Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Русский язык
ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ
ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Урок 135 (115).
Тема: Предложения распространённые и нераспространённые
– Развитие умений различать распространённые и нераспространённые предложения, преобразовывать
нераспространённые предложения в распространённые и наоборот.
П – повышенный уровень
М – максимальный уровень
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
3 4 4
1. Словарный взаимодиктант.
На основе подготовленного дома материала (с. 128) ученики диктуют
друг другу 5–6 словарных слов. Проверяют с опорой на слова в
рамке (с. 128).
2. Работа с однокоренными словами.
– Составьте и запишите со словом опушка:
а) словосочетание;
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию
из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности
объектов.
4. На основе анализа объектов делать
выводы.
5. Обобщать и классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
© ООО «Баласс», 2014
1б) предложение.
– Однокоренные ли это слова? Опушка, пушечный, пушной, пушка,
опёнки. (Если слово опушка означает меховую обшивку по краям
одежды, то слово пушной – однокоренное.)
– Составьте схему предложения.
3. Работа в парах.
– Задайте вопросы друг другу (по рядам) по теме «Предложение».
Примерные варианты вопросов.
– Назовите признаки предложения.
– Какие предложения бывают по цели высказывания? по интонации?
Приведите примеры.
– Что входит в грамматическую основу предложения?
– Что такое второстепенные члены предложения?
– Чем отличаются части речи от членов предложения?
4. Работа в рабочей тетради.
Проверка задания № 9, тема 11 в рабочей тетради.
Ученики читают исправленные варианты, объясняют после чтения,
какие были ошибки и с чем они связаны.
5. Самостоятельное выполнение упр. 416 (по рядам (6) – каждый ряд
по одному предложению).
1 3 3
– Откройте учебник на с. 153.
– Прочитайте самостоятельно текст в рамке и назовите тему урока.
Нераспространённые и распространённые предложения.
– Переформулируйте её в вопрос урока.
– Что такое нераспространённые и распространённые предложения? (Или
II.
Формулирование
проблемы.
© ООО «Баласс», 2014
2III. Открытие
новых знаний.
какие предложения называются …)
– Составим план урока.
План (примерный).
2 3 4 2
Работа в учебнике.
1. Работа над понятиями «распространённое»/«нераспространённое».
– Прочитайте ещё раз определение в рамке на с. 153.
– Что означает слово распространить? (О предложении: увеличить,
сделать более обширным.)
– Приведите примеры распространённых и нераспространённых
предложений.
2. Ответы на вопросы учебника (после текста в рамке).
3. – Поставь рядом с верным утверждением знак +, с неверным – .
а) Распространённое предложение имеет не только подлежащее и
сказуемое.
б) Нераспространённое предложение состоит только из второстепенных
членов.
в) Распространённое предложение включает подлежащее и
второстепенные члены предложения.
г) Нераспространённое предложение – это грамматическая основа
предложения.
д) Распространённое предложение состоит из главных и второстепенных
членов.
Ответы в тетрадях: + – – + +
© ООО «Баласс», 2014
3IV. Развитие
умений.
2 3 4 6 1 3
Работа в учебнике.
1. Упр. 417 – развивается умение определять и обосновывать характер
предложения с точки зрения его распространённости.
1е предложение комментируется одним из учеников. Затем
упражнение выполняется самостоятельно по заданиям.
2. Упр. 418 – развивается умение распространять предложение.
Образец записи рассматривается в учебнике. Затем дети выполняют
самостоятельно по вариантам:
I вариант: 2е предложение.
II вариант: 3е предложение.
III вариант: 4е предложение.
Коллективная проверка.
Рассмотреть различные варианты
распространения предложений. Учитель может записать на доске
Запорхали бабочки.
самое длинное предложение.
Запорхали пёстрые бабочки. Весело запорхали бабочки.
Учитель
записывает: Весело запорхали пёстрые бабочки.)
(Например:
3. Упр. 419 – развивается умение преобразовывать предложение из
распространённого в нераспространённое.
– Что значит – сделать предложение нераспространённым? (Убрать все
второстепенные члены.)
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё
отношение к героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии
с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению
и целенаправленной познавательной
деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать
других.
2. Строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной
форме.
4. Умение работать в паре.
© ООО «Баласс», 2014
4Далее выполняют самостоятельно – находят грамматическую
основу, записывают и подчёркивают главные члены.
4. Упр. 420 – развивается умение создавать художественный текст
на основе распространённых предложений.
Самостоятельная работа по заданию.
Выборочная проверка (чтение получившихся текстов).
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания (предметные,
метапредметные)?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
П. Дополнительный материал:
– Бывают ли предложения из одного слова? (Да.)
– Почему их можно считать предложениями? (В них есть законченная
мысль, они оформлены интонационно, это одно слово является или
подлежащим, или сказуемым.)
Например: Осень. Увядают, желтеют листья.
Снег. Город почти ослеп. (А. Макаревич)
© ООО «Баласс», 2014
5V. Итог урока.
4 4
Задание № 7, тема 11 в рабочей тетради.
– Почему выбранное вами предложение оказалось лишним? (Это
предложение распространённое, а все остальные нераспространённые.)
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
VI. Домашнее
задание.
1. Составить схему определения на с. 153.
2. Выписать из книги по литературному чтению два распространённых
предложения и два нераспространённых.
П. Задание № 10, тема 11 в рабочей тетради.
© ООО «Баласс», 2014
6