Программа правового кружка "Рубикон" предназначена для обучающихся от 15-18 лет и проведения занятий вне учебное время, как дополнительные занятия для формирования правовой грамотности. Разработана в соответствии с ФГОС и требованиями к дополнительным образовательным программам. Рассчитана на 2 года обучения в количестве 72 часов.
Кружок Рубикон.doc
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение «Бузулукский строительный колледж»
г.Бузулука Оренбургской области
РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО
на заседании ПЦК
Протокол №___ от «___»______20__г
Руководитель ПЦК
__________/_________________
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
_______М.А.Филиппова
«___» ________
20__ г.
дополнительная общеобразовательная программа
«Рубикон»
Направленность программы: социальнопедагогическая.
Срок реализации: 2 года
Возраст детей: 1518 лет
Авторсоставитель:
Седышева Анна
Дмитриевна
Бузулук Содержание
1. Пояснительная записка
2. Учебнотематический план
3. Содержание образовательной программы
4. Методическое обеспечение программы
5. Список литература
6. Приложение 1. Пояснительная записка
Сегодня, когда происходят активные перемены в жизни общества, преобразуются прежние
навыки, формы поведения, отношения к людям и миру, мы становимся свидетелями того, как
нарастает недоверие к способности общества и отдельного человека оградить свою жизнь и
строить отношения на разумной, справедливой и демократической основе. В настоящее время,
когда многие ценности потеряли свой смысл, все больше распространяется правовой нигилизм,
уход в себя, враждебность в отношениях между людьми. Но как не парадоксально, с трудом
возникающее новое общество требует установки на взаимодействие, сотрудничество, открытость
к окружающим людям, требует защиты своих собственных прав и уважения прав других. Таким
образом, сегодняшние условия предполагают новые основы социализации молодого человека,
формирования его гражданственности и личного развития.
Направленность образовательной программы.
Дополнительная образовательная программа следует государственным гарантиям,
определенным в законе «Об образовании в РФ».
Программа направлена на:
осознание обучающимися необходимости изучения прав как одного из средств адаптации в
условиях развития рыночного общества;
развития умения обучающихся исследовать актуальные политические, экономические,
социальные, моральные и культурные проблемы;
формирование собственных норм и ценностей;
установление конструктивных отношений с окружающими.
Программа «Рубикон» относится к программам социальноправовой направленности.
Актуальность правового воспитания определяется современным состоянием, проблемами и
задачами развития российского общества.
Концепция модернизации российского образования, принятая Правительством РФ, показала, что
общество и государство предъявляют новые социальные требования к системе российского
образования. Правовое воспитание подростков способствует успешной социализации их в
обществе и углублению знаний по праву, развитие профессиональных качеств будущих юристов.
Целью кружка является правовое просвещение школьников, формирование активной жизненной
позиции у молодежи, профилактика безнадзорности и преступности несовершеннолетних,
поддержание общественного порядка в с. Алакуртти, обеспечение неформального общения и
организация свободного обмена мнениями и информацией между членами кружка, а также с
другими заинтересованными лицами по широкому кругу вопросов.
Новизна образовательной программы.
Новизна программы заключается в том, что наряду с учебными умениями реализация данной программы направлена на формирование специальных умений:
анализа конкретных жизненных ситуаций;
выработки личностного отношения к явлениям окружающей действительности;
планирование практических действий;
составление ряда документов, необходимых для жизнедеятельности человека: заявления,
договора, завещания, контракта, устава и т.д.
Педагогическая целесообразность
Программа рассматривается в качестве подготовки не собственно к профессии, а к
систематическому профессиональному обучению, предполагает путь живого межличностного
общения и самостоятельных раздумий над правовыми вопросами.
Помимо мировоззренческого компонента большое внимание уделяется в программе усвоению
правовых и политических знаний, логических, оценочных умений учащихся, что достигается
посредством изучения юридических документов.
Целесообразным является то, что в программе большое место отводится усвоению не только и
не столько политических знаний, а в первую очередь правовых знаний и умений.
Цель программы:
формирование индивидуального правового сознания, основанного на личностном восприятии
прав человека.
Задачи:
Обучающие
помочь обучающимся усвоить комплекс теоретических и практических знаний о правовых
явлениях
ознакомить с нормами общественной жизни, законов, ее регулирующих, деятельности
общественных институтов;
изучить основополагающие нормы права, регулирующие жизнь отдельного человека.
Развивающие:
способствовать созданию благоприятных условий для выработки обучающимся собственной
жизненной позиции;
способствовать развитию творческих способностей, необходимых для выполнения основных
социальных ролей
Воспитывающие:
формирование основ правовой культуры;
воспитание гражданственности и любви к Родине, уважения к правам и свободам человека;
содействие самоопределению личности, созданию условий для ее реализации.
Принципы дополнительной образовательной программы:
принцип гуманизма;
принцип системного подхода;
принцип реалистичности;
принцип индивидуальнодифференцированного подхода
принцип гарантий.
Отличительные особенности программы:
В программе используются межпредметные связи с другими образовательными областями
(история, обществознание, политология, социология и др.) И в то же время данная
образовательная программа:
1)
исключает прямое дублирование учебного материала, но осуществляет возврат к целому
ряду ранее рассмотренных вопросов с целью их углубленного изучения в новых связях на более
высоком уровне;
2)
3)
расширяет содержательный блок правовых знаний;
создает базу для последующего профессиональноличностного образования; возможности для практического применения полученных знаний.
4)
5)
Возраст обучающихся: 1518 лет.
Срок реализации программы:
Программа рассчитана на 2 года. Оптимальное количество часов 38 часа первого года
обучения, 34 часа 2го года обучения .
Режим занятий: 1, 3 неделя месяца по два часа. Продолжительность учебного часа 45 минут.
Ожидаемые результаты:
по окончании обучения обучающиеся
должны знать:
основные термины и понятия, свои права и возможности их реализации;
должны уметь:
анализировать ситуации и высказывать свое суждение;
выделять главную мысль текста, составлять план, тезисы;
описывать изучаемый объект, объяснять общественные явления с помощью конкретных
примеров, а потом теоретически;
Входной контроль:
Промежуточный контроль:
сравнивать, делать вывод по изучаемому вопросу и аргументировать
участвовать в дискуссии, сопоставлять различные точки зрения;
выдвигать аргументы в обосновании собственной позиции.
Способы определения результативности:
1.
тестирование
2.
– тестовый контроль;
– фронтальный и индивидуальный опрос, беседа;
– цифровой, графический, терминологический диктант;
– выполнение дифференцированных практических заданий различного уровня сложности;
– решение ситуационных задач;
– игровые формы контроля
1.
– участие в конкурсах различного уровня;
Форма подведения итогов: тестирование.
Итоговый контроль: 2. Учебнотематический план
Название разделов
Количество часов
Всего
часов
Теоретичес
кие занятия
Практические
занятия
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Знакомство с Программой и Положением
кружка « Рубикон»
Я – гражданин страны.
Подготовка к олимпиаде по праву
Учимся читать закон
Учимся составлять нужные документы
За все ли мы в ответе?
Выпуск стенгазеты «Имею право»
Правоотношения.
Практические советы о правилах поведения
в трудовой сфере.
10 Конституция РФ.
11 Конвенция ООН о правах ребенка
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2 (ст. 12, 13, 15, 17, 18)
12
Викторина «Человек. Личность.
Гражданин»
13 Правовые основы брака. Родители и дети.
14 Мировое сообщество на защите прав
человека.
15 Диагностика (интересы, проблемы,
конфликтные ситуации)
16 Игра «Кто кого, или подросток в мире
вредных привычек»
17
18
Здоровый образ жизни.
«Стоит ли идти за Клинским?»
Преступления, совершаемые подростками.
19 Подведение итогов за год
20 Из мира юридических профессий.
21 Судебная защита гражданских прав
21 Адвокат.
22 Прокурор на страже закона.
23 Деятельность нотариуса в мире права.
24 Юридическая консультация для студентов
25 Право на образование
26 Права потребителей: источники
информации для потребителя
27 Правила грамотного поведения
потребителя на рынке товаров и услуг.
28
Военная служба: призыв и контракт
29 Учимся читать договор
30 Наследование
31 Отношения с банками
32 Диагностика «Склонности к
отклоняющемуся поведению»
33 Игра – тренинг «Как не стать жертвой
преступления?
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2 34
Встреча с сотрудниками инспекции по
делам несовершеннолетних
35 Конкурс газет «Есть выбор – жизнь без
наркотиков»
36 Анкетирование подведение итогов за год.
Итоговое занятие
Итого
2
2
2
72
2
2
56
2
16
Содержание программы
Тема 1. Знакомство с Программой и Положением клуба «Рубикон»
Тема 2. Я – гражданин страны.
Гражданство РФ. Права и обязанности граждан. Порядок получения гражданства.
Тема 3. Подготовка к олимпиаде по праву.
Подготовка одаренных студентов к общеколледжной олимпиаде по праву.
Тема 4. Учимся читать закон
Необходимость соблюдения закона и уважения права в стране.
Тема 5. Учимся составлять нужные документы.
Составление исковых заявлений на практике с использованием дополнительного материала.
Тема 6. За все ли мы в ответе?
Проблемы преступности, наказуемости. Юридическая ответственность.
Тема 7. Выпуск стенгазеты «Имею право».
Коллективное творчество на тему прав несовершеннолетних.
Тема 8. Правоотношения.
Понятие «правоотношения». Виды правоотношений. Обязанности каждого участника
правоотношений. Тема 9. Практические советы о правилах поведения в трудовой сфере.
Работа с трудовым договором. Образец заполнения. Расторжение и заключение трудового
договора. Нарушения трудовых прав.
Тема 10. Конституция РФ.
Конституция РФ.
несовершеннолетних.
Правовой статус гражданина России.
Права и обязанности
Тема 11. Конвенция ООН о правах ребенка (ст. 12, 13, 15, 17, 18)
Работа с Конвенцией по правам ребенка. Статьи и примеры. Защита прав несовершеннолетних.
Тема 12. Викторина «Человек. Личность. Гражданин»
Викторина на правовые темы. Человек и общество. Личность и социализация в обществе.
Гражданин и его права.
Тема 13. Правовые основы брака. Родители и дети.
Брак. Условия заключения и расторжения брака. Брачный контракт. Современные семьи.
Обязанности родителей и детей.
Тема 14. Мировое сообщество на защите прав человека.
Защита прав человека в мирное и военное время. Всемирная декларация прав человека.
Тема 15. Диагностика (интересы, проблемы, конфликтные ситуации).
Проведение диагностики(тестирование).
Тема 16. Игра «Кто кого, или подросток в мире вредных привычек».
Вредные привычки: курение, алкоголизм, наркомания, сквернословие.
Тема 17. Здоровый образ жизни.
Спорт. Сила воли. Закаливание. Избавление от вредных привычек.
Тема 18. «Стоит ли идти за Клинским?» Преступления, совершаемые подростками.
Преступления, совершаемые под действием алкоголя. Последствия преступлений подростками.
Тема 19. Из мира юридических профессий.
Формы осуществления защиты прав и интересов личности в нашей стране. Правоохранительные
органы. Юридические профессии. Профессиональная деятельность юристов.
Тема 20. Подведение итогов за год.
Проведение тестирования по всем темам за год.
Тема 21. Судебная защита гражданских прав
Система судебной защиты прав личности. Виды судов в РФ, их компетенция. Как можно
составить исковое заявление и как осуществляется судебное разбирательство дела.
Тема 22. Адвокат.
Адвокаты, их роль в истории. Тема 23. Деятельность нотариуса в мире права.
Профессиональная деятельность нотариуса.
Тема 24. Юридическая консультация для студентов.
Консультация для студентов по разным вопросам права.
Тема 25. Право на образование.
Право каждого человека на образование в системе прав и свобод человека и гражданина.
Международные документы о стандартах в сфере образования.
Закон Российской Федерации "Об образовании".
Основные принципы государственной политики в области образования. Гуманистический
характер образования. Общедоступность образования. Светский характер образования в
государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Свобода и плюрализм в
образовании. Автономность образовательных учреждений и государственный характер
управления образованием.
Тема 26. Права потребителей: источники информации для потребителя.
Понятие информации. Информация как власть. Основные источники информации для
потребителя.
Советы друзей самый доступный способ получения информации. Плюсы и минусы данного
источника информации для потребителя.
Информация, которую дают производитель. Сведения о продавце. Сведения о товаре. О чем
говорит этикетка и упаковка товара. Плюсы и минусы данного источника информации для
потребителя.
Реклама как источник информации для потребителя. Влияние рекламы на потребности. Можно
ли доверять рекламе. Плюсы и минусы рекламы.
Тема 27. Правила грамотного поведения потребителя на рынке товаров и услуг.
Порядок замены товара ненадлежащего качества. Расчеты с потребителем в случае
приобретения товара ненадлежащего качества.
Право на безопасность товаров и услуг.
Право на информацию. Обязательность инструкции на русском языке. Гарантийный срок и срок
службы.
Порядок обмена товара надлежащего качества. Перечень непродовольственных товаров
надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар другого
размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации. (Постановление Правительства
РФ № 55 от 20 октября 1998 г.)
Тема 28. Военная служба: призыв и контракт
Закон «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «Об альтернативной
гражданской службе».
Порядок комплектования Вооруженных Сил современной России: добровольность и
обязательность. Основания для освобождения от призыва на военную службу. Право на
получение отсрочки. Поступление на военную службу по контракту. Плюсы и минусы
контрактного призыва на военную службу.
Тема 29. Учимся читать договор
Договор, договорные отношения, выполнение обязательств. Правила делового общения. Тема 30. Наследование
Понятие наследование. Виды наследования. Наследование по завещанию. Наследственная или
обязательная доля (ограничение свободы завещательных распоряжений). Наследование по
закону. Принятие наследство
Тема 31. Отношения с банками.
Банк. Потребительский кредит. Кредитная задолженность. Ответственность по кредитному
договору.
Тема 32. Диагностика «Склонности к отклоняющемуся поведению»
Проведение диагностики (тестирование) по вопросам отклоняющегося поведения.
Тема 33. Игра – тренинг «Как не стать жертвой преступления?»
Преступление и правонарушения. Виды преступлений. Способы защиты от преступлений.
Тема 34. Встреча с сотрудниками инспекции по делам несовершеннолетних.
Тема 35. Конкурс газет «Есть выбор – жизнь без наркотиков»
Общеколледжный конкурс стенгазет.
Тема 36. Анкетирование подведение итогов за год. Итоговое занятие
Подведение итогов за второй год обучения
Методическое обеспечение программы
1.Конституция РФ
2.Гражданский кодекс РФ
3.Уголовный кодекс РФ
4.Трудовой кодекс РФ
5.Семейный кодекс РФ
6.Всеобщая декларация прав человека
7.Конвенция о правах ребенка
8.Певцова Е. А. Основы правовой культуры 1011кл. М. Русское слово, 2007
Методы и приемы организации деятельности
лекции;
научнопрактические конференции;
диспуты;
дискуссии; семинары;
практические работы;
ролевые игры;
деловые игры;
экскурсии;
практические ситуации;
тренинги;
анализ высказываний;
работа с документами
Прогнозируемый результат и способы определения их результативности.
По окончании обучающийся должен знать:
содержание прав и свобод человека и гражданина,
понятие и принципы правосудия,
органы и способы правовой защиты прав человека
Уметь:
характеризовать:
организацию и деятельность органов государственной власти,
порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно правовых споров,
порядок заключения и расторжения трудовых договоров,
формы социальной зашиты и социального обеспечения.
Формами подведения итогов реализации данной программы являются:
участие в олимпиадах по праву. участие в научно практических конференциях;
повышение уровня правовой культуры и снижение уровня правонарушений;
участие в проведении социальных акций.
Познавательные УУД:
овладение приемами анализа документов;
выведение следствий из определения понятия;
умение сравнивать, приводить примеры;
постановка проблемного вопроса или проблемной ситуации, побуждающий у учащихся интерес к
поиску ответа в ходе работы с дополнительным материалом.
Коммуникативные УУД:
умение выражать свои мысли;
владение монологической и диалогической формами в соответствии с грамматическими и
синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации;
совершенствование навыков работы в группе (расширение опыта совместной деятельности).
Личностные УУД:
формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение и др.)
формирование исторической компетентности.
Регулятивные УУД:
умение выделять свойства в изучаемых событиях и дифференцировать их;
овладение приемами контроля и самоконтроля усвоения изученного;
работа по алгоритму, с памятками, правилами –ориентирами по формированию общих приемов учебной деятельности по усвоению исторических понятий.
Таким образом, предполагается, что результатом данного курса является развитие у обучающихся
широкого круга компетентностей – социальноадаптированной (гражданственной), когнитивной
(познавательной), информационнотехнологической, коммуникативной. Предусматривается как
овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их
для решения практических, в том числе новых задач.
История может научить жизни лишь в том случае, если достаточное количество полученных
знаний перейдет в качество, позволяющее делать обобщения и выводы, анализировать, строить
прогнозы.
Критериями сформированности личностных УУД следует считать:
структуру ценностного сознания;
уровень развития морального сознания;
присвоение моральных норм, выступающих регуляторами морального поведения;
полноту ориентации обучающихся на моральное содержание ситуации, действия, моральной
дилеммы, требующей осуществления морального выбора.
Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться
умения:
произвольно и осознанно владеть общим приемом решения проблемных ситуаций;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
ориентироваться на разнообразие точек зрения и мнений;
учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, документов;
уметь осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям;
уметь устанавливать причинноследственные связи;
уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и
связях;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки,
образовательного пространства родного края (малой родины).
Результатом сформированности коммуникативных действий будет:
коммуникативные способности обучающихся, включающие в себя:
желание вступать в контакт с окружающими (знакомство с коммуникативными навыками «Я
знаю!»;
знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими ( знакомство с
коммуникативными навыками «Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение
эмоционально сопереживать. Умение решать конфликтные ситуации, умение работать в группе.
Результатом сформированности у обучающихся регуляции своей деятельности будут умения:
выбирать средства для организации своего поведения;
запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;
планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу;
предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также ошибки;
начинать и заканчивать действие в нужный момент.
Список литературы
1.Сборник нормативных документов. Обществознание. Федеральный компонент государственного
стандарта, М. 2014, Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы права. М., ВитаПресс, 2016
3.
4.
5. Теоретические и методические основы преподавания права в школе. М.:Новый учебник, 2015
6. Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний» Суворова Н Г. И др. , М. 2015
Степанько С. Н. Подросток и закон. «Учитель» 2017
Салыгин Е. Н. Основы правоведения. 1011кл. М. Новый ученик 2016 7. Морозова С . А. Методика преподавания права в школе, М. 2015
8.Рутковская Е. Л. Обществознание. Сборник заданий. .Просвещение 2017
9.Сазонова Т. Г. Обществознание в таблицах и схемах ООО «Виктория плюс» 2016
10. Кожин Ю. А. Практикум по праву. Русское слово, 2016
11.Кравченко А. И. «Тесты по обществознанию» Русское слово 2014
ИНТЕРНЕТРЕСУРСЫ
http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений
http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал
http://www.som.fio.ru – сайт Федерации Интернетобразования, сетевое объединение методистов
http://www.itn.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей
http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения
http://www.levada.ru – ЛевадаЦентр изучения общественного мнения
http://www.elibrary.ru/defaultx.asp– научная электронная библиотека
Правовой кружок "Рубикон"
Правовой кружок "Рубикон"
Правовой кружок "Рубикон"
Правовой кружок "Рубикон"
Правовой кружок "Рубикон"
Правовой кружок "Рубикон"
Правовой кружок "Рубикон"
Правовой кружок "Рубикон"
Правовой кружок "Рубикон"
Правовой кружок "Рубикон"
Правовой кружок "Рубикон"
Правовой кружок "Рубикон"
Правовой кружок "Рубикон"
Правовой кружок "Рубикон"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.