Праздник как технология СК рекреации: понятие, типы, функции, технология подготовки и проведения

  • docx
  • 29.10.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Праздник как технология СК рекреации понятие, типы, функции, технология подготовки и проведения.docx

Праздник как технология СК рекреации: понятие, типы, функции, технология подготовки и проведения

 

Праздник — отрезок времени, выделенный в календаре в честь чего-либо или кого-либо, имеющий сакральное (небытовое, мифическое) значение и связанный с культурной или религиозной традицией. Бахтин называет праздник «первичной формой человеческой культуры». Согласно этой теории, праздник - это не просто художественное воспроизведение или отражение жизни, а сама жизнь, оформленная игровым способом и, следовательно, связанная с человеческой культурой. Из «Словаря гуманитарных наук»: «Праздник – это момент социокультурной динамики, когда общество развлекательным (игровым) способом подтверждает свойственные ему общественные и культурные отношения. Праздник создается вокруг особого мифического сюжета и организует если не беспорядок, то по меньшей мере нарушение порядка, чтобы получить или укрепить в общественном сознании согласие на требуемый порядок. Праздник ценен постольку, поскольку для группы имеют ценность применяемая в этом случае символика и вызванный ею миф». Также праздник – это один из социальных институтов, «который охраняет, пропагандирует и обновляет ценности культуры, вокруг которых общество организует свою сознательную жизнь»

Опираясь на многочисленные исследования можно выделить следующие типы современных праздников:

1)    Религиозные праздники. Пасха, Рождество

2)    Языческие праздники. Масленица, Ивана купала, Хэллоуин

3)    Частные праздники. Дни рождения, свадьбы.

4)    Корпоративные праздники.

5)    Детские праздники. Фестивали, утренники, линейки, спектакли и конкурсы

6)    Профессиональные праздники. День учителя, день работника культуры, день строителя

7)    Государственные праздники. День победы, новый год, 1 мая, день России, день знаний

8)    Военные праздники. День ВДВ, день пограничника, день ВМФ

Функции праздника:

Идеологическая функция. Праздник изначально был способом приобщения подрастающего поколения к традициям, идеям и верованиям предков. Здесь играли роль и календарь, и предмет праздника, и обычаи, и обряды, в нем действенно представленные. Идеологичность заложена в природе праздника и, будучи осознанной, активно эксплуатировалась правящими классами, кастами, сословиями, партиями в целях самоутверждения, навязывания своей идеологии, верований, ценностей;

Компенсаторная функция.  Ее обычно связывают с неудовлетворенными потребностями личности в буднях: ограничение в питье, пище, отдыхе, сдерживание в поведении, эмоциональная бедность жизни. Праздник возмещает запретные в будни удовольствия. Данную функцию также называют функцией проективной разрядки. Здесь речь идет о восстановлении психического равновесия, ликвидации напряжения и дисгармонии, которые накапливаются в организме человека. Проективная разрядка - способ снятия напряжения, который состоит в перенесении неудовлетворенных эмоций с одного реального объекта на другой реальный, его замещающий, или иллюзорный;

Рекреативная функция. Если компенсаторная функция праздника связана прежде всего с удовлетворением социопсихологических потребностей, то рекреативная - биопсихологических. Речь идет об удовлетворении потребности в удовольствиях, наслаждении жизнью. Для этого праздничная пора - самая благоприятная. Песни, танцы, музыка, еда, вольности, безделье, беззаботность, пора примитивных удовольствий сами по себе, без домысливания их значения, есть ценность жизни для части субъектов праздника, не озабоченной философскими вопросами жизни;

Обучающая функция – сочинение сценариев, сценическое движение, упражнения для дикции, вокальные, танцевальные занятия, работа над декорациями, пантомима, правильное использование жестов и мимики, искусство диалога, перевоплощения, экспромта;

Коммуникативная функция– объединение людей разного возраста, статуса и пола в коллектив, общение между сверстниками в процессе подготовки праздника, установление эмоциональных контактов с применением упражнений по общению, организация творческого сотрудничества с другими детскими коллективами;

Эстетическая функция – развитие вкуса, умение видеть прекрасное в обыденном;

         В зависимости от конкретного типа праздника его организация будет иметь свои особенности. Существуют и универсальные составляющие организационно-технологического процесса реализации праздничного мероприятия:

– диагностика актуальной культурной ситуации (анализ потребностей и интересов общества или отдельных социальных групп, работы учреждений культуры или потенциальных площадок для данного мероприятия и т. д.);

– разработка концепции и сценария, выбор целевой аудитории (цели, задачи праздника, оценка его результатов, детальный план организации и проведения с описанием действий всех участников);

– выбор пространства (площадки, места), которое должно отвечать целям и задачам праздника;

– определение временных рамок (времени и графика праздничных мероприятий, согласование разновременных мероприятий и т. д.);

– формирование команды, лиц, ответственных за организацию и проведение праздника;

– решение вопросов обеспечения безопасности и согласование действий учреждений и ведомств, отвечающих за безопасность (особенно это касается организации и проведения массовых праздников).