ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Оценка 4.9

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Оценка 4.9
Документация
docx
психологическая работа +2
Взрослым
28.06.2017
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
составная часть социальной политики, легализация работы в социальной сфере через законодательные и нормативные докуметы; составляющая комплекса профессиональноориентированных дисциплин подготовки социальных работников. Под термином «правовые основы социальной работы» подразумеваются, прежде всего: - государственная политика Таджикистана относительно социальной работы и социальной защиты; - особенности построения и функционирования системы социальноправовой защиты личности на разных уровнях; - сущность деятельности социального работника в сфере социальноправовой защиты личности; - методы социально-правовой защиты личности; - приоритетные направления защиты прав граждан, которые оказались в трудных жизненных обстоятельствах. Действующее законодательство Таджикистана раскрывает механизмы и формы защиты прав клиентов разных категорий (см.: права человека). В современной Конституции Таджикистана представлены личные, политические, социально-экономические, культурные и обязанности, которые тесно связаны с правами и свободами права. Эти права отражены в Законах РТ, как Закон республики Таджикистан «О социальном обслуживании» (5 января 2008 года), Семейный кодекс республики Таджикистан. Правовые основы социальной работы как учебный предмет имеет целью изучение: - правовое обеспечение деятельности социального работника в системе социально-правовой защиты личности; - характеристики реализации государственной политики Таджикистана в отношении граждан, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах и нуждающихся в помощи социального работника; - выявления теоретико-методологической и организационнотехнологической основы социально-правовой защиты личности. В сфере права социальный работник должен знать: основы теории права, правового регулирования и правового воспитания личности в контексте социальной работы; международные Конвенции и отечественные законодательные акты в отношении прав ребенка. Социальный работник должен уметь: проводить анализ функционирования системы обеспечения прав детей, молодежи и семей с детьми на разных уровнях; использовать положения нормативных документов в сфере защиты прав клиентов; овладеть привычками организации социальноправовой деятельности в разных социальных институтах и разновидности юридических услуг – предоставление консультаций по вопросам действующего законодательства; оказывать помощь клиентам в оформлении необходимых юридических документов; предоставлять адвокатские услуги несовершеннолетним; защищать интересы детей и молодежи относительно их имущественных прав. Правовая компетентность социального работника - важнейшая интегративная характеристика личности (см. правовая компетентность социального работника).
Правовые основы социальной работы.вопросномер .docx
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ составная часть социальной политики, легализация работы в социальной  сфере через законодательные и нормативные докуметы; составляющая  комплекса профессиональноориентированных дисциплин подготовки  социальных работников. Под термином «правовые основы социальной  работы» подразумеваются, прежде всего: ­ государственная политика  Таджикистана относительно социальной работы и социальной защиты; ­  особенности построения и функционирования системы социальноправовой  защиты личности на разных уровнях; ­ сущность деятельности социального  работника в сфере социальноправовой защиты личности; ­ методы  социально­правовой защиты личности; ­ приоритетные направления защиты  прав граждан, которые оказались в трудных жизненных обстоятельствах.  Действующее законодательство Таджикистана раскрывает механизмы и  формы защиты прав клиентов разных категорий (см.: права человека). В  современной Конституции Таджикистана представлены личные,  политические, социально­экономические, культурные и обязанности,  которые тесно связаны с правами и свободами права. Эти права отражены в Законах РТ, как Закон республики Таджикистан «О социальном  обслуживании» (5 января 2008 года), Семейный кодекс республики  Таджикистан. Правовые основы социальной работы как учебный предмет  имеет целью изучение: ­ правовое обеспечение деятельности социального  работника в системе социально­правовой защиты личности; ­  характеристики реализации государственной политики Таджикистана в  отношении граждан, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах и  нуждающихся в помощи социального работника; ­ выявления теоретико­ методологической и организационнотехнологической основы социально­ правовой защиты личности. В сфере права социальный работник должен  знать: основы теории права, правового регулирования и правового  воспитания личности в контексте социальной работы; международные  Конвенции и отечественные законодательные акты в отношении прав  ребенка. Социальный работник должен уметь: проводить анализ  функционирования системы обеспечения прав детей, молодежи и семей с  детьми на разных уровнях; использовать положения нормативных  документов в сфере защиты прав клиентов; овладеть привычками  организации социальноправовой деятельности в разных социальных  институтах и разновидности юридических услуг – предоставление  консультаций по вопросам действующего законодательства; оказывать  помощь клиентам в оформлении необходимых юридических документов;  предоставлять адвокатские услуги несовершеннолетним; защищать  интересы детей и молодежи относительно их имущественных прав.  Правовая компетентность социального работника ­ важнейшая интегративная характеристика личности (см. правовая компетентность  социального работника). вопрос номер 16. Сущность социальной работы в России. С конца 80­х гг. в России происходят значительные политические,  экономические и социальные изменения. Приходят в упадок прежние системы  социального обеспечения, образования, здравоохранения и культуры,  трансформируются все прежние формы жизнеустройства, распадается  свойственная уходящему обществу система ценностей. В морально­ психологическом плане содержанием подобных процессов являются атмосфера  нетерпимости и конфронтации, неуважение к закону, рост преступности и  насилия. Возможно, никогда прежде описанное Э. Дюркгеймом состояние  аномии, т.е. безнормативности, кризиса морально­этических норм, крушения  прежних ценностей, на смену которым еще не пришли новые, не проявлялось  столь остро. Социальное развитие принимает деформированные формы,  вытесняя если не большинство, то значительную часть населения из активной  экономической жизни, превращая миллионы людей в бедняков, маргиналов. И  теоретически, и практически преобразования систем такого масштаба,  включающие экономику, политику, социальные отношения, менталитет  общества, требуют вскрытия глубинных причин негативных явлений, научного  анализа происходящих процессов, взвешенного определения способов и средств  их преодоления. Поверхностный подход к возможным трансформациям, социально­ политическое реагирование на уровне «здравого смысла», когда  рассматривают только одну сторону проблемы, один аспект явления  действительности, не принимая в расчет всей сложности их системных  связей, зависимостей и опосредований, не моделируя прогнозов последствий того или иного вмешательства, к сожалению, неоднократно демонстрировали в лучшем случае — достижение (наряду с поставленной целью) также и  нежелательных, побочных результатов, а в худшем случае — получение  результатов, противоположных намеченной цели. Сложное сплетение различных сторон действительности обусловливает  поликаузальность социальных проблем общества. Это, в свою очередь,  предопределяет множественность социальных технологий и методик,  которые­ призваны разрешать эти проблемы. Характер и состояние  различных параметров социальной сферы, уровень ее развития зависят от многих обстоятельств, и попытка редуцировать все к немногим избранным  факторам, «удобным» по той или иной причине, может привести к  серьезным просчетам при разработке и реализации социальных программ.  Среди упомянутых обстоятельств следует отметить: • состояние производительных сил, их потенциальную и актуальную  наукоемкость, способность воспринять и использовать достижения научно­ технологической революции; • социально­экономическую модель общества; • социальную стратификацию общества и уровень реализации интересов  различных групп в политической структуре; • зрелость духовной культуры общества. Механизмом, при посредстве которого должны осуществляться в основном  изменения в обществе, является социальная политика государства,  обусловливающая реализацию объективных возможностей экономического,  политического и духовного потенциала общества. Опыт социальной политики, проводившейся при Советской власти, а также  итог первых лет радикальных экономических реформ заставляют в  настоящее время разрабатывать концепции социальной политики,  решительно отвергающей «валовой» подход, оказание всеобщей,  безадресной помощи. Причина этого — не только экономические трудности  государства, неспособного обеспечивать «сплошную» социальную  поддержку, но и изменение подхода к человеку в обществе, возрастание  роли индивидуальной ответственности, инициативы. Приоритетными  объектами социальной поддержки считаются малообеспеченные и социально уязвимые слои населения, которые столкнулись с реальной угрозой  экономической и социальной деградации, — инвалиды, пенсионеры,  многодетные семьи, безработные, беженцы и т.д. Социальные программы  более конкретно ориентируются теперь на развитие самопомощи и  самообеспеченности, конкретный учет специфики интересов и потребностей  этих групп населения, личностный характер помощи. Такой подход получает правовое обеспечение в Российской Федерации и ее субъектах в виде федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и других  нормативных актов. Одна из ведущих форм социально­политического, организационно­ управленческого реагирования на сложившуюся кризисную ситуацию,  инструмент осуществления социальной политики — профессиональная  социальная работа. Содержанием ее можно считать оказание помощи людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, посредством определения их  проблем, информационной, консультативной деятельности, прямой  натуральной, финансовой, социально­бытовой помощи, педагогической и  психологической поддержки, стимулирующей собственные силы  нуждающихся, ориентирующей их на активное участие в разрешении  собственных проблемных ситуаций. Сущность социальной работы — оказание помощи индивидам и различным  группам в осуществлении ими социальных прав. Поскольку социальные  права весьма многогранны и обеспечивают социальное функционирование  личности, проблемы, которые стремится разрешить социальная работа,  весьма обширны и разнообразны; более того, в конкретной социальной  ситуации пересекаются различные виды и типы социальных проблем. • Прежде всего объектом социальной работы являются не только отдельные  лица, но и их группы — семьи, трудовые и соседские коллективы,  молодежные или профессиональные группы, объединения лиц,  испытывающих сходные трудности. Поэтому каждое действие социального  работника, каждая применяемая им технология или методика обязательно  должны сочетать индивидуальные и групповые методы: разрешение проблем  отношений детей и родителей или межсупружеских отношений,  коммуникативных трудностей сотрудников какого­либо предприятия,  межличностных или межгрупповых конфликтов невозможно без изменения  личности людей, вовлеченных в конфликт. Личностные изменения тех, кто  обратился за помощью, также невозможны без переструктурирования  социальных связей их ближайшего социального окружения. В связи с этим анализ проблем социальной работы на первом этапе выявляет  их личностные, групповые, семейные и т.п. основания. В принципе пирамида  причинно­следственных связей и опосредований может включать в себя все уровни — от индивида до общечеловеческого или планетарного масштаба  (неоспоримо, например, что одной из причин голода и бедности являются  глобальные климатические причины, ограниченность природных ресурсов),  однако, учитывая это, социальный работник при анализе положения клиента, выборе конкретных технологий помощи ему должен рассматривать в первую очередь проблемы и причины оперативного характера, на которые он в  состоянии воздействовать и которые способны стабилизировать или  улучшить социальную ситуацию клиента. • Многое в социальной работе зависит от типа общества и характера  осуществления власти. Социальная работа, по определению, свойственна  демократическому обществу и социальному государству. Однако ни  демократия, ни социальность не являются стабильными константами.  Политическая декларация или даже юридическая фиксация  демократических норм отнюдь не всегда совпадает с их реализацией.  Чувствительность власти к потребностям и мнениям населения  непосредственно влияет на социальную активность людей. Неудачные  структуры власти, когда­то соответствующие потребностям времени, а  потом безнадежно устаревшие, могут сделать неэффективной социальную  политику, даже если ее предпосылки были вполне успешными. Наконец,  личностный фактор во власти и управлении значительно влияет на  содержание и формы деятельности соответствующих органов и учреждений,  на восприятие этой деятельности со стороны населения. • Важную роль в современной действительности играют социально­ экологические проблемы, причем их значимость определяется не только  негативными последствиями неконтролируемого, экстенсивного развития  техногенных процессов — техногенными катастрофами, загрязнением  природы и снижением стандартов окружающей среды. Масштабы даже  повседневного, некатастрофического антропогенного воздействия на  различные системы нашей планеты сегодня превышают способности Земли к  самовосстановлению. Любой акт человеческой деятельности, даже если  будет основан на современнейшей технологии, неизбежно влечет за собой  тепловое загрязнение атмосферы. В то же время остановить техногенное  воздействие человека на природу невозможно. Социально­экологическое  содержание в той или иной мере присуще всем социальным технологиям и  методикам, причем мера его выраженности зависит не только от конкретных условий их осуществления, но и от уровня развития общечеловеческой и  экологической культуры людей. • Серьезное значение для развертывания социальной политики имеет  характер социально­экономических проблем, причем значение это  многопланово. Во­первых, количество финансовых средств, которые  общество и государство способны выделить для решения тех или иных  социальных вопросов, зависит не в последнюю очередь от состояния  экономики. Во­вторых, немалое количество проблем в обществе имеет  природу, пограничную между чисто экономическими и чисто социальными.  В­третьих, разрешение целого ряда экономических проблем в обществе  невозможно без разрешения социальных проблем: трудность проведения  реформ в России не в последнюю очередь объясняется тем, что большинство населения утратили в ходе этих реформ свой социальный и имущественный  статус, т.е. их положение ухудшилось. Вместе с тем без роста  образованности, физического и социального здоровья, социальной  компетентности и политической грамотности населения невозможно  развивать новые, высокотехнологичные виды деятельности, реализовывать  многообещающие социальные технологии. • Своеобразно значение в обществе проблем социальной стратификации. С  одной стороны, все более парциальная система общества, учитывающая все  более конкретные, частные, отдельные основания для выделения социальных слоев и групп, является атрибутом демократическою и социального  развития. Только в такой системе появляется возможность презентации если не всех, то хотя бы максимального числа интересов и предпочтений.  Общество находит возможность институциализации и признания взглядов  меньшинства в рамках субкультуры, уже не стремясь подогнать всех  индивидов под один ранжир. С другой стороны, социальная  дифференциация, наделяющая одни группы общества богатством, властью и  информацией и оттесняющая другую часть населения от этих важнейших  источников социальных ресурсов не только на грань бедности, но иногда и за грань физиологического выживания (причем причины такой  дифференциации ни объективно, ни субъективно не оправданы), не может  служить залогом социальной стабильности. В современном обществе, с его  преимущественно ненасильственными способами социального управления и  регулирования, социальные различия могут существовать только на. основе общественного согласия, когда они признаются приемлемым большинством  населения, Резкое упрощение социальной структуры, в которой маленькому  слою (6—10% населения) сверхбогатых противостоит остальная масса —  малоимущих, неимущих и бедных, — придает уязвимость социальной  системе. • Специфический комплекс социальных проблем составляют поведенческие  проблемы. При анализе девиантного поведения индивидов или групп  привычно выделяют категории алкоголиков, наркоманов, преступников,  проституток и т.д. Но понятие девиации несколько шире. Чтобы определить  отклонение, необходимо в первую очередь конкретизировать понятие нормы, того обшесоциального нравственно­поведенческого, ценностно­ регулирующего ядра, от которого и «отклоняются» носители девиантного  поведения. В процессе такого анализа выясняется, что проблема  определения нормы чрезвычайно сложна, исторически изменчива и  социально конкретна. Девиантное поведение (и социальный работник при  анализе ситуации должен иметь это в виду) может быть либо проявлением  асоциальности или даже антисоциальности, либо вариантом поискового,  эвристического поведения, которое в недалеком будущем может стать  нормой для большинства. • По мере развития в мире информационной революции все большее значение приобретают социальные проблемы доступа к информации,  коммуникационного обеспечения жизнедеятельности. Мнение о том, что  информация — это власть, причем одна из самых эффективных, стало  формироваться в начале XX в., с появлением технических средств массовой  информации (СМИ). Теоретический анализ механизмов поведения толпы  (проведенный Г. Лебоном) совпал с художественным осмыслением этого  процесса1; в период, когда средствами массовой коммуникации были лишь  грампластинки и весьма примитивное радио, проницательные мыслители уже предвидели огромное воздействие СМИ на массы и их огромную опасность,  обусловленную возможностью манипулировать людьми. Оставив в стороне политические технологии, невозможные без  использования СМИ, отметим, что в социальной сфере информационные  процессы также имеют большое значение. Недаром масштабные (в рамках  целых стран) социальные проекты, направленные на стабилизацию социально­экономической обстановки в некоторых государствах, известных  прежде крайней нестабильностью, обязательно включали в себя  выравнивание социального неравенства и обеспечение максимально  широкого доступа к информации (как к ее получению, так и  распространению собственных мнений и взглядов) максимально широких  слоев населения. Доступ к информации и информационным технологиям,  помимо всего прочего, – это как бы пропуск в XXI в., это тот рубеж, не  преодолев который, нельзя надеяться на включение в современные,  прогрессивные, инновационные процессы, на достижение высокого статуса в  обществе будущего. • Проблемы символизации и моделирования мира относятся к области  социокультурного развития и на первый взгляд прямо не затрагивают сферу  социальной работы. Однако в действительности это область осмысления  мира, его ценностного анализа и освоения. Даже словесное оформление идей и образов может оказывать определенное влияние на самочувствие и  деятельность человека (сравните термины ^увольнение с работы» и  «высвобождение с работы»). Давая наименование какому­то явлению, мы  тем самым наделяем его определенными представлениями, которые влияют  на наше восприятие содержания. Длительные (и еще незавершенные) споры о названии профессии социальной работы подчеркивали в каждом  предлагавшемся термине (соционом. социальный инженер, социальный  работник и др.) различные стороны этой деятельности. Символизация мира  заключается также в создании идеальных конструкций, чаще всего  неписаных, но, тем не менее, активно влияющих на реальные процессы. Так, «мистическая сила закона» существует автономно от действующих  кодексов и нормативных актов: она может сочетаться даже с «обычным  правом» ранних государственных образований и может отсутствовать при  самой виртуозно разработанной системе законодательства. «Образ  личности» изменяется исторически и этнически, при этом наряду с  множеством конкретных индивидов существует свойственное каждому  времени и народу идеальное представление о том, что такое личность.  Наконец, трудноформулируемая, но властная система ценностей, которая  превращает совокупность индивидов в общество, причем общество  определенного типа, и выделяет в этом обществе отдельные группы, члены  которых разделяют приверженность к определенной системе ценностей, некоторым образом отличающейся от общей, — это тоже относится к миру  символизации действительности. Заметим, что эта сфера деятельности  характеризует разумную, интеллектуально­психическую сторону  деятельности человека.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.06.2017