Праздник славянской письменности
Оценка 4.8

Праздник славянской письменности

Оценка 4.8
Культурные мероприятия +1
doc
русский язык
5 кл—6 кл
01.07.2017
Праздник славянской письменности
Материал представляет собой развёрнутый план- конспект внеклассного мероприятия по русскму языку. Мероприятие включает в себя информационную часть, увлекательную театрализацию и занимательную викторину. Данный конспект внеклассного мероприятия по русскому языку целесообразно использовать при планировании праздника для учеников 5 - 6 классов.План-конспект мероприятия
славянская псьменность.doc
КАССНЫЙ  ЧАС Праздник славянской письменности      24 мая. День славянской письменности.      Славянская письменность. Чтобы понять всю значимость этого выражения, необходимо перенестись в далёкий 9 век.       Человечество давно научилось преодолевать пространство, но время?  Люди давно мечтали создать машину времени, но увы…  Все попытки были  тщетны. Как нам быть?      А оказывается, рецепт прост: если верить Д.С. Лихачёву, то «Именно  память помогает человечеству преодолевать ВРЕМЯ, она накапливает то, что  называется культурой».      ВЫВОД. Память – наша машина времени.      Кроме того, «Чтобы воспринимать культурные ценности во всей их  полноте, необходимо знать их происхождение, процесс их созидания и  исторического изменения, заложенную в них культурную память».                                                                          Д.С. Лихачёв      О какой именно культурной ценности сегодня пойдёт речь? Отгадайте  сами с помощью загадки: «Какое русское слово состоит из трёх слогов, а  указывает на 33 буквы?»                 ( Азбука, алфавит)      Как образовано слово АЗБУКА?                  (АЗЪ + БУКИ – названия первых букв нашего алфавита)      Но ведь в современном алфавите буквы названы иначе. В нашем языке есть  следы прежних, старых названий. Эти следы в загадках, пословицах,  фразеологизмах.             На слайдах демонстрируются следующие пословицы и устойчивые  сочетания:      Сперва АЗ да БУКИ, потом и науки.      Пройти от АЗА до ИЖИЦЫ.      Начинать с АЗОВ.      Стоять ФЕРТОМ.      Мы знаем наш алфавит таким (на слайде – современный алфавит)      А вот его фотография в юности (на слайде – славянский алфавит)      Как видите, за 12 столетий он изменился, но всё же сумел сохранить свои  прежние черты.      Кто создал нашу азбуку? Кто стоял у истоков славянской письменности?  (Кирилл и Мефодий) Заранее подготовленные ученики рассказывают о просветителях. Создатели славянской азбуки Константин (при пострижении в монахи он  был назван Кириллом) (827 – 869 годы) и Мефодий (815 – 885 годы)  происходили из византийского города Солуни (ныне Солоники в Северной  Греции), в котором проживало многочисленное славянское население, и  славяне занимали многие официальные посты. Отец братьев был богат и  «доброго рода», занимал в Солуни значительную должность под  начальством солунского стратига­военачальника.      Кирилл начал посещать школу в восьмилетнем возрасте. Он прилежно  учился, осваивал язык, счёт, овладел воинской ездой и приёмами. Но  любимым его занятием было чтение книг. После смерти отца он покинул  Солунь и отправился в Константинополь, столицу Византийской империи.  В это время там процветал интерес к античности. Среди учителей  Кирилла самым, может быть, значительным был патриарх Фотий –  знаток античной культуры. Учащиеся изучали поэмы Гомера, трагедии  Софокла, философские сочинения Платона и Аристотеля.      Кирилл, один из лучших учеников, был принят на государственную  службу. После окончания курса наук он занимал высокий учёный пост  патриаршего библиотекаря.      Наблюдая жизнь придворных, Кирилл понимал, как много времени эти  люди теряют на многочасовых церемониях рядом с семьёй императора.  Поэтому он являлся во дворец редко и с неохотой, наконец, оставил  государственную службу и стал преподавать в университете философию.      Преподавание длилось недолго. Кирилл, хорошо знавший не только  греческий, арабский и латинский, но и язык славян, был отправлен в  Болгарию с  просветительской деятельностью. Но просвещение славян  оказалось невозможным без книг на их родном языке. Поэтому Кирилл  приступил к созданию славянской азбуки. Первым его помощником стал  старший брат Мефодий, удалившийся с военной службы в монастырь.  Мефодий освоил новую азбуку, составленную братом и приступил к  переводу церковных книг на язык славян.      Переводить книги на славянский язык  братья начали, вероятно, во  второй половине 862 года.      24 мая 863 года в граде Плиске, который в то время был столицей  Болгарии, братья Кирилл и Мефодий огласили изобретение славянского  алфавита.      В том же 863 году братья прибыли в Моравию с созданной азбукой и  переводами. В течение 40 месяцев до весны 867 года они просвещали славян в Моравии. А в конце 867 – начале 868 года римский папа пригласил  Кирилла и Мефодия в Рим. Там они получили право просвещать народ. Но  в Риме Кирилл внезапно заболел, и 14 февраля 869 года создатель  славянской письменности, первый учитель славян, скончался. Мефодий  стал продолжателем дела брата. В Риме он получил высокий сан  архиепископа, возвратился в Моравию и продолжал просветительскую  деятельность. 4 апреля 885 года скончался Мефодий.      Вскоре папа римский запретил изучение славянского языка. Около 200  учеников славянских просветителей в 886 году были изгнаны из Велеграда.  Обосновавшись в Болгарии, они открыли там свои школы, просвещали  людей, обучали их славянской грамоте.      В 988 году в Киеве была открыта дворцовая школа «учения книжного».      Возник новый центр книжной культуры, которая соединила Киевскую  Русь с европейской цивилизацией.      Так на исторической арене появилась славянская школа, создателем  которой были братья Кирилл и Мефодий.      Со времён деятельности Константина и Мефодия не сохранилось  письменных памятников. Древнейшие рукописи, написанные на славянском  языке, относятся к 10 ­11 векам. Но оказывается, что при их создании  использовалась не одна, а две азбуки, значительно отличающиеся друг от  друга. Известно, что Константин, принявший в монашестве имя Кирилл,  перед отъездом в Моравию разработал только одну азбуку. Но какую?  Кириллицу, названную по имени своего создателя, или глаголицу (от слова  «глагол» ­ «слово»)?      Кириллица и глаголица в основном совпадают по составу букв, по  порядку их расположения, даже по названиям, но резко отличаются  формой.      До сих пор не решён вопрос о том, какой алфавит создал Константин.  Одни учёные считают, что он создал глаголицу, а кириллица – результат  более поздней деятельности его учеников. ВИКТОРИНА Вопросы Ответы 1. Какие лексические значения слова  «АЗБУКА» вы знаете? 1. – книга для изучения букв;     ­ перечень букв = алфавит 2. Как вы думаете, кому могли бы  принадлежать слова: «Мы с тобою,  как 2 вола, вели одну борозду. Я  изнемог, но ты не подумай оставить  труды учительства и снова удалиться  2. – Кирилл на свою гору» 3. В каком городе родились и выросли создатели нашего алфавита? 3. – Солунь 4. Какое имя носил Кирилл до  принятия монашества? 5. Докажите, что Кирилл был  высокообразованным человеком. 6. Когда и где было оглашено  создание славянского алфавита? 7. Как стала называться азбука,  созданная Кириллом и Мефодием? 8. Где и в каком возрасте скончался  Кирилл? 9. Кому было не выгодно  просвещение славян, кто подвергал  учеников Кирилла и Мефодия  гонениям? 10. Назовите самую молодую букву,  которой не было в кириллице, но  которая несмотря на свою молодость  могла бы исчезнуть. 11. Дайте развёрнутый ответ на  вопрос: «Почему церковь причислила  Кирилла и Мефодия к лику святых?» 4. – Константин 5. – Знал греческий, латинский,  арабский, славянский языки; изучал  античную литературу. 6. ­  24 мая 863 года в городе  Плиске. 7. – Кириллица 8. – Рим, 42 года. 9. – Папа римский. 10. – Ё 11. – Просвещали людей,                    ­ жертвовали собой,                   ­ страдали.      Теперь вы знаете, как у нас появилась письменность, кто стоял у её  истоков. Теперь азбука для вас – не просто перечень букв, не просто книга  для их изучения, за этим словом стоит история нашего народа, его культура. Недаром Лихачёв писал: «Чтобы воспринимать культурные ценности во  всей их полноте, необходимо знать их происхождение, процесс их созидания и исторического изменения, заложенную в них культурную память» Награждение победителей викторины

Праздник славянской письменности

Праздник славянской письменности

Праздник славянской письменности

Праздник славянской письменности

Праздник славянской письменности

Праздник славянской письменности

Праздник славянской письменности

Праздник славянской письменности

Праздник славянской письменности

Праздник славянской письменности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.07.2017