Проблема правового нигилизма у подростков в современном российском обществе обусловлена широко распространенными явлениями, такими как алкоголизм молодого поколения, табакокурение, наркомания, проституция подростков, молодежный экстремизм, преступность, незнание законов, несоблюдение законов, несоблюдение законов и отсутствие убежденности в их силе.
И одной из основных причин распространения правового нигилизма, является отсутствие адекватного и необходимого юридического образования.
нигилизм.docx
Проблема правового нигилизма у подростков в современном
российском обществе обусловлена широко распространенными явлениями,
такими как алкоголизм молодого поколения, табакокурение, наркомания,
проституция подростков, молодежный экстремизм, преступность, незнание
законов, несоблюдение законов, несоблюдение законов и отсутствие
убежденности в их силе.
И одной из основных причин распространения правового нигилизма, на
мой взгляд, является отсутствие адекватного и необходимого юридического
образования.
Некоторые исследователи считают, что изучение права молодыми
людьми в молодом возрасте может повлиять на их психику, что может
препятствовать рождению детей. Однако молодежная среда наиболее
болезненна не для закона, а для негативных последствий кризисного
состояния общества. Это потому, что в переходном возрасте происходит
нравственное формирование личности, накопление опыта, в том числе и
негативного.
Общеизвестно, что молодежь является стратегически важным ресурсом
государства, основой развития общества. Поэтому позитивное развитие
России зависит от роли и места молодежи в обществе. В то же время
эффективная молодежная политика способствует демократическим
преобразованиям и движению по пути экономического и социального
прогресса.
Социальная роль молодежи определяется в первую очередь их
образованием и, в частности, юридическим образованием. Однако, как
показывают социологические исследования, в последнее время среди
молодого поколения появились новые ценностные ориентации, что привело к
совершению уголовных преступлений.
Можно выделить следующие причины правового нигилизма. Это прежде
всего отсутствие адекватного и необходимого юридического образования в семье. Семья как основной субъект социализации оказывает огромное и самое
первое влияние на развитие личности молодого человека и определение его
ценностных ориентаций. В семье человек получает свои оригинальные
представления о законе, о законной и незаконной модели поведения в
обществе. Очевидно, что дети, лишенные родительской опеки или растущие в
неблагополучных семьях, подвергаются большему риску.
По мнению ряда исследователей, правовой нигилизм является
специфической чертой российского менталитета. Правовой нигилизм иногда
считается существенным элементом российской правовой ментальности, так
как россиянам присущи «неразвитое чувство справедливости, низкий уровень
политической и правовой культуры, отсутствие сильных традиций судебного
преследования и подчинения закону, незрелое чувство справедливость,
элементы вседозволенности» [2]. Однако правовой нигилизм как
идеологическая проблема — это не просто проблема России.
Проблема правового нигилизма молодежи в последние годы приобрела
общегосударственное значение в связи с тем, что в российском обществе в
настоящее время форсированными темпами распространяются такие
социально опасные девиации, как молодежная и подростковая преступность,
молодежный экстремизм. Эти проявления правового нигилизма подростков
наносят большой вред социальнокультурному, духовному, нравственному и
экономическому развитию общества и государства. Поэтому современное
российское общество явно сталкивается с объективной необходимостью
немедленного решения этой социальной проблемы как на федеральном, так и
на региональном уровнях.
Анализируя состояние современного правового воспитания подростков
в России, проблемы правового воспитания подростков и степень
распространения правового нигилизма среди подростков, нужно предложить
следующие меры по предупреждению правового нигилизма и его
деструктивных форм. 1. Увеличить количество часов непосредственно изучения права в
учебных планах образовательных учреждений, ввести правовые дисциплины в
средних школах (56 классы) и систематически обучать их до 11 класса.
2. Проводить регулярные правовые лекции, семинары по актуальным
правовым вопросам.
3. С учетом того, что в соответствии с действующим законодательством
судебные разбирательства являются открытыми, а уголовная ответственность
обычно наступает с 14 лет, рекомендуется разрешать подросткам посещать
открытые судебные заседания.
Конечно, перечень профилактических мер не является исчерпывающим.
Важно отметить, что эффективно, как с технической, так и с экономической
точки зрения, сместить акцент с репрессивных мер на профилактические.
Зарубежными и отечественными криминологами подсчитано, что
содержание любого осужденного в местах лишения свободы государства
обходится налогоплательщику в 30 раз больше, чем расходы на
Низкая эффективность
своевременную профилактическую работу.
исправительных учреждений также отражается в том, что 50% граждан,
посетивших их, снова возвращаются туда [4, с. 87].
Образование молодого поколения, как известно, является очень
сложным процессом, в котором взаимодействуют как стихийные моменты
микроклимат семьи, сверстники в школе и вне её, так и специальные
социальные институты система образования, внешкольные учреждении,
средства массовой информации и т.д.
Правовое воспитание, воспитание в духе закона, должно начинаться с
детства, с семейного воспитания, со школы, поскольку это необходимый
компонент хорошо развитой личности, гражданства и культуры.
Молодые люди должны обладать правовыми знаниями, необходимыми
для жизни, чтобы уважать законы в целом, не нарушать действующее
законодательство и вести осознанный и законный образ жизни. Негативные социальные отклонения, такие как алкоголизм, курение,
молодежный экстремизм,
подростковая проституция,
наркомания,
характерны для современной молодежи. Мы должны признать, что такие
негативные проявления девиантного поведения сопровождают молодых людей
задолго до достижения совершеннолетия.
Эти наиболее опасные в социальном отношении отклонения
свидетельствуют о негативном отношении молодых граждан к закону, праву,
правовому нигилизму и неверию в правовое решение проблем.
Одной из главных причин этого, на мой взгляд, является недостаточный
уровень правового образования молодых граждан в семье, учебных
заведениях, со стороны других институтов и агентов социализации.
В настоящее время ситуация такова, что в учебных программах не
уделяется должного внимания правовому воспитанию подростков. Молодые
граждане не получают юридических знаний, которые им необходимы в жизни.
В результате они не знают о своих правах, обязанностях и ответственности за
проступки, в результате чего совершаются уголовные преступления.
Как показали проведенные автором в 20072008 гг. социологические
исследования [1], лишь 6,3% респондентов применяли в жизни правовые
знания, полученные в процессе обучения в школе. Практически одинаковые
показатели у студентов вузов — 6,4% молодых граждан смогли применить на
практике полученные во время обучения правовые знания. Меньший процент
выявился у учащихся техникумов, колледжей. Всего 4,4% респондентов
считают также. Таким образом, тех правовых знаний, которые получают
молодые люди в процессе обучения совершенно недостаточно для
формирования социально одобряемого поведения молодых граждан,
воспитания их в духе уважения к праву.
Правовое государства означает не только принятие законов во всех
сферах жизни, но и обучение законопослушных граждан. Речь идет о
всеобщем правовом воспитании молодежи. Часто выпускники учебных заведений, которые пришли на производство, имеют только приблизительные
знания о том, в каких случаях, например, применяются меры
дисциплинарного взыскания, в каких следует дисквалификация, когда
наступает уголовная ответственность [5].
В заключение хочу отметить, правовое образование молодых граждан
является одним из главных направлений борьбы с распространением
правового нигилизма молодежи в российском обществе. Для того, чтобы
управлять поведением молодых людей, направляя его в правомерное русло,
необходимо постоянное воздействие социальных норм общества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
В опросах приняли участие 1592 молодых человека в возрасте от
14 до 21 года (ученики 9х и 11х классов, учащиеся техникумов, колледжей,
студенты вузов городов Москвы, СанктПетербурга, Уфы, Октябрьского,
Туймазы).
141.
2.
3.
Матузов Н. И. Актуальные проблемы права. Саратов, 2003. С.
Морозова С. А. // Правоведение. 1996. №3. 1 июня.
4. Шапинский В.А., Мареев В.И. Девиантное поведение и
социальный контроль: Учебное пособие. Р/н/Д: Издательство Ростовского
государственного педагогического университета. 1997.
5. Шафикова Г.Х. Игры на правовом поле. [Электронный ресурс] —
(дата
доступа: http://chelyabinsk.chelsi.ru/viewart.php?id=614
Режим
посещения: 04.03.2019).
Правовой нигилизм
Правовой нигилизм
Правовой нигилизм
Правовой нигилизм
Правовой нигилизм
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.