«Праздничное новогоднее полотенце с орнаментом».
Оценка 4.9

«Праздничное новогоднее полотенце с орнаментом».

Оценка 4.9
doc
13.02.2022
«Праздничное новогоднее полотенце с орнаментом».
«Праздничное новогоднее полотенце с орнаментом»..doc

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

города Алексина Тульской области

 

«Праздничное новогоднее полотенце с орнаментом».

 

(ОТКРЫТЫЙ  УРОК)

                                                5-ый класс      

              

Учитель изобразительного искусства: М.В.Киселева               

ЦЕЛЬ:

1.Повторение изученных тем на уроках изобразительного искусства. Закрепить знания о таком виде искусства, как декоративно - прикладное. Познакомить с понятием «орнамент» и его составляющие: симметрия, ритм. Научить выполнять ленточные орнаменты, составлять из них композицию.

2. Научить выполнять простые орнаменты аппликацией из различных материалов.

3. Развивать фантазию, эстетический вкус, творческие способности учащихся.

4. Воспитывать любовь и уважение к традициям народной культуры.

 

Оборудование урока:

1.     Видеоролик о Родине.

2.     Презентация по теме.

3.     Иллюстрации, фотографии вышитых изделий, изделия и творческие

работы  с  орнаментами.

    4. Мультимедийные технологии.

Межпредметные связи: литература, история, изобразительное искусство.

 

Ход урока

I.      Организационный момент.

     Приветствие.

II.  Сообщение темы и целей урока.

 

 

 

Звучит русская народная мелодия. Звучит музыка Валентина Рябкова - Русь Святая Православная, Россия Родина.

 

Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей и монастырей, послушаешь знаменитые ростовские звоны и прикоснешься сердцем к прекрасным творениям простого русского народа. Для того, чтобы любить, нужно всё это видеть и знать. Мы не ценим и не бережём того, что не знаем. Сейчас у нас будет возможность заглянуть в историю…   Мы  с вами отправляемся в прошлое, к русским народным промыслам.

 

Загадка о полотенце….

Есть у каждого в квартире,

И побольше и пошире

Вафельное и полосатое

Ворсистое и мохнатое,

Всегда под рукою -

Что это такое?

 

Ответ. - Полотенце.

 

 

Учитель открывает занавес, на доске возникает зрительный ряд: образцы русской народной одежды, предметы крестьянского быта, украшенные вышивкой.

-  Ребята, вы услышали русскую народную музыку, увидели одежду и предметы быта, украшавшие жизнь крестьянина.

Мы сегодня попробуем с вами разобраться, в чем же здесь секрет.

- Как вы думаете, почему эти простые по форме предметы украшали русского человека, его быт?

Ответ: Они красивые, одежда и полотенца украшены вышивкой.

Вышивка - это не просто красиво. Научиться понимать язык узоров в вышивке - значит научиться понимать человека, разбираться в собственном прошлом, знать и следовать ценностям своего народа.

Знакомство с народными промыслами России мы начнём с орнамента.

 

1.     Сообщение темы урока (слайд 1)

    «Орнамент».

 

Эпиграф урока: Хочу привести слова С. Есенина из его книги «Ключи Марии»: «Орнамент – это музыка… Ряды его линий в чудеснейших и весьма тонких  распределениях похожи на мелодию какой – то одной вечной песни перед мирозданием… Люди должны научиться читать забытые ими знаки.»

 (Слайд 2)

                                               

2. А дальше мы погрузимся в историю орнамента…

Сообщение  учителя:  Орнамент  использовался с давних времен  для оформления практически всего, что было создано человеком, будь то предметы быта, посуда,  одежда, украшения, потолки и стены жилищ, мебель, оружие. Все, что окружало человека в каждодневном быту, заботливо украшалось орнаментом. Являясь основным средством декоративно – прикладного искусства, он отражал и отражает  сложную историю формирования и развития любого  народа, его культуру и искусства.

Возникновение орнаментики относится к временам глубокой древности. Его истоки уходят в те времена, когда человек начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Самые ранние орнаментальные изображения были найдены при археологических раскопках на осколках керамики. Состоял он из вмятин, сделанных на глиняном кувшине примерно на равном расстоянии друг от друга.

Со временем узоры развивались и все более усложнялись, образовывая сложные  схемы. Каждая народность, иногда даже географическая область, имела и имеет (где сохраняется культурное наследие) свой неповторимый орнамент, т. е. орнамент был всегда тесно связан с культурой, языком, происхождением и историей. 

 

Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц-рукодельниц. Женщины в русской деревне пряли, ткали, вышивали, даря дивное узорочье всем на радость. (Слайд 3)

Русские женщины умело превращали ткани, простые и дорогие, в подлинные произведения искусства.

  • Начиная с 8 - 9 лет к рукоделию приобщались девочки, которые постигали секреты женского ремесла, готовили приданое.

Праздничные одежды, скатерти-столешники, края покрывал – подзоры, концы полотенец – всё было украшено тканым или вышитым орнаментом. (Слайд 4)

 

В течение нескольких столетий у русского народа выработались определенные приемы исполнения вышивки, характер орнамента и его колорит. (Слайд 5)

 

  • В XVIII-XX вв. вышивкой занимались повсюду: в семьях купцов, чиновников и ремесленников, в помещичьих усадьбах, в мастерских частных владельцев Москвы и Петербурга и, конечно же, в крестьянских избах. Вышивка была одним из основных занятий девушек в каждой крестьянской семье. (Слайд 5)

 

Полотенце играло в народной жизни важную роль. Полотенцем украшали красный угол избы, на полотенце принимали родившегося ребёнка. Полотенце было неизменным участником свадебного обряда.  (Слайд 6)

Как нарядно узорочье вышитых полотенец! Вслушайтесь  в слово «узор»: оно звучит примерно так же, как «зарница», «зарево». Не потому ли на серебристо-белом полотне рдеет как заря вышитый орнамент! (Слайд 7)

Нарядно узорочье русских народных вышитых полотенец.

  • Древние славяне считали, что жизнь человека имеет начало и конец. Полотенце играло в народной жизни важную роль, оно сопровождало человека от рождения до глубокой старости, как бы отмечая главные моменты его жизни. Украшенная вещь становилась участницей общения людей.

 

Орнамент - (от лат. ornamentum - украшение), узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.)  (Слайд 8)

- Что такое симметрия?

Одинаковость двух сторон

- Что такое стилизация?

Стилизация - обобщение и упрощение изображаемых фигур по рисунку и цвету, произведение фигур в удобную для орнамента форму. 

 

Орнаменты народных вышивок – это прежде всего ритм, который создаётся чередованием повторяющихся мотивов. Главный мотив вышивки дополняли орнаментальные ряды с растительными элементами и маленькими птичками.

 (Слайд 9)

На свадебных полотенцах часто вышивали парных коней и птиц – пав в знак любви, пожелания добра и счастья молодым. (Слайд 10)

 

3. Русский орнамент.

 

Орнаментальные композиции, как украшения предметов быта, на Руси существовали очень давно. Крестьянские избы украшались резным узором. На окнах висели занавески, вышитые причудливым орнаментом и весь дом был наполнен расписной посудой, вышивкой и кружевами.

Русский орнамент очень разнообразен. Декоративные элементы составлялись из символов и отражали чувства и интересы крестьянина. Например, фигурка птицы означала тепло и сулила богатый урожай.

Цвет в узоре имел особое значение. Красный цвет выражал восторг, радость. Это цвет солнца, огня, жизни. Красный цвет олицетворял мужское начало. Белый цвет связывался со светом, чистотой и олицетворял женское начало.

 

Ребята, к сожалению, у нас нет возможности делать вышивку. Но мы с вами тоже будем изготавливать праздничное полотенце  к Новому году. Попробуем украсить кончик полотенца аппликацией. На прошлом уроке мы с вами учились вырезать снежинки. Представьте, что наши снежинки упали на полотенце и создали свой узор…  У вас на столах вы видите цветную бумагу, шаблоны, краски, различные украшения. Удачи в ваших творческих начинаниях….

Обратите внимание, как соблюдается ритм, симметрия, стилизация.

 

III. Практическая работа

Выполнение праздничного новогоднего полотенца. Самостоятельная работа учащихся. В процессе работы учитель оказывает индивидуальную помощь.

 

Материал для практической работы:

макеты полотенца для выполнения эскиза, украшения, цветная бумага, аппликация

IV. Заключительная часть урока

Презентация выполненной работы.

Оценка работы и анализ допущенных отклонений.

Итак, наш урок подходит к заключению. Что мы узнали сегодня на уроке и чему научились? Ответы детей…

Учитель: Вот наше путешествие подошло к концу, я вас всех благодарю.

 

 

 

Работы учащихся…

 

И  т. д.   ……


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное

ЦЕЛЬ: 1. Повторение изученных тем на уроках изобразительного искусства

ЦЕЛЬ: 1. Повторение изученных тем на уроках изобразительного искусства

Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей…

Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей…

Эпиграф урока : Хочу привести слова

Эпиграф урока : Хочу привести слова

В течение нескольких столетий у русского народа выработались определенные приемы исполнения вышивки, характер орнамента и его колорит

В течение нескольких столетий у русского народа выработались определенные приемы исполнения вышивки, характер орнамента и его колорит

Орнаменты народных вышивок – это прежде всего ритм, который создаётся чередованием повторяющихся мотивов

Орнаменты народных вышивок – это прежде всего ритм, который создаётся чередованием повторяющихся мотивов

Презентация выполненной работы

Презентация выполненной работы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2022