Предметная неделя русского языка
«Великий, могучий русский язык».
Цели:
План проведения:
День первый:
1. Объявление о начале предметной неделе Русского языка
2. Сообщение о плане проведения мероприятий в рамках недели Русского языка.
3. Конкурс «Король письма» номинация «Золотое пёрышко» (1-4классы)
День второй:
1. Конкурс «Грамматический бой» (2-4классы)
День третий:
1. Конкурс для обучающихся 1-4 классов «Веселая грамматика»
День четвёртый:
1. Конкурс рисунков «Весёлая азбука» (1-4классы) (выставка творческих работ)
2. Конкурс тетрадей по русскому языку «Лучший каллиграф» (1-4классы)
День пятый:
Торжественная линейка, посвященная закрытию Недели Русского Языка в начальной школе.
Награждение победителей и участников.
Открытие недели. Знакомство с планом проведения недели русского языка.
Ведущий. Вы любите волшебство и
превращения? Если любите, то приглашаем вас на необыкновенную неделю русского
языка.
Приглашаем в гости к нам Королеву Грамматику.
I ученик.
Грамматика, грамматика –
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
Пусть трудна, но без нее
Плохо было бы житье.
II ученик.
Люблю тебя, грамматика,
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я.
III ученик.
Надо дружить с грамматикой,
Учить правила, и, если не лениться,
Можно всему-всему научиться.
Королева Грамматика. Ребята, освоить
родной язык – трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к
знаниям. Наша неделя поможет вам в достижении того чудесного и таинственного,
что прячется за словами «русский язык». Русский язык – необыкновенный язык и мы
в этом убедимся.
– Как будет проходить наша неделя? (Ведущий объясняет план работы)
I ученик.
И пусть сильней кипит борьба,
Острей соревнование,
Успех решает не судьба,
А только наши знания.
Все.
И соревнуясь вместе с вами,
Мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит острей,
Наша дружба крепнет с ней!
Ведущий:
Молодцы! С сегодняшнего дня у нас в школе будет царить «Неделя русского языка». На этой недели вы должны показать все свои знания в области русского языка.
Конкурс «Король письма» (День первый)
2 класс
Фамилия, имя ___________________________
Лось.
Белым снегом покрылись поля и леса. На снегу следы лося. У него сильные ноги и большие рога. Это красивое животное.
3 класс
Фамилия, имя ___________________________
Зимой.
Я тихо иду по тропинке. Вот с дерева прыгнула белка. Дятел стучит по коре сосны. В дупле дуба гнездо совы. Около березы норка крота. Над елкой кружит клёст.
4 класс «_____»
Фамилия, имя ___________________________
Первый зимний день.
Всё было покрыто снегом. В воздухе кружились мягкие пушистые снежинки. Низкие облака ползли над самой землёй и цеплялись за верхушки елей. Солнышко почти не светило. Пушинки снега продолжали кружить в воздухе. Они тихо падали на мёрзлую землю.
Конкурс «Грамматический бой»
(День второй)
2 класс.
1. Подчеркни твёрдые согласные в скороговорке:
ЛЕТЕЛИ ЛЕБЕДИ С ЛЕБЕДЯТАМИ.
2. Расшифруй слова, подчеркни «лишнее» слово:
ЫТКАВ, МИДОПОР, РОТПО, КОРОМВЬ
____________________________________________________
3. Выполни математические действия и запиши получившееся слово:
СПОР + А – РОСА + АР + ТА = ________________________
ЗИМА + ВОТ - ТОМА + ОН - И + ОК = _________________
СОМ + ТИ - СИМ + МЕТЛА – ЛА + КА = _______________
4. Добавь одну букву в начале слова, чтобы получились новые слова:
ДАЧА - ______________, ПОРТ - ______________,
РИС - ________________, КЛАД - ______________.
5. Раздели текст на предложения. Поставь точку там, где это необходимо:
ПОДУЛА ЗИМА ХОЛОДОМ СВЕРКАЕТ ПЕРВЫЙ ЧИСТЕНЬКИЙ СНЕЖОК ПОЛЕТЕЛИ ЛИСТЬЯ С ДЕРЕВЬЕВ РУМЯНИТ ЩЕКИ ЛЕГКИЙ МОРОЗ.
3 класс.
1. Исправь ошибки в тех словах, которые записаны неправильно:
ПРАВЕЛО, ЛОПАТА, ПИТУХ, ПАЛЬТО, ВЯЗАНКА, БАЛЛКОН, ДИРЕВНЯ, НАПРИМЕР, СОСЕД, ПИНАЛ.
2. Подчеркни мягкие согласные в словах:
БУКВАРЬ, КРЮЧКИ, ЛЮСТРА, УЧИТЕЛЬНИЦА, ГОРЬКИЙ.
3. Раздели слова для переноса:
Птичьи - ___________________________________________,
льют - _____________________________________________,
большая - __________________________________________,
удивительный - _____________________________________,
аккуратный - _______________________________________ .
4. Поставь слова во множественное число:
Воробей - ___________________________________________
Кол - _______________________________________________
Ручей - _____________________________________________
Крыло - ____________________________________________
Муравей - __________________________________________
5. Подчеркни только однокоренные слова:
ВОДА, ВОДИЧКА, ВОДОЛАЗ, ВОДИТЕЛЬ, ВОДНЫЙ.
ГОРИСТЫЙ, ПРИГОРОК, ГОРЕВАТЬ, ГОРА, ГОРНЯК.
6. Разбери слова по составу:
ЗВЁЗДОЧКА, МОРЯКИ, ПЕРЕЛЕСОК, БЕРЁЗОВАЯ.
7. Какую орфограмму в слове надо проверить? Подбери и запиши проверочные слова:
Шубка - ____________________________________________
Грустный - _________________________________________
Носовой - __________________________________________
Дождинка - _________________________________________
Редкий - ____________________________________________
8. Определи части речи и подпиши их над словами в предложении:
Утопают лесные опушки в розовой пене.
9.Подчеркни главные члены в предложении:
Мутными ручьями побежала вода к реке.
10. Определи количество букв и звуков в каждом слове:
Корабль - __________________________________________
Подъезд - __________________________________________
Янтарь - ____________________________________________
Ягода - _____________________________________________
4 класс.
1. Исправь ошибки в тех словах, которые записаны неправильно:
ПРАВЕЛО, ЛОПАТА, ПИТУХ, ПАЛЬТО, ВЯЗАНКА, БАЛЛКОН, ДИРЕВНЯ, НАПРИМЕР, СОСЕД, ПИНАЛ.
2.Подчеркни слова, в которых буква Я обозначает два звука:
МЯЧ ОБЪЯВЛЕНИЕ МАЯК РЕБЯТА ЯГОДА
3. В какое слово надо вставить непроизносимый согласный?
ЧУДЕС__НЫЙ КАПУС__НЫЙ БЛЕС___НУТЬ
4. Запиши антонимы (слова противоположные по значению) к данным словам:
Молодой - __________________________________________
Счастье - ___________________________________________
Вверх - _____________________________________________
Плохой - ___________________________________________
Дневной - __________________________________________
5. Запиши цепочку из 8 словарных слов так, чтобы первая буква каждого следующего слова была такой же, как последняя у предыдущего слова.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Найди среди слов однокоренные. Выдели корень. Лишние слова зачеркни.
ЛЕС, ЛЕСНИК, ПРЕЛЕСТЬ, ЛЕСНОЙ, ПЕРЕЛЕСОК, ЛЕСНИКИ, ЛЕСЕНКА, СЛЕСАРЬ, ЛЕСНИЧЕСТВО.
7. Подчеркни слова, в которых 6 звуков:
ТОПОЛЬ, БЕРЁЗА, ЯСЕНЬ, СОСНА, ЯБЛОНЯ, РЯБИНА.
8. Объясни одним словом значение фразеологических оборотов:
КАК СНЕГ НА ГОЛОВУ - ____________________________
С ГЛАЗУ НА ГЛАЗ - _________________________________
ОДНА НОГА ЗДЕСЬ, ДРУГАЯ ТАМ - __________________
ДЕРЖАТЬ ЯЗЫК ЗА ЗУБАМИ - _______________________
РАБОТАТЬ СПУСТЯ РУКАВА - _______________________
9. Нужна ли запятая в предложении? Если нужно, вставь недостающие знаки препинания:
В синем небе звёзды блещут в синем море волны хлещут.
10. Отгадай, что это?
Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле, когда кто-то бесследно исчез; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит. ______________
Конкурс «Весёлая грамматика»
(День третий)
2 класс.
Отгадай загадки, рядом запиши отгадки:
Окраской – сероватая, Повадкой – вороватая, Крикунья хрипловатая – Известная персона. Кто она? |
_______________ |
Я не будильник, но бужу, Я с бородой и в шпорах. С большою важностью хожу И вспыльчив, словно порох. |
_______________ |
Русская красавица Стоит на поляне, В зелёной кофточке, В белом сарафане. |
________________ |
Пишет он, когда диктуют, Он и чертит и рисует. А сегодня вечерком Он раскрасит мне альбом. |
________________ |
Рыжий молокозавод День жуёт и ночь жуёт: Ведь траву не так легко Переделать в молоко. |
________________ |
С хозяином дружит, Дом сторожит, Живёт под крылечком, Хвостик кочечком. |
________________ |
Красный нос в землю врос, А зелёный хвост снаружи. Нам зелёный хвост не нужен, Нужен только красный нос. |
_______________ |
Невидимкой, осторожно Он является ко мне, И рисует, как художник, Он узоры на окне. |
_______________ |
Круглое, румяное, Я расту на ветке: Любят меня взрослые И маленькие детки. |
_______________ |
Уродилась я на славу, Голова бела, кудрява. Кто любит щи – Меня в них ищи. |
_______________ |
Материал для учителя:
Отгадки к конкурсу «Весёлая грамматика» для 2 класса:
Ворона
Петух
Берёза
Карандаш
Корова
Собака
Морковь
Мороз
Яблоко
Капуста
Материал для учителя:
Отгадки к конкурсу «Весёлая грамматика» для 3 класса:
Дельфин
Щука
Карп
Окунь
Карась
Сом
Краб
Акула
Кит
10. Рак
11. Медуза
12. Осьминог
13. Сельдь.
Материал для учителя:
Отгадки к конкурсу «Весёлая грамматика» для 4 класса:
Плюшка
Мармелад
Конфета
Джем
Мёд
Варенье
Пастила
Леденец
Зефир
10. Кекс
11. Торт
12. Изюм
13. Вафли
14. Шоколад.
3 класс.
В этом квадрате с буквами спрятались 13 обитателей морей и рек. Отыщи их. Учти, что слова могут быть написаны по горизонтали, по вертикали и по диагонали. Одно слово – краб – уже найдено.
Я |
С |
О |
С |
Ь |
М |
И |
Н |
О |
Г |
Д |
Р |
О |
Н |
К |
Е |
Т |
Ь |
Щ |
У |
Е |
З |
Г |
М |
А |
Х |
Л |
У |
Р |
С |
Л |
О |
Ш |
Е |
Р |
С |
К |
Р |
А |
Б |
Ь |
П |
И |
Д |
П |
А |
Р |
С |
К |
А |
Ф |
О |
К |
У |
Н |
Ь |
К |
Ю |
Й |
Н |
И |
Л |
А |
З |
В |
И |
Е |
У |
Т |
В |
Н |
Ж |
Д |
А |
Т |
Ь |
М |
О |
Л |
Ь |
Ю |
Ь |
К |
А |
Р |
А |
С |
Ь |
Ы |
А |
Ч |
Е |
П |
Я |
С |
Е |
Л |
Ь |
Д |
Ь |
4 класс.
В этом квадрате с буквами спрятались 14 названий сладостей. Слова можно искать по горизонтали, по вертикали и по диагонали. Одно слово – торт – мы за тебя уже нашли.
К |
Ю |
В |
А |
Ф |
Л |
И |
М |
Ш |
Т |
Р |
О |
П |
Л |
Ю |
Ш |
К |
А |
О |
П |
В |
Е |
Н |
М |
Л |
Е |
Ж |
Р |
К |
А |
А |
Т |
Ё |
Ф |
К |
А |
Т |
М |
О |
С |
Р |
Д |
У |
С |
Е |
Н |
О |
Е |
Л |
Т |
Е |
И |
К |
Р |
О |
Т |
Е |
Л |
А |
И |
Н |
З |
Е |
Ф |
И |
Р |
А |
А |
Д |
Л |
Ь |
Ю |
Х |
Р |
Ю |
Н |
Ь |
Д |
Р |
А |
Е |
М |
Л |
Е |
Д |
Е |
Н |
Е |
Ц |
Х |
Р |
М |
Я |
С |
О |
Ш |
Д |
Ж |
Е |
М |
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Завершающий этап
(День пятый)
Учитель: Дорогие участники, наша Неделя
Русского Языка подошла к концу. Предлагаем начать церемонию награждения
победителей и призеров. …..
Мы благодарим всех победителей,
призеров, участников Недели Русского Языка!
Со всеми заданиями Вы справились блестяще! А помог Вам в этом – русский язык –
это удивительное и неповторимое чудо, которое позволяет выражать свои мысли,
чувства, настроение, передавать увиденное и услышанное.
Желаем Вам успехов в дальнейшем изучении языка!!!
- Сегодняшнее наше мероприятие, посвящённое НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА, завершаем замечательным стихотворением, которое называется…
Стихотворение «Выучи русский язык!».
1 -й ученик:
Если ты хочешь
судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!
2-й ученик:
Он твой наставник
- великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познанья кручи,
Выучи русский язык!
3-й ученик:
Русское слово
живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово - свободы зарница,
Выучи русский язык!
4-й ученик:
Горького зоркость,
бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово -
Выучи русский язык!
5-й ученик:
Мир разобщенных
безрадостно тесен,
Спаенных мир необъятно велик.
Сын мой, работай, будь людям полезен,
Выучи русский язык!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.