Праздник "Прощание с Букварем" является традиционным школьным праздником, который проводится по окончании курса "Обучение грамоте". В данном сценарии дети в увлекательной форме демонстрируют свои знания. полученные при обучении чтению: собирают буквы из частей и объединяют их в пары, собирают слова из слогов, превращают одно слово в другое, подбирают антонимы, повторяют изученные правила и др.
« Спасибо, Букварь»
Форма мероприятия: праздник
Задачи: 1) в игровой форме провести прощание с «Букварем» по окончании учебного курса;
2) развивать коммуникативные способности детей, способствовать развитию детского коллектива.
Праздник проводится в классе. Кабинет украшен шарами, на которых написаны буквы алфавита. На
доске записаны слова: «Спасибо, Букварь!»
Звучит музыка «Чему учат в школе» Дети сидят по периметру класса.
Реквизит: шары, видеоклип, рисунки к буквам, задания, грамоты.
Ход праздника.
1 ученик:
Заходите, проходите,
День приветливый такой!
Приглашаем всех сегодня
Попрощаться с Букварем!
2 ученик: Весь букварь мы одолели,
Потрудились мы не зря,
Здравствуй, праздник,
школьный праздник,
Славный праздник букваря!
3 ученик: Букварем букварь назвали,
Потому что учит он
Записать звукневидимку
Буквой – видимым значком.
Ведущий: Дорогие ребята, родители и гости! Сегодня мы последний раз путешествуем по сказочной
стране Букварии. Многие из вас, ещё не зная букв, с первых уроков учились слушать и слышать слово,
а помощниками вашими были…(звуки)
Какой была первая буква, с которой вы познакомились на страницах Букваря? (А)
Буквы – значки, как бойцы на парад
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется всё …(алфавит) (слайд)
Сколько букв в русском алфавите?
Кто внимательный! Найдите в алфавите ошибки: какие буквы пропущены? (ё, й)
Начинаем перекличку.
Буквы гласных звуков?
Дети: Здесь! (дети с карточками выходят в центр и рассказывают стихи про буквы)
А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко.
Е похожа на расчёску,
СдЕлать можЕт всЕм причёску…
Ёлка то же, что и ель,
А над ёлочкой капель.Каплиточки добавляем,
Ё — мы букву так читаем.
На калитку посмотри:
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.
Буква О — луна и солнце,
В доме круглое оконце.
И часы, и колесо,
И это, кажется, не всё.
Буква У напоминает ушки
У зайчонка на макушке.
У улитки рожки тоже
Так на букву У похожи.
Я не знаю, в чём секрет,
Слов на эту букву нет,
Только буквЫ все важнЫ,
МЫ запомним букву Ы
Это — Э с открытым ртом
И большущим языком
Вся согнулась буква Ю,
Держит палочку свою.
Буква Я всегда была
Всем и каждому мила,
Но советуем, друзья,
Помнить место буквы Я!
Ведущий: Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.
Буквы гласных приготовили вам первое задание. Необходимо из четырёх частей собрать букву.
( лист, на котором написана буква гласного, разрезан на четыре части. Дети парами собирают по
одной букве и называют её)
Слайд:
Каждый найдите себе пару. Объясните свой выбор.(а, о, у, ы, э – обозначают твёрдость согласного
звука; я, ё, ю, и, е – обозначают мягкость согласного звука)
Ведущий: А вот и второе задание. Буквы гласных звуков приглашают вас поиграть в рифмы. Но
будьте внимательны, рифмы эти не простые, а с секретом.
1. Он высокий точно шкаф, а зовут его …(жираф)
2. Знаю прекрасно. Облако…(белое)3. Белым снегом всё одето, значит, наступает…(зима)
4. Ткёт, не покладая рук, ткач искуснейший …(паук)
5. Знает девочка любая, что морковка…(оранжевая)
6. Помидор большой и спелый. Посмотри, какой он …(красный)
7. Красный в пятнышках убор. Гриб зовётся …(мухомор)
8. Ночью каждое оконце слабо освещает …(луна)
9. На болоте во весь дух громко квакает …(лягушка)
10. Летать над лугом начала трудолюбивая …(пчела)
Ведущий: Продолжим наше путешествие по стране Букварии. Вот и дошли до района согласных.
Продолжаем перекличку. Буквы парных согласных звуков здесь?
Дети: Здесь!
(выходят дети и рассказывают стихи про буквы звонких согласных)
Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
Говорил недавно ктото:
П похожа на ворота,
Возражать мне было лень,
Ято знал, что П как пень.
Д — словно домик аккуратный
С высокой крышею двускатной.
На антенну Т похожа
И на зонт как будто тоже.
Гномик – добрый весельчак купил галстук за пятак.
А в зелёном колпачке он похож на букву …Г!
К одною лапкой пляшет,
А другою лапкой машет,
И при этом буква К
Будто усики жука.
В — буква очень важная,
Воображала страшная.
Грудь колесом, живот надут,
Как будто нет важнее тут.
Ф надула свои щеки
Или встала руки в боки.
На эту букву посмотри!
Она совсем как цифра 3.
3 не просто завитушка,
3 — пружина, крендель, стружка.
Слон стоит такой большой,
Он качает головой,
Букву С он дарит нам,
Та же О, но пополам.Ж похожа на снеЖинку,
Вот взгляника на картинку.
Помнишь как пчела Жжжужит
Над цветком когда круЖит?
Шмель мохнатый купил шар, полетел с шаром на бал.
Там, танцуя не спеша, он узнал про букву …Ш!
Ведущий: Буквы парных согласных тоже приготовили для вас интересные задания, но прежде чем их
выполнить, надо отдохнуть и зарядиться хорошим настроением.
(Физминутка)
Ведущий: Помогите парным согласным восстановить пары. (слайд)
Следующее задание: если вы уберёте лишние буквы в слове, то получится новое слово.
Превратите «стрекозу» в «козу», «стрекозу» в «розу», слово «карман» в «кран», «мухомор» в «ухо»,
«рогатку» в «рака».
Ведущий: Да, согласные согласны шелестеть, шептать, скрипеть. Даже фыркать и шипеть, но не
хочется им петь.
Ведущий: Буквы звонких непарных согласных, ваша очередь.
(выходят дети и читают стихи про буквы звонких непарных согласных звуков)
Букву Й зовут «И кратким».
Й как И в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И,
Сверх галочку пиши.
На стремянку Л похожа
И на крышу дома тоже.
Взявшись за руки мы встали
И на М похожи стали.
На букве Н
Я, как на лесенке,
Сижу и распеваю песенки.
Буква Р – на мачте парус,
Вдаль плывёт, небес касаясь.
Ведущий: Отправляемся на водопад слогов. Если правильно расставите слоги, получится слово.
Слайды: (водопад слогов)
Ведущий: Буквы звонких непарных согласных звуков приготовили для вас еще одно задание: зверята
потеряли свои домики, помогите им найти их.
Слова: медведь, лиса, заяц, белка, ёжик.
(дети выходят к доске, отыскивают домики для слов, объясняют свой выбор)Ведущий: Продолжаем перекличку. Буквы непарных глухих согласных здесь?
Пришла ваша очередь рассказать о себе.
X — на ножницы похожа,
Но в работе, а не лежа.
Буква Ц — смотрите сами —
Как скамейка вверх ногами.
Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
Буква Щ – зубная Щетка,
Непоседа и трещотка.
Не получится борща,
Если нет в нем буквы Щ
Ведущий: Теперь задание от букв непарных глухих согласных.
Куда мы попали? (подземелье злых ошибок)
Ваша задача – отыскать и исправить ошибки в словах. (сочетания чаща, чущу)
Ведущий: Чтобы выбраться из подземелья, надо подобрать к словам антонимы, слова
противоположные по значению.
Ведущий: Все ли буквы русского алфавита мы вспомнили сегодня на празднике?
(ь, ъ)
Что вы можете рассказать об этих буквах? (ответы детей)
Ведущий: Буквы, не обозначающие звуков, вам слово.
(выходят дети и рассказывают стихи про ь и ъ знаки)
— Как мы пишем ъ?
— Твердый знак мы пишем так:
Колесо и спичка, позади косичка.
Безголосый он добряк,
Всё смягчает ь.
Ведущий: Закончена Азбука,
Буквы мы знаем,
Стихи и рассказы
Свободно читаем.
Буквы ь и ъ знаки тоже хотят проверить, чему вы научились. Они предлагают расколдовать буквы
алфавита. (слайд)
Ведущий: И последнее препятствие на пути – непроходимое болото. Не испугаетесь? Надо узнать
сказки.
Ведущий: Все задания выполнены, все буквы названы.
Ты эти буквы заучи. Их три десятка с лишком,А для тебя они ключи ко всем хорошим книжкам.
Прочтёшь ты книги о зверях, растеньях и машинах.
Ты побываешь на морях и на седых вершинах.
Тебе чудесные края откроет путь от «А» до «Я»
Ведущий: И первая книга, с которой начнётся наше путешествие в эти удивительные
края, называется «Литературное чтение» Эту книгу с любовью составила для вас Элла Эльханоновна
Кац. На страницах этого учебника вы встретитесь с героями любимых сказок и рассказов. Но вы
должны помнить правила как правильно обращаться с книгой.
Назовите эти правила. (далее слайд)
Ведущий: А теперь наступает торжественный момент. Я хочу каждому из вас вручить грамоту об
окончании книги «Букварь». Это значит, что теперь вы стали грамотными, не только знаете буквы, но
и умеете читать.
(вручение грамот)
1 ученик:
До свиданья, Букварь дорогой!
Грустно нам расставаться с тобой.
Книг других ты милей и родней
Мы читали тебя много дней!
2 ученик:
Не теряли мы времени зря:
Знаем буквы от А и до Я.
А теперь расстаемся с тобой,
До свиданья, Букварь дорогой!
Праздник заканчивается песней «Расстаемся с Букварем!» (клип)