Праздник «Спасибо тебе,
азбука!»
1 к л а с с
Столы поставлены буквой «П», чтобы дети во время выступления могли выйти на середину класса.
На столах в конвертах приготовлен раздаточный материал: предложения, пословицы, загадки, слоги для игры «Живые слова», рисунки и стихотворения.
Под музыку песни В. Шаинского «Чему учат в школе» в класс входят празднично одетые дети. В руках у них «Азбука». На красных пилотках прикреплены буквы от «А» до «Я».
Учитель. Дорогие ребята! Поздравляю вас с первой школьной победой, которую вы одержали благодаря старанию, трудолюбию и желанию учиться. Вы учили все буквы русского алфавита, научились хорошо читать по первой вашей книге – «Азбуке». Но «Азбука» познакомила вас не только с буквами. Ее страницы учили вас быть дружными, воспитанными учениками, умеющими выполнять школьные правила.
Ученик.
Вставайте дружно всякий раз, Когда учитель входит в класс. Парта – это не кровать, И на ней нельзя лежать. Ты сиди за партой стройно |
И веди себя достойно. Ответить хочешь – не шуми, А только руку подними. Учитель спросит – надо встать, Когда он сесть позволит – сядь. |
С. Маршак
Учитель. Прошел сентябрь, и вы с гордостью рассказывали своим папам, мамам и бабушкам…
Ученики (читают с плаката).
Мы теперь не просто дети,
Мы теперь ученики!
Учитель. Сегодня мы проведем необычный урок. Необычный потому, что к нам в гости пришли герои любимых сказок – Буратино, Чипполино, Незнайка, Карандаш, Дюймовочка, Мальвина (их роли могут выполнять старшеклассники). Они помогут вам совершить путешествие по страничкам «Азбуки». Отгадайте, кто первый из них начнет с вами путешествие?
С книжкою шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В деревянный балаган.
Как зовется эта книжка?
Как зовется тот мальчишка? (Буратино.)
(Выходит Буратино. У него в руках карточки с заданиями, которые он предлагает выполнить ребятам.)
Буратино. Ребята! Ответьте на такой вопрос: чему учат в школе шестилеток?
Ученики.
1. Ежедневно по утрам Заниматься надо нам. Мы с доски не сводим глаз, А учитель учит нас. 2. Ель, топор, лопата, руки – В каждом слове слышим звуки. Звуки эти разные: Гласные, согласные. 3. Дружат гласная с согласной, Составляя вместе слог. «Ма» и «Ша», а вместе «Маша» К нам явилась на урок. |
4. Если слоги встанут рядом – Получаются слова: «Ты» и «Ква», а вместе «тыква», «Со» и «Ва», итак «сова». 5. Соединили мы два слова, И предложение готово: «Дождь идет, гремит гроза, Улетела стрекоза». 6. Мы знаем буквы, знаем слоги, Умеем говорить, считать. И постепенно, понемногу Мы научились все читать. |
В. Берестов
Буратино. А теперь проведем игру «Живые слова».
Дети берут из конвертов слоги:
БУ |
ВЕ |
ВО |
ЗИ |
МА |
РО |
ва |
ра |
ра |
ри |
на |
на |
НО |
МА |
ТИ |
А |
ТА |
НЮ |
Учитель произносит слово, а дети выходят с соответствующими слогами и хором читают слова:
А-ню-та во-ва ве-ра
Ма-ри-на Ро-ма бу-ра-ти-но
Ни-на Зи-на
Буратино. Мо-лод-цы!
(Во время музыкальной паузы дети исполняют «Польку» М. И. Глинки.)
Учитель. Эстафету путешествия принимают Чипполино, Мальвина и Дюймовочка.
Чипполино. Ребята, знаете ли вы, какие овощи растут в огороде? Отгадайте мои загадки.
(Каждая загадка написана на карточке и находится в конверте Чипполино. У Мальвины приготовлены отгадки – рисунки овощей. Мальчики подходят к Чипполино за загадками и читают их. Девочки идут к Мальвине за отгадками.)
Красная девица сидит в темнице,
А коса на улице. (Морковь.)
Сидит дед во сто шуб одет.
Кто его раздевает, тот слезы проливает! (Лук.)
Сидит бабка на грядке,
Вся в заплатках. (Капуста.)
Круглая, а не солнце, желтая, а не масло,
Сладкая, а не сахар, с хвостиком, а не мышь. (Репа.)
Сам я алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз.)
(Мальвина предлагает ребятам свое задание: соотнести загадки и отгадки.)
1. Маленькие домики По улицам бегут, Мальчиков и девочек Домики везут. |
Улица |
2. В два ряда дома стоят, 10, 40, 100 подряд. И квадратными глазами Друг на друга глядят. |
Автобусы |
Дюймовочка. Ребята, я приготовила вам загадки про учебные вещи.
(На столе лежат учебные вещи: портфель, карандаш, касса букв, книга. Ученики поочередно подходят к столу, берут один из предметов, затем находят загадку к этой учебной вещи и читают ее по карточке.)
1. Новый дом несу в руке, Двери дома на замке. А живут в доме том Книжки, ручки и альбом. (Портфель.) 2. Черный Ивашка- Деревянная рубашка, Где носом проведет – Там и след кладет. (Карандаш.) |
3. Черные, кривые, От рождения немые, А как встанут в ряд, Все заговорят. (Касса букв.) 4. Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает. (Книга.) |
Чипполино, Мальвина и Дюймовочка. Ребята, мы довольны вашими знаниями и, прощаясь, всех вас Благодарим!
(Звучит песня «Научи нас веселиться!».)
Учитель. В наше путешествие включается Незнайка.
Незнайка. Здравствуйте, ребята! Объясните мне, пожалуйста, что такое хорошо и что такое плохо. Давайте позовем на помощь «Азбуку».
Далее учитель называет номер страницы учебника, а дети оценивают ситуацию, изложенную на ней. Это могут быть примеры, где дети трудятся, лодырничают, вежливо общаются, дружно читают, играют, нарушают правила общения, дорожного движения.
Учитель. Чтобы полнее ответить Незнайке на вопрос, что такое хорошо, прочитайте стихотворение С. Маршака «Школьнику на память».
Путешествие продолжает Карандаш. Он хочет узнать, как вы научились читать и понимать прочитанное.
Карандаш. Я приготовил для вас, ребята, много пословиц. Послушайте их внимательно:
Землю красит солнце, а человека – труд.
Без труда мечта мертва.
Без труда ничего не дается.
Кто любит труд, того люди чтут.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Какое слово повторяется во всех этих пословицах? (Труд.) На страницах «Азбуки» вы знакомились с трудом взрослых. Вспомните, о каких профессиях вы читали.
(Дети называют профессии, находят страницы «Азбуки», на которых они читали об этих профессиях.)
Карандаш. А кем работают ваши мамы и папы? (Дети отвечают, затем читают текст с плаката, который открывает Карандаш: Все работы хороши – выбирай на вкус.)
А сейчас мы проведем игру «Составь предложение». Организуем две команды по четыре человека в каждой.
О п и с а н и е и г р ы. Члены первой команды получают карточки, где написаны начала предложений, члены второй команды – концы предложений. Ребятам надо найти друг друга, встать парами и прочитать составленные предложения.
I к о м а н д а |
II к о м а н д а |
1. Кто много читает, 2. Поздно встанешь – 3. Книгу читаешь – 4. Ученье и труд |
как на крыльях летаешь. тот много знает. мало сделаешь. все перетрут. |
Карандаш. Я очень доволен вами, ребята, и написал, что вы заслужили оценку (достает плакат) «Отлично».
(Вновь музыкальная пауза – «Танец утят».)
Учитель. Наше путешествие приближается к концу. Пройдены все странички с буквами. Кто знает, какая последняя буква в алфавите? А знаете почему?
(Инсценируется стихотворение «Буква «Я» Б. Заходера.)
Ученица. Прапрадедовской порой
Встали буквы в четкий строй.
Строй как строй, да не простой,
Он зовется азбукой.
В. Берестов
Ученики (перекликаются).
– Азбука! По порядку алфавита стройся!
– Гласные!
– Здесь!
– Согласные!
– Здесь!
– Буквы, которые не обозначают звуков!
– Здесь!
Ученик. Буквы-значки, как бойцы на парад,
В четком равненьи построились в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется все – алфавит.
Ученица. Буквы! По порядку алфавита рассчитайтесь! (Дети строятся по порядку и произносят обозначаемые звуки.)
Несколько человек читают стихотворение С. Маршака «Ты эти буквы заучи».
Учитель обращает внимание на центральную часть стены, где висит плакат, дети хором его читают:
Спасибо тебе, азбука!
Родители и старшеклассники поздравляют детей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.