственного   лесопатологического мониторинга   устанавливается   в   п.3,   его   проведение   обеспечивается   органами государственной   власти,   органами   местного   самоуправления,   уполномоченными   в соответствии   со   статьями   81­84   ЛК   РФ   на   организацию   защиты   лесов1.   Запрещается передавать   субъектам   полномочия   РФ   по   осуществлению   лесопатологического 1 4 мониторинга( п.4 ч.1 ст. 83 ЛК РФ). 3. Авиационные   работы   и   наземные   работы   по   локализации   и   ликвидации   очагов вредных   организмов.   Они   проводятся   при   выявлении   таких   очагов   в   ходе лесопатологического обследования или лесопатологического мониторинга. Согласно п.23 Правил   санитарной   безопасности  в  лесах  очагами  вредных  организмов  признаются территории   лесов,   на   которых   численность   (концентрация)   вредных   организмов   и повреждения, нанесенные ими, угрожают жизнеспособности лесных насаждений.  4. Но   так   как   определения   ликвидации   и   локализации   очагов   вредных   организмов отсутствуют в ЛК РФ и Правилах санитарной безопасности, а соответствующая статья ФЗ «О карантине растений» от 15.07.2000 года утратила силу, то обратимся к новому ФЗ от 21.07.2014   года   №   206­ФЗ.   Согласно   п.   25   и   п.26   ст.2   данного   закона   ликвидация заключается   в   принятии   мер   для   уничтожения   популяции   карантинного   объекта,   а локализация направлена на принятие карантинных фитосанитарных мер на территории, где выявлен  карантинный  объект, и вокруг этой территории с целью предотвращения распространения такого объекта. При   выполнении   данных   робот   используются   пестициды,   феромоны   и   энтомофаги. Феромоны   и   пестициды   –   это   химические   соединения,   которые   могут   отрицательно влиять на здоровье и состояние не только вредителей, но и других животных, растений, а также человека. Поэтому заинтересованные органы обеспечивают оповещение населения и организаций об ограничении пребывания в лесах на время проведения рассматриваемых мероприятий. А при осуществлении охраны и защиты лесов, расположенных на землях особо   охраняемых   природных   территорий,   за   исключением   территорий   биосферных полигонов, в лесопарковых зонах и зеленых зонах полностью запрещается использование любых   токсичных   химических  препаратов.   Только   для   научных   целей   они   могут применяться   в   лесах,   находящихся   на   территории   биосферных   полигонов,   в водоохранных   зонах,   первом   и   втором   поясах   зон   санитарной   охраны   источников питьевого и хозяйственно­ бытового водоснабжения. 5. В результате природных и техногенных явлений, деятельности человека и иных событий может   возникнуть   необходимость   осуществления   незапланированных   санитарно­ оздоровительных мероприятий. В таком случае в соответствии с «Правилами санитарной безопасности»   граждане   и   юридические   лица   в   случае   обнаружения   погибших   или поврежденных   вредными   организмами,   иными   природными   и   антропогенными воздействиями лесных насаждений должны в течении 5 дней с даты обнаружения таких насаждений проинформировать об этом уполномоченный на осуществление защиты леса орган   государственной   власти   или   местного   самоуправления.   Данный   орган   обязан организовать   лесопатологическое   обследование   с   целью   уточнения   состояния   лесных насаждений и в 30­дневный срок с даты получения информации определить необходимые мероприятия по защите лесов. 6. 1 5 Заключение. Проведенное   исследование   развития   и   становления   лесного   права   позволило оценить   сложившуюся   систему   норм   охраны   и   защиты   лесов,   выявить   некоторые существующие проблемы и предложить пути их  решения. Стоит отметить, что хотя охрана и защита имеют общую цель – сохранение лесов, но задачи и мероприятия для достижения цели у лесоохраны и лесозащиты значительно различаются. Учитывая параллельное развитие охраны леса от пожаров и загрязнений и его защиты от вредных организмов и изменения ЛК РФ, согласно которым с 1 октября 1 6 2016 года в ЛК РФ появится новая глава «Защита лесов», не возникает сомнений в их самостоятельности. В   связи   с   отсутствием   в   ЛК   РФ   определений   «охраны»   и   «защиты»   лесов   в результате анализа норм лесного права были сформулированы следующие определения: охрана лесов – это совокупность мероприятий, направленных на предотвращение и ликвидацию   в   лесах   пожаров,   загрязнений   и   иного   негативного   воздействия   (кроме воздействия вредителей и болезней леса); защита лесов – это совокупность мероприятий, направленных на предупреждение возникновения, выявление и устранение в лесах очагов вредных организмов. Изучение   правового   регулирования   охраны   и   защиты   лесов   и   поиск   решения сложившихся проблем были основаны на опыте регулирования лесных правоотношений дореволюционного и советского этапов развития лесного права. Анализ   показал,   что   негативно   отражается   на   экологии   лесов   и   на   лесном хозяйстве: ­ использование,   охрана,   воспроизводство   лесов,   находящихся   в   частной собственности без вмешательства государственных органов; ­ параллелизм   и   нестабильность   в   системе   государственных   органов, осуществляющих управление и контроль в области лесных правоотношений; ­ передача   полномочий   государственных   органов   на   уровень   субъектов   РФ, муниципальных   образований   и   собственников   при   отсутствии   финансовой   и   правовой поддержки со стороны государства. Для   решения   этих   проблем   следует   закрепить   постоянную   систему   органов   и должностей,   осуществляющих   охрану   и   защиту   лесов.   Свою   эффективность   показала существующая в СССР система, при которой леса разделялись на лесхозы, лесничества, лесхозучастки, объезды и обходы. За состоянием охраны каждого из участков отвечали определенные   лица,   которые   являлись   гражданскими   служащими   и   имели   достойное финансовое   и   социальное   обеспечение.   Руководство,   контроль   и   нормативное регулирование   лесных   правоотношений   осуществлял   единый   самостоятельный   орган государственной власти. Еще   одной   проблемой   является   отсутствие   нормативно­правовых   актов, регулирующих порядок организации пожарной безопасности и органов, отвечающих за её обеспечение,   на   землях,   не   входящих   в   лесной   фонд.   Закрепление   возможности подразделениям   МЧС   заключать   с   Рослесхозом   соглашения   о   порядке,   объеме   сил   и средств и частоте привлечений лесопожарных формирований, лесников, лесничих, а так же авиалесохраны к тушению пожаров может способствовать ее решению. Статистические данные и наблюдаемые в природе негативные изменения отражают неэффективность существующих мер охраны лесов от загрязнений. Размещение отходов в лесах   приводит   к   деградации,   гибели   и   к   особой   сложности   восстановления   лесов. Поэтому   следует   внести   в   ФЗ   «Об   отходах   производства   и   потребления»   запрет   на размещение отходов на любых покрытых лесами землях. Решение   выявленных   проблем   требует   принятия   взвешенных   и   своевременных законодательных решений. Президент РФ Владимир Путин подписал Указ о проведении в 2017   году   в   РФ   Года   экологии   в   целях   привлечения   внимания   общества   к   вопросам экологического развития России, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности. Привлечение особого внимания к состоянию окружающей 1 7 среды может способствовать совершенствованию мер охраны и защиты лесов, включая решение рассмотренных в работе проблем. А история развития лесного законодательства позволит избежать правовых ошибок и разработать эффективные нормы права. Список использованной литературы и источников Официально­документальные издания 1.Конституция   Российской   Федерации   [Электронный   ресурс]:   принята   всенар. голосованием от 12 дек. 1993 г. : (с учетом поправок от 30 дек. 2008 г. № 6­ФКЗ; от 30 дек. 2008 г. № 7­ФКЗ; от 5 февр. 2014 г. № 2­ФКЗ; от 21  июля 2014 № 11­ФКЗ) // Официальный интернет­портал правовой информации. – Электрон. дан. – М., 2016. – URL: http://pravo.gov.ru. 1.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 № 63­ФЗ (в ред. от 01 мая 2016) // Собрание законодательства РФ. ­ 1996. ­ 17 июня. ­ № 25. ­ Ст. 2954. 2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 № 195­ФЗ (в ред. от 01 мая 2016) // Собрание законодательства РФ. ­ 2002. ­ 7 янв. ­ № 1. ­ Ст. 1. 3.Лесной кодекс Российской Федерации: фед. закон от 04 дек. 2006 № 200­ФЗ (в ред. от 01 мая 2016) // Собрание законодательства РФ. – 2006. ­ № 50. ­ Ст. 5278. 1 8 4.О   защите   населения   и   территорий   от   чрезвычайных   ситуаций   природного   и техногенного характера: федеральный закон от 21 дек.1994 № 68­ФЗ (в ред. от 15 фев. 2016) // Российская газета. ­ 1994. ­ 24 дек. ­ № 250. 5.О пожарной безопасности: федеральный закон от 21 дек. 1994 № 69­ ФЗ (в ред. от 30 дек. 2015) // Собрание законодательства РФ. ­ 1994. ­ № 35. ­ Ст. 3649. 6.Об отходах производства и потребления: федеральный закон от 24 июня 1998 № 89­ФЗ (в ред. от 29 дек. 2015) // Российская газета. – 1998. – 30 июня. ­ № 121. июля 2014) // Собрание законодательства РФ. ­ 2000. – 17 июля. ­ 7. О карантине растений: федеральный закон от 15 июля 2000 №99­ФЗ (в ред. от 21 № 29. ­ Ст. 3008. 8.Об охране окружающей среды: федеральный закон от 10 янв. 2002 № 7­ФЗ (в ред. от 29 дек. 2015) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – 14 янв. ­ № 2. ­ Ст. 133. 9.Об   общих   принципах   организации   местного   самоуправления   в   Российской Федерации: федеральный закон от 06 окт. 2003 № 131­ФЗ (в ред. от 15 фев. 2016) // Российская газета. ­ 2003. – 08 окт. ­ № 202. 10.О добровольной пожарной охране: федеральный закон от 06 мая 2011 № 100­ФЗ (в ред. от 30 дек. 2015) // Российская газета. – 2011. – 11 мая. ­ № 98. 11. О карантине растений: федеральный закон от 21 июля 2014 № 206­ ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 24 июля 2015) // Собрание законодательства РФ. ­ 2014. ­ 28 июля ­ № 30. ­ Ст. 4207. 12.О   внесении   изменений   в   Лесной   кодекс   Российской   Федерации   в   части совершенствования регулирования защиты лесов от вредных организмов: федеральный закон от 30 дек. 2015 № 455­ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2016. – 04 янв. ­ N 1. ­ Ст. 75. (Не вступил в законную силу). 13.Об   утверждении   Правил   санитарной   безопасности   в   лесах:   Постановление Правительства РФ от 29 июня 2007 № 414 // Собрание законодательства РФ. ­ 2007. ­ 09 июля. ­ № 28. ­ Ст. 3431. 14.Об   утверждении   Правил   санитарной   безопасности   в   лесах:   Постановление Правительства РФ от 29 июня 2007 № 414 // Собрание законодательства РФ. – 2007. – 09 июля. ­ № 28. ­ Ст. 3431. 15.Об   утверждении   Правил   пожарной   безопасности   в   лесах:   Постановление Правительства РФ от 30 июня 2007 № 417 // Российская газета. – 2007. – 11 июля. ­ № 147. 16.О Федеральном агентстве лесного хозяйства: Постановления Правительства РФ от 23 сент. 2010 № 736 // Собрание законодательства РФ. – 2010. – 04 окт. ­ № 40. ­ Ст. 5068. 17.Об утверждении Правил привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны для ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров: Постановление Правительства РФ от 05 мая 2011 № 344 г. // Российская газета. – 2011. – 13 мая. ­ № 5477. 18.О мерах противопожарного обустройства лесов: Постановление Правительства РФ от 16 апр. 2011 № 281 // Российская газета. – 2011. ­  22.04. ­ № 87. 1 9 19.Об   утверждении   Правил   разработки   и   утверждения   плана   тушения   лесных пожаров   и   его   формы:   Постановлению   Правительства   РФ   от   17   мая   2011   №   377   // Собрание законодательства РФ. – 2011. – 23 мая. ­ № 21. ­ Ст. 2972. 20.Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах: Приказ Минприроды России № 613 от 24 дек. 2013 //  Собрание законодательства РФ. ­ 2007. – 9 июля. ­ № 28. ­ Ст. 3431. 21.Об утверждении государственной программы Российской Федерации Развитие лесного хозяйства на 2013 ­ 2020 годы: Постановление Правительства РФ от 15 апр. 2014 № 318 // Собрание законодательства РФ. – 2014. – 05 мая. ­ № 18 (часть II). ­ Ст. 2164. 22.Об   утверждении   перечня   загрязняющих   веществ,   в   отношении   которых применяются   меры   государственного   регулирования   в   области   охраны   окружающей среды:   Распоряжение   Правительства   РФ   от   08   июля   2015   №   1316­р   //   Собрание законодательства РФ. – 2015. – 20 июля. ­ № 29 (часть II). ­ Ст. 4524. 23.ГОСТ 18486­87. Государственный стандарт Союза ССР. Лесоводство. Термины и определения [Электронный ресурс]: утвержден Постановлением Госстандарта СССР от 10 дек. 1987 № 4445 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. – Версия Проф. – Электрон. дан. – М., 2016. – Доступ из локальной сети Науч. б­ки Том. гос. ун­та. (дата обращения 22.04.2016 г.). 2 0

«Правовое регулирование охраны и защиты лесов по законодательству Российской Федерации».

«Правовое регулирование охраны и защиты лесов по законодательству Российской Федерации».

«Правовое регулирование охраны и защиты лесов по законодательству Российской Федерации».

«Правовое регулирование охраны и защиты лесов по законодательству Российской Федерации».

«Правовое регулирование охраны и защиты лесов по законодательству Российской Федерации».

«Правовое регулирование охраны и защиты лесов по законодательству Российской Федерации».

«Правовое регулирование охраны и защиты лесов по законодательству Российской Федерации».

«Правовое регулирование охраны и защиты лесов по законодательству Российской Федерации».

«Правовое регулирование охраны и защиты лесов по законодательству Российской Федерации».

«Правовое регулирование охраны и защиты лесов по законодательству Российской Федерации».

«Правовое регулирование охраны и защиты лесов по законодательству Российской Федерации».

«Правовое регулирование охраны и защиты лесов по законодательству Российской Федерации».

«Правовое регулирование охраны и защиты лесов по законодательству Российской Федерации».

«Правовое регулирование охраны и защиты лесов по законодательству Российской Федерации».

«Правовое регулирование охраны и защиты лесов по законодательству Российской Федерации».

«Правовое регулирование охраны и защиты лесов по законодательству Российской Федерации».

«Правовое регулирование охраны и защиты лесов по законодательству Российской Федерации».

«Правовое регулирование охраны и защиты лесов по законодательству Российской Федерации».

«Правовое регулирование охраны и защиты лесов по законодательству Российской Федерации».

«Правовое регулирование охраны и защиты лесов по законодательству Российской Федерации».

«Правовое регулирование охраны и защиты лесов по законодательству Российской Федерации».

«Правовое регулирование охраны и защиты лесов по законодательству Российской Федерации».

«Правовое регулирование охраны и защиты лесов по законодательству Российской Федерации».

«Правовое регулирование охраны и защиты лесов по законодательству Российской Федерации».

«Правовое регулирование охраны и защиты лесов по законодательству Российской Федерации».

«Правовое регулирование охраны и защиты лесов по законодательству Российской Федерации».

«Правовое регулирование охраны и защиты лесов по законодательству Российской Федерации».

«Правовое регулирование охраны и защиты лесов по законодательству Российской Федерации».

«Правовое регулирование охраны и защиты лесов по законодательству Российской Федерации».

«Правовое регулирование охраны и защиты лесов по законодательству Российской Федерации».

«Правовое регулирование охраны и защиты лесов по законодательству Российской Федерации».

«Правовое регулирование охраны и защиты лесов по законодательству Российской Федерации».

«Правовое регулирование охраны и защиты лесов по законодательству Российской Федерации».

«Правовое регулирование охраны и защиты лесов по законодательству Российской Федерации».

«Правовое регулирование охраны и защиты лесов по законодательству Российской Федерации».

«Правовое регулирование охраны и защиты лесов по законодательству Российской Федерации».

«Правовое регулирование охраны и защиты лесов по законодательству Российской Федерации».

«Правовое регулирование охраны и защиты лесов по законодательству Российской Федерации».

«Правовое регулирование охраны и защиты лесов по законодательству Российской Федерации».

«Правовое регулирование охраны и защиты лесов по законодательству Российской Федерации».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2018