Предложения с причастными оборотами (подготовка учащихся к выполнению тестового задания 2 в формате ОГЭ по русскому языку в 9 классе)
Оценка 4.8

Предложения с причастными оборотами (подготовка учащихся к выполнению тестового задания 2 в формате ОГЭ по русскому языку в 9 классе)

Оценка 4.8
docx
13.02.2022
Предложения с причастными оборотами  (подготовка учащихся  к выполнению тестового задания 2  в формате ОГЭ по русскому языку  в 9 классе)
3 занятия причастия.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 1»  р.п.Чамзинка Республики Мордовия

431700, Республика Мордовия,

р.п. Чамзинка, ул. Ленина, д. 18, т. 2-17-46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предложения с причастными оборотами

 

(подготовка учащихся

к выполнению тестового задания 2

в формате ОГЭ по русскому языку

в 9 классе)

 

 

 

 

Учитель русского языка и литературы

Печказова С.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

р.п. Чамзинка

 2022 г.

 

Задание 2

 

ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАНИЯ:

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

 

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ с причастными оборотами

 

 

ПРИЧАСТИЕ

Вопросы

 

КАКОЙ?

Что делающий? Что сделавший?

Что сделанный? Что делаемый?

 

Примеры

Развивающийся, гонимый, запомнивший, написанный,

 

Признаки

ГЛАГОЛ+ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

 

Относится

Относится к имени сущ. (мест.)

Суффиксы

 

Настоящего времени:

-ущ-(ющ), -ащ-(ящ) – действительные

-ем-, -им- – страдательные

 

Прошедшего времени:

-вш-, -ш-  – действительные

-нн-, -енн-, -т-  – страдательные

Обороты

 

Причастный оборот – это причастие с зависимыми от него словами

ПО – это обособленное определение (один член предложения)

Примеры

 

 

На крыльце стоял человек, занимавшийся вооружением людей.

Засевшие в деревне солдаты не думали о войне.

Испуганная его поведением, она молчала.

(причастные обороты, относящиеся к личным местоимениям, обособляются ВСЕГДА)

Обособление

 

ПО обособляется, если:

1. стоит после определяемого слова

Туча, нависшая  над вершинами тополей, уже сыпала дождём.

2. относится к личному местоимению (в т.ч. обособляется и одиночное причастие)

Я,  уставший после работы, шёл домой.

Я, уставший, вернулся домой.

Уставшие, мы вернулись домой.

Не обособляется:

1. одиночное причастие:

Моросящий  __ дождик разогнал нас по домам.

2. ПО, который стоит перед определяемым словом

Уже сыпала дождём  нависшая  над вершинами тополей  туча.

 

 

 

 

 

ПРАКТИКА

 

Укажите предложения, в которых есть причастные обороты.

 

1.       Путники проезжающие по дороге до сих пор могут видеть этот деревянный дом.

2.       Особняк совершенно заброшенный смотрел в сад наглухо забитыми окнами.

3.       Туча нависшая  над высокими вершинами тополей уже сыпала  моросящим дождиком.

4.       Горная река  вздымавшая валы стремительно скользила вдаль.

5.       Старый штурман попавший в незнакомую обстановку не растерялся.

6.       Иногда облака отраженные в воде  можно спутать с островами похожими на материки.

7.       Птицы занимавшие скалы не обращали внимания на проплывавшую внизу шлюпку.

8.       Вокруг меня зеленел лес прижавшийся к дороге  изредка уступавший место поросшим осокой  полям.

9.       Затаившая дыхание она шла через поле засеянное яровыми.

10.   В зеленоватом небе чисто вымытом  дождём догорало осеннее солнце.

11.   Встречный ветер внезапно налетевший на нас обдал всех запахом разнотравья.

12.   Материал собираемый писателем хранится в записных книжках представляющих художественную ценность.

13.   Первым искусственным материалом изобретенным человеком в каменном веке была огнеупорная глина.

14.   Остап воодушевлённый красотами Кавказа кричал что-то стараясь перебороть грохот Терека.

15.    Ипполит Матвеевич увидел свисающие с потолка прямоугольники выкрашенные в основные цвета солнечного спектра.

16.    Высокая трава наклонившаяся к земле мягко обвивалась вокруг намоченных дождём деревьев.

17.    Опустившая голову Анечка неподвижно сидела в пуховом платке бережно покрывавшем её плечи.

18.   Впечатление от этой тишины было особенно сильно на опустевшем корабле неподвижно стоявшем посреди наполнявшейся редкими льдами бухты.

19.   В прошлом году я  рывшийся в домашнем архиве случайно напал на довольно объёмистую связку писем перевязанных голубой тесьмой и решил прочесть их.

20.    Расчищенная сторожем дорожка вела к  озеру сверкающему в лучах солнца.

Задание 2 ОГЭ. Синтаксический анализ предложения. Прочитайте текст.

(1)Свечение, возникающее вследствие освещения вещества и быстро затухающее, называют флюоресценцией. (2)Способностью к этому обладают очень многие органические вещества из классов циклических соединений: бензоловые смолы, ароматические вещества и сравнительно небольшая часть неорганических веществ. (3)Так, например, в лучах ультрафиолетовой лампы флюоресцируют органические красители в защитных метках, надписях, волосках на денежных купюрах. (4)Голубое свечение дают бумага и белые ткани, содержащие отбеливатели; красное свечение даёт хлорофилл в листьях растений. (5)Горные породы часто содержат рассеянные органические примеси, дающие голубовато-белёсый фон; именно флюоресцентные «метки» помогают в поиске нефти.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 1 осложнено однородными обособленными определениями, выраженными причастными оборотами.

2) В предложении 2 составное глагольное сказуемое.

3) Предложение 3 односоставное.

4) В предложении 4 есть однородные подлежащие: бумага, ткани, хлорофилл.

5) Первая часть предложения 5 осложнена обособленным определением.

ОТВЕТ: __________

 

Задание 2 ОГЭ. Синтаксический анализ предложения. Прочитайте текст.

(1)Янтарь (окаменевшая смола хвойных деревьев), потёртый о шерсть, приобретает способность притягивать различные тела. (2)Установлено, что этим свойством обладают и другие предметы: стеклянная палочка, потёртая о шёлк; палочка из органического стекла, потёртая о бумагу; эбонит (каучук с большой примесью серы), потёртый о сукно или мех. (3)Так, если потереть стеклянную палочку о лист бумаги, а затем поднести её к мелко нарезанным листочкам бумаги, то они начнут притягиваться к ней; тонкие струйки воды также будут притягиваться к стеклянной палочке. (4)Наблюдаемые явления в начале XVII в. были названы электрическими (от греческого слова «электрон» – янтарь). (5)Поэтому стали говорить, что тело, получившее после натирания способность притягивать другие тела, наэлектризовано или что ему сообщён электрический заряд.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 1 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

2) Предложение 2 сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью.

3) Предложение 3 сложноподчинённое.

4) Предложение 4 простое.

5) Предложение 5 содержит 3(три) грамматические основы.

ОТВЕТ: __________

 

 

КЛЮЧ:

Укажите предложения, в которых есть причастные обороты.

 

1.     Путники, проезжающие по дороге, до сих пор могут видеть этот деревянный дом.

2.     Особняк, совершенно заброшенный, смотрел в сад наглухо забитыми окнами.

3.     Туча, нависшая  над вершинами тополей, уже сыпала  моросящим дождиком.

4.     Горная река,  вздымавшая валы, стремительно скользила вдаль.

5.     Старый штурман, попавший в незнакомую обстановку, не растерялся.

6.     Облака, отраженные в воде,  можно спутать с островами, похожими на материки.

7.     Птицы, занимавшие скалы, не обращали внимания на проплывавшую внизу шлюпку.

8.     Вокруг меня зеленел лес, прижавшийся к дороге  изредка уступавший место поросшим осокой  полям.

9.     Затаившая дыхание, она шла через поле засеянное яровыми.

10. В зеленоватом небе, чисто вымытом  дождём, догорало осеннее солнце.

11. Встречный ветер, внезапно налетевший на нас, обдал всех запахом разнотравья.

12. Материал, собираемый писателем, хранится в записных книжках, представляющих художественную ценность.

13. Первым искусственным материалом, изобретенным человеком в каменном веке, была огнеупорная глина.

14. Остап, воодушевлённый красотами Кавказа, кричал что-то, стараясь перебороть грохот Терека.

15.  Ипполит Матвеевич увидел свисающие с потолка прямоугольники, выкрашенные в основные цвета солнечного спектра.

16.  Высокая трава, наклонившаяся к земле, мягко обвивалась вокруг намоченных дождём деревьев.

17.  Опустившая голову Анечка неподвижно сидела в пуховом платке, бережно покрывавшем её плечи.

18. Впечатление от этой тишины было особенно сильно на опустевшем корабле, неподвижно стоявшем посреди наполнявшейся редкими льдами бухты.

19. В прошлом году я,  рывшийся в домашнем архиве, случайно напал на довольно объёмистую связку писем, перевязанных голубой тесьмой, и решил прочесть их.

20.  Расчищенная сторожем дорожка вела к  озеру, сверкающему в лучах солнца.

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Задание 2 ОГЭ. Синтаксический анализ предложения. Прочитайте текст.

(1)Свечение, возникающее вследствие освещения вещества и быстро затухающее, называют флюоресценцией. (2)Способностью к этому обладают очень многие органические вещества из классов циклических соединений: бензоловые смолы, ароматические вещества и сравнительно небольшая часть неорганических веществ. (3)Так, например, в лучах ультрафиолетовой лампы флюоресцируют органические красители в защитных метках, надписях, волосках на денежных купюрах. (4)Голубое свечение дают бумага и белые ткани, содержащие отбеливатели; красное свечение даёт хлорофилл в листьях растений. (5)Горные породы часто содержат рассеянные органические примеси, дающие голубовато-белёсый фон; именно флюоресцентные «метки» помогают в поиске нефти.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 1 осложнено однородными обособленными определениями, выраженными причастными оборотами.

2) В предложении 2 составное глагольное сказуемое.

3) Предложение 3 односоставное.

4) В предложении 4 есть однородные подлежащие: бумага, ткани, хлорофилл.

5) Первая часть предложения 5 осложнена обособленным определением.

ОТВЕТ: _____15_____

 

Задание 2 ОГЭ. Синтаксический анализ предложения. Прочитайте текст.

(1)Янтарь (окаменевшая смола хвойных деревьев), потёртый о шерсть, приобретает способность притягивать различные тела. (2)Установлено, что этим свойством обладают и другие предметы: стеклянная палочка, потёртая о шёлк; палочка из органического стекла, потёртая о бумагу; эбонит (каучук с большой примесью серы), потёртый о сукно или мех. (3)Так, если потереть стеклянную палочку о лист бумаги, а затем поднести её к мелко нарезанным листочкам бумаги, то они начнут притягиваться к ней; тонкие струйки воды также будут притягиваться к стеклянной палочке. (4)Наблюдаемые явления в начале XVII в. были названы электрическими (от греческого слова «электрон» – янтарь). (5)Поэтому стали говорить, что тело, получившее после натирания способность притягивать другие тела, наэлектризовано или что ему сообщён электрический заряд.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 1 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

2) Предложение 2 сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью.

3) Предложение 3 сложноподчинённое.

4) Предложение 4 простое.

5) Предложение 5 содержит 3(три) грамматические основы.

ОТВЕТ: _____145_____


 

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 1» р

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 1» р

Задание 2 ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАНИЯ:

Задание 2 ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАНИЯ:

ПРАКТИКА Укажите предложения, в которых есть причастные обороты

ПРАКТИКА Укажите предложения, в которых есть причастные обороты

Задание 2 ОГЭ. Синтаксический анализ предложения

Задание 2 ОГЭ. Синтаксический анализ предложения

КЛЮЧ: Укажите предложения, в которых есть причастные обороты

КЛЮЧ: Укажите предложения, в которых есть причастные обороты

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Задание 2 ОГЭ

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Задание 2 ОГЭ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2022