Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия
431700, Республика Мордовия,
р.п. Чамзинка, ул. Ленина, д. 18, т. 2-17-46
Предложения с причастными оборотами
(подготовка учащихся
к выполнению тестового задания 2
в формате ОГЭ по русскому языку
в 9 классе)
Учитель русского языка и литературы
Печказова С.П.
р.п. Чамзинка
2022 г.
Задание 2
ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАНИЯ:
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ с причастными оборотами
ПРИЧАСТИЕ |
|
Вопросы |
КАКОЙ? Что делающий? Что сделавший? Что сделанный? Что делаемый? |
Примеры |
Развивающийся, гонимый, запомнивший, написанный, |
Признаки |
ГЛАГОЛ+ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ |
Относится |
Относится к имени сущ. (мест.) |
Суффиксы |
Настоящего времени: -ущ-(ющ), -ащ-(ящ) – действительные -ем-, -им- – страдательные
Прошедшего времени: -вш-, -ш- – действительные -нн-, -енн-, -т- – страдательные |
Обороты |
Причастный оборот – это причастие с зависимыми от него словами ПО – это обособленное определение (один член предложения) |
Примеры |
На крыльце стоял человек, занимавшийся вооружением людей. Засевшие в деревне солдаты не думали о войне. Испуганная его поведением, она молчала. (причастные обороты, относящиеся к личным местоимениям, обособляются ВСЕГДА) |
Обособление |
ПО обособляется, если: 1. стоит после определяемого слова Туча, нависшая над вершинами тополей, уже сыпала дождём. 2. относится к личному местоимению (в т.ч. обособляется и одиночное причастие) Я, уставший после работы, шёл домой. Я, уставший, вернулся домой. Уставшие, мы вернулись домой. Не обособляется: 1. одиночное причастие: Моросящий __ дождик разогнал нас по домам. 2. ПО, который стоит перед определяемым словом Уже сыпала дождём нависшая над вершинами тополей туча. |
ПРАКТИКА
Укажите предложения, в которых есть причастные обороты.
1. Путники проезжающие по дороге до сих пор могут видеть этот деревянный дом.
2. Особняк совершенно заброшенный смотрел в сад наглухо забитыми окнами.
3. Туча нависшая над высокими вершинами тополей уже сыпала моросящим дождиком.
4. Горная река вздымавшая валы стремительно скользила вдаль.
5. Старый штурман попавший в незнакомую обстановку не растерялся.
6. Иногда облака отраженные в воде можно спутать с островами похожими на материки.
7. Птицы занимавшие скалы не обращали внимания на проплывавшую внизу шлюпку.
8. Вокруг меня зеленел лес прижавшийся к дороге изредка уступавший место поросшим осокой полям.
9. Затаившая дыхание она шла через поле засеянное яровыми.
10. В зеленоватом небе чисто вымытом дождём догорало осеннее солнце.
11. Встречный ветер внезапно налетевший на нас обдал всех запахом разнотравья.
12. Материал собираемый писателем хранится в записных книжках представляющих художественную ценность.
13. Первым искусственным материалом изобретенным человеком в каменном веке была огнеупорная глина.
14. Остап воодушевлённый красотами Кавказа кричал что-то стараясь перебороть грохот Терека.
15. Ипполит Матвеевич увидел свисающие с потолка прямоугольники выкрашенные в основные цвета солнечного спектра.
16. Высокая трава наклонившаяся к земле мягко обвивалась вокруг намоченных дождём деревьев.
17. Опустившая голову Анечка неподвижно сидела в пуховом платке бережно покрывавшем её плечи.
18. Впечатление от этой тишины было особенно сильно на опустевшем корабле неподвижно стоявшем посреди наполнявшейся редкими льдами бухты.
19. В прошлом году я рывшийся в домашнем архиве случайно напал на довольно объёмистую связку писем перевязанных голубой тесьмой и решил прочесть их.
20. Расчищенная сторожем дорожка вела к озеру сверкающему в лучах солнца.
Задание 2 ОГЭ. Синтаксический анализ предложения. Прочитайте текст.
(1)Свечение, возникающее вследствие освещения вещества и быстро затухающее, называют флюоресценцией. (2)Способностью к этому обладают очень многие органические вещества из классов циклических соединений: бензоловые смолы, ароматические вещества и сравнительно небольшая часть неорганических веществ. (3)Так, например, в лучах ультрафиолетовой лампы флюоресцируют органические красители в защитных метках, надписях, волосках на денежных купюрах. (4)Голубое свечение дают бумага и белые ткани, содержащие отбеливатели; красное свечение даёт хлорофилл в листьях растений. (5)Горные породы часто содержат рассеянные органические примеси, дающие голубовато-белёсый фон; именно флюоресцентные «метки» помогают в поиске нефти.
Какие из
перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 1 осложнено однородными обособленными
определениями, выраженными причастными оборотами.
2) В предложении 2 составное глагольное сказуемое.
3) Предложение 3 односоставное.
4) В предложении 4 есть однородные подлежащие: бумага, ткани, хлорофилл.
5) Первая часть предложения 5 осложнена обособленным определением.
ОТВЕТ: __________
Задание 2 ОГЭ. Синтаксический анализ предложения. Прочитайте текст.
(1)Янтарь (окаменевшая смола хвойных деревьев), потёртый о шерсть, приобретает способность притягивать различные тела. (2)Установлено, что этим свойством обладают и другие предметы: стеклянная палочка, потёртая о шёлк; палочка из органического стекла, потёртая о бумагу; эбонит (каучук с большой примесью серы), потёртый о сукно или мех. (3)Так, если потереть стеклянную палочку о лист бумаги, а затем поднести её к мелко нарезанным листочкам бумаги, то они начнут притягиваться к ней; тонкие струйки воды также будут притягиваться к стеклянной палочке. (4)Наблюдаемые явления в начале XVII в. были названы электрическими (от греческого слова «электрон» – янтарь). (5)Поэтому стали говорить, что тело, получившее после натирания способность притягивать другие тела, наэлектризовано или что ему сообщён электрический заряд.
Какие из перечисленных
утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 1 осложнено обособленным определением,
выраженным причастным оборотом.
2) Предложение 2 сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью.
3) Предложение 3 сложноподчинённое.
4) Предложение 4 простое.
5) Предложение 5 содержит 3(три) грамматические основы.
ОТВЕТ: __________
КЛЮЧ:
Укажите предложения, в которых есть причастные обороты.
1. Путники, проезжающие по дороге, до сих пор могут видеть этот деревянный дом.
2. Особняк, совершенно заброшенный, смотрел в сад наглухо забитыми окнами.
3. Туча, нависшая над вершинами тополей, уже сыпала моросящим дождиком.
4. Горная река, вздымавшая валы, стремительно скользила вдаль.
5. Старый штурман, попавший в незнакомую обстановку, не растерялся.
6. Облака, отраженные в воде, можно спутать с островами, похожими на материки.
7. Птицы, занимавшие скалы, не обращали внимания на проплывавшую внизу шлюпку.
8. Вокруг меня зеленел лес, прижавшийся к дороге изредка уступавший место поросшим осокой полям.
9. Затаившая дыхание, она шла через поле засеянное яровыми.
10. В зеленоватом небе, чисто вымытом дождём, догорало осеннее солнце.
11. Встречный ветер, внезапно налетевший на нас, обдал всех запахом разнотравья.
12. Материал, собираемый писателем, хранится в записных книжках, представляющих художественную ценность.
13. Первым искусственным материалом, изобретенным человеком в каменном веке, была огнеупорная глина.
14. Остап, воодушевлённый красотами Кавказа, кричал что-то, стараясь перебороть грохот Терека.
15. Ипполит Матвеевич увидел свисающие с потолка прямоугольники, выкрашенные в основные цвета солнечного спектра.
16. Высокая трава, наклонившаяся к земле, мягко обвивалась вокруг намоченных дождём деревьев.
17. Опустившая голову Анечка неподвижно сидела в пуховом платке, бережно покрывавшем её плечи.
18. Впечатление от этой тишины было особенно сильно на опустевшем корабле, неподвижно стоявшем посреди наполнявшейся редкими льдами бухты.
19. В прошлом году я, рывшийся в домашнем архиве, случайно напал на довольно объёмистую связку писем, перевязанных голубой тесьмой, и решил прочесть их.
20. Расчищенная сторожем дорожка вела к озеру, сверкающему в лучах солнца.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Задание 2 ОГЭ. Синтаксический анализ предложения. Прочитайте текст.
(1)Свечение, возникающее вследствие освещения вещества и быстро затухающее, называют флюоресценцией. (2)Способностью к этому обладают очень многие органические вещества из классов циклических соединений: бензоловые смолы, ароматические вещества и сравнительно небольшая часть неорганических веществ. (3)Так, например, в лучах ультрафиолетовой лампы флюоресцируют органические красители в защитных метках, надписях, волосках на денежных купюрах. (4)Голубое свечение дают бумага и белые ткани, содержащие отбеливатели; красное свечение даёт хлорофилл в листьях растений. (5)Горные породы часто содержат рассеянные органические примеси, дающие голубовато-белёсый фон; именно флюоресцентные «метки» помогают в поиске нефти.
Какие из
перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 1 осложнено однородными обособленными
определениями, выраженными причастными оборотами.
2) В предложении 2 составное глагольное сказуемое.
3) Предложение 3 односоставное.
4) В предложении 4 есть однородные подлежащие: бумага, ткани, хлорофилл.
5) Первая часть предложения 5 осложнена обособленным определением.
ОТВЕТ: _____15_____
Задание 2 ОГЭ. Синтаксический анализ предложения. Прочитайте текст.
(1)Янтарь (окаменевшая смола хвойных деревьев), потёртый о шерсть, приобретает способность притягивать различные тела. (2)Установлено, что этим свойством обладают и другие предметы: стеклянная палочка, потёртая о шёлк; палочка из органического стекла, потёртая о бумагу; эбонит (каучук с большой примесью серы), потёртый о сукно или мех. (3)Так, если потереть стеклянную палочку о лист бумаги, а затем поднести её к мелко нарезанным листочкам бумаги, то они начнут притягиваться к ней; тонкие струйки воды также будут притягиваться к стеклянной палочке. (4)Наблюдаемые явления в начале XVII в. были названы электрическими (от греческого слова «электрон» – янтарь). (5)Поэтому стали говорить, что тело, получившее после натирания способность притягивать другие тела, наэлектризовано или что ему сообщён электрический заряд.
Какие из перечисленных
утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 1 осложнено обособленным определением,
выраженным причастным оборотом.
2) Предложение 2 сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью.
3) Предложение 3 сложноподчинённое.
4) Предложение 4 простое.
5) Предложение 5 содержит 3(три) грамматические основы.
ОТВЕТ: _____145_____
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.