ГБПОУ «Соликамский социально – педагогический колледж им А. П. Раменского»
Технологическая карта урока изобразительного искусства
Тема: «Праздничное гуляние. Масленица.»
3«В» класс.
|
Соликамск, 2020
Тема занятия |
Праздничное гуляние. Масленица. |
УМК |
Школа России. (Б.М.Неменский) |
Цели деятельности педагога |
Познакомить детей с историческими корнями празднования Масленицы и его символическим значением. Изобразить сюжет праздника «Масленица» |
Тип урока |
Изучение нового материала |
Планируемые образовательные результаты |
Личностные: -проявляют интерес к традициям русского народа. Метапредметные: регулятивные: - самостоятельно организовывают свое рабочее место; - определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; - определяют план выполнения задания под руководством учителя; -используют в работе художественные инструменты и материалы ; -оценивают свое задание по следующим параметрам: «легко выполнять», «возникли сложности при выполнении»;
познавательные: -знакомятся с Масленицей, учится понимать значение искусства в жизни человека и общества, воспринимать и характеризовать художественные образы;
коммуникативные: -участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения по теме урока. Предметные: -знакомятся с народным праздником - масленица, обычаями и фольклором наших предков; -развивают композиционные навыки. |
Методы и формы обучения |
Методы:объяснительно-иллюстративный, словесный, практический, эвристический; Формы: фронтальная, индивидуальная. Практическая работа: индивидуальная. |
Основные понятия и Термины |
Масленица |
Наглядно- демонстрационный материал |
Презентация |
Оборудование |
АРМ педагога, наглядно-демонстрационный материал, канцелярские принадлежности. |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации со взаимодействия |
Универсальные учебные действия |
Промежуточный контроль |
1.Оргмомент
|
Играет музыка и я захожу в виде хозяйки праздника «Масленицы».
- Здравствуйте, меня зовут Ольга Денисовна и сегодня я вас приглашаю на масленицу. Я хозяйка этого праздника! Садитесь. |
Приветствуют учителя.
Слушают внимательно.
Проверяют свою готовность к уроку |
Фронтальная |
Коммуникативные УУД: Приветствие учителя. Регулятивные УУД: Готовность рабочего места. |
Зрительный контакт |
2.Актуализация знаний. СТИЦ
|
- Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание. Улыбнёмся гостям, теперь друг - другу с улыбкой передайте теплоту своего сердца. - Я надеюсь, хорошее настроение не покинет вас в течение всего урока. -Но я пришла не одна, со мной вот эта кукла – это домашняя масленица (показ). Делали её из соломы. Лицо обязательно обтягивали белой тканью, а не оставляли "голым". Высотой куколка была всего с ладошку или чуть выше. «Поселяли» ее в доме на целый год. Обычное место для этой тряпичной куклы-в горшке с цветком (вставить в горошок с цветком). - Весь этот год она втягивает весь негатив, болезни и плохие эмоции в семье, и через год - в прощённое воскресенье её сжигают вместе с большой масленицей. - Эту Масленицу называют в народе «семейной» и изображалась она нарядной и привлекательной в отличие от ОБЩЕЙ - БОЛЬШОЙ Масленицы.
А вот и большая Масленица! (на экране) Дорогая наша Масленица, Авдотьюшка Изотьевна! Дуня белая, Дуня румяная, Коса длинная, триаршинная, Лента алая, двуполтинная, Платок беленький, новомодненький, Брови черные, наведенные, Шуба синяя, ластки красные, Лапти частые, головастые, Портянки белые, набеленные! (подобрать такой образ на экран Масленицы, чтобы она была похожа на описание)
- Ребята, что это за прахдник - Масленица? Для чего люди его проводят каждый год? (люди проводят зиму и встречают весну). - Для чего люди сжигают Масленицу в последний день масляной недели? (Это отголосок языческой веры: чучело зимы надо было уничтожить чтобы скорее весна пришла и чтобы урожай был богатым). - Люди прочь гнали скуку, с нетерпением ожидая весны: Прощай, Масленица, Пересмешница. Тырь, тырь, монастырь! Ты лежи, лежи, старуха, На осиновых дровах, Три полена в головах. Ура!!! Ребята, а что же самое главное в празднике «Масленица»? Самое главное - это блины! (показываю тарелку с блинами). Блин - символ солнца. Такой же круглый и горячий. С пылу с жару подаются они на стол. С маслом, со сметаной, с икрой, грибами, севрюжиной или осетриной - выбирай на любой вкус. А, наевшись досыта – гуляй и развлекайся! Вот и сегодня угощаю вас блинами, но это после урока! Надо сначала потрудиться: нарисовать народное гулянье – Масленица! |
. |
Фронтальная |
Познавательные УУД: умение структурировать знания.
Коммуникативные УУД: речевая деятельность, планирование учебного сотрудничества. Принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста. |
Зрительный контакт |
3. Вступительная беседа |
Масленица - это не только масленичная неделя, но и весь период подготовки к Великому посту. - Кто знает, сколько дней длится Масленица? (7 дней). (Про первый и последний день масленицы рассказываю я, остальные дни рассказывают дети, заранее им будут выданы карточки с текстом) Слайды расставь! На первый день масленицы русский народ справлял встречу Чистой масленицы - широкой боярыни. Из соломы делали чучело Масленицы, надевали на него старую одежду. Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает "ВСТРЕЧА". Яркие салазки с горочек скользят. Целый день веселье. Наступает вечер... Накатавшись вволю, все блины едят.
Вторник-заигрыши. На заигрыши с утра девицы и молодцы ходили в гости - покататься на горах, поесть блинов. Дети катались с гор во все дни масленицы – съезжали с гор на санках. (Мои слова) ЗАИГРЫШ" беспечный - ВТОРНИКА отрада. Все гулять, резвиться вышли, как один! Игры и потехи, а за них - награда: Сдобный и румяный масленичный блин! Среда-лакомка На Лакомку тещи принимали зятьев к блинам, а для забавы зятьев созывали всех родных. Этому обычаю посвящено огромное количество пословиц, поговорок, песен, в основном шуточных анекдотов и пр.: У тещи про зятя и ступа доит. Придет зять, где сметанки взять? (мои слова) Тут СРЕДА подходит - "ЛАКОМКОЙ" зовётся.
Мне Каждая хозяюшка колдует у печи. Кулебяки, сырники - всё им удаётся. Пироги и блинчики - всё на стол мечи! Четверг-разгул С четверга, недаром называвшегося «широким», масленичный разгул развертывался во всю ширь. Всем миром, в качестве участников или активных, заинтересованных зрителей, выходили на кулачные бои, возведение и взятие снежного города, на конские бега, катание по улицам.(мои слова) А в ЧЕТВЕРГ - раздольный "РАЗГУЛЯЙ" приходит. Ледяные крепости, снежные бои... Тройки с бубенцами на поля выходят. Парни ищут девушек - суженых своих Пятница Тёщины вечерки ПЯТНИЦА настала - "ВЕЧЕРА у ТЁЩИ"... Тёща приглашает зятя на блины! Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще, Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы. Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья устраивали «тещины вечерки» - приглашали на блины.. Неуважение зятя к этому обычаю считалось бесчестием, страшной обидой и было поводом к вечной вражде между ним и тещей. Получить такое приглашение почиталось за великую честь, да и молодым на руку, потому как званная теща была обязана прислать с вечера весь блинный снаряд: таган, сковороды, половник и кадку, в которой ставят блины. (мои слова) Суббота- Заловкины посиделки В субботу, на золовкины посиделки (золовка - сестра мужа) молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. Интересно, что само слово «золовка», как считалось, происходит от слова «зло», так как сестры мужа относились к невестке («пришедшей невесть откуда») недоверчиво и настороженно - вспомним, хотя бы русские народные сказки(мои слова) Близится СУББОТА - "ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ". Вся родня встречается, водит хоровод. Праздник продолжается, общее веселье. Славно провожает Зимушку народ. ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает. Облегчают душу все в "ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ". Чучело соломенное - Зимушку - сжигают, Нарядив в тулупчик, валенки, ремень... Многие думают, что в последний день масленичной недели сжигают чучело масленицы, но нет, не Масленицу сжигают, а Зиму провожают!(мои слова) Пышные гуляния Ярмарка венчает. До свиданья, Масленица, Приходи опять! Через год Красавицу Снова повстречаем. Снова будем праздновать, Блинами угощать! Мне очень нравится тот праздник, я не только гость на этом празднике, но и активный участник. Я научилась печь блины.
Кто дома тоже отмечают Масленицу, пекут блины? Правильно, ведь нельзя забывать традиции своего народа, своих предков.
|
Слушают учителя, рассматривают иллюстрации, анализируют информацию, делают выводы.
Текст не нравится про дни Масленицы! Лаконичнее и проще! Времени много уйдет. Детям трудно будет читать. 3-4 предложения и все!!! Стихи тоже какие-то не складные!
Остальные дни куда-то делись?
|
Фронтальная Индивидуальная |
Регулятивные УУД: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием ( что я знаю и умею). Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, постановка и решение проблем. Коммуникативные УУД: уметь выражать свои мысли.
Личностные УУД:
Умение организовать себя, соблюдение дисциплины. |
Зрительный контакт Ответы на вопросы |
4.Объяснение практического задания. |
Ребята, сегодня мы с вами будем рисовать сюжет масленицы. Я вам предлагаю на выбор 3 варианта: 1.Домашняя Масленица 2.Когда весь народ собирается на гулянье, поют песни, но масленицу они не сжигают ещё. 3.Когда народ сжигает масленицу. Я выбрала сюжет, где только начинается гулянье. (вывешиваю на доску этапы свой работы) 1.Сначала я выполнила работу в карандаше 2.Раскрасила фон 3. А только потом приступила к раскрашиванию главных героев: людей и самой масленицы. Вы можете взять другой сюжет, который вам понравится. Раскрашиваем красками, мелкие детали можете дорисовать фломастерами. Лист вы можете расположить, как вертикально так и горизонтально.
|
Составляют последовательность работы над изделием.
|
Фронтальная Индивидуальная |
Личностные УУД: Ориентирование на плодотворную работу.
Регулятивные УУД: осуществляют контроль деятельности.
|
Зрительный контакт. Под руководством учителя обучающиеся анализируют, составляют последовательность работы над изделием. |
Физ. минутка |
- Но перед тем, как мы приступим к выполнению задания, мы с вами немного разомнёмся. Масленица, масленица, Словно солнце катится, Весну мы долго ждали, От холодов устали, Будем наедаться Силы набираться! В эту праздничную пору На год запасём задору!
|
Сначала дети смотрят на учителя. Потом встают и повторяют движение за педагогом.
|
Фронтальная Словесная Наглядная |
Познавательные УУД: Умение работать с текстом. Анализировать содержание, обобщать, вычленять главное.
|
Зрительный контакт |
6.Самостоятельная практическая работа. |
- Ну, а теперь мы приступаем к работе. На выполнение всей работы у вас есть 20 минут. Приступаем! Желаю удачи! «На фоне играет музыка »
Учитель проводит индивидуальную и фронтальную работу, ходит по классу и помогает детям с выполнением практической работы.
|
Начала дети слушают рекомендации учителя по творческой работе, а после приступают к самостоятельному выполняют задания по теме урока. |
Фронтальная Словесная Индивидуальная
|
Коммуникативные УУД: Умение слушать и понимать речь других Личностные УУД: Умение организовывать свою рабочую деятельность |
Зрительный контакт. Проговаривание правильного, грамотного ответа. |
7.Итог. Рефлексия. |
Что нового узнали на уроке? Чему мы сегодня научились?
Ребята, давайте же посмотрим, что у вас получилось. - Выходят те художники, которые нарисовали Домашнюю Масленицу. -Теперь выходят те художники, которые изобразили нарордное гуляние Маленицы. - И хотим видеть рисунки, где изображен сюжет «Народ сжишгает чучело Масленицы».
Вы все большие молодцы, у всех получилось красочно и интересно, если вы не успели дорисуете в свободное время. А теперь вы заслужили угощенье. (Раздаю конфеты из корзиночки и блины)
Всем спасибо за урок!
|
Дети демонстрируют свою работу
классу.
|
Фронтальная Коллективная Индивидуальная |
Познавательные УУД: Умение делать выводы.
Личностные УУД: Адекватное оценивание своего труда, своей проделанной работы. |
Зрительный контакт |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.